Айрат Касимов, HalalGuide: «Были попытки клонировать наш проект, но конкурент загнулся через два года»
Основатель мусульманского стартапа о скандалах с халяль, дружбе с Маратом Кабаевым и барашках из интернета
Уроженец Перми и резидент казанского IT-парка Айрат Касимов создал для мусульман путеводитель по халяльным заведениям, доставку халяльных продуктов, поиск вакансий и даже сбор пожертвований на базе собственной платформы HalalGuide. «Реальное время» побеседовало с Айратом и расспросило его о том, позволяет ли этот проект зарабатывать, кто помог запустить его в Лондоне и Южной Африке, почему не стоит смеяться над «халяльными куриными яйцами», какие вакансии банят на мусульманском классифайде и к чему приводит жесткая конкуренция в сфере халяльной сертификации.
«Я начал думать, как улучшить жизнь мусульман, используя современные технологии»
— Айрат, расскажите, пожалуйста, откуда взялась идея диджитализировать разные аспекты жизни (еду, спорт, работу и даже благотворительность), причем в мусульманском формате?
— Думаю, в большей степени это связано с тем, что я сам соблюдающий мусульманин. Плюс я закончил РГУ нефти и газа по специализации IT, и когда я начал работать и применять свои навыки и знания, я понял, что для мусульман, для индустрии халяль эта сфера в новинку. И я начал потихоньку думать, как улучшить жизнь мусульман, используя современные технологии. Первое, что мы сделали — это онлайн-справочник мечетей, кафе и ресторанов халяль, и со временем продвинулись еще дальше.
— С чего начинался первый путеводитель на рынке халяльных услуг? Много ли у вас было единомышленников в самом начале пути?
— Нас было трое: я и два специалиста — по Android-платформе и по iOS. Начинали мы с мобильного приложения, а затем перешли на сайт и начали делать проект в формате интернет-ресурса.
В то время мало кто делился информацией просто так, и у нас присутствовал небольшой страх, что у нас есть уникальная информация, но она мало кому доступна, но потом, когда все начали использовать другие модели монетизации, мы тоже выложили все в открытом доступе – на сайте, и увидели в этом определенный успех — органический трафик, который можно получать с интернета.
— Кстати, какой трафик?
— У нас пик в месяц Рамазан (Рамадан). В этом году где-то до 900 000 в месяц было на всех ресурсах.
— В общем, миллионник?
— Мы хотим до этого дойти. Думаю, что с новыми странами, где мы сейчас начинаем работать, быстро дойдем до этой цифры.
«У нас пик в месяц Рамазан (Рамадан). В этом году где-то до 900 000 в месяц было на всех ресурсах». Фото Олега Тихонова
— Кстати, как обстоят дела с выходом на международные рынки?
— У нас есть люди в Канаде, в Лондоне, в Таиланде, также открываемся в Сингапуре, Малайзии, Сенегале, в Южной Африке. Италию и Швецию мы еще смотрим пока. Есть представитель, который хочет работать от нас в США — это очень хороший рынок, к которому мы пока готовимся.
— А как вы находите этих людей — в той же Южной Африке, к примеру?
— Там есть наши соотечественники, которые уехали из России. Раньше я был председателем землячества татар при РГУ нефти и газа — в то время оно насчитывало порядка 350 человек. После выпуска они разлетались по разным странам, также остались связи в Москве, в общем, всех студентов-татар Москвы я знал. Они сами начали писать из других стран и, собственно, так они и нашлись. Один человек как раз в Лондоне появился: мы с ним еще в студенчестве в футбол играли в Москве на чемпионатах.
Пока это работа с представителями, но мы рассматриваем и вариант в виде франшиз. Мы хотим поставить 10 стран на поток, а потом уже переходить на франшизы, но они будут больше не по странам, а по городам. Другая модель — мы выходим на другие страны сами. Это немножко дороже, но результат больше. Пока сами мы вышли на Россию и страны СНГ.
«В такой ситуации начинаются подковерные игры — кто-то у кого-то находит свинину, к примеру»
— Айрат, скажите, каких вложений потребовал проект на первоначальном этапе, и, если не секрет, кто помог с финансированием?
— Бизнес-ангелы и свои сбережения. В то время я работал в «Газпроме», потом в «Транснефти» — все деньги уходили на команду и на реализацию проекта. Я думаю, миллионов 10, наверное, ушло за 7 лет. Не скажу, что это очень много. Сначала проект требовал больше, потом был определенный спад в развитии на 2—3 года.
Когда мы не были такими активными, сервис уже набирал популярность — люди его знали, искали его, пользовались, также сарафанное радио работало. Сейчас, конечно, приходится немного «бороться», показывать, что мы изменились, исправились, улучшили сервис — многие еще думают, что у нас всего лишь база, но, по факту, у нас сейчас огромный сервис, который проник во все сферы жизни мусульман.
— Есть ли статистика скачиваний приложения «HalalGuide» — какие цифры, какая динамика?
— Там сейчас на 130 тыс. скачиваний, зарегистрированных устройств порядка 70—80 тыс., но мы регистрировать устройства начали не так давно. А на сайте у нас порядка 650 тыс. посетителей в месяц по всем проектам, но цифры растут с каждым годом в 2—3 раза.
«Самое первое, чего коснулась критика — это центры по сертификации халяль. До этого весь рынок строился на том, что если есть сертификат, то они говорят, что это халяль, а если нет сертификата, то для них это не халяль. Пользователи другую картину видят». Фото Олега Тихонова
— На вашем официальном сайте, в краткой истории «Halal Guide» вы пишете, что в процессе создания проекта вы столкнулись со множеством трудностей и обилием критики. Кто и за что вас критиковал?
— Самое первое, чего коснулась критика — это центры по сертификации халяль. До этого весь рынок строился на том, что если есть сертификат, то они говорят, что это халяль, а если нет сертификата, то для них это не халяль. Пользователи другую картину видят. Они хотят сходить куда-нибудь, где дозволено, и, если что, самим дать другим людям какие-то подсказки, наметки — и мы дали им возможность больше работать на аудиторию.
Потом начались проблемы с тем, что есть заведения с алкоголем (употребление алкоголя противоречит канонам ислама), но вся кухня — халяль (так работают «Рубаи», сеть ресторанов «Урюк»), при этом у них есть сертификаты на продукцию от поставщиков. В то же время, есть «Узбечка», где нет алкоголя и, как все считают, еда — халяль, но там нет сертификата. Это спровоцировало определенный резонанс, но мы все такие моменты быстро отмечаем и показываем. Да, сервис пришлось немного подработать, но здесь надо уметь быть максимально информативными и удобными.
— Кстати, а что вы можете сказать о способах получения сертификата халяль в России — часто ли встречаются случаи мошенничества?
— Эта тема сейчас очень активно мусолится в СМИ. Недавно прогремел случай в Бразилии, которая является крупным экспортером мяса в Саудовскую Аравию и в другие страны Персидского залива. Кстати, у них 98% производства халяль идет на экспорт при том, что внутри страны (я с местными жителями по интернету об этом разговаривал) даже в Рамазан и в мечетях они едят не халяль — у них нет возможности. Так вот, в Бразилии обнаружили фальсификат — мясо на самом деле было не халяльное. Вся эта история начала расти, как снежный ком, и постепенно начали находиться люди, которые зарабатывали на этом.
Центры сертификации в первую очередь сейчас сертифицируют производителей. Также есть возможность сертифицировать кафе, но для заведений — это очень дешево и не востребовано (для людей востребовано, конечно), поэтому центры сертификации больше стремятся в производство.
На сегодняшний день в России есть пять центров сертификации, и конкуренция, конечно, заметна. Плюс тот факт, что это является добровольной сертификацией, дает возможность новым игрокам выходить на этот рынок. В такой ситуации начинаются подковерные игры — кто-то у кого-то находит свинину, к примеру.
Недавно, кстати, был скандал: прозвучало обвинение в том, что обнаружена свинина в продукции, и нас попросили это анонсировать. Мы позвонили в центр сертификации, на который был «сделан наезд», но так как был Рамазан, они ничего не стали решать. Мы со своей стороны не стали ждать, и для подтверждения информации попросили деньги на проведение анализов. Нам переслали необходимую сумму в 15 тыс рублей (стоимость проверки одного товара на ПЦР свинины в продукте 1300 рублей), мы как физлицо провели экспертизу, но свинины мы там не нашли. С одной стороны, радостно, что мы не нашли свинину, а с другой стороны печально, что такие «игры» присутствуют.
«Что не попадает туда — это спиртные заводы, банки (ну сейчас в исламских банках есть вакансии), модельные агентства». Фото Максима Платонова
«Мы не против разместить вакансию Oriflame, если компания разрешает носить платок на работе, совершать молитву в определенное время»
— Айрат, как изменился «Halal Guide» за 7 лет своего существования?
— Я бы все-таки сказал, за два с половиной года — активный рост, который сейчас все замечают, все-таки начался в Казани, когда мы зашли в IT-парк. Тогда мы начали думать о том, чтобы все наши сервисы основывались на реальных потребностях людей. Простым решением стал онлайн-консультант на сайте, который фиксировал интересы и запросы пользователей.
Первым мы создали сервис по доставке халяль еды — сейчас он пассивно генерирует определенную сумму денег без каких-то вложений, просто на содержание колл-центра уходят средства. Мы также создали свое кадровое агентство «HalalWork» — думаю, это тоже будет полезно. Сейчас люди размещают там свои резюме, ищут работу, находят ее, устраиваются.
— Много уже объявлений?
— Там около 700—800 резюме, вакансий примерно 200. Пополняется или нет, мы сейчас не контролируем, но иногда фильтруем объявления, когда публикуют какие-то запрещенные вакансии. Вообще, сейчас мы переводим «HalalWork» на новую платформу — его будет максимально удобно использовать и через телефон, и через сайт.
— А аналоги у такого сервиса есть? И не боялись ли вы потеряться на фоне других крупных классифайдов?
— Аналогов нет. Мне буквально вчера партнер с Лондона прислал статью о том, что Саудовская Аравия сейчас запускает новый проект для женщин по поиску работы — у них с этим есть серьезные проблемы, найти им работу гораздо сложнее.
Вообще, у нас же своя аудитория. Нам периодически говорят: «А вы не боитесь, что кто-то галочку «халяль» поставит и так удобно будет искать?». Я буквально вчера обнаружил, что Tripadvisor поставил у себя такую галочку, я зашел, посмотрел, но там рестораны не халяльные. Как они их проверяют, на основании чего — не ясно. Сервисы будут появляться, да и поставить галочку легко, но до тех пор, пока не будет такой плотной работы с центрами сертификации, с пользователями, успеха, я думаю, не будет.
— А не могли бы вы рассказать, какие профессии точно нельзя найти на вашем сайте?
— Когда мы анонсировали этот проект, у нас был домен «работа для мусульман», но мы его убрали, потому что нам объяснили потом, что это дискриминация. Наш девиз — это не «работа для мусульман», а «работа должна быть дозволенной». Мы не против разместить какую-нибудь вакансию Oriflame или любой другой популярной компании, если она разрешает мусульманам носить платок на работе, совершать молитву в определенное время. Что не попадает туда — это спиртные заводы, банки (ну сейчас в исламских банках есть вакансии), модельные агентства.
«Сервисы будут появляться, да и поставить галочку легко, но до тех пор, пока не будет такой плотной работы с центрами сертификации, с пользователями, успеха, я думаю, не будет». Фото ansar.ru
«В свое время были попытки клонировать наш проект, но он загнулся через два года»
— Позволяет ли «Halal Guide» зарабатывать?
— Он зарабатывает, а выручка не такая большая — пока 300—500 тыс. в месяц. Сейчас мы выходим в ноль, но я думаю, активный рост нам дадут другие страны.
Также сейчас мы входим на рынок оптовых продаж, начинаем тесно работать с производителями. Если сравнить по стоимости доставки еды, то в том же Лондоне стоимость заказа в 10 раз выше, чем в России, а учитывая, что у нас все технические мощности находятся здесь и они гораздо дешевле, я думаю, будет больше успеха.
— У вас его не хотели купить?
— Пытались купить, я даже один раз почти продал его. Это было 5—6 лет назад. Я один занимался этим проектом, как-то очень устал от него и предложил продать. За смешные, конечно деньги — 600 тыс. рублей. Мне перевели первую сумму, где-то 80 тыс. рублей, я написал расписку, через месяц они должны были вторую сумму отдать, но через полмесяца я сказал, что требуются изменения на сайте и нужно определенную сумму выделить на разработчиков. Они сказали: «А что, это еще и дорабатывать нужно?». Ну, люди были не из сферы IT. После этого он попросили вернуть деньги.
Вообще, я довольно часто сталкиваюсь с тем, что приходят люди и говорят: «Дай мне 50% компании и я сделаю ее миллиардной». Через 2—3 месяца они погружаются в те же самые проблемы, что и я, так что я уже немного комически отношусь к таким предложениям.
— А не рассматривало ли покупку ресурса духовенство?
— В свое время были попытки клонировать наш проект, но он загнулся через два года, потому что его надо поддерживать регулярно, а просто скопировать и запустить — это не сработает. Это мы уже проходили. Уже много конкурентов потонуло в процессе борьбы с нами. А духовенство не совсем идет в это направление. Казань — самая активная в этом плане по России, но само духовенство в это не идет.
Есть ниши в мусульманском бизнесе, где конкуренция очень большая — это СМИ, центры сертификации, ютьюб-каналы, радиостанции. Мы приняли решение, что туда мы не идем. Вместо этого мы агрегируем все это — всю информацию из всех центров сертификации можно получить у нас, все СМИ можно почитать у нас и так далее. Мы хотим больше выступить площадкой, нежели как-то конкурировать с ними.
«Рушан хазрат по сути своей работы совмещает три важных аспекта: новое развитие, затем он медийный человек в Москве и, в-третьих, он заведует халяль-сертификацией. Он как человек максимально отзывчиво отнесся к проекту и помогал в первых начинаниях очень сильно». Фото dumrt.ru
— Действительно ли замруководителя Совета муфтиев России Рушан Аббясов есть среди учредителей?
— Да, есть.
— А кто еще участвует в бизнесе, если не секрет?
— Есть Артур Юсупов — он раньше был среди экспертов «Акрониса», есть Даниль Губайдуллин, связанный больше с маркетингом, продажами, международными отношениями, затем я и Рушан хазрат.
Вообще, очень много вопросов к тому, что мы делаем: если мы что-то новое запускаем, то СМИ всегда обращают на это внимание, особенно в Москве. Очень много вопросов потом идет: «Как согласовали?», «А кто не согласовал?», «А как это подтвердили?». И нам был нужен человек, с которым можно было бы посоветоваться и, чтобы он на высоком уровне мог принять решение, которое будет заведомо правильным, чтобы это не вызывало никаких вопросов. Рушан хазрат по сути своей работы совмещает три важных аспекта: новое развитие, затем он медийный человек в Москве и, в-третьих, он заведует халяль-сертификацией. Он как человек максимально отзывчиво отнесся к проекту и помогал в первых начинаниях очень сильно.
— Говорят, что Марат Кабаев имеет к вам какое-то отношение…
— Это наш хороший друг. Мы его любим очень, надеюсь он нас тоже любит (смеется).
«Что касается яиц халяль, то, я думаю, что это идет из Китая»
— Вы запустили доставку халяльной еды — пользуется ли спросом эта услуга?
— Вообще, доставка еды сейчас растет в России. Она не таких уровней, конечно, как в том же Дубае, Лондоне, в Америке, но, я думаю, в ближайшие годы она значительно «подрастет».
У меня друг живет в Абу-Даби — это такой человек, который если что-то делает, то значит, не зря. Он ест только доставку — заказывает из ресторанов еду. Я сначала подумал, что человек просто зарабатывает много и уже совсем обленился, но пожив там месяц, я действительно понял, что заказать там намного дешевле, чем приготовить самому — цены заметно ниже.
— А конкретно сейчас доставка халяльной еды как себя показывает?
— Она растет, учитывая даже тот факт, что мы ее не анонсируем нигде. В этот Рамазан у нас показатели выросли в два раза.
«Что касается яиц, то я думаю, что это больше идет из Китая, потому что там они выращивают яйца, воссоздают их из элементов — их не курицы высиживают, что не является халяль». Фото lfpvk.ru
— Раз уж мы говорим о халяльных продуктах: как вы относитесь к «халяльной «Кока-Коле», «халяльным куриным яйцам», «халяльной воде»?
— Если говорить про «Кока-Колу», то там вопрос кармина — непонятно, халяльный он или нет. Когда мы были в Стамбуле, то сертификационный центр не выдал ни одному заведению, ни одному отелю сертификат халяль, потому что там была «Кока-Кола». Просто халяльность еще не подтверждена.
Камиль хазрат [Самигуллин] иногда приводит слова известного ученого о сигаретах: «Я не скажу, что сигареты — харам, даже если мне предложат миллион долларов, но и халяль я их не назову». Эти вещи в плане определения халяльности на сомнительном уровне находятся. А вообще, если смотреть с точки зрения пользы для здоровья, то «Кока-Кола» — не самый полезный напиток, даже если она и будет халяль.
Что касается яиц, то я думаю, что это больше идет из Китая, потому что там они выращивают яйца, воссоздают их из элементов — их не курицы высиживают, что не является халяль. Люди не знают этого и комично к этому относятся: «Как это — яйца халяль? Курице никах прочитали, что ли?».
Сейчас СМИ эту тему копают больше, чем сами мусульмане, и это плохо. Мусульмане должны понимать, что они едят, они должны в этом разбираться, они должны в заведениях уточнять, есть у тех сертификат или нет, а им без разницы.
— Айрат, по вашей оценке, каково состояние рынка халяльной продукции в России? Заметен ли рост производства продукции и появления халяльных заведений?
— Халяльные рестораны не закрываются, не знаю, прибыльные они или в убытке, но они точно не закрываются. Кафе открывается больше, чем закрывается, — это однозначно тенденция роста.
Еще есть такой фактор, что халяль берут не только мусульмане. Думаю, тенденция, что халяль — это эко-продукт будет превалировать над религиозным аспектом. Конечно, количество мусульман растет, они покупают продукты в магазинах, но есть цифры, которые показывают, что халяль как эко-продукция будет больше расти.
«Если учесть, что мечети в пятницу битком, почему такое маленькое количество курбана — интересный вопрос». Фото Олега Тихонова
Есть также цифра, которая меня поразила в прошлом году, и мы как-то хотим ее поменять сейчас. Дело в том, что количество курбана, которое в прошлом году делалось, это порядка 8—12 тыс. Если учесть, что мечети в пятницу битком, почему такое маленькое количество курбана — интересный вопрос. Мы сейчас создали возможность на Android заказывать курбан, хотим интегрировать до наступления Курбан-байрама и анонсировать.
Вообще, мы в этом отношении всегда оперируем статистикой и цифрами, а не как, например, Salaam Getaway в Дубае, которое оценивает уровень развития индустрии халяль в разных странах по количеству публикаций в СМИ. Плюс мы внедряем систему лояльности, что позволяет нам сказать, какие средние чеки в определенном сегменте. В Казани, например, средний чек 180 рублей, в Москве — 1900 рублей уже, а дальше — больше.
«В Питере много пользователей, но халяль-индустрия там слабо развита, есть Уфа, но они редко пользуются доставкой...»
— Вы тепло отзываетесь о Казани, Москве, а Кавказ или наши соседи из Башкортостана — насколько активные пользователи вашего ресурса?
— Кавказ у нас занимает третье место, но пока работу их с духовным управлением мы не ведем: люди, которые из Москвы занимаются Кавказом, говорят, что это будет тяжело реализовать. Мы хотим сейчас попробовать поработать с Саратовом — очень активная территория, в Питере у нас много пользователей, но халяль-индустрия у них очень слабо развита, Уфа есть — они редко пользуются доставкой, там больше, наверное, приезжие из других регионов пользуются.
Был один случай то ли в Казани, то ли в Уфе, когда приехал человек из Голландии и по нашему приложению зашел в местное кафе халяль, и он так проникся этим, начал даже новые точки добавлять у себя в родном городе. Такие моменты тоже бывают.
В дальнейшем, с развитием сервиса, подобной информации и точной статистики будет больше. Кстати, у нас до этого была функция «задать вопрос имаму» и сейчас мы хотим вести базу ответов, потому что их накопилось уже порядка 5 тысяч. Если смотреть даже по поисковику, то первое место по востребованности среди исламских сайтов занимает именно сайт вопросов и ответов. Этот сайт базируется в Египте, но у них сделано так, что отвечает школа, а не группа имамов, как у нас. У них трафик 54 миллиона в месяц, но мы видим, что мы можем сделать сервис лучшего качества. Специфика еще и в том, что девушки набирают полный запрос в строке, а мужчины вводят только ключевые слова — это тоже может сказаться, и мы стараемся это учитывать, со своей стороны. Мы делаем то, что востребовано людьми, видимо поэтому сервис такой востребованный.
«В какой-то степени этим проектом мы хотим объединить умму. Нам без разницы, строит, допустим, мечеть ДУМ Кавказа или Татарстана, или Москвы — люди могут давать деньги из любой точки». Фото Романа Хасаева
— Если посмотреть на паблики ваших продуктов во «ВКонтакте», то Halalstarter (краудфандинг, благотворительность) собрал довольно мало подписчиков — всего 150 человек. Говорит ли это о том, что услуга пока не совсем востребована?
— Нам говорили, что у нас этот проект не получится, переживали, что мы на чей-то кошелек сядем (просто есть люди, которые на этом зарабатывают). Тем не менее мы решили пойти в этом направлении. В какой-то степени этим проектом мы хотим объединить умму. Нам без разницы, строит, допустим, мечеть ДУМ Кавказа или Татарстана, или Москвы — люди могут давать деньги из любой точки.
Сейчас уже есть возможность перечислять средства. Думаю, в конце этой недели выйдет новая версия сайта с другой платформой. Изменения заключаются в том, что за каждым проектом будет зарегистрирован свой фонд. Если это Россия, то здесь будет зарегистрирован фонд «Вакф» — все перечисления будут идти через него и соответствующие органы будут контролировать именно этот счет. В таких спорных моментах мы всегда берем партнеров, которые уже являются экспертами в этой сфере, и работаем через них. За Лондоном уже закреплена своя компания Islamic Relief с представительствами в разных городах мира — мы привязаны к их кошельку.
Самое главное для нас — показать, что это работает, что люди могут собирать средства и по желанию оперативно их перечислять.
— То есть вы на этом не зарабатываете?
— Нет, это больше для того, чтобы показать мусульманам прозрачность этой сферы, что можно доверять нашему проекту. Есть другая проблема — это позиция муфтиятов, которую также выразил и Камиль хазрат, который сказал: «Собирайте деньги не на строительство мечетей». Если они не могут собрать средства на строительство мечети, то ее невозможно будет потом содержать. Строят много, а хороших кадров пока, к сожалению, не всегда хватает. Но мы тоже хотим это переработать и сделать проект, чтобы у людей была возможность зайти в мечеть и пожертвовать на ее содержание. Имамы, которые сидят в мечети, не зарабатывают деньги — они получают из того, что им жертвуют, из-за этого им приходится работать дополнительно, но я думаю, мы постараемся решить этот вопрос.
Кстати, «Вакф» России, генеральным директором которого является Рушан хазрат Аббясов, занимается тем, что строит коммерческие объекты при мечетях. Например, в Ногинске строится банкетный зал, где проводятся торжества, есть хостел и кафе для приезжих. Фонд помогает построить все это, но средства, которые выручаются, идут на содержание мечети.
Продолжение следует.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.