Новости раздела

В Казанском кремле появился уголок Италии

Центр «Эрмитаж-Казань», который в этом году отмечает первый юбилей — десятилетие, — накануне стал местом, где звучали неаполитанские песни и с полотен улыбались гондольеры, благоухала буйная южная растительность, кокетливые взоры бросали темноокие южанки. Здесь открылась выставка из фондов Государственного Эрмитажа, посвященная итальянской живописи. На открытии побывала корреспондент «Реального времени».

Зрителей почти что миллион

Выставка итальянской живописи приурочена к юбилею казанского филиала, хотя собственно юбилейные торжества начнутся в сентябре. Итог первых десяти лет — 14 выставок из фонда Эрмитажа, а всего за эти годы — больше шестидесяти. Их посетили около миллиона человек.

Центров, подобных казанскому, в мире, кроме нашего, еще два — в Выборге и Амстердаме. Но наш по площади самый крупный, и это позволяет делать серьезные проекты. Сейчас с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским ведут переговоры представители Омска, Екатеринбурга и Владивостока, но открытие в них центров, подобных казанскому, — дело далекое.

По словам Ольги Пиульской, директора центра «Эрмитаж-Казань», площадь залов в Казани составляет около 800 квадратных метров, именно такова площадь Николаевского зала в самом Эрмитаже, где проходят выставки из коллекции самого известного российского музея. Так что можно говорить о том, что в Казани Эрмитаж осуществляет полноценную выставочную деятельность.

Создание выставки в самом Эрмитаже или его центрах — дело трудоемкое. Когда возникает идея, собирается ученый совет того отдела, предметы из чьих фондов будут выставляться. И только после обсуждения идеи и концепции, представленной куратором будущей выставки, начинается собственно работа.

Эрмитажный центр в Казанском кремле — одно из самых привлекательных мест для туристов. Сам же Казанский кремль входит в десятку лучших музеев страны, занимая восьмое место. А две выставки в центре «Эрмитаж-Казань» («Итоги веков» и французские импрессионисты) попали в топ-45 лучших выставок в России. Впрочем, Эрмитажный центр — это не только выставки, но и интернет-проекты, детский лекторий, библиотека, которая, кстати, вчера пополнилась новыми изданиями из Эрмитажа.

Прекрасная Италия во всех залах

Выставка «Образы Италии» — это около двухсот произведений живописи, графики и пластики из собрания Государственного Эрмитажа. После короткой торжественной части публику пригласили осмотреть выставку, причем первая экскурсия шла под звуки популярных в народе неаполитанских песен — традиционных итальянских шлягеров в исполнении ансамбля струнников. Все это создавало атмосферу легкомысленной праздничности, такую характерную для этой страны.

Естественно, что большая часть экспонируемых работ — это пейзажи Италии. Художников во все времена привлекали и виноградники Тосканы, и «голубая мгла умбрийских гор», и морские просторы. Один из ярких представителей этого жанра — голландец Николас Берхем, чьи работы можно видеть в экспозиции. Вторая тема выставки — великолепная архитектура Италии. Ну как можно обойтись, например, без собора в Милане, одного из архитектурных шедевров Европы? А каждый город Италии в той или иной мере может гордиться своей архитектурой.

Жизнь в Италии всегда бурлила, на любой улице, на любом перекрестке можно увидеть забавную, интересную сценку. Так что выставка в эрмитажном центре, естественно, включает в себя и жанровые полотна. Например, «Рынок на площади» Иоханнеса Лингелбаха или «Шарлатан» Яна Миля. Есть в экспозиции и «русский след» — полотно Джулио Карлини «Семья Толстых в Венеции». Известное аристократическое семейство запечатлено прибывающим на гондоле.

Коллекции живописи и графики, вывезенной из Италии, Эрмитаж обязан многочисленным русским путешественникам, которые считали вояж по этой изумительной стране почти что своим долгом. А во время путешествия покупались картины и статуэтки, заказывались портреты. Наиболее простой для перевозки в карете была графика, поэтому ее много в коллекции Эрмитажа, представлена она и в Казани.

«Образы Италии» — очень емкая выставка. Она охватывает период с семнадцатого века до середины века прошлого (в коллекции, например, можно видеть экспрессивную работу Ренато Гуттузо, что было неожиданностью в контексте выставки академической).

Экспозиция как бы приоткрывает окно в эту чудесную страну, и в этом окне можно услышать звон колоколов монастыря в Ассизи, увидеть мощеную булыжником древнюю площадь в Сиене или полюбоваться солнечными лучами на площади Сан-Марко в Венеции, в которых купаются стаи голубей.

Про Италию часто говорят «bella», то есть «прекрасная». Видеть «прекрасную Италию» в Казани можно будет до конца января будущего года, можно наслаждаться ее небом, морем, горами в тумане, черпать радость жизни, буквально разлитую на полотнах, посвященных этой стране.







Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров