Новости раздела

«Ак Барс Холдинг» сменил главного по рознице

Как стало известно «Реальному времени», на днях в «Ак Барс Холдинге» сменился директор его розничной «дочки». Глава компании «Ак Барс Торг» 44-летний Раиль Хуснуллин, который возглавлял ее с 2007 года, «пошел на повышение», став советником гендиректора Ивана Егорова. На смену ему из структур группы компаний пришел Гали Миннулин.

На «повышение»

Как стало известно «Реальному времени», в прошлую пятницу компанию «Ак Барс Торг» покинул ее директор Раиль Хуснуллин, который с 2007 года развивал розничное подразделение «Ак Барс Холдинга» — одной из крупнейших бизнес-групп Татарстана.

В пресс-службе АБХ не смогли оперативно ответить на запрос нашего издания, но в то же время информацию об отставке подтвердил один из сотрудников офиса «Ак Барс Торга».

По словам собеседника нашего издания, «Хуснуллин ушел на повышение — стал помощником гендиректора Ивана Егорова». На должность директора АБТ был назначен Гали Миннулин. Он перешел туда из структур холдинговой компании.

Всю жизнь в торговле

Согласно официальной биографии, 44-летний Раиль Хуснуллин является уроженцем села Верхняя Каменка Черемшанского района РТ.

В 1992 году он закончил Альметьевский техникум советской торговли по специальности «товаровед-организатор». Чуть позже, в 2004 году — Камский государственный политехнический институт по специальности «экономист-менеджер», в 2012 г. — Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, по специальности «менеджмент».

С весны 2003 года он был исполнительным директором альметьевского ОАО «Продторг», а с 2007 года директором «Ак Барс Торга».

Отметим, что Хуснуллин фигура достаточно непубличная. Но в то же время известно, что он был среди совладельцев «АК БАРС» Банка (являлся соучредителем ООО «Инвестиции и консалтинг», которому принадлежало 11,53% опорного республиканского банка).

Война с Х5

В августе 2007 года Хуснуллин возглавил ООО «Ак Барс Торг». Последняя, как известно, развивала по франчайзингу федеральный розничный бренд «Пятерочка» на территории Татарстана.

«Первый франчайзинговый магазин «Пятерочка» в Татарстане появился в 2005 г. Предложение о сотрудничестве поступило от франчайзера. «X5 Retail Group тогда еще не было, — рассказывал в одном из интервью Раиль Хуснуллин. — Было ООО «Агроторг», развивавшее сеть магазинов под брендом «Пятерочка». Нас пригласили посетить учебный центр компании в Санкт-Петербурге, показали и рассказали, как работают магазины. Изучив все нюансы, мы решили подписать договор коммерческой концессии». Переговоры длились около года, тогда АБХ развивала собственную сеть магазинов «Пестречинка» (бренд действует и сегодня).


В 2009 году между Х5 и «Ак Барс Торгом» началась корпоративная война, когда федералы стали развивать на территории Татарстана магазины под вывеской «Пятерочка плюс», практически не отличимой от исходной. Татарстанский ритейлер посчитал, что джентльменские соглашение об эксклюзивном праве АБТ на развитие данной продуктовой сети в регионе нарушены, и подал на это жалобу в антимонопольную службу, которая в 2009 году признала X5 Retail Group виновным в недобросовестной конкуренции. Ведомство сделало вывод, что товарные знаки «Пятерочка» и «Пятерочка плюс» сходны до степени смешения, что «вводит в заблуждение потребителей и контрагентов». Война шла достаточно долго и утихла только к концу 2014 года. Владимир Русанов, начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group, рассказал «Реальному времени», что действие договора на использование франшизы «Пятерочка» завершилось. «Компания «Ак Барс Торг» приняла решение развивать свои магазины под другим брендом. Мы развиваем «Пятерочку» в республике самостоятельно», — заявил нашему изданию представитель федерального ритейлера.

Ребрендинг и поражение от москвичей

Помимо затяжной войны с Х5 на счету Хуснуллина успешное переформатирование «акбарсторговской» сети под новые бренды — «Чак-­чак» и «Наша марка», в которые были переименованы порядка 140 магазинов сети.

В марте-апреле 2013 года, когда у «Ак Барс Холдинга» появились планы по выводу ритейлерского подразделения за пределы Татарстана, Хуснуллин возглавляет ООО «Ак Барс Регион». Но здесь его и команду ждала неудача.

Попытка выйти на московский рынок через магазины «Наша марка», которые ритейлер выкупил на торгах вместе с 37 земельными участками в столице, пригодными под строительство магазинов шаговой доступности, закончилась разбирательствами с кредиторами. Как сообщали «Ведомости», в обмен на потерянные участки татарстанский ритейлер получил три участка под строительство трех гипермаркетов. Но, похоже, такой крупный провал ускорил отход Хуснулина от оперативного управления розницей холдинга.

«Работать нормально не могут»

Эксперты прокомментировали последние кадровые изменения и реорганизацию сети «Ак Барс Торг».

Олег Прохоренко — генеральный директор сети «Августина»:

— Задумка магазинов «Чак-Чак» очень хорошая. Очень здорово, что «Ак Барс Торг» взялся за воплощение этой идеи. Сейчас в сфере продуктовых магазинов присутствует новый тренд — большие окна, не заставленные стеллажами. То есть посетители с улицы могут видеть, что происходит в магазине. И «Чак-Чак», и ряд других магазинов стараются следовать этому тренду при строительстве.

Раиль Хуснулин был нормальным руководителем, без его жесткого контроля не проходил ни один документ.

Марсель Шамсутдинов — экс-директор ГК «Райден» (оптово-розничный оператор):

— Мы поставляли продукцию в сеть продуктовых магазинов «Пятерочка». По опыту работы помню, что плохая была компания. Платили не вовремя, в руководстве — люди, с которыми невозможно было о чем-либо договориться, люди, не понимающие своей выгоды.

Я слышал, что в прошлом году Егоров хотел открывать 37 магазинов «Наша марка» в Москве, эта идея провалилась, и сейчас он собирается запускать там три крупных гипермаркета. В период кризиса заниматься этим глупо, я считаю. В период кризиса открывают магазины экономкласса, а не крупные. Теперь у меня не очень хорошее мнение о нем как о профессионале.

Я вынужден был заходить в их магазин в силу близости к дому: как покупатель, могу сказать, что впечатления от магазина не самые хорошие. Они аффилированы с государством, надеются на административный ресурс, работать нормально не могут. Это полугосударственная, полурыночная, неповоротливая, излишне бюрократическая и малоэффективная компания.

Фото: prokazan.ru, abh.ru, magazinostroenie.land-group.ru

Гузель Шамилова, Алиса Разумовская, Арслан Минвалеев 

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров