Как налоговики стали крайними в женском споре за бизнес
Совместная компания по озеленению «Меги» и «Корстона» довела двух подруг до уголовных дел и ударила по сотрудникам ФНС
Скандал разразился в татарстанском управлении Федеральной налоговой службы. Сразу трое налоговиков попали под следствие после внесения в ЕГРЮЛ незаконной записи об учредителе казанского ООО «АРДИ». Все трое признали вину, но с подачи Следкома на скамью подсудимых отправится лишь 58-летняя Рузиля Вахрушева — заместитель начальника межрайонной инспекции №18. Однако вопросы у правоохранительных органов есть и к совладелицам «АРДИ» — бывшей и нынешней, которые, как выяснило «Реальное время», обвиняют друг друга в захвате бизнеса.
Зелень как бизнес
ООО «Альтернативное решение дизайна интерьера» (далее «АРДИ») было зарегистрировано в Казани в 2015 году. Соучредителями в равных долях выступили на тот момент подруги Елена Коган и Екатерина Зявкина. Последняя встала у руля фирмы. Бизнес построили в сфере ландшафтного дизайна и нестандартного озеленения офисов, торговых центров, ресторанов, больниц и прочего. В числе крупных заказчиков — «Корстон» и «Мега». На сайте можно найти фотографии проектов, реализованных в офисах «Билайна», в «Иннополисе» и IT-парке, в ТЦ «Радужный», компании «Челны-Бройлер» и в Центре ядерной медицины. Также на счету бизнесвумен — озеленение в нескольких кафе и ресторанах, ну и заказы частников.
Какой спор вышел между дамами — расскажем с их слов позже. Следствие же установило: 15 марта 2017 года Екатерина Зявкина предоставила в межрайонную налоговую инспекцию №18 заявление о своем выходе из состава учредителей «АРДИ» и внесении изменений в ЕГРЮЛ. 22 марта такие изменения были внесены. А после этого выяснилось, что Зявкина успела передумать и еще 17 марта попала на прием к замначальнику инспекции Рузиле Вахрушевой и по ее совету написала заявление об отказе от регистрации по первому заявлению. Правда, на руки к старшему инспектору Олегу Фатхуллину оно почему-то попало лишь 22-го, когда он уже внес изменения в ЕГРЮЛ, исключив Зявкину из учредителей «АРДИ».
А 31 марта в ЕГРЮЛ была внесена запись, согласно которой Зявкина вновь стала учредителем с долей 50%. Незаконными эти действия были признаны лишь в июне по решению Арбитражного суда РТ. А в июле возбудили и дело против налоговиков, обвинив их во вмешательстве в корпоративный спор. Инициатором разбирательств вокруг странных поправок в ЕГРЮЛ стала Елена Коган, которая в результате осталась единственным учредителем и директором ООО «АРДИ». Но, говорит, кроме этого статуса у нее ничего нет.
Офис налоговой стал местом преступления
Следователи выяснили: повторное включение в состав учредителей могло быть проведено лишь по решению общего собрания собственников. Однако налоговики обошли этот момент на основании якобы допущенной в первом заявлении Зявкиной технической ошибки. В ходе следствия непосредственный исполнитель Фатхуллин объяснял, что даже не знал, что эти действия незаконные. Говорил, доверился опыту начальнице правового отдела Гульнары Николаевой, которая предложила эту схему. Сама же Николаева призналась — выполняла прямое указание замначальника Вахрушевой: мол, та требовала вернуть Зявкину в учредители, а за неподчинение пригрозила увольнением.
В связи с деятельным раскаянием уголовное преследование Николаевой и Фатхуллина было прекращено. А Вахрушевой предъявили обвинение в организации умышленного внесения в один из единых госреестров заведомо недостоверных сведений (по ч. 3 ст. 33 ч. 1 ст. 285.3 УК РФ). Данное преступление предусматривает ответственность от штрафа в размере максимум в 80 тыс. рублей до 4 лет лишения свободы. Вину замначальника межрайонной инспекции полностью признала и заявила ходатайство о рассмотрении дела в особом порядке. В данном случае наказание будет еще меньше.
Дело рассмотрит Ново-Савиновский райсуд, поскольку местом совершения преступления следствие считает офис ИФНС №18 на улице Короленко. Дата заседания пока не назначена. Тем временем директор и учредитель ООО «Арди» Елена Коган стала потерпевшей сразу по двум уголовным делам. По ее заявлению бывшую подругу и партнера Екатерину Зявкину теперь подозревают в злоупотреблении полномочиями в коммерческой организации и присвоении средств (ст. 201 и ст. 160 УК РФ).
«Это бабские разборки»
«Хорошая Лена девочка, но с очень большими амбициями», — рассуждает биолог ООО «АРДИ» Наиля Гимадутдинова. И называет конфликт двух бывших «не разлей вода» подруг «бабскими разборками». «Делить-то, по сути дела, было нечего. Сколько приходило денег, столько и уходило, когда развитие идет и нет базы, на ее создание все деньги и уходят», — говорит она.
По словам Гимадутдиновой, к деньгам подруги относились по-разному. «Как-то нужно было на вечер идти, Катя сказала: «Ой, у меня ничего нет», — и перешила себе наряд на машинке. А Лена купила за несколько тысяч. Она за эти годы не раз меняла машины, выплатила ипотеку. А Катя зарплату свою берет и вкладывает в фирму...»
Елена открыла новую фирму, но никого из «АРДИ» звать не стала. «Знала, что мы не пойдем», — объясняет Наиля Гимадутдинова. Она считает, что именно муж оказал на Елену большое влияние.
Версия Зявкиной: «1,5 миллиона или не будет тебе жизни»
Журналист «Реального времени» встретилась с обеими участницами конфликта — по очереди, ведь друг с другом они не общаются. «Она оставила фирму в ноль и оставила меня ни с чем!» — заявила при встрече Елена. А Екатерина сказала: «Моя ошибка, когда я психанула и вышла из состава учредителей, ей сыграла на руку».
Со слов Зявкиной, бизнесом в сфере озеленения она начала заниматься еще в 2011-м году в статусе ИП. В 2013-м, ради привлечения серьезных заказов, стала работать от фирмы мужа ООО «Диез». И дело пошло — удалось заключить договоры на обслуживание растений на территории развлекательного комплекса «Корстон». «На 25-м этаже «Корстона» в ресторане мы еще до создания «АРДИ» делали вертикальное озеленение — живые стены в 82 квадратных метра. Для России на тот момент это была самая крупная стена», — с гордостью рассказывает Екатерина. И вспоминает, что взяла на работу помощницей Елену Приточкину (ныне Коган), и со временем та стала ее подругой.
Муж Зявкиной, видя, что «женский» бизнес набирает обороты, посоветовал открывать свою фирму. Директором в ней, разумеется, стала Зявкина. «Я стала готовить документы. Елена сказала, а давай вместе будем учредителями, и я согласилась», — вспоминает Екатерина. И говорит, что проблемы с подругой начались с осени 2016-го: якобы та, встретив будущего мужа Игоря Когана, стала прогуливать работу. И в итоге в феврале 2017-го подруга-директор предложила Елене подумать об увольнении и заикнулась об уменьшении доли в компании. «Она ничего не ответила, ушла. А 13-го февраля у нас все сайты почему-то заблокировались. Электронный ключ был у нее и у меня, — рассказывает Екатерина. — 14-го приезжает и начинает диктовать условия: «Либо отдаешь 1,5 миллиона рублей, либо всех крупных клиентов фирмы, или не будет тебе жизни, работать не сможешь. Я тогда посмеялась… А она стала писать во все инстанции...»
Через неделю после того разговора банковский счет ИП Зявкиной был заблокирован по некоему заявлению о возможном отмывании денежных средств. Чтобы спасти крупные контракты Екатерина вновь начинает работать от фирмы мужа, тем более что сотрудники остаются с ней. А потом психует и пишет заявление о выходе из учредителей «АРДИ», правда, остается в фирме директором и в апреле оформляет увольнение бывшей подруги. «Я просто устала от шантажа и бесконечных проверок. Мы четыре месяца толком не работали — только бумажки предоставляли», — рассказывает Зявкина.
По факту блокировки сайтов в ОП «Авиастроительный» возбуждают дело о неправомерном доступе к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) в отношении неустановленных лиц. За год с лишним подозреваемые в нем так и не появились. Зато делом в отношении самой Зявкиной занимается первый отдел Следкома, который, вообще-то, специализируется на тяжких преступлениях по делам ОПГ. Подозреваемая считает свое уголовное преследование методом рейдерского захвата. Говорит, что никакого имущества фирмы не похищала — там было-то два старых компьютера, принесенных из дома.
Версия Коган: «Эту компанию мы подняли с нуля, а теперь она — банкрот»
Елена Коган считает, что дело по сайтам было заведено, чтобы оказать на нее давление. «К нам домой со спецназом приезжали, чтобы изъять один ноутбук. Вы не представляете, что мы пережили, — говорит она. — А ведь мы с ней шесть лет вместе работали — поднимали бизнес абсолютно с нуля вдвоем. В последнее время обороты были по 12 млн рублей в год, штат был 10 человек. Обслуживали «Мегу», «Корстон».
На вопрос, что же произошло, Елена отвечает так: «Зявкина сказала: «Не вижу тебя своим партнером». Написала письма контрагентам и перевела контракты с «АРДИ». Вывезла все имущество, увела деньги со счетов и не пустила меня в офис. Я с одним ежедневником ушла… А ведь вроде договорились — разделиться по-хорошему». Оставшись не у дел, Елена, по ее словам, отслеживала изменения в ЕГРЮЛ по компании «АРДИ» и, обнаружив выход Зявкиной из состава учредителей и переход ее доли к компании, стала требовать возврата документов и имущества. Говорит, в ответ получила письма, что имущества нет. А налоговая вновь ввела Зявкину в учредители, и Коган отправилась в суды. Выиграла арбитраж по изменению записи в реестре, затем добилась восстановления на работе и, назначив себя директором, уволила Зявкину. Но компания к тому времени уже была банкротом.
Елена не исключает, что одной из причин разлада с подругой стал ее любимый мужчина. Говорит, перестала задерживаться допоздна на работе, стала спешить домой. «Я всем говорю — она должна извиниться передо мной. За то, что чернит и чернила доброе имя мужа. И поделиться по-человечески. Мне лишнего от нее не надо», — говорит Елена о нынешней ситуации.
Как видим, у каждой стороны в этой истории своя правда.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.