В поисках прародины: предки татар и башкир пришли из Ирана и Закавказья?
Бывший чиновник правительства Муртазы Рахимова ищет свои корни не на Алтае
Известный уфимский блогер и общественный деятель Артур Идельбаев, в прошлом топовый башкирский чиновник, на страницах «Реального времени» продолжает историческую колонку о нетюркских предках современных татар и башкир. Если на прошлой неделе наш колумнист рассказывал о булгарах, сегодня он подробнее останавливается на таком древнем народе, как бурджане.
Булгары и бурджане
Я уже писал в первой части, что вместе с булгарами в Европе часто упоминали и бурджан. Нередко оба этнонима использовали для обозначения одного этноса. Дошло даже до того, что некоторые ученые стали отождествлять их. Но на самом деле, кто такие бурджане?
Бурджане (бурсаны, аль-бурджания, аль-баршалия, берсилы, бурчевичи, бурдж) — это название в разных вариациях встречается в средневековых армянских, арабских, византийских, западноевропейских, древнерусских летописных источниках не менее 30 раз. И практически всегда ареал их проживания или совпадает, или находится по соседству с булгарами.
Хронисты VI—VIII веков, указывая места проживания булгар — подданных сыновей и потомков Кубрата, частенько путали наименования Булгар и Бурджан, отождествляя их. Поэтому среди ученых и возникла мысль, что речь идет о разных названиях одного и того же народа. Но более детальное изучение источников показывает, что это не так. Часть авторов действительно подразумевали под этими названиями одни и те же образования. А вот часть перечисляли их через запятую. Это говорит о том, что они никак не могли быть одним народом. Но почему же получилась такая путаница?
Дело в том, что когда образовалась Великая Булгария Кубрата в начале VII века на Северном Кавказе и Причерноморье, в ее состав, в числе других племен, вошли и бурджане. Далее, когда сыновья Кубрата расселились на Дунае, Македонии, Италии и на правом берегу Дона (будущие волжские булгары) — бурджане в разных пропорциях рассеялись вместе с ними. В Македонии их оказалось более значительное количество, и царство Кубера начали называть Бурджаном.
Однако, были они и в составе итальянских и будущих волжских булгар.
Как бурджане изначально оказались в составе Великой Булгарии? Дело в том, что они тоже появляются на Кавказе во II веке. Но вплоть до VII века они всегда упоминаются отдельно от булгар и даже намного чаще. Очевидно, что бурджане в то время были самостоятельной и довольно значительной силой, игравшей не последнюю роль в политической истории Кавказа и Закавказья. Именно там они чаще всего упоминаются. В этом же II веке нашей эры бурджане несколько раз упоминаются под этим же названием в Северном Иране. Понятно, что в Закавказье они попали из Ирана. В армянских хрониках даже несколько раз упоминается о заселении страны армян бурджанами.
А вот до II века нашей эры упоминаний о бурджанах нет. Зато есть парфяне, которые жили на той же территории, и упоминания о которых прекращаются в том же II веке нашей эры. Кто такие парфяне? Изначально так называли кочевые скотоводческие племена, жившие к северу от Селевкидского Ирана. А что такое Селевкидский Иран и кто такие селевкиды?
Мы знаем, что Александр Македонский в III веке до нашей эры завоевывает Персию и доходит до Сырдарьи. Кстати, завоевывает он и Бактрию, где живут балхары. После смерти великого полководца его империя дробится между его приближенными. Персия достается династии Селевкидов. То есть, селевкиды — это греки, правящие Ираном. Но завоевателей-греков никто не любит, и когда во II веке до нашей эры с севера вторгаются кочевники-парфяне, местные жители не оказывают сопротивления. Так, на севере современного Ирана возникает новое государственное образование — Парфия, созданное кочевниками, вторгнувшимися в северный Иран из-за Сырдарьи. То есть парфяне изначально имели сако-массагетское происхождение.
Правильное звучание названия народа будет не «парфяне», а «барзяне», потому что только в русском языке при написании этого слова применяется буква «ф». В английской транскрипции это слово пишется parthian. Парфянский язык неплохо изучен, несмотря на то, что относится к мертвым. Фонетика языка такова, что в нем нет мягкого «п». Этот звук заменяется твердым «б». Получается «барзян». Не сильно отличается от современного «бурзян», не правда ли?
Не все сразу идет гладко, царь парфян Артак вначале терпит поражение от войск селевкидов и даже вынужден скрываться на севере. Но к нему на помощь приходит царь Бактрии Диодот, который тоже незадолго до этого отделился от метрополии и Селевк II вынужден отступить. Это первый, известный по письменным источникам, военный союз балхаров и парфян — будущих булгаров и бурджан. И далее никогда в мировой истории им не придется воевать друг с другом — только вместе против общего врага.
Позже государство парфян расширится до Персидского залива на юге и до Армении на западе и охватит огромную территорию. Область Сырдарьи, откуда пришли новые завоеватели, тоже входит в Парфянскую империю. И хотя правителей правящей династии парфян везут хоронить сюда, со временем область останется лишь слаборазвитой окраиной огромной империи. Единственно, чем она будет славиться, то это поставкой отличных конников для охраны западных границ империи от римлян. Западной границей Парфянского государства является Армения. И в течение нескольких столетий не один поток парфянских воинов с семьями переселится туда.
Немногочисленные парфяне управляют Ираном на протяжении 500 лет! Но во II веке нашей эры их власть сменяется на власть династии Сасанидов. Парфяне изгоняются из страны. Так остатки парфян (а теперь уже бурджан) оказываются в Армении и на Среднем Кавказе.
Причина появления булгар-балхар в это же время здесь до конца не изучена. Известно, что в 140—130 годах до нашей эры Бактрия была завоевана тюркоязычными усунями. Вполне возможно, что часть балхарцев была вытеснена на северо-восточную границу Парфянского государства и оказалась в сфере ее интересов. В качестве наемной военной силы они вместе с парфянами участвовали в войнах, которые вело государство на западе, и таким образом оказались на Кавказе. Могло это произойти и в результате массового переселения на запад конгломерата сако-массагетских (в том числе и усуньских) племен, в союз которых они могли входить.
С IV по V век бурджане неоднократно упоминаются как самостоятельно, так и в составе Гуннской империи там же на Кавказе. А в VII веке входят в состав Великой Булгарии. С конца VII и вплоть до XI века упоминания о них можно встретить по всей Европе. И это неудивительно, вместе с булгарами они рассеиваются по Италии, Македонии, Балканскому полуострову. Есть сведения о городах Бурджан на Кавказе и нижнем течении Волги. Страна Берзилия (аль-Баршалия, Берсила) тоже упоминается довольно часто как самостоятельное образование, так и в связи с Хазарским Каганатом.
В составе булгар, ушедших на среднее течение Волги, арабский хронист Ибн-Руста упоминает и племя «берсула». Однако, в более позднем «Рисала» Ибн-Фадлана среди четырех упоминаемых племен булгар похожего по звучанию этнонима уже нет. Очевидно, что берсула-бурджане первоначально в конгломерате волжских булгар были, но к X веку успели уже отколоться.
А куда же они делись? Нет никаких сомнений, что современное башкирское племя бурзян является потомком тех самых средневековых берсул-бурджан, двинувшихся на север в составе племенного союза волжских булгар.
В мифологии и доисламских верованиях бурзянских башкир до сих пор отчетливо сохранились североиранские корни. Например, в широко известном эпосе «Урал-батыр», записанном именно у бурзянских сэсэнов, все персонажи имеют североиранские авестийские параллели и ни одного тюркского. То же самое касается сюжетов.
Несмотря на активное смешение на протяжении более тысячи лет с другими башкирскими племенами, местным угорским населением и казахами, в антропологии бурзянских башкир отчетливо сохранились фергано-памирский и североиранский типы.
О чем расскажет ДНК и фольклор?
Базовой гаплогруппой бурзянских башкир является гаплогруппа R1b. А мы уже знаем, что данные, выявленное на уровне ДНК, являются самым неоспоримым доказательством родства. Выше нами уже упоминалось, что в могильниках, относящихся к памятникам эпохи Волжской Булгарии, одной из трех гаплогрупп была гаплогруппа R1b. Это убедительно доказывает, что между нынешними бурзянами Зауралья и частью людей, являвшихся носителями археологической культуры, которую соотносят с Волжской Булгарией, есть генетическое родство.
Такое же родство бурзяне имеют с народами, проживающими на территориях, где когда-то пролегали пути их миграции. У карабахских армян гаплогруппа R1b встречается у до 40 процентов представителей. Сопоставимая концентрация у северокавказских балкарцев и осетин-алан. Кстати, здесь уместно будет сказать, что башкирский просветитель начала XX века Мухаметсалим Уметбаев, опираясь на известные ему источники, писал, что другое название бурзян было «алан». Сегодня родство бурзян и других наследников средневековых аланов — осетин и балкарцев — подтверждается на генетическом уровне.
Интересно, что генетические исследования гагаузов и балканских боснийцев тоже выявили у них гаплотипы, очень и очень близкие к башкирским бурзянам. Этот генетический след оставили бурджане, растворившиеся среди местного населения еще в средние века.
И самое главное — северная граница парфянского государства совпадает с территорией современного Южного Туркменистана. И именно у туркмен мы видим максимальную концентрацию, после бурзян, гаплогруппы R1b среди тюркских народов — около 40 процентов. У башкирских бурзян она доходит до 86 процентов.
И вообще современные исследователи склоняются к мысли, что родиной гаплогруппы является южное Приаралье. Это является лишним подтверждением того, что предки современных бурзян вышли оттуда.
Язык бурзян, как и других башкирских племен, подвергся кипчакизации на более раннем этапе, чем у населения, входившего в Волжскую Булгарию. Война и жестокое поражение союза средневековых башгардов, печенегов и племени наукерде от кипчаков, огузов и торков вынудило большую их часть отступить на запад, в южнорусские степи. Остальная часть осталась под властью кипчаков. Об этом пишут как арабские, так и византийские источники. Интересно, что события о периоде войны между кипчаками и башкирами остались и в народной памяти. Подробно о тех событиях описывается в эпосах и легендах о Масим-хане, «Бабсак и Кусяк» и др.
Но что интересно, рудименты старого огурского языка у бурзянских башкир остались. Только у бурзян, например, «стул» будет не «ултыргыс», как это принято говорить на литературном башкирском языке, а «букэн». В настоящее время такое наименование этого предмета из всех тюркских народов сохранилось только у чувашей. Но современные чуваши не граничат с бурзянами, значит, это не может быть заимствованием. Это память о тех временах, когда бурзяне, так же как и булгары, разговаривали на языке близком к чувашскому.
Политические и культурные связи волжских булгар и бурджан
После отсоединения от союза племен, входящих в Волжскую Булгарию, бурджане по всей видимости откочевывают на восток. Здесь они становятся ядром для образования союза башкирских племен. До поражения Тохтамыша от Тамерлана бурзяне жили на западе и юго-западе современного Башкортостана. Однако позже и особенно в период экспансии ногайцев с Кубани, они вынуждены будут мигрировать еще далее на восток — в Зауралье. Там большая часть их проживает и до сих пор. Но бурзянские деревни встречаются и на юге республики, и на юго-западе — в бассейне реки Демы, и даже в Оренбургской и Самарской областях.
Некоторое время древние арабские исследователи отмечали, что башкиры делятся на внутренних и внешних и что внешние платят дань Волжской Булгарии. Это говорит о том, что даже после отделения часть башкир-бурджан оставалась в зоне сферы влияния Волжской Булгарии.
В исторических источниках нет ни одного упоминания о башкиро-булгарских или бурджано-булгарских войнах. А вот свидетельств о совместных выступлениях против общих врагов достаточно. Широко известно, что первый достойный отпор войскам монгольского хана Джучи на территории Европы дали именно объединенные войска волжских булгар и башкир. И на протяжении более десятка лет монголы не могли сломить этот союз.
И даже после падения столицы Волжской Булгарии остатки войск булгар не сдаются, а уходят на территорию Башкирии и продолжают здесь сражаться против захватчиков. Сохранилась прекрасная легенда о любви дочери булгарского царя Алтынчэч и башкирского парня, повествующая о том периоде нашей истории. Этот сюжет в последующем был неоднократно воспет писателями и драматургами.
Современные потомки волжских булгар и бурджан
После крушения Волжской Булгарии на этой же территории в XV веке образовывается Казанское ханство. Казанское ханство как политическое образование, естественный наследник Волжской Булгарии. То же самое можно сказать и о населении. Податное сельское население никуда не девалось, оно просто поменяло свое наименование. Убедительным доказательством этого является то, что даже еще в XVIII веке русский ученый В.Н. Татищев писал: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Симбирский». Конечно же он под ними имел ввиду предков современных татар.
Чуваши также могут считать себя наследниками Волжской Булгарии, той части ее населения, которая, не желая принимать ислам, в 922 году перекочевывает на северо-запад. Ибн-Фадлан называет их сувазами.
Часть населения Булгарского государства — жители города Биляр — после его падения входит на правах улуса в состав башкирского народа. С XVI до XIX века в числе башкирских волостей числилась и Булярская.
Бурджане, как я уже писал, стали одним из основных этносов, создавших союз башкирских племен. Происходит это в X—XIII веках. Дальнейшая их судьба неразрывно связана с башкирами. После вхождения башкир в состав Русского государства, бурзяне основали свою волость. В составе девяти кантонов, учрежденных Башкирской автономией в 1917 году, образуется и Бурзян-Тангауровский кантон. И в настоящее время на территории Башкортостана существует Бурзянский район. Башкиры, относящиеся к племени бурзян, хорошо помнят свое происхождение и идентичность.
Вышесказанное не говорит о том, что происхождение поволжских татар связано только с волжскими булгарами, а башкир с бурзянами. И татарский, и башкирский этносы являются сложносоставными. И булгары, и бурджане — это всего лишь одни из составляющих частей в формировании двух братских соседних народов. Тем не менее, наверное, было интересно проследить этническую историю и процесс превращения булгар и бурджан в компоненты, вошедшие в состав наших народов.
комментарии
Тада татарам все свои байки про Чингизхана придётся забыть, ибо он из Монголии.
Сами же местные академики уже чёртову уйму бумаги испачкали утверждая, что Чингизхан - монгол, а ещё лучше - татарин.
Держитесь.
Щас вас семитомники заплют и запишут в ново-хронологи. )))
Им же и ига немножко оставили исключительно для того, чтобы им было от чего с восторгом прыгать.
На том стояла и будет стоять Великая Русь.
Многие завоеватели так и сделали.
И убедились, что эти слова смысл передали верно.
Средневековые хронистами неоднократно упоминают о военном союзе племен баджгард, баджна, баджнак и наукерде. Если Баджгарды и баджнаки легко идентифицируется с башкортами и печенегами, то долгое время оставалось загадкой происхождение племени наукерде.
И лишь несколько лет назад, когда я начал искать следы ранних башгардов на территории современной Турмении и занялся исследованием их источников, я обнаружил, что загадочные наукерде, это и есть Ноухурлу.
Скорее всего, они были в более близком родстве с одним из перечисленных племен союза, в который входили. И быстро растворились. После жесточайшей войны башкир, печенегов и наукерде против союза кипчаков, огузов и торков, они перестают упоминаться вообще.
Артур Идельбаев.
Нынче все учёные, местные историки, берут рассказки Ибн Фадлана и крутят их как хотят: выворачивая все приписываемые ему байки наизнанку и добавляя недостающие детали.
И все дела, и никуда ездить не надо и пыль глотать.
А если вам вдруг правда понадобилась, то глядите генные исследования сторонних кадров. Вам тогда и вовсе ничего придумывать не потребуется.
Артур Идельбаев.
А так я скромный татарин, любящий свой народ, знающий, что большинство татар- потомки Чингиз хана.
А автор статьи утверждает, что ваши предки вышли совсем из другого места.
Без русских ребятишек даже собственное наречие выучить не можете.
Габдель Юссон.
-----------------------
Вы ж сами все с середины придумываете!!!
Какие были ремёсла у беспрестанно бегающих за стадами КРС кочевников?
КРС бегёт в строну жратвы, и ему плевать на хобби бегущих за ним пастухов.
Какие завоевания могли потянуть эти бегуны, если у них даже своего, на одном месте, государства не было?
Все ж веером и круглосуточно драпали за стадами.
При такой постоянной беготне,регулярную армию не создашь и тем более не обучишь.
Можно набрать банду и грабить на большаке обозы и караваны.
Этим, эти воины, занимались регулярно.
У них даже нац герой, и тот осуждён за бандитизм.
"Какие были ремёсла у беспрестанно бегающих за стадами КРС кочевников?"
"Уже в 111 тысячелетии до н.э. на Урале существовала развитая первобытная металлургия. Русские, поселившиеся в крае, обнаружили здесь многочисленные древние рудники - "чудские копи". "До 30-х годов 18 в. добыча железа с горы Магнитной осуществлялаясь башкирами. Русский историк М.Д.Чулков в работе "Историческое описание Российской коммерции" (1781-1788гг.) писал: "В прежних годах башкирцы из сей руды плавили в ручных печах самую лучшую сталь, что после учинившегося в 1735 году бунта им уже не позволялось." "До последнего большого мятежа Башкирцы весьма простым способом добывали из этой горы железо, и в особенности отличную сталь; но при начале мятежа, в 1735 году, разработка им воспрещена." Источник: Энциклопедический лексикон, т.3, С-Пб., 1835 год, с.383.
Вот такие вот "кочевники". Опровергни, неуч, живших два века назад РУССКИХ историков.
Ща, правда, всё напрочь позабывали, но вот зато болтать про свои былые якобы успехи продолжают.
Чтобы плавить сталь надо сидеть на одном месте а не носиться в пыли по степи сломя голову за убегающими стадами.
Пока не найдёте сидящего на одном месте кочевника, с домиками и огородами, до тех пор, рассказывать байки про его металлургию - только смешить весь народ
------------------------------
Ой, вы бы рассказали про этот мятеж.
Кто за что боролся? Какие города и аулы восстали?
Особенно уточните сразу :чем там население занималось?
Неужто все сталь варили, а ели чего, одно мясо?
Если начнёте рассказывать про вотчинные права на земли, полученные по условиям присоединения к России, то сразу приведите пару таких подлинных бумажек, а не придуманные обкомовские байки по разнарядке цк в 50-х годах прошлого столетия.
Вам это, судя по-всему, труда никакого не составит, ибо нигде никто так и не нашёл упоминания про подлинные бумажки с правами, и даже казаки письменно спрашивали про это у самого царя, типа, что хоть это такое.
--------------------
Отучили, стал быть, станово-коренных работать?!
Ежели почитать рассказ Мамина-Сибиряка "Байгуш", то уже тогда, эти кадры, в основном отдыхали, в голозадом виде, видимо, разом от всей предыдущей беготни, восстаний и варева стали.
Вы бумажки этих договоров НАСТОЯЩИЕ хоть где-нибудь видали?
Их в принципе быть не должно, ибо никто ни с кем не договаривался.
Это обкомовские тАвАрищи всё придумали по разнарядке цк в 50-х годах.
Не было в регионе ни каких государственных структур , с которыми договоры договаривают.
Там вообще голая степь была, НИЧЬЯ, типа, общая.
Особо же возбуждённым бегунам, из местной флоры и фауны, отсыпали стеклянных бус или дубинкой махнули, и все сразу обо всём тут же и договорились, и все дела.
-----------------------------------
Это ВАМ надо доказывать свои глюки подлинными документами, а не возмущаться на голом месте.
Такая же сказка про вотчинные права на землю.
Вы сами себе хотя бы, искренне, ответили: кому эти права как бы дали?
Это же не штучная бумажка должна быть.
Тогда бегали разные племена, и каждый коллектив горазд был орать про свои претензии.
Всем хАзЯвам, КАЖДОМУ, по комплекту - вынь да положь.
Смех в том, что НИ ОДНОГО комплекта так и не нашли.
Хотя зарубежные чёта там про это тоже балакают, ибо им всё едино про чё тарахтеть, поскольку проблема их не касается.
Всё что на словах, это эпосы и сказки.
Бумажки договоров и прав ищите, чем негодовать в возмущении.)))
Это вы должны реальными бумажками доказать договорные отношения.)))
Не изображать из себя на пустом месте возмущённо обиженного. )))
Кроме состряпанных по обкомовской разнарядке брехни, вам и найти то нечего.
Ибо в те времена договариваться было просто не с кем.
Не было никаких гос структур у бегунов, которые бы бумажки подписали.
Тама все бумажки есть, которые были в наличии и разрешены к публикации.
Может вы найдёте ссылки на сами тогдашние договора и вотчинные права?
Вас тогда, как Валидова, будут таскать, за якобы найденного им Ибн Фадлана, и тыкать вам всюду памятники.
---------------------
Как можно подтвердить то, чего никогда не было?!
Это вам надо доказывать фактами свои умственные заключения.
Тогда спорить можно бесконечно.)))
Даже если вы будете демонстрировать своё достоинства, при вашей же логике, это будут только бездоказательные пустые слова.
Ибо вас уже записали в качестве женщины, как и историю стана в семи томах, предыдущие учёные и академики.
А расовое деление на титульных и прочих уже в станах всё проделано.
Теперь 25 лет в станах идет навязывание русским ребятишкам никчёмного им наречия.
----------------------------------------
При таких предках и такие потомки получились? )))
Вы САМИ думать не пытались?
В этом Аркаиме брёвна под открытым небом сохранились!!!
Они сгинь должны за пару сотен лет без следа.
А становые ученые, этим дровам, тыщи годов навертели и своими эпосными глюками все раскрасили
Хотя смысла от этого больше не станет, но зато читать будет интересней.
--------------------------------------
""И, наконец, о том, кого нужно поскрести, чтобы обнаружить татарина.
Предельно упрощая, можно сказать, что казанские татары имеют европейские корни плюс на треть финно-угорские по этим двум пунктам они схожи с русскими.
Кроме того, имеется небольшое присутствие генов, происходящих с Ближнего Востока и даже из южной Индии.
И лишь 5% остались татарам от истинных татар жившего за Байкалом могущественного и таинственного племени.
Казанские татары с неплохой вероятностью количественно наследуют как
САКОСКИФАМ Алтая (Новотроицкого), так и САВРОМАТАМ (САРМАТАМ ) , но наилучшим представлением
(±1.5%) выглядит таковое через три волны сложения ТАТАР Булгарии как:
1) САКОСКИФЫ Алтая и САКИ Средней Азии (И7/МД) – в сумме около 53% ;
2) пьяноборцы – 28%;
3) средневековые славяне СЗЦ РР (севера-запада-центра РР)– 19%
Современные КАЗАНСКИЕ ТАТРЫ (11, без УВЛ) = 28±5% пьяноборцы + 37% И7МД
+19% славяне СЗЦРР / 6% Н.Е. /9% авары, 93±9 САКОСКИФЫ Алтая, Новотр. /7% Н.Е.,
90±11% САВРОМАТЫ /10% С2Л-Аз, 83±13% Аржан-2 / СКИФЫ 17% Н.Е
----------------------------------------------------------------------------------------------
Поволжские татары имеют в своем антротипе типе близкое сходство со скифами и сарматами и доля сходства с этими ираноязычными древними этносами у татар значиительна .
У Башкир сходства с сарматами гораздо меньше , со скифами почти нет
-----------------------------------------------------------------
Столица барсил - Биляр .. Одновременно Биляр был столицей все Волжсклй Болгарии И там находилась столица царя Волжской Болгарии . Это говорит о том , что барсилы в Волжской Болгрии были господствующим племенем
Татарские предания говорят , что барсилские царевичи после похода Тимура , переселились со своим народом на правый берег Волги и основали Казань
Барсилы или даже часть их не могли переселиться в Башкирию , так как там не обнаружены их следы в археологической культуре Башкирии 13-15 вв
Да и у бурзян нет ни чего от барсил
Барсилы понтийцы , а бурзяны в основе относятся к южно-сибирскому расовому типу , как ногаи и кипчаки
Барсилы были великолепными градостроителями и ремесленниками .Если бы они В РЕАЛЕ переселились БЫ в Башкирию , то на новом месте они должны были БЫ построить города и мощные ремесленные центры . Но в Башкирии НЕ было НИ каких городов , и НИ было естественно ни каких ремесленных центров
Археологические памятники барсил , аскелов -суасов (донских алан ) автоматически позиционировали как БУЛГАРСКИЕ или САЛТОВО-МАЯЦКИМИ
Так вот : в БАШКИРИИ НЕТ НИ ОДНОГО БУЛГАРСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАМЯТНИКА
БИЛЯРЫ - ЭТО ЖИТЕЛИ г БИЛЯРА
ОНИ ГООРОДСКИЕ ЖИТЕЛИ И НЕ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ БАШКИР - БЫЛ ДЛЯ НИХ ЧУЖД
РОД БИЛАР у БАШКИР - небольшой и скорее он берет начало от термина БИЙ - князь
-------------------------------------------------------------------------------------
На территории Башкирии нет ни одного археологического памятника Волжских Болгар , в состав которых входили и БАРСИЛЫ
По этому барсилы , городские жители -ремесленники , строители городов и крепостей , земледельцы , не могли уйти на территорию Башкирии к уграм и кипчакам, к предкам башкир , у которых образ жизни был совершенно ЧУЖД БАРАДЖАМ -БАРСИЛАМ и которые намного отставали от них в цивилизционном развитии
--------------------------------------------
А почему вы всё натягиваете на каких-то неведомых булгар, от которых и следов-то не осталось?
Тада и ТРИ миллиона окурков "Мальборо" найденных вдоль становой ж/д насыпи -тоже, по-вашему, доказывают, что эти сигареты - продукт булгарский?
Аланское племя Барсил имело несколько параллельных названий : басилАСЫ , БаслАсы , Бараджи , Бараджары , ДахсАСЫ
Арабы переделовали термин БАРАДЖ - на БАРАДЖАН ИЛИ БАРДЖАН
И вот кому то из башкирских исследователей показалось , что термин бараджан или борджан имет сходство с термином БУРЗЯН
Любой лингвист вам скажет , что между этими терминами нет этимологическолго сходства .
Далее тотемами , символами БАРСИЛ являлись ДРАКОН -АЖДАХА БАРАДЖ и БЕЛЫЙ КРЫЛАТЫЙ БАРС
ЭТИ ДВА тотема алан-барсил являются символами современных татар : барадж аждаха - - Казани , АК БАРС -ТАТАРСТАНА
Барсилы были самым развитым племенем Волжской Болгарии. Свидетельством этому является археологическая культура Биляра , который поражает исследователей своим размером , передовыми технологиями в сферы промышленности и строительства, устроенным бытом и тд
А вБашкирии в это время жили кочевые угры и кипчаки , у которых не был ни каких городов и ремесленного производства , ни письмености
Барсилы из левого берега Камы , где находился Биляр , переселились на правый ,более безопасный берег этой реки . Это земли - территория современного Татарстана . Барсилы возродили КАЗАНЬ , и по этому у Казани со времен барсил древний герб - Дракон барадж
Бурзяне живут на ЮГЕ УРАЛЬСКИХ ГОР, не далеко о КАЗАХСТАНА в 800км от Биляра
Оседлым барсилам ,при преселении туда пришлось бы проходит через кочевья ордынцев и башкир, которые могли им нанести непоправимый урон
Это очень веский довод
И потом зачем барсилам переселяться к кочевникам ,культура и образ жизни которых был чужд для них , которые сильно от них отставали во всем
когда на правом берегу КАМЫ ,рядом в 60-100 км жили родственные племена суасов и булгар ?
-------------------------------------------------------
Да, ладно вам прибедняться то. )))
Татары в таких доводах тоже большие мастера.
По единственной сбацаной монетке легко отпраздновали тыщилетие Казани.
После этого башкиры тоже углубились в доводы, и у них, Уфе, уже пять тыщ годов набежало.
-----------------------------
Барс, это ж чуть больше кошки!
Мелочь какая.
Было бы об чём чего рассказывать.
Вот согласно древнему эпосу "Урал батыр", состряпанному всего лишь полста годов тому назад, на Урале все поголовно батыра ездили верхом на крылатых львах.
Женские материалы дают следующие результаты :
НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИМИ к БАШКИРАМ по строению лицевого скелета и мозговой коробки , оказались западные соседи , в первую очередь ЧУВАШИ (0,160) и ФИННЫ (марийцы, удмурты (0,173)
От ТАТАР БАШКИРЫ ОТЛИЧАЮТСЯ гораздо БОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО , что может говорить О РАЗЛИЧИЯХ не только морфологического ,но и РАСОГЕНЕТИЧЕСКОГО порядка .
Как и у мужских серий , НА ВТОРОМ МЕСТЕ по СТЕПЕНИ БЛИЗОСТИ к женским черепам БАШКИР находятся черепа УГРОВ (0,246) , затем алтайцев, казахов ,киргизов, самодийцев (0,404 )
ЗАМЫКАЕТ этот ряд НАИБОЛЕЕ УДАЛЕННАЯ (от башкир) серия черепов -ТАТАР (0,447)
Приведена таблица краниологических расстояний некоторых народов до башкирских серий .
Чуваши : муж--0,249 жен--0,160
Угры : муж--0,241 жен---0,246
Финны Поволжья : муж-0,311 жен 0,173
Самодийцы :муж-0,241 жен--0,404
Казахи и киргизы : муж-0,235 жен--0,320
Хакасы и щорцы : муж-0,232 жен--0,263
Узбеки : муж--0,249 жен--0,352
Татары : муж --0,390 жен--0,447
Тада ширина седалища у вас будет привязана к расе.
И по остаткам мебели можно будет легко сбацать очередную тюркскую историю, типа, толстые - все были мурзы, а тонкие - славяне.)))
Так мишары - это субэтнос или самостоятельный народ?
Это, конечно, субэтнос. После завоевания Волжской Булгарии войсками Батыя в 1237 году и продвижения татаро-монгольских войск дальше на Запад, русские стали называть всех, кто жил под властью монголов - татарами. Логика была проста: если народы на Востоке были не русские, значит, это были татары. Таким образом, в татары попали все субэтносы и племена, которые жили на своих территориях - кипчаки, суасы(казанлы ) , буртасы-мишари и булгары. Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя "суАСами" - речными АСами или "буртАСами". Суасы- -предки казанских татар , Буртасы - это предки мишар . Мишары стали частью большого татарского народа. Хотя до сих пор некоторые мишары считают себя отдельным этносом. И каждый мишарин всегда скажет, что он - "татарин со знаком качества". Мишары действительно отличаются даже по генотипу - они более высокого роста, среди них много светловолосых, рыжих и голубоглазых. Они "более европейцы" среди всех татар. Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно, я бы назвал мишар "более продвинутыми", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляют большую группу "служилых татар", куда кроме них также входят кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.
Краниология БАШКИР и окружающих народов Евразийского пространства .
"Как видим из таблицы 23 , мужская и женская серия черепов башкир обнаруживает дифференцированное распределение суммарных расстояний . Среди мужских выборок НАИБОЛЕЕ БЛИЗКИМИ к БАШКИРСКИМ оказались черепа народов Алтая -Саянского нагорья -ХАКАСОВ ,ШОРЦЕВ , (0,232 ) представителей ЮЖНО-СИБИРСКОЙ расы-КАЗАХОВ и КИРИЗОВ (0,235 )
В территориальном отношении это наиболее отдаленные (географически)от Башкир тюркоязычные народы (за исключением казахов , которые являются соседями башкир) .
ВТОРЫМИ по СТЕПЕНИ БЛИЗОСТИ к БАШИРСКИМ сериям являются краниологические материалы по УГРАМ (ХАНТЫ И МАНСИ ) и САМОДИЙЦАМ (НЕНЦЫ , ЭНЦЫ ,СЕЛЬКУПЫ и тд ), которые кстати равноудалены(УГРЫ и САМОДИЙЦЫ ) от суммарной БАШКИРСКОЙ серии (0,241 ) .
НАИБОЛЬШИЕ РАЗЛИЧИЯ в сумме признаков выявляются между кранилогическими сериями БАШКИР и , как не странно , их ближайщих соседей ---ТАТАР (0,390 ) и финноязычных народов (0,311) .
Это несмотря на то , что башкиры и татары , по языку включаются лингвистами в одну булгаро-кыпчакскую группу тюркских языков. Среди других народов Поволжья ОТНОСИТЕЛЬНО БЛИЗКИ к БАШКИРАМ по строению черепа -- ЧУВАШИ -(0,249)
У башкир есть также иранский и северо-европейский генетические компоненты , но они НЕ ОСНОВНЫЕ И классифийируются как ПРИМЕСИ.
Сарматы-иранцы вошли в состав башкир через угров -мадьяр на стадии кочевничества и они НЕ превнесли в башкирскую культуру , хозяйствования , быт
элементы градостроительства, ремесленных технологий и письменности .
Аланы и булгары( в том числе барсилы ) , будучи к 8 веку представителями САЛТОВО-МАЯЦКОЙ КУЛЬТУРЫ , не могли войти в состав башкир , так как у них был огромный разрыв между уровнями двух цивилизаций
А также у Бурзян в частности НЕ БЫЛО И НЕТ ЭЛЕМЕНТОВ САЛТОВСКОЙ (АЛАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ )
Ф. X. ВАЛЕЕВ
Г. Ф. ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА
ДРЕВНЕЕ
ИСКУССТВО
ТАТАРИИ
Ф. X. ВАЛЕЕВ, Г. Ф. ВАЛЕЕВА-СУЛЕЙМАНОВА
ДРЕВНЕЕ
ИСКУССТВО
ТАТАРИИ
КАЗАНЬ. ТАТАРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 1987
ББК 85(2Р-Тат) В15
© Татарское книжное издательство, 1987.
Искусство салтовцев — БОЛГАРО-АЛАН , составивших основу населения Хазарии (куда входили и ВОЛЖСКИЕ БОЛГАРЫ ), это не только синтез художественных достижений древней СТЕПНОЙ культуры БОЛГАР и ВЫСОКОГО ИСКУССТВА АЛАН , а искусство, оформившееся также под значительным влиянием эллинизированной культуры приазовско-причерноморских городов, а также Закавказья и Ирана, импульсы воздействия которых мы находим в последующем развитии культуры, искусства и архитектуры ВОЛЖСКИХ БОЛГАР 3. Явления салтовской культуры прослеживаются в строительном деле и архитектуре булгарских построек из камня и кирпича, дерева (оборонные, сооружения общественного и жилищного назначения), в булгарском искусстве — ювелирном, художественном металле, керамике, в искусстве орнамента.
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ явилась КРАЙНИМ ВОСТОЧНЫМ РУБЕЖОМ распространения САЛТОВСКО культуры, которая НЕ ИМЕЛА ПРОЯВЛЕНИЙ в КУЛЬТУРЕ печенегов, кипчаков, БАШКИР , чувашей,казахов , золотоордынских татар, имеющих ИНЫЕ этнокультурные истоки 4. Проявления этой культуры прослеживаются у ТУРКМЕН , что связано, как и У ВОЛЖСКИХ БУЛГАР , с сармато-АЛАНСКИМ КОМПОНЕНТОМ в их этносе. Отсюда и исходит имеющаяся определенная ОБЩНОСТЬ в художественной культуре и искусстве, этнографических чертах КАЗАНСКИХ ТАТАР (особенно Заказанья) и ТУРКМЕН (племена иомутов, сарыков, ТЕКИНЦЕВ ). Это проявляется в СХОДСТВЕ и РОДСТВЕНОСТИ многих форм украшений, орнаментальных комплексов5, в одежде, головных уборах и др. Традиции салтовской культуры ВОЛЖСКИХ БУЛГАР
довольно устойчиво сохраняются в культуре КАЗАНСКИХ ТАТАР и послужили основой развития высоких достижений в области архитектуры, строительного дела и искусства.
-------------------------------------------------
Как видим, что известный специалист по аланской и булгарской культуре Валеев очерчивает самую восточную границу САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУРЫ восточными границами Волжской Булгарии и НЕ ВКЛЮЧАЕТ в состав представителей этой культуры - БАШКИР .
Барсилы -Аланы - то же салтовцы, а башкиры в том числе БУРЗЯНЕ -НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИМИ
Все это согласовывается с ОТСУТСТВИЕМ на территории Башкирии БУЛГАРО-АЛАНСКИХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ
А чего хоть делали, в то далёкое тада, своими руками, эти все представители тамошней культуры, и почему они этого сейчас ничего сами делать не умеют или не хотят?
А.С.
Российская империя. (Китчин, Томас); Роберт Лори и Джеймс Уиттл; Академия Наук СССР, 1794
Та́ртар (др.-греч. Τάρταρος), в древнегреческой мифологии — глубочайшая бездна, находящаяся под царством Аида (представление, начиная с Гесиода), куда после титаномахии Зевс низвергнул Кроноса и титанов и где их стерегли сторукие исполины Гекатонхейры, дети Урана. Там же были заточены циклопы. Это тёмная бездна, которая настолько же удалена от поверхности земли, насколько от земли небо.
Вы сами то хоть верите, что этот народ Булгарии достигнув на тот момент передовых рубежей развития, сгинул без следа, а их потомки деградировали назад в кочевников?
Они чего, все заболели?
У них поголовный мор был?
А может за тех булгар - не тех кадров выдать пытаются?)))
Выходит от булгар вообще никаких следов не осталось?
Все сгинули в небытие.
А некоторые, вот, чего-то примеряют булгарские костюмчики на себя.
Утверждая, типа, что они потомки булгар.
Как они могут быть потомками, если они этим предкам и в подмётки не годятся?)))
Либо под булгар пытаются косить совсем другие индивиды, найдя чьи-то развалины и приписывая их себе.)))
Этим обычно занимаются мелкие народы, беззаботно пробегавшие всё предыдущее время, а ныне изображают из себя фунт изюма, стряпая байки, эпосы и глюки.)))
Венгры по генам оказались совсем не с Урала и даже вовсе славянами.
Вот автор и загрустил?
Да, нехай пишет.
Народ нынче грамотный, и легко отделяет зерна от плевел.)))
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/73505-kolonka-gipoteza-ob-iranskih-kornyah-tatar-i-bashkir
В состав этих Мадьяр, угро-гуннов в Паннонии в течении более чем тысячи лет вливались немцы из Австрии и Германии , предки словаков , украинцев , румын , тюрков , алан и т.д.
В результате этого доля УГОРСКОГО генетического компонента снизилась до 7-10 %
Уточнение :древние мадьяры имели не только гаплогруппу N , но и R1a R1b , Q
-------------------------
ДАС ИСТ ФАНТАСТИШ !
Просто чудная вышла нация. Ещё где у кого такое есть?
По уверениям некоторых исследователей, от угро-гуннового первоначального генного состава ни черта не осталось.
Причем все ихние соседи свои гены почему-то сохранили, но заодно ещё и заменили гены у угро-гуннов, типа, улучшили ихнюю породу.
Это позволяет разным учёным утверждать что венгры, это угро-гунны, но без всяких следов полностью выродившиеся в славян.)))
Вам тада, наверняка, легше станет.
Вы тогда на велосипеде ездить начнёте и птичку себе заведёте, как почтальон Печкин на пенсии.
И станете добрым и ласковым как кошка.
--------------------------------------------------
Вся Европа, видать, все предыдущее время жестоко сексуально измывалась над УГОРСКОЙ долей УРАЛЬСКОГО генетического компонента, в итоге, сведя его почти к нулю.
""Интересно, что латыши и литовцы, не финно-угры по языку, оказались ими по крови. А вот венгры, напротив, оказались скорее славянами: возводить свою родословную к народам Урала может лишь один процент жителей страны.
Отмечу, что при проведения ПЕРВОЙ ПЕРЕПИСИ , которая была проведена по царскому указу СРЕДИ НАРОДОВ КРАЯ сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют ТАТАРАМИ , называли СЕБЯ "суАСами" - речными АСами или "буртАСами". Суасы- -предки казанских татар , Буртасы - это предки мишар .
«Нынешнее распространение этнонима „татары“, ... связано... со способом именования разных тюркских народов, принятым в Российской империи в XVIII-XIX вв.
Этот способ таков: всех, кроме турок, якутов и чувашей, называли татарами...
Это все хорошо известно любому профессиональному тюркологу...».
Реви́зские ска́зки — документы, отражающие результаты проведения ревизий податного населения Российской империи в XVIII — 1-й половине XIX вв., проводившихся с целью подушного налогового обложения населения.
В городах ревизские сказки составлялись представителями городского управления, в селениях государственных крестьян — старостами, в частных владениях — помещиками или их управляющими.
Кто считал бегунов за стадами? Ихние баи? А им это было надА?
Может сам пашет, сеет, убирает?
Или руками водит в пространстве, указуя направления движения глупым аграриям?
Ясно дело, что распил казённого бабла среди избранных - никак не может быть сельским хозяйством.
А.С.
Сами Аланы себя называли по названию своего племени ( АС ТИГОР , БаслАС (барсилы ) , тулАС , буртАС , АСкел -сувАС (суасы) и тд.
Или же аланы себя называли ОБЩЕАЛАНСКИМ САМОНАЗВАНИЕМ -- АС ,АЗ (АШ, , ЯС )
Башкурды давно знали, что они вовсе не тюрки. Еще в рахимовские годы писала одна из газет, что якобы башкир стало 50 млн. человек: курдов 48 млн. и башкир 2 млн.
На КАРТе ал-Идриси зафиксированы ПЯТЬ городов под названиями БашКОРТ:
ПЕРВЫЙ город находится в устье Уфы и Белой; ВТОРОЙ – на Каме; ТРЕТИЙ – на Волге у Саратова; ЧЕТВЁРТЫЙ – на Дунае; ПЯТЫЙ – на реке БашКОРТ в области Хорасан на границе Ирана и Афганистана.
Не случайно же резиденция правиТЕЛя башКОРТского государства, СЕР-КӘШ ҺАНА, находилась в городе БашКОРТ, находящегося на правом берегу Волги, выше современного ҺАРы-Тауа, который, чеканил свою МОНету в Һаджи-ТАРҺАНе (совр. Астрахань). Кстати, только правиТЕЛи государств чеканят собственную МОНету. Как мы знаем, ТАРҺАН, у башКОРТов – это, привилегированная верхушка, имеющего права на наследования земельных угодий.
Не случайно же ЦЕНТРОМ 12-ти этруських городов являлся город под названием как «ТАРҺАН”. Отсюда и ЛУВИЙСКИЙ бог ТАРҺУН и ХЕТСКИЙ бог ТАРҺУНт.
Когда же нависла угроза над Сибир-Һаном, чтоб обрести нового надёжного союзника, Сибир-Һан и дал СУВЕРениТЕТ Волжской Булгарии, что и послужило к появлению, на месте Волжской Булгарии, нового образования как СУВАРский эмират и право на ношения кавказской кожаной обуви всадника СҮБӘК (ЧУВЯК).
Вот отсюда от “СҮБӘК» (ЧУВЯК) в русском языке появилось такое отношение понятия как «ЧУВАК» и от понятия слова как «СУВАР» появилось определение как «СУВЕРениТЕТ».
А вот к возникновению определения как «БУЛгар» легло именно имя сына Йябгу-Һана как “БУРИ-шад”.
Титул “Йябгу” давался второму лицу в Һанстве именно на правление западными областями державы (Царь Севера). А вот титул «Шад» давался именно полководцу при «Йябгу».
Получается, БОЛгары (смешанное население) являлись именно военным сословием в западных областях державы, как и башКОРТы при Царской России.
Первоначально, БУЛгар воспринимали как «БУРИгар» (БУРгар) в понимании как люди БУРИ-Һана, КОСтяк которых состояло из КОРТрагов (Средиземноморское восприятие как “КУТургуры” и как “КУТии”).
Вот отсюда и закрепилось в слове как “КОРТ” воспринимать такое понятие как “ВОЛК” связанного БУРИ-шада с КУТургурами (КОРТрагами).
Кстати, в то время было правилом, те, которые нападали на какой-то народ, с целью присвоения их имущества и всего что есть, и были пленены после отражения их нападения, пленным отрубали правую руку (СҮЛАҠ, леворукий) и отпускали их на волю под выкриками как “ТАТь!”.
Не случайно, когда народы Европы подвергались нападению шайки разбойников, они всегда, предупреждая соплеменников, кричали – ТАТы! ТАТы!
Когда в 605 году в Западном КАГАнате от рук повстанцев погиб Нили-Һан (букв. “Наследник престола”/престол принадлежал его деду и после гибели его отца), внук Кара-Чурина (букв. “Чёрная напасть”), малолетний сын Нили-Һана, Нигю Чуло-Һан («нигю чуло» - титулован названием племени Тамйан/нги-ке), становится Верховным властиТЕЛем над Западными тюркютами. Именно тогда род МӘСӘГӨТ (САКИ-МАССАГЕТы) башКОРТского племени Тамйан и выходят на мировую историческую арену.
Как известно, Кара-Чурин был вторым Һаном в державе тюркютов, а ставка старшего сына Кара-Чурина, прозванного как “Сибирский Батыр-Һан”, находилось в городе под названием БашКОРТ, которое располагалось на месте столицы современного БашКОРТостана. Вот откуда и идут совместные действия венгров и башКОРТов.
Кстати, Сибир-Һан приходился дядей болгарскому вождю Кубрату. Вот почему один из сыновей воспринятого под названием своего племени как КОРТ-р-Аҡ (букв. “Царственные КОРТы”/Аҡ-Тау), увёл своих людей по направлению расположения основной ставки дяди своего отца, у которого вторая ставка находилась и на реке БашКОРТ на границе современного Ирана и Афганистана, а свой стан расположил возле горы Аҡ-Тау (ҠАЗАҡСТАН). Вот почему обитаТЕЛи ҠАЗАҡСТАна и ҠАЗЁнной земли ҠАЗны, ҠАЗАни, всё ещё предпочитают общаться на южноафриканском диалекте башКОРТского языка.
Продолжим. ПравиТЕЛьство Чуло-Һана состояло из старейшин родов и управлялось некомпетентным Союзом родов, в результате их бездействия, Восточные области были утеряны и китайскому правиТЕЛьству пришлось дать согласие на действия против Чуло-Һана одному из внуков Кара-Чурина, Шегую, который наголо разбив Чуло-Һана, вынудил Чуло-Һана сдаться китайцам, а Союз старейшин родов Тамйан Чуло-Һана в 612 году были поделены на три малые Орды.
В 605 – 606 годах в результате двухлетних противостояний с Западными тюркютами, в Һунгарии образовался самостояТЕЛьный Союз во главе которого, с титулом МоҺэ-Һан (букв. «Божественный князь») стал князь (кенәз) Гәлин.
Князь Гәлин сразу же наладил отношение с Китаем (Кытай/Катай/Катав-Ивановск), что и обеспечило безопасность Северо-восточных границ Һунгарии и приобрести территории с оседлым населением – оазисы ҠАРАшар, Турфан (Гаочан), Һами (Иву), а в 609 году позволило стать и частью Китайской империи.
В 20-х годах 7-го века СУВЕРенным государём Западнотюркютской державы являлся “Царь Севера” Тун-Йябгу-Һан (букв. “Великий Йябгу”) младший брат Шегуй-Һана, а удельным князем степей территории современного Западного ҠАЗАҡСТАНа являлся дядя Тун-Йябгу-Һана, под титулом “Ҡөйлөг Сибир-Һан” с прозвищем “Батыр” (Богатырь).
Кстати, Пётр Первый является внуком Батыр-Һана в 14-м поколении.
Когда в 617 году в Китае вспыхнули пять восстаний, Сибир-Һан в ней принял активное участие, что и позволило Сибир-Һану стать хозяином Срединной империи, где Сибир-Һану подчинились Гаочан, Шивей, Тогон и Кадань.
Когда Сибир-Һан повёл недальновидную политику по отношению Китая, на престол вступил Чуло-Һан и, когда Лю-У-чжоу вторгся в Северный Шаньси, ему, в подмогу, Чуло-Һан собрал “Великую АРМию” под командованием своего младшего брата Бури-Һана.
Когда, Тун-Йябгу-Һан, нуждаясь в средствах, вынужден был взыскивать большие штрафы, обитавшие на Чёрном Иртыше подданные восстали, вслед за ними поднялись и остальные. Находящиеся воины под командованием Бури-шада тоже восстали. Тюркютам пришлось уйти из Закавказья, уступив персам.
От всей этой распри выиграл только один болгарский вождь Кубрат, который, поддерживая своего дяди Сибир-Һана, избавился от тюркютов и хазар и, сокрушив авар, Кубрат стал обладаТЕлем Причерноморских степей, что и позволило ему в 635 году снарядить посольство в Кон-Стан-тин-о-поль.
Думаю, дальнейшие события не буду тут приводить, в официальных источниках, более-менее правдоподобно, со ссылками на труды сомниТЕЛьных штатных авторов, излагаются.