«Турки знают, кто такие татары, но не встречала арабов, которые слышали о нас»
Как казанская студентка в Стамбуле на турецком обучала программированию сирийских детей-беженцев
Любовь Айсылу Галимовой к путешествиям и языкам привела ее из Казани через Гавайи в Стамбул, где она 4 недели преподавала программирование сирийским детям-беженцам. В колонке «Реального времени» девушка рассказывает, каково это — преподавать в благотворительной школе, основанной сирийцами, и слушать от детей рассказы о том, как они засыпали под звуки бомб.
Предисловие
Два года назад я поняла, что учиться на программиста очень перспективно и решила поступать на ВМК в КФУ, несмотря на то, что всегда больше увлекалась языками. Поступив в КФУ и проучившись там год, я выиграла грант и поехала по обмену в США, штат Гавайи, на два семестра, где более-менее выучила испанский и, естественно, довела до разговорного свой английский.
Приехав обратно, я чувствовала дискомфорт от того, что постоянно нахожусь в одном и том же городе/стране, ведь я привыкла путешествовать. Так я и решила поехать работать и практиковать мой турецкий в Стамбул. Уже там я познакомилась с сирийцами, которые открыли благотворительную школу для детей-беженцев. Они же и пригласили меня туда преподавать.
То, что наш мир нуждается в помощи, я поняла достаточно давно, но не знала, чем я могу помочь, и вообще, как это происходит, ведь у нас в России это не так сильно развито. Когда я училась в Штатах, я очень часто занималась благотворительностью и поняла, что возможности есть всегда и везде. Поэтому, приехав в Стамбул, первым делом я начала искать такие возможности, особенно связанные с сирийскими беженцами.
Многое о сирийцах я слышала от своих друзей в Германии и узнала из интернета. Я даже не могла себе представить, каково это — бежать из своей страны, жить в лагерях и иметь карточку беженца. Желание помочь этим людям было огромное, и когда я нашла благотворительную школу, я поняла, что это именно то, что нужно!
«Многое о сирийцах я слышала от своих друзей в Германии и узнала из интернета. Я даже не могла себе представить, каково это — бежать из своей страны, жить в лагерях и иметь карточку беженца». Фото aa.com.tr
Школа
Эта благотворительная школа была создана одной семьей сирийских беженцев. Начиналось все на дому с 20 детьми, сейчас в этой школе учатся 300 учеников, а турецкое правительство бесплатно выделило им государственную школу на пользование летом и после уроков в учебном году.
Цель этой школы — выпускать достойных, образованных и воспитанных людей. Все дети — сирийцы как и большинство учителей. В школе, помимо базовых предметов, преподают такие курсы, как лидерство, футбол, шахматы и другие. Развивают детей со всех сторон. Основатель школы говорила, что они хотят, чтобы турки воспринимали их не как попрошаек и воров, а как культурных и интеллигентных людей. И, по моему мнению, это у них здорово получается!
Когда я в первый раз пришла в школу, меня приняли очень хорошо. Там уже работал украинец (преподавал футбол). Так что им не было необычно видеть иностранку. На английском в основном говорили только детки и молодежь, со взрослыми я разговаривала на турецком.
Перед тем, как я приступила к работе, у меня было скайп-интервью и личная встреча с парнем, который отвечает за волонтеров. Главным критерием была, как он сказал, адекватность и заинтересованность в работе, так что у меня не было никаких проблем.
Обстановка в школе была очень дружелюбная, после уроков мы пили чай, разговаривали час-два точно. Все девушки в школе носили платки, но это, естественно, не было обязательным. Что касается одежды, я считаю это уважением — одеваться подобающе культуре страны, в которую ты приезжаешь, так что у меня даже не было каких-то открытых или коротких вещей.
Школа предоставляет волонтерам дом, где они могут проживать, но я уже работала в хостеле в полутора часах езды от школы, так что я в этом не нуждалась.
Детки в первую очередь удивили своей чистотой. Чистым взглядом и мыслями, добротой и тем, какие они благодарные. Сразу было видно великолепное воспитание
Дети
На самом деле, я очень волновалась перед своим первым уроком. Преподавательский опыт я имела, но только по английскому языку. Более того, мне сказали, что детки знают арабский, турецкий и немножко английский. А на тот момент я говорила на английском, базовом турецком и только читала/писала и совсем чуть-чуть говорила на арабском.
Уроки пришлось вести на смеси английского и турецкого, к концу я уже добавляла и выученные арабские слова. Всего я преподавала там 4 недели по 3 часа 3 раза в неделю.
Ожидала я почему-то потрепанных, худых детей, но когда зашла в кабинет, увидела среднестатистических мальчиков 13—15 лет. Опрятно, хорошо одетые, у некоторых были свои ноутбуки. Как оказалось, у многих родители открыли свои рестораны и магазины, и живут они как обычный средний класс. Но есть и такие семьи, которые не могут позволить себе даже общественный транспорт.
Детки в первую очередь удивили своей чистотой. Чистым взглядом и мыслями, добротой и тем, какие они благодарные. Сразу было видно великолепное воспитание. Они горели желанием учиться, и хотя они из-за языкового барьера, я уверена, не понимали и половины того, что я объясняла, схватывали все на лету. Я даже поражалась их уму.
Честно сказать, плакала я из-за них много. Из-за их доброты, храбрости, жизнерадостности. На пятом или шестом уроке я спросила их о Сирии, и это точно раз и навсегда перевернуло мое мнение о моих проблемах.
Я спросила их, какая была Сирия, когда они оттуда бежали? На это они начали мне взахлеб рассказывать истории, смеяться и перебивать друг друга; из-за недостаточного знания языка, показывали сценки прямо посреди класса. Они смеялись и рассказывали мне о том, как это было нормально, что на улице стрельба, как их мама вешает вещи сушиться, а сзади нее пролетает бомба, как они ночью просыпаются от взрывов, но потом дальше засыпают, ведь это уже нормально. Рассказывали, как разбомбили их дом и по улицам ходили солдаты. Для них это было совершенно обычным явлением, даже смешным. А я потом думала об этом на протяжении нескольких недель. Я поражалась их стойкости, храбрости, тому, что после пережитого они не сломались, а продолжили жить с улыбкой на лице. С другой стороны, мне было больно за этот мир, ведь не должен 10-летний ребенок считать такое нормальным.
«Они смеялись и рассказывали мне о том, как это было нормально, что на улице стрельба, как их мама вешает вещи сушиться, а сзади нее пролетает бомба, как они ночью просыпаются от взрывов, но потом дальше засыпают, ведь это уже нормально». Фото nc4.info
Культура
Арабы очень почитают старших. Основатель этой благотворительной школы — женщина лет 60. Как только она заходила в школу, все вставали, приветствовали ее, пожимали или целовали ей руки, кто-то обязательно приносил воду или чай. Дети были очень благодарными, после каждого урока осыпали меня «спасибо».
Они много рассказывали о своей культуре и вообще о культуре арабских стран, и я в свою очередь пыталась показать им, какая она Россия и кто такие татары. На одном из уроков я посвятила час тому, что мы ели русские конфеты, пили сирийский чай и смотрели презентацию о России, Татарстане и татарах. Я им показала все, начиная с Москвы и заканчивая рецептом бэлеша и очпочмака.
Так как я чистокровная татарка, за границей я никогда не говорю, что я русская. Моя постоянная фраза «I am from Russia, but I am not russian, I am tatar». И естественно людям становится интересно и они начинают спрашивать, кто же это — татары. Удивительно, но многие слышали о нашем народе, особенно в Европе и Америке, но единственное, что они знают, это то, что мы катаемся на лошадях, то есть мы кочевники.
Известный факт, что турки знают, кто такие татары, но я не встречала арабов, которые хотя бы слышали о нас. Но они очень интересовались нашей культурой, когда я говорила, что мы мусульмане, хотя и живем в России. Люди удивлялись, как это у нас свой президент, язык, культура, но мы внутри России. Многие после моих кратких курсов истории Татарстана, гуглили информацию самостоятельно и потом уже подходили с вопросами или рассказывали о нас то, чего даже я не знала. О татарских диаспорах я слышала, но никогда не встречалась за границей с татарами, так что не могу ничего об этом сказать.
«Люди удивлялись, как это у нас свой президент, язык, культура, но мы внутри России. Многие после моих кратких курсов истории Татарстана, гуглили информацию самостоятельно». Фото Романа Хасаева
Итог
Эта поездка и в особенности этот опыт были невероятным событием для меня. Я не только приобрела опыт в преподавательской сфере, обрела новых друзей и помогла обществу, но я еще стала смотреть на многие вещи совсем по-другому. Я считаю, это не я преподавала этим детям. Это они учили меня!
комментарии
действительно реакция одна и та же, не знают о существовании татар, но сильно удивляются, когда узнают что мы двоюродные народы и этнические мусульмане
В Ташкенте, я тоже спросил у одного приезжего южно Корейца (в строй фирме) что он знает о татарах, то он поднял руку на головой, и махая сказал "они очень хорошо воевали..." ))
Саиое крупное озеро Ближнего Востока называется Тартар. Это от татар Хулагу. Когда татарское войско входило в Багдад, арабы встречали их как освободителей. Во всех школьных программах всех арабских стран 13 век у них считается татарским веком.2 века татары-кипчаки правили в Египте (мамлюки, Бибарс). В государственных архивах Каира тысячи документов, которые написано на татаро-кипчакском языке (переписки и другие документы мамлюкских аристократов). Пока никто их не изучает. Труды татарских улемов изучают в исламских университетах. А Мирсаид Султангалиев в свое время был вместо Ленина для арабов. В кабинете Каддафи висел его портрет например. Если автор статьи таких не встречала, это еще не означает, что татар арабы не знают. В исламе например именно татар и считают главными реформаторами. В достоверных хадисах пророка Мухаммада тюрко-татары упоминаются много раз (таких хадисов - тысячи). В них говорится, что самое сильное войско, самый сильный народ обитает на северо-востоке (кочующий народ на коренастых лошадях, которые носят шерстяные сапоги (валенки так называл пророк), именно от них и стоит остерегаться Пророк имел в виду Тюркские каганаты, и других кочевников, их слава дошла на Ближний Восток еще со времен Парфии (скифы завоевали Парфию).
В арабских странах образование слабое, история только в старших классах да и то не во всех, изучают только те, кто выбрал гуманитарные знания
Патриотизм на словах, а на деле - пустышка.
Вот про ФК Рубин знает каждый второй
Немцы тоже знают.
Да и французы не забыли 1812 год.
А уж американцы корейскую и вьетнамскую войну помнят до дрожи.
И израильтяне до сих пор благодарят И.Сталина за поддержку еврейского иудейского государства.
Это только в России население всё политизировано и сходит с ума по былому величию.
А мы татары-это татары.
Сувары и булгары-это один народ:
«язык сувар и булгар подобен языку хазар».
Ибн-Хаукаль.
А мы татары,конечно же не булгары ибо язык то у нас совершенно другой:
Чувашский язык, который так сильно отличается от остальных тюрко-татарских языков, пренадлежит народу, который со всей уверенностью следует рассматривать в качестве наследников волжских булгар.
М.Рясянен.
"Чуваши потомки волжских булгар.Чуваши на Средней Волги жили задолго до нападения татар.Дунайские хаган-болгары и Кубанские чёрные болгары связаны с ними".
А.А.Куник.
"у чувашей по сей день сохранилось много языческого,если действительно они были бы болгарами, то они в первую очередь ,а не татары - стали бы мусульманами!ф":
“Исследования языческой веры чувашей показывают, что большая часть народа когда-то была мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась, в душе народа неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством. Из этих двух составляющих создавалось сегодняшнее религиозное верование чувашей, в котором местами еще чувствуется и русское христианское влияние”
Месарош Д.
"Тоже самое относится к появлению мишар на территории Татарстана."-только не надо писать,что мы мишари-потомки булгар.))
"Ни кто не отрицает,что сувары(предки чувашей)совместно с болгарами в союзе племён пришли в Поволжье."-так я уже писал,что булгары и сувары-это один народ:
-О суварском происхождении чувашей писал и Н. Я. Марр. При этом он не противопоставлял сувар и булгар, называя их «народом одной породы».
"И ещё ни каких татаро монгол в болгаре ни когда и не было , это всё фэнтэзи..."-были,были,и затем после завоевания сделали город Болгар первой столицей Золотой Орды.
Записи Джувейни (1226-1283):
В пределах Булгара царевичи соединились: от множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные. Сначала они (царевичи) силою и штурмом взяли город Булгар, который известен был в мире недоступностью местности и большой населенностью. Для примера подобным им, жителей его (частью) убили, а (частью) пленили”.
Русский историк В.Н.Татищев в «Истории Российской» вторжение татар и разгром Волжской Болгарии описывает так:
«6740 ... Татара пришед на Волгу в Нижние Болгары в великом множестве и воевали с оными, а к Великому граду не доходили. Болгар же прислали к великому князю Юрию объявить, что пришед нapд неведомый и язык, коему прежде не слыхали, вельми сильный, и просил чтобы послал к ним помочь, обесчевая все его убытки заплатить. Kнязь великий, собрав братиев и сыновцев, советовал, и слыша, что татар сила велика, а болгаров обезсилеть не желая, отказали им в помочи. Татаре, поплены, покорили себе нижних болгар и грады их великие все разорили.».
Сигизмунд Герберштейн:
Татарский царь Батый (Bathi), выступивший с большим отрядом с юга к Северу, занял Булгарию, которая находится на Волге ниже Казани.
ФРАНЧЕСКО ТЬЕПОЛО
О ДЕЛАХ МОСКОВСКИХ
Булгария с запада и севера имеет Московию, с востока — Кассаи, с юга — Куманию. От первой отделена лесом и рекой [331] Окой (Следуя большинству ркп., читаем “Окой”, а не “Океаном” (!), как в нашем списке.), от второй — Волгой и от третьей — обширными лесами. Это — маленькая область с немногими холмами, в остальном ровная, в значительной части лесиста, более или менее обработана, очень плодородна и богата пастбищами. В ширину она когда-то простиралась от Волги до Таны, но после того как большая часть ее племен, отделившись от других, ушла в Европу, те, что остались, ослабев, при нападении народа газарского потеряли свободу, какой пользовались долгие годы, и стали данниками [газар], захвативших при этом большую часть их территории и владевших ею, пока те и другие не были покорены куманами, а затем татарами.
"Основным языком в Волжской Булгарии был булгарский язык- прямой и непосредственный предок современного чувашского языка, содержащий его характерные фонетико-морфологические особенности".В.П.Иванов.
"Язык чувашского типа в Волжской Булгарии играл роль государственного языка, использовался в делопроизводстве, управлении, образовании, богослужении, торговле, межэтнических отношениях". В.Ф.Каховский.
"Чувашский язык сохранил главнейшие фонетические черты болгарского языка". М.Р.Федотов.
"Я- сторонник считать чувашей потомками булгар по языку".С.Е.Малов.
"Болгары говорили на чувашском языке, в Волжской Булгарии государственным языком был чувашский язык. Прямыми потомками волжских болгар являются только чуваши". В.Д.Димитриев.
И почему те кто видел и описывал татар не упоминали,что они произошли от булгар?
В качестве примера:
АЛЕКСАНДР ГВАНЬИНИ
ОПИСАНИЕ МОСКОВИИ
Здесь нам надо было бы рассказать о соседних и пограничных с московской державой татарах казанских и прочих степных, разделенных на орды
БЛЕЗ ДЕ ВИЖЕНЕР
ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА
(1573)
LA DESCRIPTION DY ROYAUME DE POLOGNE
Татары третьей орды называются казанскими, по имени крепости Казани, расположенной на реке Волге на границе с Московиею; они поселились здесь, отделившись, подобно прочим, от главной джагатайской орды.
"А у сторонников бредотеории ,что"чуваши- болгары"их нет,"-все ученные(действительно ученные)которые изучали язык булгар пришли к выводу,что это чувашский язык.
Как пример:
В написанном в 1904 г. труде «Волжские болгары» И. Н. Смирнов пришел к выводу, что болгарский язык — древнечувашский язык, Волжская Болгария — древнечувашское государство, болгарская культура — древнечувашская культура
"Во всём мире , в первую очередь ЮНЕСКО , все признали ,что современные татары это и есть потомки волжских болгаров..."-давайте пруф на ваши слова,впрочем не утруждайтесь его у вас нет.)))))))
"И ещё на закуску ещё один вопрос: всем известно что в Поволжье пришили болгары в союзе племён Вместе с суварами и буртасами, кто же теперь потомки тех же буртасов и куда же подевались сувары?"-к чему этот вопрос,поясните?
И вам же писали,что булгары и сувары(которые жили в городе Сувар)-это один народ.
В. Н. Татищев. Он в своей «Истории российской с самых древнейших времен» признает чуваш за потомков волжско-камских булгар. «Вниз по реке Волге,—пишет он,—чуваши древние болгары, наполняли весь уезд Казанской и Симбирской»
Чуваши, народ болгарской, около Казани
— Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 426.
Вниз по Каме жили биляры, или болгары, и чолматы… ныне остатки их чуваша, которых и вниз по Волге довольно
— Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1962. — Т. I. — С. 428.
Оставшие болгарские народы чуваша
— Татищев В. Н. История Российская. — М.; Л., 1964. — Т. IV. — С. 411.
И почему нет упоминания у хронистов(которые жили в те времена и собственно видели средневековых татар),что мы татары произошли от булгар?
И почему те кто описывал татар не писал,что они произошли от булгар?
Как пример:
МАТВЕЙ МЕХОВСКИЙ
ТРАКТАТ О ДВУХ САРМАТИЯХ
DE DUABUS SARMATIIS
Глава третья. О татарах козанских и татарах ногайских.
Третья орда — козанских татар — названа так по замку Козан, стоящему над рекой Волгой у границ Московии, где они живут.
Они произошли от главной татарской орды, а именно от чагадайских или заволжских татар, как и все другие татары.
Эта Козанская орда имеет около 12 тысяч бойцов, а при необходимости, когда они созывают и других татар, они могут выставить до 30 тысяч воинов.
"Орда"-скорее всего происходит от татарского слова"урта"-что означает середину.
Рубрук: «Отсюда двор(Бату-Хана) на их языке называется ордой, что значит середина, так как он всегда находится по середине их людей, за исключением того, что прямо к югу не помещается никто, так как с этой стороны отворяются ворота двора» [6.9].
Татар Казанскихъ, двор царевъ, многихъ добрыхъ
(Никоновская летопись ПСРЛ, т.12 стр. 118-120)
Отражение истории Казанского ханства в Никольской (Патриаршей) летописи
А Татарове Казанстии по отходе их часа того...
А Татарове Казанские тое же весны...
А в то время Казанские Татарове...
Удачи и напоследок:
"Чуваши по языковому признаку- суть потомки волжских болгар". А.Кондратов.
"Чувашский язык- единственный сохранившийся язык булгарской ветви". М.И.Скворцов.
"Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы".
А.В.Дыбо.
"Чуваши- племена волжских булгар".П.И Шафарик.
"Промежуточным народом между древними гуннами и сегодняшними чувашами являются булгары". Н.И.Ашмарин.