Новости раздела

Создатель «мусульманской» соцсети ищет полтора миллиарда и обещает снять фильм про Шаляпина

Автор проекта «Сухба» Тохир Тухтаров о конкуренции с Facebook, рынке криптовалют и цензуре в соцсетях

Несколько лет назад российский мусульманский общественный деятель Абдул-Вахед Ниязов планировал запустить «халяльный Facebook» — SalamWorld, однако проект так и не был реализован, как и ряд других мусульманских платформ. Такое положение вещей не помешало другим разработчикам пойти еще дальше и создать проект «Сухба», включающий в себя не только «мусульманскую соцсеть», но и аналогичный по формату браузер, мессенджер и почтовый сервис. «Реальное время» связалось с основателем «Сухбы» Тохиром Тухтаровым, который рассказал о том, зачем и без того перенасыщенному рынку нужны созданные им сервисы, по каким причинам они все еще не заработали в полную силу, сколько денег необходимо влить в этот проект. Буквально в эти выходные он еще анонсировал съемки фильма о великом казанце Федоре Шаляпине.

О запрете мата, блокировке «неугодных» картинок и жесткой фильтрации

— Тохир, скажите, с чего начинался ваш проект и в чем его цель?

— Сейчас во всем мире остро стоит вопрос доступности информации для детей в интернете. Возьмите «группы смерти», форумы о суициде, террористические сайты, где людям промывают мозги, — подобная информация в Сети доступна всем пользователям. Мы озаботились этим вопросом и в 2009 году решили создать проект, который бы фильтровал негативную информацию.

На первых порах проект был недостаточно удачен, потому что общество еще не было сильно обеспокоено этим вопросом. Но в 2014 году, находясь в Крыму, я получил на руки документы с маркетинговыми исследованиями в области IT-продуктов для мусульман (социальной сети, почтовых и поисковых сервисов). Я решил переформатировать наш проект на создание мусульманскойя соцсети, мусульманской поисковой системы и так далее.

По счастливой случайности, на следующий день после принятия этого решения, в тот момент, когда я находился в мечети, телеканал «Россия 24» делал репортаж, и мне удалось рассказать в эфире о своем проекте. Глобальный проект для мусульман, в основе которого лежит принцип фильтрации информации для детей и взрослых, заинтересовал буквально всех. На тот момент у нас была создана только социальная сеть и почтовый сервис, но со временем мы решили, что надо расширяться, и дополнили его поисковой системой, двумя мессенджерами и браузером. Со временем, по многочисленным просьбам представителей других конфессий, мы реструктуризировались и сделали наш проект межконфессиональным.

«Мы пока не можем запустить полноценные версии продуктов, так как еще не построили свой дата-центр, который является основной частью проекта». Фото решение-верное.рф

— Какие сервисы сейчас активны и доступны?

— Сейчас почти все сервисы находятся либо в демонстрационной, либо в бета-версии. Мы пока не можем запустить полноценные версии продуктов, так как еще не построили свой дата-центр, который является основной частью проекта. Ввиду того, что мы пока имеем усеченный функционал, есть определенные сложности с фильтрацией, так как она занимает очень большие объемы серверных мощностей.

— Давайте пройдемся по продуктам: одна «мусульманская соцсеть» уже погорела, вы не боитесь повторить ее участь? И все-таки, зачем пользователям отказываться от уже привычных «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассников»?

— Предыдущие проекты погорели на том, что они не нашли себе нормальных программистов, которые сделали бы сам продукт, не было даже бета-версий. А у нас работают программисты, которые раньше писали продукты в Facebook, Google, «Яндексе», Telegram. Еще до того, как мы начали говорить о себе, мы создали сам продукт.

— Если я зарегистрируюсь сейчас в вашей соцсети, какой у меня будет функционал?

— Практически все то же самое, что в Facebook или во «ВКонтакте» — большой разницы не будет, так как фильтрация на данный момент не работает. Пока максимум — это невозможность написать что-либо матом. В дальнейшем будет блокировано все, что относится к отрицательной, нежелательной информации, которая могла бы навредить вам или вашему ребенку.

— Как вы будете отфильтровывать информацию?

— Все существующие сейчас фильтры либо работают на скриптах, либо в этом процессе задействованы модераторы, которые проверяют контент. Мы делаем это за счет искусственного интеллекта: он может сопоставить несколько фактов и заблокировать текст, картинку или видео. Отслеживая до 300 параметров, он принимает решение о том, можно или нельзя показывать тот или иной контент.

«Компании Google, Facebook или «Яндекс» начали вести свои разработки давным-давно, и они не прекращают их — всегда что-то исправляют и прорабатывают. В нашем случае будет так же». Фото tricountytech.edu

— Возможны ли ошибки при работе системы? Какая-нибудь безобидная фотография может быть принята за что-то непотребное, к примеру?

— Ошибки возможны, несомненно. Я не могу сказать, что у нас все отработано на 100%, однако надо понимать, что эта технология очень новая и до нас еще никто не создавал искусственный интеллект для фильтрации — сейчас он в основном работает для того, чтобы помочь той или иной компании заработать деньги. Будут какие-то накладки — будем исправлять, дорабатывать. Компании Google, Facebook или «Яндекс» начали вести свои разработки давным-давно, и они не прекращают их — всегда что-то исправляют и прорабатывают. В нашем случае будет так же.

О том, зачем миру нужен еще один браузер и как фильтровать контент в мессенджерах

— А зачем пользователям еще один браузер, даже с фильтрацией? Все-таки на рынке уже есть дополнения для фильтрации контента, плюс существует родительский контроль...

— Давайте возьмем известный многим браузер Google Chrome: он был создан не самой компанией Google — этот браузер был разработан на основе open source продукта Chromium. То есть компания не смогла себе позволить сделать собственный браузер, признав, что Chromium является одной из лучших основ в мире. Google Chrome может показать вам сайты, PDF-файлы, картинки, да и, пожалуй, все. Это стандартный браузер, как Opera, Firefox или Safari.

Теперь мы возьмем такое понятие, как реклама: чтобы она не отображалась в Google Chrome, вам придется установить дополнительный софт. Согласитесь, что 90% населения мира — это не айтишники, люди не знают, что такое «адблок», как его установить и где скачать. У нас эта функция установлена автоматически — браузер сразу не показывает рекламу. Помимо этого, там есть защита от вирусов и хакерских атак — антивирус и фаерволл. Замечу, что наш браузер тоже сделан на основе Chromium — то есть его интерфейс практически не отличается от интерфейса тех продуктов, к которым уже привыкли пользователи, следовательно, им будет легко привыкнуть к нашему браузеру и перейти на него.

Если мы возьмем понятие «монетизация», то здесь мы вынуждены констатировать, что ни один браузер в мире не приносит прямой прибыли своим владельцам. Наш продукт, наоборот, будет зарабатывать — он имеет прямую монетизацию. Мы решили, что, если мы можем заблокировать рекламу, то на образовавшемся пустом месте можно поставить рекламу компании «Сухба» и наших рекламодателей. Реклама будет проходить через определенную фильтрацию, чтобы там не было: «увеличить то», «уменьшить это».

Если мы возьмем понятие «монетизация», то здесь мы вынуждены констатировать, что ни один браузер в мире не приносит прямой прибыли своим владельцам. Наш продукт, наоборот, будет зарабатывать — он имеет прямую монетизацию

По сути, мы заменили одну рекламу на другую — для пользователя почти ничего не изменилось, но мы решили, что мы дадим пользователю возможность заработать на нашем браузере. Вы бесплатно скачали браузер, установили его, открыли любой сайт, где уже висит наша отфильтрованная реклама, и получили сухба-деньги за то, что ее посмотрели. Я просто разделю рекламный бюджет рекламодателя на две части: половину оставлю в компании, а другую половину равномерно распределю между пользователями. За счет объемов пользователей я заработаю в 100 раз больше. Ну кто откажется от бесплатного браузера, который позволит заработать до 100 долларов в месяц?

— Тохир, а возможна ли вообще фильтрация в мессенджерах? И не кажется ли вам, что этот рынок сейчас сильно перенасыщен для того, чтобы заходить на него?

— Мессенджер — это та зона, в которой я не могу что-либо фильтровать. Наш продукт будет отличаться от остальных только одним: пользуясь нашим мессенджером, вы сможете заработать до 50 долларов в месяц — все. Это единственное ключевое отличие от других мессенджеров. Хотя есть еще один момент — его способность работать на низкоскоростных сетях (2G, 3G). Все остальное будет соответствовать тому же Telegram и WhatsApp, однако у нас уровень шифрования в два раза выше, чем у этих мессенджеров. Плюс, когда мы создали и тестировали возможность видео- и аудиозвонка, у Telegram это было только в планах.

Я не сомневаюсь, что наши продукты будут востребованы, даже несмотря на то, что рынок перенасыщен. Давайте возьмем Китай: там нет ни Facebook, ни Google — этот рынок для них закрыт. В прошлом году я вел переговоры с китайской стороной, и они заявили, что этот рынок вполне может стать нашим. Дело в том, что КНР не имеет желания видеть в своем интернете порнографию, эротику, экстремизм и так далее — все это заблокировано на уровне государства, и аналогичная блокировка есть у наших продуктов. По этой причине они разрешат нам присутствовать на местном рынке. Для любой IT-компании завоевать китайский рынок — значит, сделать буквально все, чего они только хотели в своей жизни. Китай, Индия, Россия, СНГ и страны с мусульманским населением — все это наши будущие пользователи. Я даже могу не запускаться в Америке — меня это не сильно интересует, я могу не думать о Европе, хотя, сами понимаете, что европейские страны уже практически стали мусульманскими.

— Последний сервис, о котором хочу вас спросить — это почтовый сервис. Какова цель его создания?

— Это просто приложение к тому, что мы уже сделали, — для регистрации в соцсети, к примеру. Там простейший интерфейс без рекламы. Плюс есть возможность отправлять файлы до 2Гб письмом.

«Мы уже начали предварительные торги опционами на бирже Лондона, причем компании на момент выхода на лондонскую биржу было всего полтора года. Такого быстрого успеха еще никто не достигал». Фото egorborisov.ru

Об инвестициях и большом аппетите проекта

— Тохир, не могли бы вы подробно рассказать о том этапе запуска проекта, на котором вы сейчас находитесь?

— Повторюсь, сейчас проект работает в виде бета-версии — можно зарегистрироваться и все посмотреть. Основной запуск непосредственно привязан к строительству дата-центра (cтроительство мы планируем начать уже в этом году).

— А успешно ли проходит сбор инвестиций за счет продажи инвест-пакетов?

— Сбор инвестиций идет, но их, скажем так, не хватит на то, чтобы запустить проект. Это просто старт сбора средств для того, чтобы отработать модель продаж и инвестиционных вкладов.

На данном этапе, если сравнивать «Сухбу» с каким-либо мировым аналогом, проект имеет колоссальный успех. Другим компаниям потребовалось намного больше времени для того, чтобы дойти до тех результатов, которых мы уже достигли: на сегодняшний день проект оценивается почти в полтриллиона рублей. Хочу заметить, что это международная оценка. Мы уже начали предварительные торги опционами на бирже Лондона, причем компании на момент выхода на лондонскую биржу было всего полтора года. Такого быстрого успеха еще никто не достигал.

— На официальном сайте «Сухбы» указано, что проекту необходимо собрать 1 500 000 000 рублей. На что пойдут эти средства? И, если не секрет, сколько уже удалось собрать?

— Есть такое понятие, как очереди запуска дата-центра: центр имеет блочную систему, как в строительстве, так и в оборудовании, и одна секция нашего дата-центра стоит 1,5 млрд рублей. Даже при запуске одной секции мы как минимум можем перевести наши продукты из демоверсии в бета-версию, а некоторые сервисы (например, браузер) и вовсе запустить в полноценном формате.

Сколько удалось собрать средств, не скажу — это коммерческая тайна, связанная с нашими инвесторами, учредителями и акционерами.

Единственный удачный проект, который я знаю, — это «Халяль Гайд». Айрат Касимов — человек целеустремленный, который смотрит далеко вперед

О криптовалюте, мусульманских IT-проектах и планах на будущее

— Вы также планировали заняться криптовалютой в рамках проекта — нет ли у вас опасений при входе в эту сферу?

— Мы не собираемся делать ее сразу вне проекта — она будет внутренней. То есть речь идет об оплате внутри проекта и контроле за процессом оплаты. Если взять создателя любой другой криптовалюты, то на чем будет основана его популярность? Только на самой криптовалюте. А наша популярность будет в том, что ею будут пользоваться 6 млрд человек. Это другие должны бояться лезть в эту «мясорубку», а не мы.

— Тохир, можете ли вы привести примеры удачных мусульманских IT-проектов?

— Нет. Единственный удачный проект, который я знаю, — это «Халяль Гайд». Айрат Касимов — человек целеустремленный, который смотрит далеко вперед. Он не идет пешком, а передвигается гигантскими шагами. Его правильный выбор заключается в правильных программистах и разработке правильного продукта.

Замечу, что он нам не конкурент — он друг и помощник, который идет в том же направлении, что и мы. Более удачных аналогов, кроме «Халяль Гайда» и «Сухбы», на данном этапе не существует.

— Напоследок хочу поинтересоваться вашими планами по проекту на ближайшие годы. Какие задачи стоят перед вами сейчас?

— В течение 2017—2018 годов мы будем работать над запуском продуктов в полноценной версии. Плюс в течение ближайших двух лет мы собираемся капитализировать проект на 30%: мы продадим 30% компании в виде акций по всему миру, выстроим к концу 2018 года все очереди нашего дата-центра и параллельно начнем строительство нагрузочных дата-центров в разных точках земного шара. В течение этого времени мы планируем выйти на начальную полную мощность — это порядка 300 млн человек.

Лина Саримова
ТехнологииМедиа

Новости партнеров