Новости раздела

Короли госзаказа Пермского края: продукты для УФСИН, дороги от меховщиков и аутсорсинг машин «скорой помощи»

Пермский край тратит много денег на дороги, медицину и продукты от подразделений ФСИН

Короли госзаказа Пермского края: продукты для УФСИН, дороги от меховщиков и аутсорсинг машин «скорой помощи»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

«Реальное время» продолжает знакомить читателей с главными действующими лицами рынка госзакупок ПФО. Недавно вышел материал про Ульяновскую и Нижегородскую области, до этого — про Башкортостан и Самарскую область. Еще раньше мы рассказывали о регионах поменьше, непосредственно граничащих с Татарстаном, — Удмуртии, Марий Эл и Чувашии. Сегодня же мы приглядимся к региону, который находится на самой границе ПФО и Уральского федерального округа — Пермскому краю.

Дороги, медицина и продукты для УФСИН

Общая сумма госзакупок в Пермском крае за прошедшие 10 месяцев 2017 г. составила 47,2 млрд рублей. Это довольно значительная сумма, однако это намного меньше, чем в граничащей с краем Свердловской области (91,8 млрд рублей), и немного меньше, чем в Башкортостане (53,3 млрд рублей). В то же время денег на дороги в Пермском крае было выделено значительно больше, чем в республике Коми (26 млрд рублей), Кировской области (20 млрд рублей) и Удмуртии (28,8 млрд рублей). Для сравнения — аналогичный показатель в Татарстане на данный момент составляет 92,3 млрд рублей.

Скорее всего, в 2017 г. Пермскому краю не удастся дотянуть до результатов прошлого года: в 2016-м общая сумма госзаказов в Пермском крае составила 74,4 млрд рублей. В Свердловской области этот показатель равнялся 94,1 млрд рублей, в Башкортостане — 78,2 млрд. Показатели других соседей Пермского края еще меньше: в республике Коми — около 25 млрд рублей (уже за 10 месяцев 2017 г. регион превысил прошлогодний показатель), у Кировской области — 30,8 млрд, у Удмуртии — 43,8 млрд рублей. У Татарстана показатель составил 98,1 млрд рублей.

Если смотреть на распределение денег, то большая часть госзаказа в Пермском крае идет на строительство и ремонт дорог — крупнейшие подрядчики есть на уровне и регионального, и федерального ведомств. Кроме того, довольно много денег уходит на медицину. Неожиданностью здесь стало присутствие в списке крупнейших заказчиков структуры ФСИН, которая активно закупает продукты у подведомственных структур.

Заказчик Сумма, млн руб.
1 ГБУ «Управление автодорог и транспорта» 7715
2 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье» 6992
3 ГКУ «Управление капитального строительства» 2648
4 Министерство здравоохранения Пермского края 1664
5 МКУ «Управление технического заказчика» 1219
6 МКУ «Пермблагоустройство» 1186
7 ГБУ «Пермская краевая клиническая больница» 936
8 ГУ ФСИН по Пермскому краю 750
9 ГБУ «Пермская городская станция скорой медицинской помощи» 723
10 ФКП «Пермский пороховой завод» 678

Миллиарды на объездные дороги и межрегиональные трассы

Основной статьей расходов Пермского края в 2017 г. стали дороги. Главным государственным заказчиком региона выступает краевое Управление автомобильных дорог и транспорта. За 10 месяцев 2017 г. это ведомство заключило 119 контрактов на 7,7 млрд рублей.

Крупнейшим исполнителем его заказов за это время стало ЗАО «Уралмостострой», причем всю сумму в 2,2 млрд рублей оно получило благодаря одному заказу. Он касается строительства обхода города Чусового. Компания зарегистрирована в Челябинске, а ее собственники не раскрываются — по данным Единого государственного реестра предприятий и организаций, 99,16% принадлежит «гражданам России».

Второй по величине исполнитель госконтрактов Управления автодорог края — ООО «СК «Химспецстрой», получившее пять заказов на общую сумму в 1,5 млрд рублей. Все они касаются реконструкции дорог, крупнейшая из них — дорога Березники — Соликамск. Компания является 100%-ной «дочкой» ООО «УниверсалКомплект» из Перми, владельцами которой являются Валентина Полшкова и Анна Чазова. По данным СМИ, другая компания Полшковой — «ТД «Нефтетехснаб» — недавно стала владельцем крупнейшего в Пермском крае производителя керамического кирпича, завода «Меакир», а также занимается девелоперскими проектами в Березниках и в краевой столице.

Третий по величине исполнитель заказов регионального дорожного ведомства — ООО «Строительно-коммерческая фирма «АТМ». Впрочем, как и в случае с челябинским «Уралмостостроем», у компании лишь один заказ на 724 млн рублей — на строительство восточного обхода Перми. Компания зарегистрирована в региональном центре и принадлежит Айку Аветисяну. Компания занимается строительством автодорог в крае с 1993 г., регулярно получает соответствующие госзаказы, а ее владелец — обладатель различных почетных грамот и благодарственных писем от администрации Пермского края.

Другим крупным заказчиком строительства и ремонта дорог стало ведомство федерального масштаба, которое обслуживает федеральные трассы в регионе, — Управление федеральных автомобильных дорог «Прикамье». С начала года оно разместило 169 заказов на 7 млрд рублей.

Крупнейшим исполнителем его заказов стало ООО «Су-43». Оно стало победителем в пяти тендерах на общую сумму в 1,6 млрд рублей. Компания, к примеру, получила подряды на ремонт автодорог Р-243 Кострома — Пермь и Р-176 «Вятка» Чебоксары — Сыктывкар. Компания эта из Кирова, она оказывалась в топе исполнителей госзаказов Татарстана по итогам 2015 г. благодаря ремонту все той же трассы «Вятка» (тогда по заказу «Волго-ВятскУпрАвтоДора»). Учредителем компании значится Багама Джамалутдинов, один из самых богатых депутатов заксобрания Кировской области и директор меховой фабрики «Белка».

Второй по сумме подрядов исполнитель заказов Управления федеральных автодорог «Прикамье» — ООО «Воддорстрой» с семью заказами на 1 млрд рублей. Компания, в частности, ремонтирует дорогу М-7 в Чувашии и трассу А-151 Цивильск — Ульяновск. Компания зарегистрирована в Чебоксарах и является крупнейшим подрядчиком Чувашии с суммой заказов в 757 млн рублей. Компания принадлежит Анатолию Федорову, депутату Цивильского районного собрания депутатов и члену постоянной комиссии по экономической деятельности, сельскому хозяйству, бюджету, финансам, налогам и сборам.

Замыкает тройку исполнителей госзаказов Управления ООО «Дортехинжиниринг» с пятью заказами на 850 млн рублей. Компания занималась ремонтом трассы Р-242 Екатеринбург — Пермь и подъезда к Перми от трассы М-7. 99% пермской компании принадлежит ООО «ГК «Пермавтодор» Вадима Гасанова. «Дортехинжиниринг» в 2016 г. получила крупные госзаказы на содержание дорог Ленинского района Перми, при этом ее связывают с топ-менеджментом компании «Пермавтодор», ранее аффилированной с бывшим депутатом заксобрания Пермского края Владимиром Нелюбиным.

Здоровье в Перми: лекарства от бывшей муниципальной сети и председателя Гордумы

Четвертое место в списке самых крупных госзаказчиков Пермского края заняло региональное Министерство здравоохранения. В 2017 г. оно заключило 346 контрактов на 1,7 млрд рублей.

Крупнейшим исполнителем заказов Минздрава стало ООО «Пермфармация», дочернее предприятие ООО «Капитал-Ф» Сергея Жижина. Почти 10 лет назад пермские газеты писали о том, что муниципальная сеть аптек была приватизирована и собственником стал как раз Сергей Жижин. Директором «Капитал-Ф» при этом является Олег Сюзев, которого местные СМИ называют экс-подчиненным Валерия Сухих, бывшего премьера правительства края, до этого — вице-губернатора, а еще раньше — председателя Гордумы. Жижин при этом является шурином Сюзева. У «Пермфармации» — 10 контрактов на 416 млн рублей, компания поставляла лекарства и вакцины.

Второе место в списке поставщиков Минздрава — у ПАО «Фармимэкс», получившего семь заказов на 282 млн рублей. Компания также занималась поставкой лекарств, при этом сама она зарегистрирована в Москве и является федеральной собственностью. Другой крупный поставщик — ООО «РТКС», получившее 46 контрактов на 224 млн рублей на поставку лекарств. Компания принадлежит Максиму Либанову. По данным СМИ, компания Либанова уже достаточно давно поставляет лекарства для госструктур. Ранее он был главой представительства датской медицинской компании Novo Nodisc в Пермском крае, Удмуртии и Кировской области.

Также в топе государственных заказчиков края (седьмое место) — Пермская краевая клиническая больница, которая за 10 месяцев 2017 г. заключила 515 контрактов на 936 млн рублей. Поставщиков, которые получили бы большую часть контрактов больницы, нет — основная масса подрядчиков исполнила контракты на сумму не более 40 млн рублей. Крупнейший поставщик, впрочем, получил два контракта на 88 млн рублей. Оба они касаются обеспечения питанием пациентов. Исполнителем стало ООО «Медик» из Перми, учредители которого — Анна Денисова и Артем Алешин. В списке других учрежденных Алешиным компаний — ООО «Охранное агентство «Уралиа-Безопасность», ООО «Строительство и инвестиции» и ООО «Апекс Юрис».

На втором месте в списке поставщиков больницы оказалось ООО «Центр профессиональной медицины» — благодаря единственному контракту на 38 млн рублей — на проведение лабораторных исследований. Учредителем и директором является Светлана Теплых, также учредившая частную «Профессорскую клинику». Третье место по поставкам в больницу — у АО «Р-Фарм» с 25 заказами на 38 млн рублей. Предприятие занимается поставками лекарств для больницы, зарегистрировано в Москве и принадлежит Алексею Репику. «Р-Фарм» — одна из крупнейших фармацевтических компаний России.

Станция скорой медицинской помощи: все — на машины

Особняком в списке заказчиков стоит другое учреждение, связанное со здравоохранением. На девятом месте в списке госзаказчиков Пермского края — Пермская городская станция скорой медицинской помощи, заключившая 126 контрактов на 722 млн рублей. Однако почти все крупнейшие заказы станции связаны не с медициной, а с медицинскими автомобилями.

Львиная доля этих заказов — 80%, по сумме на 580 млн рублей, пришлась на одного исполнителя — ООО «Феникс-Менеджмент». У компании девять заказов, все они — на предоставление автомобилей «скорой помощи». Компания зарегистрирована в Москве (ИНН при этом пермский), ее учредитель — Михаил Фридман. При этом ульяновские СМИ сообщали, что компания «Феникс-Менеджмент» стала подрядчиком проекта по переводу автомобилей скорой помощи на аутсорсинг. Таким образом предполагалось сократить бюджетные траты на автопарк, причем первым городом, где проект реализовывали, стала именно Пермь.

Остальные подрядчики городской станции скорой помощи получили гораздо более скромные заказы. Так, на втором месте расположилось ООО «Эффективная система здравоохранения» с семью заказами на 24 млн рублей (также касаются поставки автомобилей). Учредители компании — петербуржцы Владимир Андросик и Данил Барышников. По сообщениям СМИ, Данил Барышников — сын члена правления «Газпромнефти» Владислава Барышникова, компания обслуживает станции скорой помощи в Московской, Вологодской и Архангельской областях, а также в Чувашии и Марий Эл. В 2016 г. компания получила контракт на работу в двух районах Перми, который ранее был у «Феникс-менеджмента», однако компания не смогла организовать работу — у части машин не было госномеров, у водителей — разрешения на вождение автомобиля со спецсигналами. По утверждению представителей «Феникс-менеджмента», тогда компании пришлось выпустить свои автомобили, несмотря на отсутствие контракта.

Наконец, третье место в списке поставщиков — ООО «Спецтранс», также поставлявшее автомобили для «скорой помощи». Всего у компании восемь заказов на 20 млн рублей. Компания зарегистрирована в Перми, ее учредитель — Илья Лопатин. Других компаний за ним не числится.

Зоопарк от железнодорожников и учебный корпус от строителей «Магнита»

Третье место в рейтинге крупнейших госзаказчиков заняло главное строительное ведомство Пермского края — ГКУ «Управление капитального строительства». Оно стало заказчиком в 31 тендере на общую сумму 2,4 млрд рублей.

Три крупнейших исполнителя госзаказов от ведомства получили всего по одному заказу — каких-то «стабильных» исполнителей здесь нет. Самый большой заказ получило московское АО «РЖДстрой», дочерняя компания «Российских железных дорог» — на 1,83 млрд рублей. Заказ этот, впрочем, касается строительства не железных дорог, а, как ни странно, первой очереди зоопарка в Перми.

Следом за ним идет заказ на 248 млн рублей (на строительство учебного здания Пермского кадетского корпуса Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина) — его получило ООО «Камастрой». Компания зарегистрирована в Соликамске в 2010 г., ее владельцы — Людмила Кузнецова и Оксана Клочихина. Известно, что компания занимается строительством домов в Соликамске, детского сада в Полазне, центра гемодиализа и гипермаркета «Магнит» в Березниках.

Третий по величине заказ Управления капстроительства, на сумму в 137 млн рублей, достался ООО «Югорскспецстрой» — на строительство лечебного корпуса с инженерным блоком в Оханске. Компания зарегистрирована в Югорске Ханты-Мансийского автономного округа, ее владелец — Алексей Харлов, депутат Югорской городской думы. Сама компания занимается жилищным строительством, а также прокладкой и обслуживанием инженерных сетей.

Со строительством связан и обладатель пятого места в списке крупнейших заказчиков, на этот раз — муниципальный — «Управление технического заказчика». Оно получило 37 заказов на 1,2 млрд рублей, которые в основном касаются строительства и обслуживания различных объектов в краевой столице.

Крупнейшие поставщики «Управления технического заказчика» выиграли по одному крупному заказу. Первые два исполнителя получили примерно по 490 млн рублей каждый — на строительство школ. Один из них — ООО «Стройуниверсал-Парма» из Перми — принадлежит Оресту Димидову. Отметим, что компания получает такой крупный заказ впервые, а каких-либо данных об учредителе найти не удалось.

Вторая компания, ООО «Старт», принадлежит четырем физлицам — Дмитрию Панфилову, Александру Кашеварову, Наталье Бронниковой и Денису Колпакову. Дмитрий Панфилов при этом является президентом некоммерческого партнерства «Гильдия Пермских Строителей». ООО «Старт», видимо, работает под названием Start City Group и занимается реконструкцией городской набережной. Эта компания делала капремонт улицы Макаренко и благоустраивала парк имени Чехова. Также, если верить сайту компании, она занимается содержанием дорог в Мотовилихинском районе Перми.

Третье место заняло ООО «Полярис», которое строит плавательный бассейн за 91 млн рублей. Владельцы компании — Константин Полыгалов и Дмитрий Пияница. Отметим, что изначально контракт был заключен с другим подрядчиком — «Первой консалтинговой компанией», однако в апреле он был расторгнут по согласию сторон.

Благоустройство в Перми: дороги и набережные

Шестое место в списке государственных заказчиков края заняло еще одно муниципальное учреждение региональной столицы — «Пермблагоустройство», заключившее 53 договора на 1,19 млрд рублей.

Основные поставщики, как и в случае с «Управлением технического заказчика», получили по одному контракту. Первое место среди них заняло уже упоминавшееся ООО «Старт», известное как Start City Group, которое за 500 млн рублей занимается реконструкцией пересечения улицы Героев Хасана и Транссибирской магистрали.

Второй по величине контракт — на 218 млн рублей (касается капремонта улицы Уральской) получило ООО «ТСИ-Пермь» Виктора Попова, Павла Чумакова, Юрия Нужина и Сергея Пантелеева. Деловые СМИ сообщают, что «ТСИ-Пермь» учреждено бывшим совладельцем Ucon Group и бывшим гендиректором «Пермдорстроя». Сергей Пантелеев был вынужден продать свой пакет акций Ucon Group из-за долгов, входящих в холдинг «Пермдорстроя» и «Пермавтодора». При этом Пантелеев ранее был советником Владимира Нелюбина, депутата заксобрания Пермского края и главного советника предправления «Экопромбанка», которому и была продана доля в Ucon Group.

Третий по величине контракт, на 158 млн рублей, получило ООО «Техдоргрупп» Дениса Останина. Заказ касается капремонта набережной, а ранее компания строила очистные сооружения и водоотвод ливневых стоков набережной Камы, также выполняла работы на трассах Пермь — Екатеринбург и Екатеринбург — Тюмень.

Миллионы УФСИН на продукты от его же подразделений

В топе заказчиков на восьмом месте неожиданно оказалась структура, ранее не появлявшаяся в подобных обзорах в других регионах, — Управление федеральной службы исполнения наказаний. У ведомства оказалось 220 заказов на 750 млн рублей. Основная масса крупных заказов пришлась на поставку продуктов питания.

В частности, первый по величине поставщик — ФГУП «Архангельское» ФСИН России — получил три заказа суммарно на 118 млн рублей. Пермское УФСИН заплатило петербургскому ФГУП (создано для удовлетворения потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания и привлечения к труду лиц, отбывающих наказание) 70 млн рублей за поставку мороженой рыбы, 31 млн рублей за рыбные полуфабрикаты и еще 17 млн рублей за сельдь.

Колония-поселение №39 Главного управления ФСИН по Пермскому краю поставляла Пермскому УФСИН продукты питания, в том числе муку. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Второй по величине исполнитель — Колония-поселение №39 Главного управления ФСИН по Пермскому краю. Она также поставляла Пермскому УФСИН продукты питания, в том числе муку, в рамках 11 заказов на 62 млн рублей.

Третий исполнитель по сумме заказов — Объединение исправительных учреждений №1 с особыми условиями хозяйственной деятельности главного управления ФСИН по Пермскому краю. Всего с поставщиком было заключено 10 заказов на 59 млн рублей — на поставку молока и других продуктов питания.

Любопытно при этом, что заказов, по которым Пермский УФСИН выступал бы не заказчиком, а поставщиком, в 2017 г. заключено не было — соответственно, все указанные продукты, видимо, тратятся самой системой краевого УФСИН.

«Пермский пороховой завод»: газ, кредиты и оборудование

Замыкает десятку крупнейших госзаказчиков региона оборонное предприятие — ФКП «Пермский пороховой завод». Оно заключило 41 контракт на 676 млн рублей.

Крупнейшим поставщиком завода стало ООО «Газпром межрегионгаз Пермь», получившее два контракта на 415 млн рублей. Оба контракта — на поставку газа. Компания принадлежит «Газпром межрегионгазу» и Министерству по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.

Второе место по сумме контрактов порохового завода — у ПАО «Сбербанк». Оно заключило три контракта на 167 млн рублей. Услуги касаются открытия кредитных линий.

Замыкает тройку поставщиков екатеринбургское ПАО «Машиностроительный завод имени Калинина» с одним контрактом — поставка комплектующих на 83 млн рублей. Завод принадлежит Министерству по управлению госимуществом Свердловской области.

Энергия от Вексельберга и строительство от депутатов

Участники топ-10 Пермского края по сумме госконтрактов среди исполнителей уже в основном фигурировали выше — как исполнители контрактов крупнейших поставщиков.

Подрядчик Сумма, млн руб.
1 ЗАО «Уралмостострой» 2208
2 ПАО «Пермская энергосбытовая компания» 1908
3 АО «РЖДстрой» 1833
4 ООО «СК «Химспецстрой» 1699
5 ООО «СУ-43» 1589
6 ООО «Дортехинжиниринг» 1173
7 ООО «Старт» 991
8 ПАО «Строительно-монтажный трест №14» 900
9 ООО «Строительно-коммерческая фирма «АТМ» 745
10 ООО «Евродорстрой 741

Первое место, в частности, оказалось у ЗАО «Уралмостострой», которое строило обход города Чусового за 2,2 млрд рублей для Управления автомобильных дорог и транспорта. Второе место — у ПАО «Пермская энергосбытовая компания», получившего 1 800 заказов на 1,9 млрд рублей. Компания принадлежит ООО «Сбытовой холдинг» из Московской области, входящему в «Т Плюс» холдинга «Ренова» Виктора Вексельберга.

Третье место — у компании «РЖДСтрой», которая строит в Перми зоопарк за 1,83 млрд рублей. Следом за ней — ООО «Строительная компания «Химспецстрой», которое реконструирует дорогу Березники — Соликамск. Пятое место — у ООО «СУ-43» депутата заксобрания Кировской области Багамы Джамалутдинова, а шестое — у «Дортехинжиниринга», который ранее связывали с бывшим депутатом заксобрания Пермского края Владимиром Нелюбиным.

Седьмое место оказалось у ООО «Старт», которое занимается строительством школы. На восьмом месте — ПАО «Строительно-монтажный трест №14» с 33 заказами на 900 млн рублей. В основном эта сумма получена из одного госконтракта — от Комитета имущественных отношений Пермского района, у компании покупали здание школы в селе Фролы за 564 млн рублей. Владельцы компании не раскрываются — по данным ЕГРПО, это два гражданина России.

Девятое место оказалось у строительно-коммерческой фирмы «АТМ» Айка Аветисяна (строит восточный обход Перми), а замыкает десятку ООО «Евродорстрой» с шестью заказами на 741 млн рублей. Компания, в частности, реконструирует дорогу Чусовой — Калино — Верхнечусовские Городки за 546 млн рублей. Учредитель и директор компании — Левон Абрамян. Ранее ею владел его отец, Амазасп Абрамян, которого обвиняли в даче взятки в 2 млн рублей за фальсификацию результатов налоговой проверки.

Максим Матвеев
АналитикаЭкономикаБюджет

Новости партнеров