Новости раздела

Опрос: как научиться выступать на публике, даже если ты руководитель-интроверт

Страх говорить публично — даже если это всего лишь «выступление» на регулярном совещании — один из самых распространенных. Но без умения вовремя «зажечь» — перед сотрудниками, клиентами или журналистами — руководителю никак, сошлись во мнении опрошенные в «задачнике» бизнесмены.

Руководитель компании называет себя социофобом. Все сотрудники с пониманием относятся к его желанию быть непубличным. Но раз в год перед корпоративом HR-директор призывает шефа «толкнуть речь» и принять участие в праздничных капустниках. Нужно ли директору работать над собой? В радость или тягость вам вынужденная публичность — перед сотрудниками, партнерами, конкурентами?

Хотите предложить свой кейс для решения в бизнес-задачнике? Предложите тему, написав на info@realnoevremya.ru с пометкой «опрос».

  • Денис Николаев

    Денис Николаев директор компании «Промышленная группа «Тесла»

    Мне, так же, как герою кейса, не доставляет удовольствия выступать публично. Но будучи руководителем, приходишь к выводу, что это та компетенция, которую нужно развивать, хочешь-не хочешь, и топ-менеджеру, и линейным руководителям. До какой-то поры руководителю может и удастся отсиживаться за своей социопатией. Но сотрудники за таким лидером не пойдут, не смогут верно понять поставленные цели.

    Я начал работать над собой с того, что перевел неопределенный страх публичных выступлений в область определенного. Завел привычку вести регламент на обязательные мероприятия (от еженедельных совещаний до выступления на корпоративных мероприятиях), начал выделять время, чтобы основательно к ним подготовиться. Учиться публичности можно, есть техники и инструменты, которые из любого стеснительного человека сделают звезду сцены. Я бы воспользовался услугами консультанта или коуча и прокачивал бы умение выступать.

  • Роман Котенков

    Роман Котенков директор филиала ООО «УК «Проект-сити» (ТЦ «Республика»)

    Деятельность руководителя так или иначе связана с общением с большим количеством людей. Неважно, кто это — сотрудники отдела, персонал компании или коллеги/партнеры на различных профессиональных мероприятиях (выставках, конференциях и пр.). Задача оратора — быть убедительным, иметь правильно поставленную речь, заражать идеей! В первый раз всегда не комфортно стоять перед большим скоплением людей, тем более перед теми, кто ежесекундно оценивает тебя, ловит каждое сказанное тобой слово, анализирует твое поведение. Мой совет — быстрее начинать «ломать» свои страхи и делать это надо с самого начала карьеры, а лучше еще в школе или в университете.

    Коммуникация — это один из основных инструментов руководителя, невозможно достичь вершин в карьере менеджера, находясь всегда в коммуникационной изоляции. Поэтому, если человек действительно ставит перед собой амбициозные цели как управленец, то публичность должна стать его обыденностью. Надо смело делать шаг навстречу таким вызовам, как выступление перед публикой. Публичность — это привычка и умение. Хотя надо всегда помнить, что есть категория людей, которым умение работать с публикой дана от природы. Но, к сожалению, таких единицы. Остальные же должны постоянно работать над собой и своими страхами перед публикой и оттачивать свое ораторское мастерство!

  • Гузель Хисматуллина

    Гузель Хисматуллина директор тренинговой компании «Тимсофт»

    Руководителю не столько нужно, сколько важно работать над собой. Работать над собой, в общем-то, всем полезно. Страх публичных выступлений — это один из самых распространенных страхов. И это не всегда связано с тем, интроверт или экстраверт человек. То есть и экстраверт может бояться публичных выступлений, и интроверт.

    Публичные выступления — это навык, его можно развивать и на определенном этапе — это необходимо. С другой стороны, особенности руководителя–интроверта, но тут в абзац не уложишься, можно отдельную книгу (статью) про руководителей-интровертов написать. Интроверт постарается избежать публичных пространств или выступлений, но, если это важно — сумеет и выступить, и пообщаться. Просто энергозатраты будут чуть больше.

    Более того, руководители-интроверты притягивают экстравертов, так что в публичных местах особо и не надо привлекать к себе внимание, те, кому нужно (а нужно по меньшей мере экстравертам), сами подойдут, заведут беседу. Публичность — это часть моей профессии, важно относиться к этому спокойно и всегда иметь «под рукой» время и место для самого себя, чтобы побыть в той тишине, спокойствии и уединении, которые необходимы интроверту.

  • Юрий Мурат

    Юрий Мурат региональный директор (Поволжье) интернет-компании «Юлмарт»

    Вы спрашиваете, нужно ли топ-менеджеру работать над собой? Конечно, нужно. Особенно если это касается коммуникации с людьми. Это — одна из основных задач руководителя, будь то собрание, переговоры, презентация, или постановка задач, мотивационная беседа с подчиненным и т. п. Да, руководителям-интровертам бывает сложнее. Однако я прекрасно знаю, что навыки презентации можно формировать, сейчас есть масса книг и тренингов на это тему.

    Наверное, существует внешняя и внутренняя сторона: внешняя — это как раз то, чему можно научиться (выразительность, работа с аудиторией, речь и т. п.); а внутренне — важно четко понимать, что ты хочешь донести и для чего людям это. Тогда ты будешь уверен и убедителен! Тайлер Тервурен, спикер известной конференции TED (кстати, интроверт) дает очень ценные советы для таких же как он, основной среди которых — готовьтесь и репетируйте!

    Лично мне повезло: я люблю коммуникации и эту самую публичность, да и быть в центре внимания, пожалуй, тоже. Для меня выступление — это интересный, живой процесс, где выступающий может оставить неизгладимый след в умах аудитории. Никакая переписка и телефонный разговор не заменят этого.

  • Дмитрий Жуков

    Дмитрий Жуков управляющий партнер маркетингового агентства «Жуков и Архангельский»

    Не считаю умение выступать на публике одним из главных качеств руководителя. Намного ценнее умение стратегически мыслить, разбираться в трендах, выстраивать коммуникации, иметь волю для принятия ответственных решений. Если бизнесмен будет работать над собой в этих областях, то результат будет выше.


    Последнее время очень популярно ставить равно между бизнесменом и медиа-персоной. Моя лента Instagram уже напоминает какие-то корпоративные хроники. Это выбор каждого, но я считаю, что нужно наполнить работу жизнью, а не жизнь работой.

    Для меня выступления не в тягость, я даже проходил тренинг Гандапаса, только сейчас размыты цели выступления. Все, что ты хочешь сказать можно сделать через соцсеть, сидя дома, можешь вести блог, написать книгу и количество читателей всегда будет больше, чем уместит любой зал.
    Считаю важным сконцентрироваться на контенте, пусть другие выступают с твоими идеями и докладами.

    Конечно, не нужно заходить в крайности, но умение слушать в бизнесе, да и в жизни, важнее, чем говорить. Деньги любят тишину.

  • Ярослав Швецов

    Ярослав Швецов партнер, ведущий эксперт проектно-консалтингового бюро Digital Mission, региональный представитель инвестиционной компании KamaFlow

    В команде должен быть публичный лидер, который умеет вдохновлять. Значит нужно работать над собой, а не отсиживаться за электронными письмами или пиар/пресс-службой. В школе выступать не умел и не любил. Но, когда решил, что это надо менять, пошел в английский театр в школе. Потом втянулся. Это как езда на велосипеде, сначала страшно, потом привыкаешь, и нравится, а потом еще оказывается и полезно.

  • Марат Галлямов

    Марат Галлямов директор федеральной риэлторской компании «Этажи» (Казань)

    Все зависит от рода деятельности компании. Если компания работает в массовом сегменте, то без публичности никуда. Кому-то это нравится, кому-то нет. Но выбора нет. В век интернета многие клиенты смотрят, изучают компанию прежде чем начать пользоваться услугами/товарами. И прежде всего смотрят на руководителя! Потому что по нему можно сказать, какая компания.

    Обязательно нужно работать над собой: читать литературу, тренироваться перед сотрудниками (хотя бы ежемесячно проводить какое-нибудь собрание, мини-тренинг, обсудить какое-нибудь мероприятие), легче будет потом перед СМИ. Совет: в первую очередь делать то, чего не хочется: выходить из зоны комфорта — растягиваться! Только так мы развиваемся.

  • Андрей Финохин

    Андрей Финохин директор бюро маркетинга «ДругМедиа»

    Есть два типа людей: которые говорят, что думают и думают, что говорят. Второе — про интровертов. Мои мысли часто копятся, как в бутылочном горле, не могут выбраться, момент нужной фразы уходит, и я молчу. Признайтесь себе, что вы интроверт. Это нормально.

    На публике выступать легко, тяжелее готовиться к выступлению. Главное правило — сначала контент, потом дизайн. Сделайте презентацию, проговорите мысли вслух. Волнение остается. Но это уходит сразу после начала выступления.

    Интроверту тяжело выступать перед своими сотрудниками, потому что они — враги. Меня посещают эти мысли, когда задачи выполнены неверно. Сказать не можешь, вкладываешь правила в приказы и регламенты — все без толку. Это верная смерть. Может, вы просто видите одну и ту же вещь под разными углами? На собраниях не отчитывайте сотрудников, а синхронизируйте видение.

    Есть люди ведущие и ведомые. Хотите расти — ведите свою команду. Вкладывайте свои мысли, причем публично. Не вложишь ты — вложит другой. Представьте магазин, на полке продукты конкурентов, а ваши на складе. Люди покупают с полок, а склад их не интересует.

    В радость или в тягость публичность? И то, и другое. Выступления заряжают, дарят новые идеи и знакомства. Правда, потом хочется день посидеть одному и разложить все мысли по полкам. Но для этого есть выходные.

    Я бы посоветовал руководителю-интроверту следующее:

    • Провоцируйте человека заговорить первым — небольшой жест, улыбка, а дальше вы задаете встречные вопросы, записывайте мысли и проговаривайте вслух. Так бутылочное горло станет автострадой мыслей.
    • Тренируйте речь с помощью голосового набора для заметок.
    • На деловом выступлении представьте, что говорите тост перед друзьями.
    • Забудьте про «я думаю, что они думают». Проговаривайте ожидания и видение вещей. Это избавит от обид, конфликтов и недопониманий.
  • Наталья Хамидуллина

    Наталья Хамидуллина директор РА «Концепто»

    Важность умения выступать зависит от рода деятельности. Я думаю банкиры-руководители могут в силу своей специфики не быть публичными. Главное, чтобы цифры были в порядке. Менеджеры же других компаний априори должны уметь выступать и говорить. Это часть профессии. Умение выступать и вести за собой народ — это талант, который можно и нужно развивать. Смелее, все руководители на курсы актерского мастерства!

  • Станислав Фоминых

    Станислав Фоминых директор сети операционных офисов АО «Райффайзенбанк» по РТ

    Нужно ли работать над собой? Обязательно. В современных бизнес- реалиях одной из составляющих успеха является открытость. Любую компанию характеризуют и представляют ее сотрудники и в первую очередь руководитель. И от того насколько свободно руководитель готов вступать в диалог с общественностью, открыто рассказывать о внутренних бизнес- процессах зависят имидж и эффективность компании в целом.

    Умение правильно выстраивать свою речь, в частности, грамотно подбирать аргументацию, необходимо и в ходе переговоров с партнерами, и для успешной мотивации сотрудников.

    За неделю я провожу, как правило, несколько деловых встреч. В самом начале работы на руководящей должности такая активность вызывала у меня некоторый дискомфорт. Действительно это непривычно, но через это просто нужно пройти. Я считаю, что постоянная практика, желание развиваться и работать над собой способны сделать из интроверта экстраверта.

  • Михаил Каптюг

    Михаил Каптюг основатель проекта «Умная Москва»

    Навык публичных выступлений, на мой взгляд, один из ключевых для любого руководителя. В процессе подготовки к выступлению я часто получаю возможность структурировать свои мысли, посмотреть со стороны — глазами будущей аудитории — на разные проблемы и процессы, получить зачастую неожиданную обратную связь и новые идем.

    Многие считают, что навык выступления перед публикой — это некий дар, с которым нужно родиться. Отчасти это так, но про себя я могу сказать, что у меня не было никаких «природных» данных, но за несколько лет публичных выступлений я смог не только научиться хорошо говорить, но и полюбил это. Советы я могу дать очень простые. Единственный способ научиться выступать — это постоянно практиковаться. Начинать лучше с небольших групп людей, рассказывать о том, что вам действительно интересно.

    Ищите возможность выступить перед лояльной аудиторией, сходить на радио, да просто произнести оригинальный тост на юбилее. Огромное значение имеет подготовка к выступлению — по логично подготовленной презентации выступать намного проще, чем «с чистого листа». Очень хорошо заранее продумать возможные вопросы аудитории — даже если их не зададут, вы сможете провести анализ своего продукта. Курсы публичных выступлений, на мой взгляд, могут помочь, но абсолютно первична ваша мотивация. Если вы действительно хотите научиться хорошо выступать и не боитесь три-четыре раза выйти из зоны комфорта — все получится.

  • Григорий Бусарев

    Григорий Бусарев генеральный директор агентства «Артпатент»

    Преодолеть страх выступления можно и нужно. Главное и простое правило — кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Независимо от того, читаете вы лекцию, выступаете в суде или перед сотрудниками, вы должны быть абсолютно в теме. Точно не стоит бояться выступлений, если они касаются вашей профессиональной области. В случае заминки слова сами придут. И стоит не бояться вопросов из зала, а провоцировать их. Это здорово помогает расслабиться, установить контакт и выстроить общение с залом.

    Везде где можно используйте презентацию! Это прекрасная шпаргалка, которая снимет страх что-либо забыть или скомкать выступление. Выступаете без презентаций — обязательно структурируйте на бумаге все тезисы заранее.

    Все равно не уверены? Есть еще простое и эффективное средство для небольшого выступления. Просто буквально проговорите его раз 10 и обязательно вслух. Вы автоматически запомните что, в какой последовательности и какими именно словами должны будете сказать. И все будет хорошо.

  • Артем Когданин

    Артем Когданин соучредитель и директор LEDEL

    Странно, как интроверт стал топ-менеджером?

    Либо он гениальный руководитель, либо занял этот пост случайно. Большинство топ-менеджеров отличные ораторы и общительные люди. Они непрерывно развивают свои коммуникационные навыки и ораторское мастерство.
    В силу своей должности топ-менеджер общается с большим количеством людей. Он должен уметь вдохновлять своих сотрудников, уметь выстраивать взаимоотношения с партнерами и клиентами.


    Человек, который не может выстраивать коммуникации, столкнется с трудностями в работе. Я не считаю взаимодействие с сотрудниками и партнерами публичными выступлениями. Наше общение проходит в форме диалога и приносит мне удовольствие. Любое общение с интересными собеседниками приносит пользу.


    Руководителю-интроверту я бы посоветовал присмотреться к своему коллективу. Возможно, среди них есть неформальный лидер, который может занять его место в будущем.

  • Нина Галеева

    Нина Галеева исполнительный директор группы компаний «МИД»

    Руководитель-интроверт — это как батарея, которая требует постоянной подзарядки. Если правильно и грамотно сложен коллектив, то, наверное, компания будет успешной, подзарядка обеспечена. Но нужно понимать, что генератор идей и развития, все-таки первое лицо, именно он должен обеспечить тот самый необходимый заряд энергии, которого должно хватить на движение к цели. А коммуникации — это первое, чем должен обладать руководитель, если за ним стоят коллектив и огромное количество заинтересованных сторон.

    Считаю, что основная работа любого человека, не важно какая у него должность, звание и регалии — это работа над собой. И эта работа на всю жизнь. Чем выше звание и должность — тем больше ответственности, соответственно необходимы знания и умения другого уровня и порядка, которые нужно постоянно приобретать.

    Когда жизнь становится не интересна, когда есть понимание, что достиг и познал все — вот в этот момент, по моему мнению, человек умер.

    Не нашим поколением сложена мудрость:

    Век живи, век учись.

    Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

    Не учись до старости, а учись до смерти…

    Любое утверждение может быть оспорено и повержено критике, но я бы за опровержение такой истины не взялась никогда. Сегодняшний багаж знаний, уже завтра может стать неликвидом. А вот умение совершенствоваться и учиться из любого неликвида может сделать прогресс.

Айгуль Чуприна
Бизнес

Новости партнеров