Новости раздела

В международный офшорный скандал попали панамские связи «КАМАЗа»

Как «друг Путина» мог получить контроль над крупнейшим производителем грузовиков в России

В международный офшорный скандал попали панамские связи «КАМАЗа»
Фото: music-gazeta.com (справа - Сергей Ролдугин)

Утечка из базы данных Mossack Fonseca, четвертой по величине в мире офшорной юридической фирмы, больно ударила по Камскому автогиганту. Расследование Международного консорциума журналистских расследований (ICIJ) привело к неожиданным выводам. Как оказалось, «КАМАЗ» мог контролироваться через офшоры виолончелистом Сергеем Ролдугиным, которого СМИ называют близким другом Владимира Путина и которому, согласно данным компании-регистратора Mossack Fonseca, принадлежат офшоры в Панаме. «Реальное время» публикует выжимку из расследования.

Звоните на Кипр

Сегодня в «Новой газете» появилась очередная статья из серии расследований издания российских активов в офшорных компаниях Панамы, которое основывается на утечке информации компании-регистратора Mossaсk Fonseca (MF). Одним из фигурантов расследования оказалось ПАО «КАМАЗ». В частности, сообщается, что один из основных акционеров «КАМАЗа» (Avtoinvest Ltd) подчинялся ранее неизвестному панамскому офшору Avto Holdings Ltd. 15% этого неизвестного офшора через компанию Sonnette Overseas принадлежали виолончелисту Сергею Ролдугину, который, в свою очередь, называется близким другом Владимира Путина.

Сам Ролдугин на вопрос корреспондентов «Новой газеты» о его связи со сделками со стратегическими активами в стране, в частности, «КАМАЗом», «АвтоВАЗом», «Видео Интернешнл», ответил: «Я был связан с этим бизнесом давно-давно. Еще до перестройки. Так получилось. И потом это стало развиваться, и получились такие вот вещи. Из этих денег в том числе субсидируется Дом музыки [который Ролдугин возглавляет в Санкт-Петербурге. прим.ред.]. Это предмет отдельного разговора».

На запрос «Реального времени» о связи акционеров «КАМАЗа» с панамскими офшорами и Сергеем Ролдугиным Олег Афанасьев, глава департамента информационной политики «КАМАЗа», ответил: «Движения акционерного капитала, действия акционеров к сфере моей деятельности не относятся», и предложил обратиться за комментариями собственно к кипрской компании Avtoinvest Ltd.

Олег Афанасьев отметил, что движения акционерного капитала, действия акционеров к сфере его деятельности не относятся

Кипрский «хвост» российского «КАМАЗа»

По имеющимся данным из расследования «Новой газеты» и открытым источникам «Реальное время» постаралось восстановить историю с контролем «КАМАЗа» через офшоры.

По данным на 4-й квартал 2015 года, основными владельцами ПАО «КАМАЗ» выступают госкорпорация «Ростех» (49,9%), тот самый кипрский Avtoinvest Limited (23,54% на 100% контролируется Solartrans Holdings Limited с Британских Виргинских островов), немецкий Daimler AG (15%). По данным системы «Спарк», также 3,72% принадлежит ФЛК «КАМАЗ», и незначительные (менее 0,01%) доли – у Сергея Когогина, Ирека Гумерова, Александра Васильева, Юрия Герасимова, Андрея Максимова, Олега Ершова.

Кипрский Avtoinvest Limited, упоминаемый в расследовании «Новой газеты», был зарегистрирован в 2004 году. В апреле 2008 года газета «Коммерсант» упоминала о том, что компания принадлежит российской инвестиционной компании «Тройка Диалог», контролируемой тогда известным бизнесменом Рубеном Варданяном. В разгар мирового кризиса в начале 2008 года через Avtoinvest и другие компании «Тройка Диалог» фактически взяла под свой полный контроль «КАМАЗ».

Как «Тройка» взяла «КАМАЗ» и потеряла

Известно, что к началу 2008 года 37,78% принадлежали Росимуществу. Судя по опубликованным отчетам «КАМАЗа», в этом же году среди акционеров автогиганта появился Avtoinvest с долей в 20,88%. Через компанию «КамАЗ-капитал», изначально созданную правительством Татарстана, «Тройка Диалог» контролировала еще 16,6% акций. В апреле 2008 года, как сообщал тот же «Коммерсант», Avtoinvest приобрел у Татарстана еще 37,8% акций компании «КамАЗ-капитал», которая владела 33,2% акций самого «КАМАЗа». В результате сделки «Тройка Диалог» увеличила пакет не менее чем до 51%.

Во второй половине 2008 года, в разгар кризиса в России, «Тройка Диалог» попыталась найти инвестора в лице корпорации Daimler. В декабре 2008 года немецкий автопроизводитель приобрел акции «КАМАЗа», правда, 10%, а не 42%, как предполагалось изначально. В итоге нескольких сделок к началу 2009 года, по данным ежеквартальной отчетности «КАМАЗа», 37,78% акций «КАМАЗа» принадлежали по-прежнему Росимуществу, порядка 45% контролировала «Тройка» через 2 кипрских офшора (29,53% принадлежали Avtoinvest Limited, 14,85% Dekodelement Services Limited), 10% Daimler AG. Через год Daimler перешло еще 5%. Сама «Тройка» и ее структуры (включая офшорные) в 2011 году были выкуплены «Сбербанком».

В начале 2008 года через Avtoinvest и другие компании «Тройка Диалог» фактически взяла под свой полный контроль «КАМАЗ». Фото autobull.net

А были ли деньги?

По данным «Новой газеты», «Тройка Диалог» с помощью нескольких скрытых соглашений могла действовать всего лишь как агент в интересах гораздо более влиятельных игроков. Одним из этих игроков был и Сергей Ролдугин.

Как пишет «Новая газета», с 2007 года «Тройка» передала все права по управлению своей компанией Avtoinvest Ltd некоему офшору Avto Holdings Ltd. По соглашению, Avto Holdings получал право участвовать в собраниях акционеров Avtoinvest, назначать и увольнять директора и забирать 95% дивидендов. То есть фактически один из основных акционеров «КАМАЗа» подчинялся ранее неизвестному офшору. И 15% этого неизвестного офшора принадлежали виолончелисту Сергею Ролдугину через его компанию Sonnette Overseas. Более того, у Avto Holdings был десятилетний опцион на покупку 100% Avtoinvest: офшор, совладельцем которого был Сергей Ролдугин, имел право всего за 100 тыс. долларов получить контроль над одним из крупнейших акционеров «КАМАЗа».

Однако никакой информации о реальном влиянии на бизнес «КАМАЗа» нет. Например, говорить о том же выводе дивидендов, контроль за которыми получал панамский офшор, не приходится: «КАМАЗ» до 2012 года не выплачивал дивидендов своим акционерам.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

Новости партнеров

комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 04 апр
    вот такие коварные нынче музыканты
    Ответить
  • Анонимно 04 апр
    Получается, что Камаз Пуьтину принадлежит? То-то он зачастил в Челны.
    Ответить
    Анонимно 04 апр
    не знаю, хорошо это или плохо,учитывая нынешние проблемы автогиганта
    Ответить
    Анонимно 04 апр
    Глупости все это. Зачем ему Камаз, чтобы его проблемы решать? Им интересны сделки, которые через него проходят, чтобы отстегнуть себе что-то. Вообще, всех интересуют деньги, а не пакеты акций тех предприятий, которые на ладан дышат. Б
    Ответить
    Анонимно 04 апр
    Камаз временно на ладан дышит
    Ответить
    Анонимно 04 апр
    Он уже лет тридцать на ладан дышит. Только постоянные вливания не дают ему умереть.
    Ответить
  • Анонимно 04 апр
    из-за леса из-за гор показал мужик офшор, да не просто показал - даже с Путиным связал
    Ответить
  • Анонимно 04 апр
    бесит то, что весь крупный бизнес на ладан дышет. без поддержки государства, все бы давно развалилось. Сплошная коррупция.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Пишут люди не понимающие в экономике. На сомом деле это всё схемы поддержки предприятия. Суть офшора - законный способ ухода от налога, плюс реинвестиции в бизнес под флагом уже иностранных инвестиций со всеми мерами господдержки. Быдло видит в офшоре только своё. У нас традиция - если бизнесмен -значит вор, сплошная совдепия. Проблем нет - список офшоров известен. Один указ о запрете подобных инвестиций и привет, но и денег тогда станет меньше в разы, а запад нам давно кран перекрыл. Давайте перекроем последний источник. Враги будут рады.
    Ответить
    Анонимно 05 апр
    Опять всех переиграли? Ух хитрюги какие...
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Ничего вы не понимаете. РАДОВАТЬСЯ НАДО. КамАЗ это весьма проблемный актив, это не нефтяная скважина. После пожара на заводе двигателей сколько было оказано мер поддержки предприятию, сколько государственных заказов размещено. На миллиарды долларов. Если там в управлении люди такого ранга, предприятию никогда не дадут умереть. Челнинцы можете спать спокойно.
    Ответить
  • Анонимно 05 апр
    Почему не принимают закон, чтобы у российских предприятий (тем более стратегического оборонного значения !!!) структура собственников была прозрачна. Владельцами наших предприятий и земельных участков не должны быть оффшорные фирмы с "кипрскими рыбаками" во главе.
    Например у нас и огромным участком под Ипподромом владеет семья известнейшего татарского политика (которого все почтительно называют по татарски "дедушка") через оффшор. А кто как не они в первую очередь должны соблюдать законы и моральные нормы.
    Спросите себя: "почему депутаты не принимают такие законы?"
    Правильный ответ - себе же не выгодно.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии