Новости раздела

Казанцы не оценили 365 вкусов «Пестречинки» от Ивана Егорова

В городе закрываются последние магазины сети с продукцией татарстанских птицефабрик

Казанцы не оценили 365 вкусов «Пестречинки» от Ивана Егорова
Фото: realnoevremya.ru/Василя Ширшова

Формат «365 вкусов» «Ак Барс Холдинга», созданный на базе бывших магазинов «Пестречинка», не прожил и года после ребрендинга. Сейчас в Казани закрываются его последние супермаркеты. По информации партнеров, на грани закрытия и сама компания, которая развивала сеть, — ОАО «Азык» (торговое подразделение АБХ). В самом холдинге ситуацию не комментируют. Подробнее — в материале «Реального времени».

«Пестречинка» вновь сменит вывеску

В Казани закрываются последние супермаркеты «365 вкусов», появившиеся в ходе ребрендинга магазинов «Пестречинка». В апреле этого года владелец ОАО «Азык» зарегистрировал товарный знак новой сети, но формат так и не прижился. Недавно супермаркеты сократили часы работы до 20.00, а с конца октября и вовсе стали закрываться. Нам удалось связаться с администрацией одного из еще действующих магазинов:

— Мы пока работаем, распродаем остатки товаров со скидкой 50%. Но мы тоже закроемся. Может, даже завтра. Все магазины «365 вкусов» закрывают.

— Почему закрывают?

— Будут новые магазины.

— А кто будет управлять сетью?

— Вы не поверите, я даже сама не знаю, кто нас возьмет.

У фирмы еще в прошлом году было 100 магазинов «Пестречинка», но после ребрендинга осталось только 12. Сейчас закрываются и они. realnoevremya.ru/Васили Ширшовой

ОАО «Азык» закрылось?

Сеть «365 вкусов» развивало ОАО «Азык», входящее в структуру «Ак Барс Холдинга». У фирмы еще в прошлом году было 100 магазинов «Пестречинка», но после ребрендинга осталось только 12. Сейчас закрываются и они, а что-либо узнать от самой фирмы оказалось невозможно: телефоны приемной «Азыка» и горячей линии не отвечают.

Для самого агрохолдинга это не первые эксперименты в ретейле. До 2004 года его подразделение «Ак Барс Торг» работало под своим брендом «Ак Барс». Затем — под товарным знаком «Пятерочка», но в 2009 году «Ак Барс Холдинг» рассорился с держателем бренда «Агроторгом», когда компания Х5 Retail Group стала открывать в Татарстане магазины «Пятерочка+».

В 2015 году компания провела ребрендинг 135 магазинов, запустив два формата: «Чак-чак» и «Наша марка». Но не прошло и года, как «Ак Барс Торг» начал переговоры о продаже или пересдаче в аренду двух третей своих супермаркетов. На фоне провала экспансии региональной сети за пределы республики в фирме сменили руководство. На смену Раилю Хуснуллину из структур «Ак Барс Холдинга» пришел казанец, тогда 25-летний Гали Минуллин. Под его управлением «Наша Марка» и «Чак-чак» закрылись. Причем часть освободившихся площадей снова арендовала Х5.

Сама «Пестречинка» летом 2015 года вошла в жесткую конкуренцию с «Челны-Бройлером» из агрохолдинга Ильшата Фардиева «Агросила», который запустил в республике розничную сеть. На старте компания ставила перед собой задачу открыть в первый же год 50 магазинов, в том числе в Казани, и обещание сдержала. На сегодня фирменная сеть «Челны-Бройлера» состоит из 70 магазинов. Проект конкурентов оказался успешнее.

«Магазины «Азыка» закрылись, мы им не отгружаем», — сообщили в ООО «Пестречинка». realnoevremya.ru/Васили Ширшовой

Продукцию под брендом «Пестречинка» по магазинам развозит организация с одноименным названием (также входит в АБХ). Еще в июне она доставляла курочек и в «365 вкусов», но сейчас здесь сообщили, что больше не работают с этой сетью:

— Магазины «Азыка» закрылись, мы им не отгружаем, — сообщили в ООО «Пестречинка».

То же самое рассказали «Реальному времени» и в отделе продаж птицефабрики «Яратель»:

— С «Азыком» мы сейчас не работаем. Где-то уже полгода не возим им продукцию, потому что они закрылись.

«Реальное время» обратилось с официальным запросом в «Ак Барс Холдинг», однако ответа не получило.

Уйти из ретейла в рантье

В картотеке Арбитражного суда РТ более двух десятков исков к ОАО «Азык» от его кредиторов. Кроме того, 5 октября в производство принято заявление казанской компании «Контакт» с требованием признать фирму банкротом за долги в 2,18 млн рублей. К делу подключились и другие истцы, например чистопольская фирма «Стимул» с суммой требований в 843 тысячи рублей.

— «Пестречинка» была староформатной, но даже после ребрендинга ей, как новому игроку, сложно было выходить на рынок при такой ожесточенной конкуренции со стороны федеральных ретейлеров. Сейчас, мне кажется, они закрываются, потому что их финансовая модель оказалась не такой успешной. Все «сетки» так или иначе на нас выходят, потому что у нас довольно большая база объектов. Мы и с «Верным» общаемся, который сейчас возобновил развитие, «Пятерочку» «сажаем», «Магниту», «Эдельвейсу» продаем помещения — он много предложений на покупку рассматривает. Но «Азык» к нам по развитию сети не обращался, — отметил гендиректор АН «А-Девелопмент» Мурат Ахмеров.

«Пестречинка» была староформатной, но даже после ребрендинга ей, как новому игроку, сложно было выходить на рынок при такой ожесточенной конкуренции со стороны федеральных ретейлеров, считает Мурат Ахмеров. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

По его словам, с учетом жесткой конкуренции с федеральными сетевиками таким форматам, как «Пестречинка» или «365 вкусов», в Казани сегодня просто не выжить. Эксперты советуют управленцам сети рассмотреть частный сектор или отдаленные районы, впрочем, интерес к этим территориям проявляют и федералы.

— Поэтому их новая модель не пошла. Когда у федеральных ретейлеров тысячи магазинов по всей России, бизнес-порты отлажены, поставщики с такими объемами — какой-то сети с десятками магазинов сложно с ними конкурировать. Наверное, им проще будет идти в стратегию рантье, сдавать помещения в аренду или субаренду с повышенной ставкой, — полагает Ахмеров.

— Когда они были еще «Пестречинкой», они брали у нас в аренду помещения, но и тогда особо не показывали большой выручки. Я не верю в такой формат. Сети все завоевывают. Скорее, больше права на жизнь имеют маленькие фермерские лавочки. Все равно к фермерской продукции у народа доверия больше. Даже лавочки фермеров в Агропромпарке имеют больше смысла, чем такие монобренды фабрик. Каждый должен заниматься своим делом, — убежден старший партнер Profit Group Тимур Губайдуллин.

Компания «Азык» на рынке с 1998 года, сегодня ее возглавляет Рустем Госманович Давлетшин. Выручка фирмы в 2014 году составила 2,3 млрд, год спустя упала на полмиллиарда — до 1,8 млрд рублей. Чистая прибыль в 2015 году — 460 тысяч рублей.

Василя Ширшова
ЭкономикаБизнесРозничная торговля

Новости партнеров