Новости раздела

ГИБДД ударила по ОСАГО отменой справки

Автомобилисты, попавшие в ДТП, могут столкнуться с проблемами при выдаче страховых выплат из-за нехватки информации в оформляемых документах

РСА просит Госавтоинспекцию восстановить выдачу справок о ДТП. Страховщики жалуются на нехватку времени по сбору информации, да и в процессуальные документы вносятся далеко не все данные, которые раньше содержала справка. Сам формат нового порядка заполнения документов не урегулирован. В ГИБДД проблему считают раздутой. Однако автомобилистам, попавшим в аварию, неразбериха может создать дополнительную головную боль. Подробности — в материале «Реального времени».

Справка есть в законе, но исчезла из регламента

РСА просит Госавтоинспекцию восстановить выдачу справок о ДТП, которые отменены новым административным регламентом ведомства, вступившим в силу 20 октября. По данным «Коммерсанта», исполнительный директор Российского союза страховщиков Евгений Уфимцев направил письмо начальнику ГИБДД России Михаилу Черникову, в котором описывает сложную ситуацию, возникшую у страховых компаний в связи с отменой справок.

Выдачу справок о ДТП отменил новый регламент работы ГИБДД. Справка входит в комплект документов, который автовладелец, пострадавший в дорожно-транспортном происшествии, должен предоставить в страховую компанию для возмещения ущерба. В ней содержится в том числе и информация о виновнике ДТП и его автомобиле, включая данные полиса ОСАГО и характер повреждений.

— Сроки выплаты страхового возмещения очень жесткие, а в нынешних условиях приходится тратить дополнительное время на выяснение недостающих данных, — поясняет проблему директор департамента розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Формально страховые компании могут отказать в принятии документов, так как передан не полный комплект — справка о ДТП, несмотря на то, что исчезла из регламента работы сотрудников дорожной инспекции, осталась в федеральном законе об ОСАГО.

— ФЗ об ОСАГО предусматривает порядок оформления документов, и там написано, что в ГИБДД должны выдать справку, а приказ МВД, который ниже по уровню, нежели федеральный закон, говорит, что справку выдавать не обязаны. Для чего нужна справка? Она устанавливает виновность в ДТП. Например, у нас установили административное наказание за отсутствие знака «Шипы». Автомобиль стоит на «красном» и в него въезжает автомобиль, который не соблюдал скорость и дистанцию. В КоАП наказания за то, что ты не соблюдал дистанцию, — нет. Но есть за отсутствие знака «Шипы». И если ГИБДД не установит причинно-следственную связь, нарушения ПДД, которые ранее указывались в справке, то виновным может оказаться автомобиль, который стоял без знака «Шипы», — считает Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автовладельцев России.

Заполнение документов переложили с ГИБДД на водителей

Информации об отказах страховщиков из-за отсутствии справок о ДТП — нет. В страховых компаниях, которые обзвонил корреспондент «Реального времени», ответили, что достаточно предоставить определение о возбуждении дела об административном правонарушении либо протокол об административном правонарушении, либо постановление по делу об административном правонарушении.

— Письмо врио начальника ГИБДД об отмене справки о ДТП включало открытый перечень сведений для указания в первичных процессуальных документах (протокол, определение или постановление) вместо справки о ДТП, — рассказывает «Реальному времени» Виталий Княгиничев.

Поэтому страховщики советуют попавшим в ДТП настаивать, чтобы сотрудники ГИБДД вносили в эти документы информацию, которая ранее вносилась в справку о ДТП: о транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-номера); ФИО водителей-участников ДТП с указанием места жительства и дат рождения; ФИО собственников транспортных средств участников ДТП; страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика); нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП; направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Кроме этого, водителей просят максимально подробно заполнить извещение о ДТП, бланк выдается страховой компанией вместе с полисом ОСАГО. Ранее, если ДТП оформлялось не по европротоколу, это было делать необязательно.

— Сейчас даже самый добросовестный страховщик не сможет оформить страховое возмещение, если он не имеет непротиворечивой, достоверной информации о событии. Мы надеемся, что если он получил качественно оформленное извещение о ДТП и документы из полиции, то картина события будет ясна и возмещение тому, кому положено, будет выплачено. Но если ничего непонятно или информация никак не подтверждена, то не будет и выплаты. Например, если к заявлению о страховом возмещении будет приложено одно лишь извещение о ДТП, заполненное только одним водителем, то здесь, очевидно, он получит от страховщика предложение дооформить это извещение, — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс порталу Korins.ru новый порядок действий без справок о ДТП.

Страховщики просят вернуть справки — это облегчит им работу

При этом в РСА заявляют, что отсутствие справок усложняет им работу. «Коммерсант» приводит письмо исполнительного директора Российского союза страховщиков Евгения Уфимцева начальнику ГИБДД России Михаилу Черникову, в котором тот пишет, что ситуация не отрегулирована.

Страховщики поясняют, что далеко не все инспекторы, оформляющие ДТП, и не во всех регионах вносят в документы информацию, позволяющую страховщику впоследствии в порядке регресса взыскать деньги с виновника ДТП. В ряде регионов информация вносится в процессуальные документы, в других регионах продолжают составлять общий документ, но с другим названием. Однако есть и более серьезная проблема.

— Внесение информации в процессуальные документы не всегда позволяет страховщику получить полную информацию по ДТП в силу следующих причин, — говорит Княгиничев. — В процессуальных документах отсутствуют поля, какие были в справке о ДТП, позволяющие внести все необходимые сведения (то есть в процессуальный документ может быть внесена только часть необходимых сведений). Процессуальный документ составляется/выносится в отношении к виновнику ДТП, а если виновников несколько, то принять правильное решение в части размера выплаты (100%, 50% и т.д.) страховщик сможет только при условии одновременного предоставления процессуальных документов на всех виновников. В письме врио начальника ГИБДД среди обязательных к указанию сведений отсутствуют такие: сведения о медицинском освидетельствовании (влияет на регресс), сведения об оставлении места ДТП (влияет на регресс), краткое описание обстоятельств ДТП, в том числе было контактное взаимодействие ТС или нет (отказ по ПВУ), сведения о наличии в ДТП пострадавших.

Страховщики уже направили в Минфин предложение внести изменения в закон об ОСАГО, закрепив норму о том, что форма справки о ДТП утверждается «уполномоченным правительством органом власти». В Банке России, в свою очередь, «Коммерсанту» заявили, что уже готовят изменения в правила ОСАГО, уточняющие список документов для осуществления страхового возмещения.

По данным «Коммерсанта», ситуация обсуждалась на совещании страховщиков с ГИБДД. В ГИБДД считают, что проблема преувеличена. Все необходимые данные инспекторы вносят, за исключением информации о «причинителе вреда» — такого термина в нормативных актах нет.

Не первая проблема во взаимодействии страховщиков и ГИБДД

Вице-президент ФАР Дмитрий Клевцов в этом вопросе поддерживает ГИБДД.

— Если нет пострадавших, то страховые компании сами должны заниматься оформлением ДТП. Другое дело, что у страховых компаний на первом месте стоит сбор денег и придумывание различных причин, чтобы не осуществлять выплаты, — говорит Клевцов.

По его словам, у РСА это не единственная проблема во взаимодействии с ГИБДД. 10 июля вступили в силу новые правила по регистрации транспортных средств, согласно которым не требуется полис ОСАГО. Подразумевается, что ГИБДД должна запрашивать эти данные у страховщиков через систему электронного взаимодействия, однако на деле схема не работает.

Дарья Турцева
Общество

Новости партнеров