Новости раздела

У офшоров Роберта Мусина нашлись российско-украинские корни

Директор кипрской TFB Investment LTD Кристина Софоклеус ведет дела сразу в нескольких странах

Новые детали в уголовном деле экс-главы «Татфондбанка» Роберта Мусина уводят следствие за пределы России. По данным Следкома, через «фирмы-прокладки» банкир выводил капиталы в Швейцарию и на Кипр. «Реальное время» попыталось разобраться, что представляют собой офшорные структуры, фигурирующие в деле ТФБ. Оказалось, что с Россией их связывают IT и речные перевозки, а с Украиной — нефть и газ.

Живет дело Мусина!

На днях стало известно о новом повороте в уголовном деле в отношении бывшего председателя правления «Татфондбанка» (ТФБ) Роберта Мусина. К шести уже известным эпизодам добавилось сразу 16 новых. Таким образом, число эпизодов выросло до 22, а общий предполагаемый ущерб перевалил за 50 млрд рублей. Как подробно писало «Реальное время», очередное уголовное дело против подследственного банкира было возбуждено еще 7 июля, но до недавнего времени держалось в тайне.

Следствие на этот раз добралось до офшоров, куда, считает оно, Мусин и его подельники выводили средства ТФБ. В рамках новых эпизодов речь идет о выводе и легализации в общей сложности 4,5 млрд рублей. По версии следствия, в схеме участвовало несколько российских и зарубежных компаний, связанных с Мусиным и его окружением. В 2012—2013 годах «Татфондбанк» выдавал кредиты на приобретение ценных бумаг нескольким фирмам — ООО «Полюс С», «Грит плюс» и «Казанская СХТ». А в итоге средства оседали на счетах двух офшоров — BARG AG (Швейцария) и TFB Investment LTD (Кипр).

Так, к примеру, произошло 13 марта 2013 года с кредитом «Грит плюс». ТФБ выдал фирме 254 млн рублей на покупку ценных бумаг, после чего компания сразу перевела деньги на счет «прокладки» — ООО «Траверз компани» (последней принадлежит доля в компании Мусина «Новая нефтехимия»). «Траверз компани», конвертировав деньги в $8 млн, отправила их на Кипр под видом предоставления процентного займа. А в результате средства оказались на счете BARG AG в швейцарском подразделении Deutsche Bank.

Нефть, газ, IT и юриспруденция

Об офшорных компаниях, через которые Мусин выкачивал капиталы из российской экономики, известно немного. Следствие заявляет, что конечными бенефициарами BARG AG и TFB Investment LTD были близкие бывшего главы «Татфондбанка». Сначала обе фирмы принадлежали жене банкира Лидии Мусиной, а теперь — его дочери Аиде Гилязовой.

TFB Investment LTD (сейчас Etomilesa Investments LTD), по данным кипрского реестра компаний, впервые была зарегистрирована в октябре 2007 года на улице Архиепископа Макария III в городе Лимасоле. В качестве руководящих менеджеров указаны два человека — Андри Кайрику (секретарь) и Кристина Софоклеус (директор). Упоминаний первого в открытых источниках найти не удалось. Зато Софоклеус, судя по всему, — довольно известная фигура в бизнесе. В разное время она была управленцем в нескольких крупных компаниях, в том числе в России и в странах Восточной Европы.

Софоклеус родилась в Москве в 1990 году, окончила Кентский университет в Великобритании, а потом получила статус магистра в Университетском колледже Лондона. Кроме того, она — член кипрской Ассоциации юристов, специализируется на корпоративном и коммерческом праве.

Сейчас Софоклеус — адвокат в компании «Андреас Софоклеус и партнеры Консалтинг», основанной в Лимасоле в 1995 году. Компания позиционирует себя как ведущая юридическая фирма на Кипре, а ее глава, вероятно, приходится Кристине Софоклеус отцом.

По данным Центробанка РФ, с апреля 2015 года Кристина Софоклеус была аффилирована со «Связным Банком» (его лицензия отозвана в ноябре 2015-го), но доли в нем не имела. С августа прошлого года Софоклеус через кипрскую SSC South Shipping Company LTD признается аффилированным лицом в отношении ОАО «Донречфлот» — крупнейшей судоходной компании на Юге России. А через другой офшор, Nedistro Investments LTD, ей, по данным «Спарк-Интерфакс», принадлежит 25% «Группы Айби Сервис» (входит в IB Group, крупный российский разработчик систем информационной безопасности).

Также с 2014 года Софоклеус входит в совет директоров украинской нефтегазовой компании Burisma Group, которую возглавляет бывший министр экологии Украины Николай Злочевский.

Компании, в которых фигурирует Софоклеус, не ответили на запросы «Реального времени».

Информации по публичному инвестиционному фонду BARG AG, зарегистрированному в швейцарском Бааре, в европейском реестре компаний нет, на других ресурсах указан лишь его объем продаж — $652. Ранее суды в Казани и Женеве наложили арест на 48 млн швейцарских франков на счете Роберта Мусина в BARG AG.

Все те же лица

Сами же ООО «Грит Плюс», «Полюс С» и «Казанская СХТ» так или иначе связаны с «Татфондбанком». Все три компании сейчас находятся в стадии ликвидации: «Грит Плюс» — по иску самого ТФБ, «Полюс С» — по иску «Траверз компани». «Грит плюс», кроме того, фигурирует в судебном разбирательстве между Госжилфондом Татарстана (ГЖФ) и управлением Росреестра. ГЖФ поручился земельными участками перед «Татфондбанком» по кредитам нескольких юридических лиц, одним из которых было «Грит Плюс». Теперь Госжилфонд хочет вернуть выданные залоги.

Лидия Мусина, жена экс-главы ТФБ, — директор и совладелица нескольких компаний. К примеру, она возглавляет принадлежащее Мусину ООО «Аида Р». Ранее у нее было 2,85% в «ИнтехБанке». Аида Гилязова, по данным «Спарк-Интерфакс», сейчас не владеет долями в компаниях. Единственная фирма, где она фигурирует как генеральный директор — ООО «Баумана Рент».

Эксперт напоминает, что Мусин с партнерами имеют отношение к российским игорным зонам, где, возможно, в итоге и могли осесть средства. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Банкир сыграл в «матрешку»

Илья Шуманов, заместитель генерального директора «Трансперенси Интернешнл — Россия», считает, что офшорные структуры нужны были лишь на одном из этапов, чтобы временно спрятать деньги. Однако тратятся они в России, уверен он. «Средства, которые были выведены из страны, скорее всего, реинвестировались обратно в Россию. Россия для этих людей является комфортной зоной для реинвестирования. Вывод за пределы страны — всего лишь попытка скрыть незаконное происхождение этих средств, скрыть тех людей, которые были участниками этого вывода. Офшор — то звено в цепи, которое разрывает связь между начальным происхождением средств и последующим реинвестированием», — говорит Шуманов.

Эксперт напоминает, что Мусин с партнерами имеют отношение к российским игорным зонам, где, возможно, в итоге и могли осесть средства. «Осталось последнее — установить связь между выводом и вводом средств. Но это самый трудный момент». Шуманов признает: участие в схеме офшорных компаний снижает шансы на возврат капиталов, поскольку связь между ними и российскими правоохранительными органами практически отсутствует.

По его словам, в случае с TFB Investment LTD речь, видимо, идет о схеме, именуемой «матрешка», — в одной кипрской компании несколько компаний из Белиза. «До Кипра мы еще доберемся, а вот Белиз — это не та территория, которая раскрывает конечных бенефициаров», — объясняет представитель «Трансперенси Интернешнл».

Артем Малютин

Новости партнеров