Новости раздела

«Золотое» отопление: жители Казани рискуют разориться на платежках за тепло

Чего столице Татарстана ждать от нового отопительного сезона

В энергетической отрасли Татарстана разгорелся спор между главными ее игроками — АО «Татэнерго» и ОАО «ТГК-16». Яблоком раздора стала действующая схема теплоснабжения Казани, а именно соблюдение ее требований. По версии ТГК-16, «Татэнерго» намеренно нарушает основополагающий нормативный документ в системе централизованного теплоснабжения Казани, не используя значительный объем имеющейся тепловой мощности самой дешевой ТЭЦ города. В условиях недостатка мощностей высоких тарифов на тепло для населения мощности самой крупной казанской станции, ТЭЦ-3, практически не используются. Парадоксально, ресурсы теплоэлектроцентрали с самым низким тарифом на тепло для казанцев сейчас фактически оказались недоступны. Между тем их использование могло бы существенно уменьшить коммунальные платежи населения. Позиция «Татэнерго» принципиально иная: схема теплоснабжения исполняется в полном объеме, а степень загрузки энергоисточников не является догмой вне зависимости от того, какой компании они принадлежат. В истории проблемы разбиралось «Реальное время».

Перекосы теплоснабжения

В 2015 году была утверждена и принята схема теплоснабжения Казани, регламентирующая отношения между основными игроками энергоотрасли города. Уже тогда стало ясно, что главный в энергетике Казани нормативный документ содержит изъяны и требует корректировки. Так, основная нагрузка по передаче тепла населению и предприятиям легла на источники «Татэнерго» (бывшая «Генерирующая компания»), в то время как самая крупная казанская станция — ТЭЦ-3, принадлежащая компании «ТГК-16», осталась недозагруженной. И это при том, что тарифы на тепловую энергию у КТЭЦ-3 в полтора раза ниже теплоисточников единой теплоснабжающей организации — «Татэнерго» (ЕТО). Поясним, ЕТО — основной элемент системы отношений в сфере теплоснабжения. Это единый поставщик тепловой энергии на определенной территории, обеспечивающий теплоснабжением любого обратившегося потребителя и единый центр ответственности за надежное и качественное теплоснабжение. Компания Татэнерго (ЕТО-1) является самой крупной ЕТО по городу Казани, за исключением зон: ЕТО-2 (ТГК-16), ведомственных котельных и «Казэнерго».

Тогда казанскую схему теплоснабжения рассмотрели в Министерстве энергетики РФ, была проведена частичная экспертиза. По ее итогам привлеченные федералами эксперты рекомендовали Казани обеспечить максимально возможную загрузку ТЭЦ-3 и внести соответствующие изменения в схему теплоснабжения. Аналогичное поручение было отражено и в протоколе совещания по вопросам развития Казанской ТЭЦ-3, прошедшем под руководством президента Татарстана Рустама Минниханова в конце 2015 года. Однако ни рекомендации Министерства энергетики России, ни решения утвержденного президентом Республики Татарстан протокола так и не были исполнены. В итоге, согласно так и не пересмотренному документу, компания «Татэнерго» должна была закупить у энергоисточника ТГК-16 1017,1 тыс. Гкал тепла, хотя в ТГК-16 продолжают настаивать на большем объеме.

Впрочем, в 2016 году ситуация в теплоснабжении Казани сложилась так, что ОАО «Татэнерго», нарушая действующую схему теплоснабжения, приобрело у КТЭЦ-3 на 30% тепла меньше, чем заложено в схеме. Объем закупки составил лишь 709 тыс. Гкал, что на 308 тыс. Гкал меньше объема поставки, установленного схемой теплоснабжения, а также значительно меньше объемов поставки в предыдущие годы. При этом, по словам представителей ТГК-16, объемы поставки тепловой энергии в сети централизованного теплоснабжения Казани сокращаются ежегодно: если в 2012 году в сети централизованного теплоснабжения было поставлено от Казанской ТЭЦ-3 более 1 500 тыс. Гкал тепла, в 2016 году 709 тыс. Гкал, на 2 018 год «Татэнерго» планирует сократить отбор тепла от КТЭЦ-3 до 510 тыс. Гкал тепла, одновременно увеличив загрузку собственных теплоисточников, в том числе котельных. Также в планах «Татэнерго» закрепить такой минимальный объем поставки тепла от КТЭЦ-3 в скорректированной схеме теплоснабжения Казани, которая планируется в 2017 году. А в дальнейшем, в соответствии с доводом о малом количестве тепла, поставляемого с ТЭЦ-3, вывести из эксплуатации один из тепловодов, который соединяет станцию с городом. С позиции ТГК-16, данные действия — прямое нарушение не только установленной схемы теплоснабжения города, но и Федерального закона №190-ФЗ, отдающего приоритет комбинированной и наиболее эффективной генерации. Другими словами, самой дешевой.

Согласно так и не пересмотренному документу, компания «Татэнерго» должна была закупить у энергоисточника ТГК-16 1017,1 тыс. Гкал тепла, хотя в ТГК-16 продолжают настаивать на большем объеме. Максим Платонов/realnoevremya.ru

Три крупных района Казани рискуют остаться без отопления зимой

Отметим, что о проблемах города с тринадцатым тепловодом «Реальному времени» еще в апрельском интервью рассказывал главный инженер Казанской ТЭЦ-3 Рашид Ахметзянов. «В этом году при корректировке схемы теплоснабжения города Казани коллеги из «Татэнерго» решили вывести тепловод №13 из эксплуатации, так как не хотят заниматься его ремонтом и техническим обслуживанием, — говорил тогда Рашид Ахметзянов. — Это, на самом деле, является грубейшим нарушением требований строительных норм и правил по обеспечению резервирования тепловодов от удаленного источника тепловой энергии. Должен быть стопроцентный резерв. Повредилась одна труба, тут же загрузили другую». Как рассказал тогда главный инженер Казанской ТЭЦ-3, в марте этого года на тепловоде №14 произошла авария. Если бы тринадцатый тепловод был выведен, авария на четырнадцатом тепловоде фактически отрезала бы Казань от тепла, идущего с Казанской ТЭЦ-3. Значит, три больших района города вполне могли остаться без отопления.

На вопрос «Реального времени», планируется ли оставить тепловод №13 в эксплуатации, заместитель генерального директора АО «Татэнерго» по корпоративной политике ответил, что сейчас тема находится на стадии рассмотрения. «В настоящее время вопрос с повестки не снят. Будет он выведен или нет, сейчас сказать не могу. Процедуру начали, соответствующие уведомления направлены в исполком Казани и в адрес ТГК-16», — сообщил Роман Булатов.

«Коммуналку» жителей сталкивают в пике

Сложившаяся спорная ситуация заставила ТГК-16 обратиться в республиканский антимонопольный комитет. Компания заявила, что «Татэнерго» нарушает закон о защите конкуренции, так как создает препятствия в поставке дешевого тепла конечному потребителю — населению города Казани.

«Схема теплоснабжения является единственным нормативным документом, определяющим распределение нагрузок между тепловыми источниками исходя из требований законодательства. Поэтому «Татэнерго» обязано выполнять объемы и нагрузки, установленные схемой теплоснабжения, самовольное изменение данного распределения со стороны «Татэнерго», тем более в сторону более дорогих собственных источников тепла, недопустимо», — объяснил «Реальному времени» суть претензий ТГК-16 начальник юридического отдела компании Игорь Галимов. По его словам, тариф тепловой энергии в горячей воде на нужды отопления населения от источника Казанской ТЭЦ-3 по Казани все эти годы был ниже в полтора-два раза аналогичных тарифов «Татэнерго». «Данные действия являются прямым нарушением действующего законодательства в области теплоснабжения, в том числе антимонопольного. Доводы о переключении каких-то тепловодов ничтожны. Схемой закреплена обязанность единой теплоснабжающей организации обеспечить заданный конкретный объем поставки тепла от коллекторов источника тепловой энергии с наименьшим тарифом. ЕТО со своими тепловыми сетями должна исполнять вверенную ей обязанность. Только так можно не допустить неоправданного роста тарифов на тепло, который, в первую очередь, бьет по социально незащищенным слоям населения», — отметил Галимов.

При этом конфликт между двумя энергогигантами рикошетом бьет по карманам населения. Арифметика проста. Чем больше дешевого тепла закупит ЕТО, тем ниже будет тариф для жителей и организаций, а значит, и коммунальные платежи заметно снизятся. Поскольку сейчас «Татэнерго» покупает меньше тепла по дешевому тарифу у ТГК-16, то и тарифы для жителей неизменно растут. Так, например, в первом полугодии 2016 года «Татэнерго» приобрело у ТГК-16 тепло по тарифу 470,81 рубля за одну гигакалорию, тариф КТЭЦ-2 при этом составлял 812,70 руб., а конечный тариф для населения равнялся 1274,80 руб. Очевидно, потребление тепла от теплоисточника с более низким тарифом действительно может уменьшить тариф для жителей.

Оправдывая свои действия в конфликте, «Татэнерго» приводит в качестве довода высокие потери тепла, которые возникают при его транспортировке от КТЭЦ-3 до Казани по 13-му и 14-му тепловодам. По заявлению компании, эти потери достигают порядка 30%. «Для человека, не погруженного в суть проблемы, вроде бы как логика в этом есть», — отмечают представители ТГК-16. Но учитывая, что данные тепловоды находятся в собственности самого «Татэнерго» и затраты на их содержание многие годы включаются в конечный тариф, получается, что компания сознательно увеличивает потери по данным тепловодам, в том числе, не производя ремонты их тепловой изоляции, чтобы оправдать снижение потребления от более дешевого источника тепла. При этом, даже с учетом включенных в конечный тариф потерь для населения, тепло от КТЭЦ-3 все равно оказывается дешевле, считают в ТГК-16.

Поэтому в центре заявления юристов ТГК-16 в УФАС выступает довод о том, что «Татэнерго» создает искусственные барьеры для того, чтобы не приобретать тепло по более низким ценам. «Татэнерго», в свою очередь, в качестве ответа на всех заседаниях приводит единственный аргумент — по их версии, ТГК-16 заинтересовано в увеличении отпуска тепла от своей станции, чтобы в будущем окупить недавно введенную в эксплуатацию газотурбинную установку мощностью 400 МВт. Данная позиция не нашла поддержки в УФАС по РТ, так как рассматриваемые нарушения «Татэнерго» относятся к периоду до ввода в эксплуатацию ГТУ и к сути вопроса не относятся. По заявлению ТГК-16, основная доля затрат вновь введенной ГТУ относится на производство электроэнергии. Основная идея ее строительства заключалась в том, чтобы на имеющемся объеме потребления тепла втрое увеличить производство электроэнергии в комбинированном цикле. Отдельно стоит отметить, что и доля отпуска тепла в тепловые сети «Татэнерго» в структуре отпуска КТЭЦ-3 незначительна. «Поэтому отнести на тепло в горячей воде сколько-нибудь значительные расходы ГТУ в принципе не возможно. Тем более, что формирование тарифов на ГВС находится под контролем комитета по тарифам РТ», — заявляют представители ТГК-16.

Даже с учетом включенных в конечный тариф потерь для населения, тепло от КТЭЦ-3 все равно оказывается дешевле, считают в ТГК-16. Максим Платонов/realnoevremya.ru

В итоге УФАС по РТ вынес решение самостоятельно найти кандидатуру для проведения экспертизы в срок до сентября, взяв паузу на месяц. «Реальное время» продолжит следить за развитием событий.

Алина Губайдуллина
ПромышленностьЭнергетика

Новости партнеров