Лежачий арестант сбежал от пожизненного?
В Казани фигурант дела о терроризме исчез из-под домашнего ареста
Федеральная служба безопасности объявила в международный розыск 36-летнего жителя Казани, экс-руководителя правозащитного центра «Нова» Марселя Гималиева. Как выяснило «Реальное время», он сбежал из-под домашнего ареста на финальной стадии расследования уголовного дела об организации в Казани деятельности «Исламской партии освобождения» — она же «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», чья деятельность в России признана террористической.
Электронный браслет на него не надевали
Факт побега обвиняемого в терроризме был обнародован 9 ноября на заседании Советского районного суда Казани при рассмотрении ходатайства о заочном аресте Марселя Гималиева. Следователь Галина Королева объяснила: Гималиев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления против общественной безопасности. Ему инкриминирована ч. 1 ст. 205.5 УК РФ «Организация деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической». Ответственность за данное преступление — от 15 лет колонии до пожизненного заключения.
4 апреля 2017 года Гималиев был помещен под домашний арест по месту жительства в Авиастроительном районе Казани. Электронный браслет для круглосуточного слежения на него не надевали — в том числе по медицинским показаниям. У обвиняемого был компрессионный перелом позвоночника и переломы рук, врачи использовали аппарат Илизарова. Как выяснило «Реальное время», фигурант уголовного дела был лежачим — на следственные действия его доставляли чуть ли не на носилках.
По одной из версий, сбежать обвиняемому помогли родственники, по другой — друзья. Впрочем, этот вопрос на заседании суда не поднимался. Следователь сообщила, что 31 октября сотрудники уголовно-исполнительной инспекции зафиксировали факт отсутствия поднадзорного. 7 ноября пропавшего объявили в федеральный розыск, а на следующий день — уже в международный — постановлением УФСБ по РТ.
«Местонахождение его не установлено», — объявила суду следователь.
— А почему его в международный розыск объявили? — поинтересовался судья Эрнест Муртазин.
— Есть информация, что он выехал за территорию России.
Избежал посадки как невменяемый
Представитель прокуратуры заочный арест беглеца поддержал, дежурный адвокат возражал. И суд постановил — водворить Гималиева в СИЗО-1 Казани сроком на 2 месяца с момента его появления на территории РФ. Судья напомнил, что избрание меры пресечения в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск. В данном случае это условие соблюдено.
По данным «Реального времени», ранее Гималиев уже привлекался к уголовной ответственности, но счастливо избежал посадки. В мае 2007 года комитет «Гражданское содействие» и правозащитный центр «Мемориал» сообщали о задержании в Казани руководителя мусульманской правозащитной организации «Нова» Марселя Гималиева. Задержанию предшествовал допрос в УФСБ по РТ в качестве подозреваемого в причастности к деятельности экстремистской организации, террористической деятельности и подготовке к действиям, направленным на насильственное изменение конституционного строя. Позже в доме Гималиева был проведен обыск.
По данным правозащитников, созданный их казанским коллегой центр «Нова» с 2005 года занимался распространением сообщений о фактах «нарушения конституционных прав лиц, обвиняемых в исламском экстремизме или терроризме». В результате Гималиев и сам стал фигурантом уголовного дела тех, кого защищал, и в 2009-м году в составе группы предстал перед Верховным судом РТ.
Тогда суд признал 12 подсудимых участниками казанской ячейки запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» виновными в содействии терроризму, попытке насильственного захвата власти, пропаганде идей исламского халифата. Семеро обвиняемых получили реальные сроки от 4 до 8 лет колонии. Еще четверо были осуждены условно. Марселя Гималиева суд в 2009 году признал невменяемым и направил на принудительное лечение. Вину подсудимые так и не признали.
В бегах — еще четыре «домашних» арестанта
С тех пор о деятельности центра «Нова» в Казани слышно не было. Где Гималиев находился все эти годы и где получил травмы, приковавшие его к кровати, пока неясно. Известно лишь, что фигурантом нового уголовного дела о казанской ячейке той же запрещенной в России организации он стал в 2017-м году, причем вместе с ним привлекаются еще с десяток человек, и расследование дела находится на завершающей стадии.
В УФСБ по РТ и Следкоме комментировать историю с привлечением лежачего к уголовной ответственности и с его загадочным побегом сегодня не стали. А вот в УФСИН по РТ сообщили, что надзор за арестантом осуществляла уголовно-исполнительная инспекция по Авиастроительному району и браслет на него действительно не надевали. Способы контроля использовали разные — звонки по телефону, выходы на дом. Именно такой выход 31 октября и позволил обнаружить отсутствие Гималиева.
«Как именно он сбежал — вопрос не к нам, мы оперативно-разыскными мероприятиями не занимаемся», — сообщила «Реальному времени» пресс-секретарь УФСИН по РТ Инга Мазуренко. Она же пояснила, что с начала 2017 года под домашним арестом в Татарстане побывали 579 подследственных. Сейчас остаются 219. А в наличии у службы на всех арестантов только 85 электронных браслетов. Правда, до конца года обещают закупить еще 80.
«Эта мера пресечения применяется все чаще, — отмечает Инга Мазуренко. — В первый год после введения нормы о домашнем аресте у нас на всю республику лишь 11 человек было».
Не уклонились в пенитенциарном ведомстве и от другого острого вопроса: а сколько в Татарстане таких беглецов? Оказалось, в 2017 году, кроме Гималиева, «скрылись из-под надзора уголовно-исполнительной инспекции» еще четыре человека, один из которых взломал электронный браслет. Пойман из пятерки беглецов пока лишь один.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.