Новости раздела

Не удержать «Марку»: ставленник Ивана Егорова сдал без боя Закамье федералам из «Пятерочки»

30 «акбарсовских» продуктовых магазинов нашли нового хозяина

Как предсказывала еще летом газета «Реальное время», один из крупных татарстанских розничных операторов ООО «Ак Барс Регион» (другое юрлицо «Ак Барс Торг») фактически сворачивает свою сеть магазинов шаговой доступности за пределами Казани. Уже прекратили работу магазины сети в Челнах, закрываются магазины и в Казани, Заволжье.

Закамье и Заволжье закрыли полностью

«Закамская и Заволжская зоны полностью закрылись. Закамье — это Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Заинск, Альметьевск. Заволжье — Апастово, Алексеевск, Чистополь. В Заволжье было магазинов 5-6. В Закамье входило около половины всех магазинов сети. Помимо этого знаю, что в Казани большой магазин на Кулахметова закрылся. Всего в Казани 5-6 магазинов точно закрылось», — рассказывает бывший сотрудник «Ак Барс Торга».

Другой сотрудник добавил в беседе с корреспондентом «Реального времени» уже об объявленных планах закрыть половину всех магазинов. «Было решено отказаться от бренда «Наша марка». Она не заработала. Оставшиеся магазины переформатируют в «Чак-чак», — говорит источник.

«Если около половины магазинов закрылось из 140, то там как минимум по 10-12 человек работало, вот и считайте, сколько человек уволили», — размышляет собеседник.

С вывесок стерты любые надписи, которые могли бы хоть как-то идентифицировать объекты. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Напомним, что газета «Реальное время» еще в августе сообщила со ссылкой на одного из поставщиков, что «Ак Барс Торг» ведет переговоры о продаже части своих магазинов. Тогда же источники внутри компании сообщили нам, что в управлении сети планируется оставить только 40 магазинов. Сейчас, как мы видим, информация подтверждается.

«Закрыто с 7 октября. Когда откроют и что будет, не знаю!!!»

Корреспондент «Реального времени» в Набережных Челнах, чтобы убедиться лично, обошел часть магазинов «Ак Барса». Всего, согласно 2ГИС, у «Ак Барс Торга» в Закамье было 14 магазинов под брендом «Наша марка», 7 из которых были расположены в Набережных Челнах, 5 — в Нижнекамске и 2 — в Елабуге. Но, похоже, большая часть из них закрылась.

Мы прошлись по ул.Татарстан и Усманова, где у «Ак Барса» до недавнего времени было несколько магазинов: два — в 48-м комплексе, один — в 49-м и один — в 47-м. На данный момент они закрыты все. Жители домов, где ранее располагались торговые заведения, сообщили нам, что одни закрылись «несколько недель назад», другие — «полмесяца назад».

Большинство построек — еще советского образца («универсамы»). С вывесок к настоящему моменту стерты любые надписи, которые могли бы хоть как-то идентифицировать объекты. Остались кое-где большие буквы «Ашамлыклар» да вывески с обозначением времени работы магазина. Так, по адресу: ул. Татарстан, 35а стоящий объект кажется бережно перенесенным в 2015 год из конца советских 1980-х: состояние постройки настолько убогое, что, наверное, даже «дискаунтеру» там будет не по себе. На входной его двери приклеена бумажка «Магазин закрыт на ремонт». Официально это был «Магазин №169», принадлежащий сети ООО «Ак Барс Регион» (юр.адрес: ул. Абсалямова, 22).

Ситуацию с закрытыми магазинами красноречиво комментирует объявление, наклеенное на стекло. realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

Еще один магазин сети по ул. Усманова (48/13) даже найти не представляется возможным: стерты любые надписи. Магазин сети «Наша марка» по адресу 49/01 тоже советской постройки и также, как на ул. Усманова, «ободран», лишь над входной дверью обшарпанного здания (арматура проржавела, стены пожелтели) белыми буквами на красном фоне еще красуется «Универсам», но на стекле двери приклеенная бумажка сообщает: «Магазин закрыт».

Недалеко от него, по адресу: 47/16, расположен бывший четвертый магазин сети «Ак Барса» в этом районе («Магазин №168» — также ООО «Ак Барс Регион»), он ободран, кажется, пока еще не до конца. Над деревянной дверью вывеска «Продукты. Ашамлыклар — Гарантии качества и низкие цены!». Внутри еще одна дверь, за стеклом которой — пустые прилавки, места для касс (без аппаратов), даже работает освещение, не сорваны вывески «Макароны», «Рыба», «Бакалея», «Молоко», а в тележках навалены непроданные бутылки с водой. И внешне, и изнутри, как и другие закрывшиеся магазины сети, — это очень дешевые магазины у дома, которые и для своего владельца, по-видимому, казались балластом: каких-либо инвестиций в их обновление, реконструкцию, ремонт, дизайн даже близко не видно.

Ситуацию с закрытыми магазинами в филиале 47/16 красноречиво комментирует второе объявление, наклеенное на стекло, чуть ниже традиционной надписи печатными буквами: «Магазин закрыт». На нем ручкой размашистыми буквами нервным почерком (по-видимому, некто устал отвечать на те же вопросы местных жителей изо дня в день) написано: «Закрыто с 7/10-2015. Когда откроют и что будет, не знаю!!!».

Большинство построек — еще советского образца («универсамы»). realnoevremya.ru/Сергея Афанасьева

«Магниту» не приглянулись площади «Ак Барса»

В то же время судьбу данных магазинов не удалось прояснить и в «Ак Барс Холдинге» (он контролирует сеть), на запрос «Реального времени» не ответили.

Но уже в августе наши источники сообщали, что часть «ак барсовских» помещений еще тогда предлагали выкупить или взять в аренду другим ритейлерам. Самым вероятным арендатором и покупателем назывался бывший партнер «Ак Барс Торга» — федеральная группа Х5. По франчайзинговому соглашению с ней татарстанцы открывали в республике магазины «Пятерочка», но в прошлом году соглашение истекло.

«По-моему, договор о том, что X5 Retail Group будет брать в аренду эти же магазины, на стадии согласования», — рассказывает бывший сотрудник сети. В казанском офисе Х5 знают лишь о слухах о возможном выкупе магазинов «Чак-чак», но пока приказа о подготовке к интеграции не приходило. «Это все объяснимо, теперь после прошлогоднего решения ликвидировать Поволжский филиал и переподчинить Казань Самаре о происходящем мы узнаем последними», — говорит он.

Один из участников рынка знает, что право аренды на помещения «Ак Барс Региона» предлагали также «Магниту», но предложение не заинтересовало ритейлера.

Челнинский дистрибьютор молочной продукции рассказал «Реальному времени»: точно известно, что Х5 присоединил к своей сети все 30 закамских магазинов «Ак Барс Региона». В пресс-службе Х5 получили наш запрос, но не ответили.

«В Челнах право аренды на помещения может стоить в районе 500-700 рублей за квадратный метр», — говорит Мурат Ахмеров из «А Девелопмент».

«Молодежь из кабинета не выгонишь»

Событиям в «Ак Барс Торге» предшествовал ряд кадровых перестановок в центральном офисе. В мае 2014 года стало известно, что к концу года «Ак Барс Торг» должен был начать процесс ребрендинга своих 135 магазинов, окончательно оформив развод с бывшими партнерам из Х5. Для рынка под сеть было разработано два формата — супермаркеты «Чак-чак» с акцентом на местную продукцию и магазины шаговой доступности «Наша марка» с ассортиментом примерно из 3 тыс. позиций.

«В РТ и Казани под вывеской «Пятерочка» 140 магазинов. Около 120 магазинов планируется переформатировать в соответствии с концепцией обновленного магазина шаговой доступности. 20 магазинов будут переформатированы по инновационной концепции, разработанной в 2013 году совместно с международными консультантами», — заявляли тогда в «Ак Барс Торге».

Начав ребрендинг существующих магазинов под «Чак-чак» и «Нашу марку», в марте этого года («Реальное время» сообщило об этом первым из казанских СМИ) 44-летний Раиль Хуснуллин, возглавлявший «Ак Барс Торг» с 2007 года, «пошел на повышение», став советником гендиректора Ивана Егорова.

На смену Раилю Хуснуллину в «Ак Барс Торг» из структур «Ак Барс Холдинга» пришел уроженец Казани, 25-летний Гали Минуллин. С 2010 года он работал в департаменте проектного управления «АБХ», а в 2013 году стал заместителем генерального директора по развитию ООО «Ак Барс Торг» и занимался реализацией проекта по запуску магазинов формата «Чак-чак».

После назначения Минуллина пресс-служба компании «Ак Барс Регион» распространила сообщение, что перед ним поставлены две задачи: повысить эффективность работы сети и увеличить товарооборот, а также переформатировать действующие 125 магазинов в «Чак-чак» и «Нашу марку». Похоже, новые управленцы подошли нестандартно к этим задачам и решили достичь результата, глобально сократив сеть в 3 раза.

«Молодые руководители не хотят работать. Например, в Закамье и в Заволжье мы были как минимум по субботам и по воскресеньям. А молодежь не хочет туда ездить. Директора из кабинета не выгонишь», — делится мнением о новом менеджменте теперь уже бывший сотрудник.

  • Иван Федяков

    Иван Федяков генеральный директор ИА «Инфолайн»

    «Пятерочка» переживала трудности и теряла покупателей. На федеральном уровне исправление этой ситуации стоило достаточно дорого, потому что основная часть магазинов «Пятерочки» была ребрендирована: помимо изменения внешнего вида магазина и интерьера торгового оборудования, выкладки товара произошли изменения в управленческой структуре. Например, директор магазина начал именоваться «директором по качеству». Но не все франчайзеры были готовы согласиться с этой политикой, потому что она требует серьезных вложений и изменения отношений с персоналом, поэтому кто-то продолжил работать в прежнем формате, а кто-то расторг франшизу и провел ребрендинг. К сожалению, многие немного упрощают себе жизнь, думая, что, поменяв вывеску и сделав легкое переформатирование, можно вернуть потребителя, вернуть финансовые показатели. Раньше это было возможно, но все-таки это был рынок дефицитный, где зачастую у потребителя не было выбора между разными магазинами. Сейчас рынок другой, и только компании, конкурентные с точки зрения маркетинга, коммуникации с потребителем, могут быть успешны. Косметические изменения не помогают, а даже усугубляют ситуацию, потому что деньги потрачены, но тратятся они неэффективно. Лояльным покупателям, чаще всего маргинальным, которым важна прежде всего важна цена, все равно, где покупать. А новых потребителей ты можешь не получить или получить, но на один раз. Увидев, что вывеска изменилась, может быть он одну-две покупки совершит, но, понимая, что разочаровался и не получает того, что ожидал, он просто покупать не будет. И весь ребрендинг коту под хвост. Многие предприниматели, которые построили свой бизнес в 90-ые годы, недооценивают эффект от репутационных рисков, от недоработки маркетинговых программ, программ лояльности. Они смотрят на это, как на игры, и всерьез в это не верят. Может быть, на какой-то период с учетом покупательской способности потребитель опять сфокусируется на цене, но как только у него будет возможность тратить чуть больше, он будет покупать там, где ему комфортно, там, где он получает соответствующий ассортимент и к нему относятся по-человечески. Только компании, смотрящие на много лет вперед, понимающие важность и ценность таких преобразований, будут оставаться на рынке. Сейчас доля рынка, бренд дисконтированы очень сильно. Покупатель тоже особого выигрыша не получает. Скорее всего, он ускоряет вход в регион. Сейчас многим региональным сетям стоит задуматься о системах обороны от федеральных конкурентов. Лучшая стратегия — занять локальные объекты, чтобы физически в непосредственной близости было не открыть. Если учесть, что продается пул объектов, то цена может быть и снижена. Иногда проходят сделки в 1 рубль, потому что новый собственник берет на себя обязательства перед поставщиками по выплате долгов, кредитов. Истинная цена сделки — размер долгов, сам актив уже ничего не стоит.

  • Марина Дроздова

    Марина Дроздова старший консультант «Магазин магазинов»

    Сейчас существует большое разнообразие магазинов, предлагающих полный перечень продуктов питания, и с каждым днем их появляется все больше и больше — от небольших продуктовых магазинов с одноименным названием «Продукты 24 часа» до крупных сетевых с известными нам всем названиями. В связи с этим встает вопрос: какому отдать свое предпочтение — где оптимальное соотношение низких цен и высокого качества продукции и обсаживания, что тоже немаловажно? Понятно, что маленькие сети испытывают ряд трудностей, обусловленных активным разрастанием на рынке крупных игроков и мощных конкурентов в лице «сетевиков». Ассортимент в сетевых супермаркетах, как правило, шире, а цены на продукты гораздо ниже, что и привлекает большинство потребителей. И выбор рядового покупателя вполне естественно направлен в пользу сетей. Естественно возникает вопрос: как в таких условиях маленькие региональные сети могут занять выгодное место на рынке и конкурировать с сетевыми монстрами и могут ли? Ответ — могут. Во-первых, преимущество небольших сетей в том, что они более мобильны в сложных экономических ситуациях. Они могут без существенных затрат сменить существующий ассортимент — к примеру, заменить товары премиум-класса на товары массового потребления; включить в ассортимент «редкие» товары; либо сделаться узкоспециализированными, чтобы предоставить максимально широкий выбор покупателю в одном виде товаров и т.д. Во-вторых, не нужно забывать про сервис и качество обслуживания. В маленькой сети гораздо легче следить за этим и поддерживать качество обслуживания на высоком уровне, а для крупных сетевиков это является большой проблемой.

  • Леонид Рахимов

    Леонид Рахимов директор АН «Грин Хилл Реалити»

    Они могут подойти так, что просто балансовую стоимость этого магазина возьмут, можно маржинальным способом подойти. Вопрос привлекательности всегда возникает и соотношение «цена-смысл». Вот, например, «Мерседес» — это история про красивую жизнь, а «Вазик» покупают, потому что его не жалко, его можно поменять, если он поцарапается. Разные магазины, разные места, соответственно, по-разному формируется цена. Какой-то выгодно «распилить» и по частям продать — получишь в 2 раза больше, какой-то выгодней целиком продать. Надо же смотреть на продукцию — где он находится, что из себя представляет. В первую очередь стоимость складывается из стоимости квадратного метра, меньше 50 тысяч она точно не будет, потому что это уже самая низкая цена. А дойти она может и до 250 тысяч. Все зависит от магазина и от того, где он находится, там вилка огромная.

Гуландам Зарипова, Сергей Афанасьев, Максим Матвеев, Арслан Минвалеев
Справка

Компания «Ак Барс Торг» образована в декабре 2004 года. Зарегистрирована по адресу: улица Левченко, д.9. Уставной капитал компании — 300 тысяч рублей. Директор ООО «Ак Барс Торг» — Гали Минуллин. Учредители — ООО «Спортивно-технический клуб «Тимерхан» (75%) и Римма Егорова (25%). Основной вид деятельности по ОКВЭД — розничная торговля фруктами, овощами и картофелем. Также у компании есть 8 дополнительных видов деятельности, включая торговлю алкоголем и табачными изделиями.

Основной учредитель «Ак Барс Торга» — ООО «СТК «Тимерхан» — зарегистрировано в декабре 2012 года. Адрес регистрации — станция Киндери Высокогорского района, улица Лесная, д.7, пом.3. Директор компании — Елена Янова, единственный учредитель — Эльвира Гильмутдинова. Основной вид деятельности — сдача внаем собственного недвижимого имущества. Уставной капитал компании — 8,767 млн рублей.

СТК «Тимерхан» образовано в результате разделения ООО «Спортивный клуб «Тимерхан», основанного в феврале 2005 года и зарегистрированного в Казани, на улице Короленко, 58а. Уставной капитал компании составлял 8,777 млн рублей. Директором являлся Рустем Лихачев, учредителем — Эльвира Гильмутдинова. Основным видом деятельности являлась деятельность спортивных объектов. Также у компании было 24 дополнительных вида деятельности, включая строительство дорог, управление эксплуатацией жилого и нежилого фонда, разборку и снос зданий. У компании была лицензия на международную перевозку грузов автомобильным транспортом. У СК «Тимерхан» был филиал в городе Ораховац (община Котор, Черногория).

В результате разделения помимо СТК «Тимерхан» образовалось еще две компании: техническая фирма «Тимерхан» (гендиректор — Рустем Лихачев, учредитель — Иван Егоров) с уставным капиталом 1 млн рублей и ООО «Спортстрой» (гендиректор — Рустем Лихачев, учредитель — Эльвира Гильмутдинова) с уставным капиталом 10 тысяч рублей.

Возвращаясь к «Ак Барс Торгу», внеоборотные активы компании на конец 2014 года составили 1,46 млрд рублей, оборотные — 422 млн рублей. Размер внеоборотных активов по сравнению с концом 2013 года практически не изменился, а вот оборотные снизились на треть — благодаря уменьшению запасов на 82% (со 142 млн рублей до 25 млн рублей) и графы «денежные средства и краткосрочные финансовые вложения» — на четверть (с 343 млн рублей до 255 млн рублей).

Собственный капитал компании увеличился на 12%, до 379 млн рублей. Долгосрочные обязательства выросли на 28%, до 589 млн рублей. Краткосрочные обязательства снизились на 29%, до 920 млн рублей.

В 2014 году выручка компании снизилась на 45%, до 1,6 млрд рублей. Убыток от продаж уменьшился с 408 до 332 млн рублей. Прочие доходы и расходы уменьшились на 14%, с 514 млн рублей до 444 млн рублей. В итоге чистая прибыль увеличилась на 10%, с 38 до 42 млн рублей.

Новости партнеров