Новости

18:20 МСК
Все новости

Экономия проникла в интернет: средний чек онлайн-покупок снизился на 10—15%

Экономия проникла в интернет: средний чек онлайн-покупок снизился на 10—15% Фото: sntat.ru

Средний чек покупок россиян в интернете снизился на 10—15%, хотя общие онлайн-продажи растут в количестве и в деньгах, выяснило «Реальное время». Эксперты связывают это с низкой платежеспособностью граждан: люди стараются экономить, в результате чего выбор падает на бюджетные товары. В начале года на рынке e-commerce наблюдалось охлаждение, но спрос вот-вот должен восстановиться.

Продали больше, но дешевле

В I полугодии 2017-го россияне продолжали увеличивать объемы и количество покупок в интернете, но сумма каждой конкретной покупки снижалась — на это указывают и ретейлеры, и эксперты. Многие участники рынка по-прежнему твердят о росте продаж, однако средний чек операций падает.

Так, у «М.Видео» в январе-июне общие продажи в сети выросли на 17%, до 13 млрд рублей с НДС; а число покупок на сайте компании увеличилось почти на 32%. «При этом средний чек снизился на 11%, что в первую очередь связано со снижением цен на основные товарные категории в начале года», — рассказали «Реальному времени» в пресс-службе компании.

Те же тенденции заметили в «Юлмарте»: «В течение первого полугодия 2017 года мы фиксировали рост количества покупок, средний чек при этом снижался за счет роста их частоты, росла конверсия», — сообщили представители компании.

«Действительно, наблюдается тренд увеличения количества покупок при уменьшении среднего чека, — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. — Это связано в первую очередь с тем, что постепенно после кризиса возвращается покупательская активность, однако доходы россиян не позволяют в большинстве случаев делать дорогие покупки».

Постепенно после кризиса возвращается покупательская активность, однако доходы россиян не позволяют в большинстве случаев делать дорогие покупки, отмечает Алексей Федоров. Фото allinvest.ru

Михаил Перельман, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова, тоже говорит о падении чека в диапазоне 10—15%, хотя в общем, отмечает он, e-commerce бурно развивается. «Покупатели отдают предпочтение бюджетным товарам и продолжают придерживаться стратегии экономии», — объясняет эксперт. По его словам, в начале года на рынке наблюдалось снижение потребительской активности, впрочем, оно было временным. Сейчас у населения появилась обнадеживающая тенденция к накоплению, поэтому к концу года спрос должен восстановиться. «Но рынок 2017 года — это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя», — резюмирует Перельман.

В «Юлмарте» заявляют, что рынок уже начал стабилизироваться: «Сегодня можно с уверенностью говорить об оживлении потребительского спроса и уменьшении страхов покупателей». Судить об этом можно по возросшим продажам товаров длительного пользования, считают в компании.

Главные игрушки: Apple, Samsung и PlayStation

Товарная структура онлайн-покупок пока не меняется: как и раньше, самые востребованные категории — это смартфоны и цифровая техника.

Так, например, обстоят дела у «М.Видео»: в обороте интернет-магазина самую большую долю имеют смартфоны, а также телевизоры и стиральные машины. «Традиционно первые места по продажам в онлайне занимают смартфоны от Apple и Samsung, телевизоры от Samsung и игровые консоли PlayStation 4», — рассказывают в компании.

«Юлмарт» отмечает «заметное улучшение спроса» на товары длительного пользования — крупную бытовую технику, телевизоры, ноутбуки. «Продолжается рост в смартфонах», — подтверждают представители компании. Также высоким спросом пользуется мелкая электроника, промтовары, товары для дома и ремонта.

В январе-марте 2017-го, по данным Gfk, самым продаваемым товаром в сегменте бытовой техники и электроники (БТиЭ, он занимает 31—32% рынка) были компьютеры и ноутбуки, следом шли телефоны и смартфоны. На долю первых пришлось 28%, продаж, на вторых — 23%.

OZON дал толчок Татарстану?

С самого начала 2017 года ретейлеры фиксировали рост интернет-продаж в тех регионах, которые раньше на карте электронной торговли не выделялись. Одним из таких быстрорастущих субъектов был Татарстан. Если в целом России онлайн-продажи в деньгах в январе-марте увеличились на 14%, то в республике рост был на уровне 37%. За первые три месяца года местный рынок достиг объема 4,8 млрд рублей, а доля Татарстана составила 2%.

Основные объемы продаж в сети все еще приходятся на столичные регионы — Москву, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области. По итогам 2016 года на их долю пришлось более 47% рынка, следует из отчета АКИТ. Зато в темпах они понемногу отстают от нестоличных субъектов, рассказывал Алексей Федоров: «В целом можно говорить о том, что сегодня регионы растут быстрее ЦФО, который в динамике даже теряет свою долю». Связано это, по мнению Федорова, с восстановлением покупательской способности регионов, с оптимизацией системы доставки и с перегревом рынка в обеих столицах.

Более высокую, чем в среднем, динамику в Казани и Татарстане заметили также в OZON.ru. В январе-мае общие продажи компании увеличились на 35%, а в Казани — на все 100%. Ретейлер связывает это с открытием складского комплекса в Лаишевском районе в сентябре 2016 года. «В регионах присутствия, где мы можем обеспечить доставку заказов на следующий день, например, в Татарстане и на Урале, рост намного выше», — отмечают в пресс-службе OZON.ru. В Екатеринбурге, где благодаря такому же комплексу заказы доставляются в течение суток, продажи у компании выросли на 80%.

У «М.Видео» также есть регионы, где рост был почти вдвое больше среднего. В их числе — Санкт-Петербург, Сибирский регион и Поволжье. Там продажи выросли на 35% с лишним, говорят в пресс-службе ретейлера.

В январе-мае общие продажи компании увеличились на 35%, а в Казани — на все 100%. Ретейлер связывает это с открытием складского комплекса в Лаишевском районе в сентябре 2016 года. Фото ozon.ru

Представители «Юлмарта» рассказывают, что в пятерку лидеров по выручке по итогам полугодия вошли Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Ростов-на-Дону и Казань. В целом аудитория зарегистрированных пользователей «Юлмарта» увеличилась на 8%, сообщили в компании.

Михаил Перельман считает, что источником быстрого роста в Татарстане мог стать один крупный участник рынка, а именно OZON.ru. Более того, появление двух его складов могло изменить общую картину по отрасли.

Артем Малютин
комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 03 авг
    Единственный интернет базар которым я часто пользуюсь - это алиэкспресс
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    В интернете зачастую дешевле, да и удобнее, чего уж там. Поэтому и повышается процент интернет покупок
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Зато более высока вероятность обмана. Вот такая вот печальная реальность
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    От самого человека зависит. Из за того что многие все еще никак не привыкнуть к цифровым системам, попадают на удочки мошенников
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    Просто если есть деньги, люди не экономя покупают в реале. А в виртуал заходят когда хотят сэкономить
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Не соглашусь, в интернете удобнее совершать покупки и из дома выходить не надо
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    OZON давно уже работает себе в убыток
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    С чего взял то? Тогда он давно бы уже закрылся
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    Скоро абсолютно все перейдет в интернет - учеба, работа, женитьба...
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Будет все по сюжету книги Лукьяненко "Диптаун"))
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Нет никакого Диптауна, есть цикл книг "Лабиринт отражений"
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    С недавних пор, покупки стали дешевле во всех сферах не только онлайн, но и реальности))
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    Кризис, поэтому все дешевое котируется
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    Думаю самая массовая часть операций совершается на али
    Ответить
    Анонимно 03 авг
    Не только, на ozonе массово совершают покупки
    Ответить
  • Анонимно 03 авг
    В Юлмарте, Ситилинке, Олди, да в других таких же сетях ассортимент редеет, такое советское понятие как ассортиментный минимум, теряет свой смысл окончательно и становится действительно, подлинным минимумом.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии