Новости раздела

Сергей Когогин вернул «Автоинвест» в родную гавань

На КАМАЗе сменился владелец второго по величине пакета акций

Сергей Когогин вернул «Автоинвест» в родную гавань
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

На КАМАЗе сменился владелец второго по величине пакета акций. Впрочем, о смене реальных владельцев никто не говорит. Вероятнее всего, речь идет лишь о переводе одной и той же компании под российскую юрисдикцию. Одним из конечных бенефициаров нового акционера является сам глава КАМАЗа — Сергей Когогин, два других скрыты. Подробности — в материале «Реального времени».

Кипрский Avtoinvest заменили на российский

ПАО «КАМАЗ» сообщило о смене одного акционера. Речь идет о продаже второго по величине пакета акций. Кипрский офшор Avtoinvest Limited избавился от своей доли в 23,54%, говорится в сообщении на сайте раскрытия информации. Акции приобрело российское ООО «Автоинвест».

Таким образом, в настоящее время крупнейший российский производитель грузовиков из Набережных Челнов принадлежит на 49,9% госкорпорации «Ростех», на 23,54% — ООО «Автоинвест», на 15% — международному концерну Daimler AG.

На своем сайте автопроизводитель ограничился коротким сообщением: «ПАО «КАМАЗ» официально сообщает, что в соответствии с ранее принятыми решениями «Автоинвест лимитед» прекратил свое участие в акционерном капитале ПАО «КАМАЗ». Новым владельцем 23,54% акций «КАМАЗа» является ООО «АВТОИНВЕСТ». Таким образом данный пакет акций переведен в российскую юрисдикцию». В пресс-службе «КАМАЗа» сделку не комментируют, ссылаясь на то, что не имеют право комментировать действия акционеров.

С Кипра — в Белиз, Британские острова и Набережные Челны

Впрочем, с российской юрисдикцией не все до конца ясно. ООО «Автоинвест», по данным системы «Спарк-Интерфакс», зарегистрировано в октябре 2015 года в Москве. 30% компании принадлежат Сергею Когогину — генеральному директору ПАО «КАМАЗ». До этого ему принадлежал скромный пакет акций предприятия в 0,0028%.

С двумя другими собственниками нового акционера все не так прозрачно. 50% «Автоинвеста» владеет «ПИРСОН ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД», зарегистрированный в Белизе. Еще 20% контролирует «НОЭЛИЯ ХОЛДИНГС ЛИМИТЕД» с Британских островов. Так что 70% компании, зарегистрированной в России, все равно оказывается скрыто в офшорных зонах.

По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — миноритарный акционер КАМАЗа, основатель «Тройки диалога», президент инвестбутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Рубен Варданян. А «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» Виталию Мащицкому. «Ви Холдинг» — международная инвестиционно-промышленная группа, в которую входят предприятия по добыче полезных ископаемых, производству алюминия и продукции из него, а также проекты в области строительства и энергетики. По данным самого холдинга, совокупная стоимость активов его предприятий превысила $6,0 млрд.

Эхо «Панамагейта» отозвалось через год

История с кипрскими офшорами КАМАЗа попала в СМИ в рамках одного большого офшорного скандала с публикацией панамских архивов в апреле 2016 года. Утечка из базы данных Mossack Fonseca, четвертой по величине в мире офшорной юридической фирмы, ударила и по Камскому автогиганту. Расследование Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) привело к неожиданным выводам. Как оказалось, КАМАЗ мог контролироваться через офшоры виолончелистом Сергеем Ролдугиным, которого СМИ называют близким другом Владимира Путина и которому, согласно данным компании-регистратора Mossack Fonseca, принадлежат офшоры в Панаме.

Компания Avtoinvest Ltd была зарегистрирована в 2004 году на Кипре, в Никосии. В апреле 2008 года газета «Коммерсант» упоминала о том, что компания принадлежит российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», контролируемой тогда известным бизнесменом Рубеном Варданяном. В разгар мирового кризиса в начале 2008 года через Avtoinvest и другие компании «Тройка Диалог» фактически взяла под свой полный контроль КАМАЗ. Судя по опубликованным отчетам КАМАЗа, именно в этом же году среди акционеров автогиганта появился Avtoinvest с долей в 20,88%. Через компанию «КамАЗ-капитал», изначально созданную правительством Татарстана, «Тройка Диалог» контролировала еще 16,6% акций. В апреле 2008 года Avtoinvest приобрел у Татарстана еще 37,8% акций компании «КамАЗ-капитал», которая владела 33,2% акций самого КАМАЗа. В результате сделки «Тройка Диалог» увеличила пакет не менее чем до 51%. Однако во второй половине 2008 года, в разгар кризиса в России, «Тройка Диалог» стала избавляться от активов.

По данным Международного консорциума журналистских расследований, «Тройка Диалог» с помощью нескольких скрытых соглашений могла действовать всего лишь как агент в интересах гораздо более влиятельных игроков. В расследовании сообщалось, что Avtoinvest подчинялся ранее неизвестному панамскому офшору — Avto Holdings Ltd. 15% этого неизвестного офшора через компанию Sonnette Overseas принадлежали Ролдугину.

Официально КАМАЗ дела своих акционеров никак не комментировал. Однако уже летом 2016 года Сергей Когогин заявил, что «офшорный» пакет акций будет передан под российскую юрисдикцию. Причем изначально планировалось, что это будет сделано уже в июне 2016 года, однако перевод растянулся более чем на год.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров