Новости

16:08 МСК
Все новости

«Не совсем правильно, если ты родился в Башкирии и Татарстане и не знаешь языка на бытовом уровне»

Как министр образования и науки раньше Юрия Чайки выполнила поручение Путина проверить школы на добровольность изучения родного языка

«Не совсем правильно, если ты родился в Башкирии и Татарстане и не знаешь языка на бытовом уровне» Фото: минобрнауки.рф

Тема добровольности изучения татарского языка в школах республики разгорелась с новой силой. 28 августа на официальном сайте Кремля появился перечень поручений, данных Путиным по итогам Совета по межнациональным отношениям, который прошел в июле в Йошкар-Оле. Генпрокуратуре и Рособрнадзору президент поручил проверить субъекты на предмет соблюдения законодательства о добровольности изучения родных языков, а руководителям регионов — довести количество часов русского языка в школах до уровня, рекомендуемого Минобрнауки, и принять меры по созданию условий для изучения родного языка на добровольной основе. Однако вчера министр образования и науки РФ Ольга Васильева неожиданно встала на сторону национальных республик — на общероссийском родительском собрании она заявила, что «не совсем правильно, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Подробности — в материале «Реального времени».

«Проверить на добровольность и принять меры по ее обеспечению»

Татарстан, судя по всему, ожидает большая «образовательная» проверка — по итогам Совета по межнациональным отношениям подготовлен перечень поручений сразу к трем субъектам исполнительной власти. Хотя именно о республике речь в документе не идет, говорится обо всех регионах.

Первое поручение дано Генпрокуратуре и Рособрнадзору. До 30 ноября ведомства должны проверить соблюдение в субъектах РФ положений законодательства России, касающихся обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик. Как можно понять из этого поручения, Совет по межнациональным отношениям «проявляет озабоченность» не только по поводу добровольности — ему еще интересно узнать, не ущемляются ли права жителей национальных республик на изучение своего языка.

Следующий момент касается руководителей регионов. И тут довольно четко сформулированное поручение, вытекающее из слов Путина на Совете, когда он сказал о недопустимости принуждения к изучению неродного языка и сокращения количества часов для изучения русского. Так, теперь высшим должностным лицам субъектов России поручено принять меры по доведению объема изучения русского языка до уровня, рекомендуемого Минобрнауки России, а также по повышению уровня и качества освоения ими русского языка как государственного языка РФ. А также обеспечить учащимся изучение родного языка из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации, на добровольной основе по выбору их родителей. И доложить о том, как выполнены эти поручения, главы регионов должны до 1 декабря 2017 года.

«У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта», — сказал Энгель Фаттахов. Фото Максима Платонова

Напомним, что в Татарстане слова Путина о недопустимости принуждения изучения родного языка оценили неоднозначно. Одни восприняли это довольно болезненно, другие посчитали, что Путин не имел в виду Татарстан. В частности, министр образования Татарстана Энгель Фаттахов заявил, что у нас все по закону.

— У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта. У нас никаких нарушений нет, все наши действия согласованы в Министерстве образования РФ, мы исполнители, мы исполняем закон, — сказал Энгель Фаттахов.

По его словам, в Татарстане принята концепция преподавания татарского языка «для русскоязычных детей, татарских детей, которые не в совершенстве владеют татарским языком, и чисто татарских детей».

— Наша позиция такова — у нас два государственных языка, любой родитель не против, если его ребенок владеет в совершенстве русским, татарским языком и еще английским языком, — сказал Фаттахов.

Ольга Васильева сыграла за национальные языки

Однако убежденность татарстанского министра в том, что слова Путина были адресованы не Татарстану, опровергло Всероссийское родительское собрание, которое прошло вчера.

«Много обращений поступило из Башкирии, Татарстана, Чувашии, Коми — все с просьбой, а порой даже с мольбой сделать изучение национальных языков в этих республиках добровольным», — анонсировал вопрос к министру образования Ольге Васильевой ведущий прямой связи Юрий Вяземский. «Не так давно в Йошкар-Оле Путин сказал, что недопустимо принуждать изучать неродной язык, и попросил обратить глав регионов на это внимание. Но на местах, судя по количеству обращений, которые мы получили… как бы это нежнее сказать… пока подвижек не особенно много», — продолжил Вяземский.

Ольга Васильева: «Введение и изучение государственных языков субъектов Российской Федерации не нарушает право родителя — я это подчеркиваю, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения». Фото минобрнауки.рф

Реакция министра родителей, адресовавших вопрос, огорчила — они ожидали услышать позицию, сходную с позицией главы государства. Судя по тому, что Васильева на руках имела решение Конституционного суда по языковой теме, вопрос был заранее согласован, и она готовилась к ответу.

— Вы знаете, что государственным языком в России является русский язык, что республики согласно конституции РФ вправе устанавливать свои государственные языки. И введение и изучение государственных языков субъектов Российской Федерации не нарушает право родителя — я это подчеркиваю, на выбор образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения. Теперь что касается практики. Когда подобная практика возникала, в частности, в Татарстане, в частности, когда Конституционный суд России исследовал вопрос об обязательном изучении татарского языка в школах Татарстана, то он пришел к выводу, что само по себе его изучение не нарушает право каждого на свободный выбор языка обучения и воспитания. Предполагается — я читаю заключение — что изучение татарского языка должно осуществляться в соответствии со стандартом и не препятствовать прохождению итоговой аттестации, а вы знаете, что аттестация у нас на русском языке, — ответила Васильева.

Тут стоит отметить, что один из предметов гордости для Министерства образования и науки Татарстана — высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку (ученики показывают третий результат после Москвы и Санкт-Петербурга). Правда, родители обычно парируют, что это заслуга репетиторов, а не учителей. В заключение Ольга Васильева обратила внимание, что считает «не совсем правильным, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Тем не менее родителей, озабоченных языковым вопросом, она попросила обратиться к ней лично.

— Будем по каждому конкретно случаю разбираться, в чем нарушение. Потому что я думаю, что там нарушения есть, но они другого порядка, — сказала Васильева.

Представители общественных организаций Татарстана передали министру объемную папку, где собраны документы, касающиеся изучения русского и татарского языков.

Ольга Васильева обратила внимание, что считает «не совсем правильным, если ты родился и живешь на территории Башкирии и Татарстана и не знаешь языка на бытовом уровне». Фото kpfu.ru

«Можем ли мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да»: кто важнее — Генпрокуратура или Конституция?

Общественница Екатерина Беляева (папку передавала не она, а, как прокомментировала Беляева «Реальному времени», «кто-то из организации Михаила Щеглова», руководителя Общества русской культуры в Татарстане) сомневается, что документы не окажутся в дальнем ящике. «Они это очень быстро собирали, документы не структурированы. Я не думаю, что будут вчитываться. Ни один чиновник такое количество бумаг не читает». Беляева семь лет борется за добровольность изучения татарского языка в Татарстане, по ее словам, этот принцип в республике нарушается. В частности, ни о каком выборе образовательного учреждения, о котором говорила Ольга Васильева, речи не идет.

— У нас нет школ с русским языком обучения как родным. Русский язык преподается как неродной — его количество на 30—40 процентов меньше, чем рекомендовано Минобрнауки. Я сейчас не говорю о школах с нерусским языком обучения и русским как неродным — у них свои задачи, — говорит Беляева.

Беляева и ее соратники подготовили образцы заявлений в адрес директоров школ, в которых просят школы придерживаться базисного учебного плана без национального компонента и исключить из учебной программы предметы «татарский язык» и «литературное чтение на татарском языке». «Освободившиеся часы вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, направить на изучение русского языка, литературы и (список предметов)». По ее словам, выбор учебного плана — это полномочия школы; «ни один орган не имеет права вмешиваться в разработку учебного плана», — говорит активистка. Впрочем, она сомневается, что руководители учебных заведений смогут воспользоваться своими правами на практике.

— Судя по ответу Ольги Васильевой, она не ориентирована на решение языкового вопроса в Татарстане. У нас надежда на президента. Если Путин не будет заниматься этим вопросом, мы его не решим, — говорит Беляева.

По словам Табриса Яруллина, принудительность изучения языков можно отнести не только к татарскому. Фото Олега Тихонова

Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи, считает, что противников изучения татарского языка в Татарстане нет.

— Есть противники вот этой закостенелой системы, которая тяжело дается детям и их родителям. Их родители в советское время вообще практически не изучали татарский язык. Сейчас идет апробация нового учебника, полностью коммуникативного. По аналогии с учебниками английского. Когда ты не просто изучаешь язык, а влюбляешься в культуру. Это нужно внедрять, и не будет такого количества родителей, которые будут говорить, что это очень сложно или не нужно, — говорит Яруллин.

По его словам, принудительность изучения языков можно отнести не только к татарскому. «Можем мы говорить, что русский язык преподается насильно? Я думаю, да, если говорить в этих категориях. Преподается английский насильно? Да, преподается. Я знаю кучу ребят, которые не хотят изучать английский язык, — им это сложно. В этом плане получается, у нас и русский, и татарский, и английский языки преподаются насильно. Но они преподаются на основе закона».

Яруллин признался, что был сильно удивлен полярной позицией Путина и Васильевой по языковому вопросу. «У меня немножко не сходится. С одной стороны, есть решение Конституционного суда по поводу преподавания татарского языка. Есть Конституция России, где содержится статья о государственных языках. И есть поручение, которое недавно опубликовали. И вот я не понимаю, чем должна руководствоваться в данном случае прокуратура? Мне кажется, что правильнее было бы руководствоваться Конституцией и решением Конституционного суда. Ведь выше Конституции только референдум. Если давление через прокуратуру продолжится и пункт поручения будет выше, чем Конституция, то нужно будет найти форму, при которой татарский язык, культура, история в комплексе все же будут преподаваться ученикам».

опрос
Дарья Турцева, Александр Шакиров
комментарии 49

комментарии

  • Анонимно 31 авг
    Все зависит от родителей, от воспитания. Если с малых лет родители разговаривают на родном языке, ребенок будет знать язык. А русскому он всегда успеет научиться
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    точно
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    Абсолютно согласен
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Родился в татарии, знай татарский
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Каждый татар(ка) не зависимо от места жительства должен(на) хорошо знать родной язык бабаев-татарский!
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    А если не родился? Ратуют же за привлечение кадров со стороны.
    Ответить
    Екатерина Беляева 31 авг
    Привлечём и заставим выучить, так видимо
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Нам армянам безразлично. Мы и так свой армянский язык знаем. Спасибо, что татары нас не заставляли.
    Ответить
    Анонимно 25 окт
    В нашей деревне живут армяне и их детки разговаривают чисто только на татарском языке свой не забывают
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Спасибо. За то что я 10 лет учила татарский язык в школе. Теперь в определенных прослойках общества Татарстана. Все сплетни понимаешь о себе.
    За добровольное изучение татарского языка!!!!!
    Хотя мне нравится культура Татарстана и кухня.
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Родился в России, знай русский язык!!!
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Родился на татарской Земле, знай ТАТАРСКИЙ язык!
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Вот пусть татары учат и сохраняют свой язык. Русские тут причем?
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    В Иваново не причем, а в Татарстане очень даже причем.
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Так а чем мы отличаемся от жителей Москвы или Иваново? Вроде везде одна страна. У них нет татарского насильно. Мы же не виноваты, что здесь родились. В южных штатах США испаноязычных больше чем американцев, и что? В этих штатах не заставляют насильно учить испанский неиспаноязычных граждан.
    Ответить
    Анонимно 04 сент
    В Канаде в штате Квебек французский все изучают, даже англоговорящие и в Испании в Каталонии и у басков насильно внедрен уже 20 лет каталонский и баскский для всех. Тоже самое в Уэльсе, есть обязательный валийский для всех. При этом все государства эти не федерации!!!
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Всегда в школе были есть и будут ученики, которым предметы сложно даются. В середине 90-Х мы тоже кривлялись - мне не нужен этот предмет, другой... Я поступаю туда-сюда. В этом институте другое направление, дайте мне больше физики химии истории английского... Но почти никто не сидел с репетиторами (в отличие от сегодняшнего дня, когда почти 100% учаться дополнительно). Ни до нас 3 года , ни после 3 года. Все поступали в выбранные ВУЗы. Обычная 82 школа. Татарский и тогда был. Почти никто толком 2 слов связать не мог. В общении в школе вообще не применялся. Только дома или в деревне. У сыновей сейчас та же Петрушка - глупые учебники, глупые задания и домашка. В школе вообще никак на нем не разговаривают. Интереса никакого - что русские что татары. Поэтому я согласен с Табрисом - если взялись за предмет - подайте его качественно и интересно. Впрочем это касается не только татарского. И корень зла в нашем образовании не здесь зарыт. Крайнее недовольство общей системой образования сводить к спорам вокруг изучения национального языка?! Ребята надо жить дружно!!!
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    1. Возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ предусмотрена в соответствии с федеральным законодательством (ст.14 ФЗ-273) на основе законодательства субъектов РФ. О добровольности изучения нет ни одного положения ни в федеральном, ни в республиканском законодательстве, ни в федеральных государственных образовательных стандартах. Решением Конституционного Суда Российской Федерации данный подход признан не противоречащим Конституции Российской Федерации (постановление КС РФ от 2004 года и определение КС РФ от 2011 года).
    2. У субъектов Российской Федерации нет полномочий по принятию нормативных актов, регулирующих объемы изучения того или иного учебного предмета. В соответствии с действующим законодательством и нормативными актами федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются Минобрнауки России (ст.11, ФЗ-273, Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 29.12.2016) "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений"), образовательные программы школ разрабатываются и реализуются ими самостоятельно (ч.7 ст.12 ФЗ-273).
    Более того, это запрещено законом. Согласно п.10 статьи 13 ФЗ-273 «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Совершенно НЕ согласен с господином министром образования и науки Республики Татарстан Энгель Фаттаховым, который якобы убежден, что в Татарстане нет проблем с изучением русского и татарского языков.

    Хотя я сам живу более 32 лет в Ульяновской области, но мои земляки живут в Черемшанском районе Татарстана. Они по национальности - чуваши.

    По нынешним законам Татарстана ( в разрез законам об образовании в Российской Федерации, хотя Татарстан находится в составе России ) дети моих земляков-чувашей вынуждены были изучать в прошлом учебном году и ранее ЛИШНИЙ для них татарский язык в ущерб русского языка и своего родного чувашского языка.
    Кроме того, дети чувашей в Татарстане наравне со всеми детьми в Татарстане должны изучать ещё и иностранный, в основном, английский язык.
    Вот и получается, что начиная уже с 1-го класса, дети моих земляков вынуждены изучать 4 языка.

    Основной государственный язык, по словам Президента России В.В. Путина - русский язык. Он действительно должен быть самый основной язык в России.
    Для детей чувашей должен быть 2-ым основным языком - чувашский язык, как язык, полученный с молоком матери. Таким образом, для детей мордва 2-й основной язык - мордовский, а для детей татар - татарский. Такой же порядок должен быть и для других национальностей.
    Иностранный - английский язык тоже должен быть хотя бы на минимальном уровне. От этого нам всем никуда не деться. Этого требует мировое развитие цивилизации - развитие мировой науки и техники, мирового искусства и культуры, и др.
    Татарский язык в Татарстане для детей НЕ татарской национальности должен быть, как по словам Президента России, только на добровольной основе.

    В добрые советские времена, по крайней мере в Черемшанском районе Татарстана (тогда Татарская автономная советская социалистическая республика - ТАССР ), был такой порядок соблюдения здорового национального баланса для качественного соблюдения национального вопроса в социально-бытовой жизни населения района.
    Если 1-й секретарь райкома партии был по национальности татарин, то 2-й секретарь райкома партии обязательно должен был быть по национальности НЕ татарин, то есть представитель нетатарской национальности - или русский, или чуваш, или мордвин.
    И, наоборот, -- если 1-ый секретарь райкома партии НЕ татарин, тогда 2-й секретарь райкома партии - в обязательном порядке должен был быть татарин.
    Такая же ситуации придерживалась и в других государственных структурах районного масштаба. Представителей власти республиканского масштаба не рассматриваю, поскольку об этом не задумывался в те советские времена - молодой ещё был.
    При таком раскладе состава власть имущих в структуре района, жизнь района страховалась от всевозможных перекосов в ту или иную сторону по национальному признаку. Любые перегибы в национальном вопросе немедленно пресекались.
    Есть ещё один момент.
    При устройстве на работу в государственных структурах и органах власти в ТАССР знание татарского языка в советское время НЕ ставился на первое место, то есть знание татарского языка не стоял во главе угла в жизни всего района.
    Сам я родился и вырос в Черемшанском районе Татарстана, среднюю школу закончил с Похвальной Грамотой.
    Со временем закончил Казанский государственный университет ( КГУ ) им. В.И. Ульянова-Ленина, что этим всю свою жизнь очень горжусь.
    О татарском языке ни разу не задумывался - практически его и не знаю. Но зато неплохо знаю про татарского поэта Муса Джалиля, ибо про него есть всё на русском языке. Одно его стихотворение знаю даже наизусть.
    В наше время в Татарстане сплошь и рядом требуется в первую очередь знание татарского языка.

    Хочу повториться, что незнание татарского языка мне НЕ помешало успешно закончить среднюю школу ( Похвальная Грамота). После школы поработал в тайге в Архангельской области, затем почетная служба в рядах Советской Армии. После службы в армии успешно поступил, также успешно закончил Казанский гос.университет (КГУ). При этом, знаю ли я татарский язык, у меня никто и никогда не спрашивал. Когда 5 лет учился в Казани, у меня были и друзья, и подруги татарской национальности. При этом без никаких комплексов мы общались между собой на русском (общегосударственном) языке.
    Вот общегосударственный язык он должен быть один, для единого монолитного государства, и чтобы не было перекосов в национальном вопросе в многонациональном государстве как Российская Федерация.

    Наверху этой рассматриваемой статьи написано:
    «У нас есть Конституция РТ, у нас два государственных языка — русский и татарский. Они в одинаковом количестве в школах, мы действуем в форме федерального стандарта», — сказал Энгель Фаттахов.

    Согласно этим словам получается государство в государстве - это политический нонсенс. По законам развития общества и государства в классическом понимании, такое развитие событий в конце концов приведёт к распаду основного общего государства. Об этом нельзя забывать политическим деятелям и руководителям государств. Ибо таких примеров распадов государств в истории развития человечества не счесть.

    По словам Президента России В. В. Путина Татарстан пока ещё находится в составе единой России, как элемент Российской Федерации, и русский язык должен быть на первом месте и по Конституции России его должен знать каждый на достаточно приемлемом уровне.
    А знание татарского языка для детей НЕ татарской национальности это дело НЕ обязательное, то есть добровольное.

    Так и выразился на 20 июля 2017 года в городе Йошкар-Ола, в столице Мари Эл (Марийская Республика) на Совете по Межнациональным Отношениям Президент России В. В. Путин.

    Ответить
    Анонимно 31 авг
    Все правильно говорите.
    Ответить
    Анонимно 31 авг
    Не татарка. Но считаю, что живем в РТ и культуру, и язык на бытовом уровне должны знать. Но 5 уроков татарского в школах ни к чему. Двух уроков вполне достаточно. и с учителями, которые не вызовут отвращение к предмету. Остальное на добровольной основе.
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Почему же тогда татары в Чувашии учат чувашский язык на обязательной основе?
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Никто не должен учить региональный язык по принуждению.
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Нужно обязательно знать русский язык ,обязательно знать язык республики проживания и естественно каждый должен знать родной язык .Что тут не понятно ? Это справедливо .Анланмалла !
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Засланцы здесь не нужны.
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    Изучение любого языка повышает уровень развития человека и когда люди выступают против изучения (причем бесплатного) языка они вредят своим детям в возможности развития.
    Ответить
    Анонимно 08 сент
    Умница!!!Я на все сто с вами согласна!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 31 авг
    А в чем смысл голосования
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Учить и сохранить татарский язык должны татары. Русские дети очень редко слышат татарскую речь, он им чужой, и не нужен абсолютно. Русские против татар ничего не имеют, родители против того, что на тат.язык выделяют больше часов, чем на русский.
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    Если в школах не знают на что потратить учебное время, то пусть увеличат перемены, чем нагнетать нервотрёпку навязыванием разных заморочек и прибамбасов.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Русский на всей территории РФ закреплен, как язык межнационального общения. Будешь его знать - тебя поймут на всей территории 1/7 части планеты. И население Татарстана тоже. Сохранять национальные язык и культуру должны сами татары, и не требовать от других национальностей насильно отатариваться. Забыли, чем это закончилось в Абхазии или Осетии, когда абхазы наотрез отказались насильно огрузиниваться? Не надо быть тупыми националистами и перегибать через колено другие национальности - это всегда вызывает негативное противодействие
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Почему люди добровольно изучают английский, китайский и т.п.? Из-за перспективы...
    Создайте такие условия, чтобы хотелось изучать язык. Создайте рабочие места на которые можно устроиться только со знанием языка. Сделайте там такую зарплату, что бы все мечтали туда попасть. Тогда сами татары будут против изучения другими их языка )
    Ответить
  • Михаил Щеглов 01 сент
    1. Ответ Васильвой готовили в татарстанском минобре
    Ответить
  • Михаил Щеглов 01 сент
    2. Сама Васильева, будучи уроженкой Татарии не знает татарского на бытовом уровне.
    Так что, по Станиславскому : НЕ верю!
    Ответить
    Анонимно 01 сент
    А для московского начальника любимое занятие - не умеешь сам, учи другого.
    Ответить
  • Михаил Щеглов 01 сент
    3. Екатерина Беляева сейчас не представляет общественность русскоязычных родителей, отошла от неё уже несколько лет.
    Просто сочувствующая и может иметь своё собственное мнение, в том числе ошибочное.
    В частности, на самом деле, папка готовилась очень тщательно и долго и очень хорошо структурирована, об этом не мало написано.
    Вообще, кто хочет быть ближе к истине по данному вопросу, лучше не с одиночками общаться, а в сообществах, например, читать что пишут на страницах "Комитета русскоязычных родителей Татарии", Интернет у всех сейчас есть.
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Уважаемый Михаил Юрьевич!
    Нельзя ли эту папку в формате пдф опубликовать в интернете, например в Ваших группах вконтакте?

    Ринат Гараев.
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Вопрос должен звучать в контексте коренное местное население и переселенное русским государством население. В РЕСПУБЛИКЕ ЕСТЬ ПОТОМКИ РУССКО ЯЗЫЧНЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ царской эпохи и потомки переселенцев- строителей КАМАЗА ринувшихся в Татарстан за халявным жильем. Попытки идеологов коммунистической религии о повальной пролетаризации населения во всех странах потерпели крах а в Татарстане это стало миной замедленного действия под будущим местного населения, под декларированным правом возможности общения на родном языке
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    С 1966-1976 НИКАКОГО ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛАХ НЕ БЫЛО.Попытались ввести в 1968г. как факультатив-провалилась идея из шести классов туда ходили человек 10. Через ДВА МЕСЯЦА ПРИКРЫЛИ ВСЕ.
    Ответить
  • Анонимно 01 сент
    Каждый уважающий себя человек должен знать свой родной язык. Если же язык является ГОСУДАРСТВЕННЫМ, в соответствии с Конституцией Республики, то (это моё мнение) его изучение должно быть обязательным, а не на добровольной основе. Полноценное развитие языку в широких народных массах может дать только его обязательное изучение в школах и дальнейший рост в высших учебных заведениях.
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    надо сделать проще. Не хочешь не учи язык,но на государственную службу не зная татарского и русского языка поступить не можешь. ведь государственных два языка согласно конституции.
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Такое решение будет справедливым, ведь граждане Татарстана и Башкортстана могут обратиться в административные-государственные учреждения с вопросами на двух гос. языках.
    Ответить
    Анонимно 02 сент
    Ща такие коробочки есть - голосовые переводчики.

    Эти штукенции с лёту переводят пару сотен языков в обоих направлениях, и, в сравнении с зарплатами носителей местных наречий, стоят копейки.
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Зачем учить неродной язык?
    Ответить
  • Анонимно 02 сент
    Арабский язык, нам татарам не чужой, по его алфавиту написан Священный для мусульман Коран. Все мусульмане, в том числе и татары обязаны читать намаз именно на арабском языку, чтобы не было искажений в произношении и понимании истинного смысла слова, предложения. Какой то мутный вы "ринат", то республики вам не нужны, а одни русияне, то намаз вы собираетесь читать на татарском ................!
    Ответить
    Анонимно 03 сент
    Всем же понятно, что пишет не "Ринат Гараев", а интернет-тролль (пользователь, который общается грубо, а также размещает провокационные посты и сообщения. Нередко такими людьми пишутся глупые (иногда даже откровенно "тупые") сообщения. Тролль в интернете - это тот, кто ведет себя слегка неадекватно, злобно, "подкалывает" и провоцирует пользователей...).
    Ответить
  • Анонимно 03 сент
    «Высказывание В. Путина об изучении национальных языков — антиконституционное, совершенно необдуманное, провокационное, идущее вразрез международным нормам, которое ни в коем случае и ни в каком виде не должно быть допущено в Чувашской Республике. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Чувашия — есть республика (государство). Согласно ей же Чувашская Республика установила два государственных языка — чувашский и русский, и именно в соответствии с Основным Законом Федерации государственный чувашский в государственных и муниципальных учреждениях на всей территории Чувашии используется наряду с государственным русским. Небольшое отступление… Открываем толковый словарь Ожегова, находим слово „наряду“, что означает „одинаково, наравне“. Наряду = одинаково, на одинаковых правах, условиях; одновременно, наравне! Чувашский язык в Чувашии должен обладать полными правами и тем же правовым статусом, как и русский! Этого требует буква Закона, Конституция Российской Федерации. Законодательство Чувашской Республики о языках основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, федеральных и республиканских нормативных правовых актах. Забота о сохранении и развитии чувашского языка как важнейшего национального признака и основы всей духовной культуры возлагается на Чувашскую Республику. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Республика имеет не только полное право, но и обязательство перед чувашской нацией защитить чувашский язык — государственный язык Чувашской Республики! В Чувашии во всех без исключения образовательных организациях чувашский язык должен преподаваться как государственный. Также необходимо начать постепенный и поэтапный перевод всего образовательного процесса на чувашский язык (будут ли это сначала отдельные образовательные программы, предметы или школы — решат методисты и научные сотрудники института образования), и, безусловно, недопустимо снижать уровень и время преподавания чувашского. Обращаем на это особое внимание регионального министра образования, Главы Чувашии, Президента Российской Федерации. Чувашия в лице всего нашего общества, организаций гражданских активистов, органов местного самоуправления, республиканских профильных министерств, Правительства Чувашии и ее Главы в ответе за свое будущее».
    Ответить
  • Анонимно 05 сент
    Сами татары уже забывают свои язык ,особенно в городах !говорите дома на татарском языке .И конечно же, престижная работа для знающих язык .
    Ответить
  • Анонимно 08 сент
    Никто не отказывается от изучения татарского языка. На бытовом уровне - с удовольствием. Но не за счет ущемления другого предмета (сокращение количества русского языка и литературы)......
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии