Новости раздела

Экономия проникла в интернет: средний чек онлайн-покупок снизился на 10—15%

Средний чек покупок россиян в интернете снизился на 10—15%, хотя общие онлайн-продажи растут в количестве и в деньгах, выяснило «Реальное время». Эксперты связывают это с низкой платежеспособностью граждан: люди стараются экономить, в результате чего выбор падает на бюджетные товары. В начале года на рынке e-commerce наблюдалось охлаждение, но спрос вот-вот должен восстановиться.

Продали больше, но дешевле

В I полугодии 2017-го россияне продолжали увеличивать объемы и количество покупок в интернете, но сумма каждой конкретной покупки снижалась — на это указывают и ретейлеры, и эксперты. Многие участники рынка по-прежнему твердят о росте продаж, однако средний чек операций падает.

Так, у «М.Видео» в январе-июне общие продажи в сети выросли на 17%, до 13 млрд рублей с НДС; а число покупок на сайте компании увеличилось почти на 32%. «При этом средний чек снизился на 11%, что в первую очередь связано со снижением цен на основные товарные категории в начале года», — рассказали «Реальному времени» в пресс-службе компании.

Те же тенденции заметили в «Юлмарте»: «В течение первого полугодия 2017 года мы фиксировали рост количества покупок, средний чек при этом снижался за счет роста их частоты, росла конверсия», — сообщили представители компании.

«Действительно, наблюдается тренд увеличения количества покупок при уменьшении среднего чека, — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. — Это связано в первую очередь с тем, что постепенно после кризиса возвращается покупательская активность, однако доходы россиян не позволяют в большинстве случаев делать дорогие покупки».

Михаил Перельман, доцент кафедры торговой политики РЭУ им. Плеханова, тоже говорит о падении чека в диапазоне 10—15%, хотя в общем, отмечает он, e-commerce бурно развивается. «Покупатели отдают предпочтение бюджетным товарам и продолжают придерживаться стратегии экономии», — объясняет эксперт. По его словам, в начале года на рынке наблюдалось снижение потребительской активности, впрочем, оно было временным. Сейчас у населения появилась обнадеживающая тенденция к накоплению, поэтому к концу года спрос должен восстановиться. «Но рынок 2017 года — это все еще рынок цены, которая является основным критерием выбора покупателя», — резюмирует Перельман.

В «Юлмарте» заявляют, что рынок уже начал стабилизироваться: «Сегодня можно с уверенностью говорить об оживлении потребительского спроса и уменьшении страхов покупателей». Судить об этом можно по возросшим продажам товаров длительного пользования, считают в компании.

Главные игрушки: Apple, Samsung и PlayStation

Товарная структура онлайн-покупок пока не меняется: как и раньше, самые востребованные категории — это смартфоны и цифровая техника.

Так, например, обстоят дела у «М.Видео»: в обороте интернет-магазина самую большую долю имеют смартфоны, а также телевизоры и стиральные машины. «Традиционно первые места по продажам в онлайне занимают смартфоны от Apple и Samsung, телевизоры от Samsung и игровые консоли PlayStation 4», — рассказывают в компании.

«Юлмарт» отмечает «заметное улучшение спроса» на товары длительного пользования — крупную бытовую технику, телевизоры, ноутбуки. «Продолжается рост в смартфонах», — подтверждают представители компании. Также высоким спросом пользуется мелкая электроника, промтовары, товары для дома и ремонта.

В январе-марте 2017-го, по данным Gfk, самым продаваемым товаром в сегменте бытовой техники и электроники (БТиЭ, он занимает 31—32% рынка) были компьютеры и ноутбуки, следом шли телефоны и смартфоны. На долю первых пришлось 28%, продаж, на вторых — 23%.

OZON дал толчок Татарстану?

С самого начала 2017 года ретейлеры фиксировали рост интернет-продаж в тех регионах, которые раньше на карте электронной торговли не выделялись. Одним из таких быстрорастущих субъектов был Татарстан. Если в целом России онлайн-продажи в деньгах в январе-марте увеличились на 14%, то в республике рост был на уровне 37%. За первые три месяца года местный рынок достиг объема 4,8 млрд рублей, а доля Татарстана составила 2%.

Основные объемы продаж в сети все еще приходятся на столичные регионы — Москву, Санкт-Петербург, а также Московскую и Ленинградскую области. По итогам 2016 года на их долю пришлось более 47% рынка, следует из отчета АКИТ. Зато в темпах они понемногу отстают от нестоличных субъектов, рассказывал Алексей Федоров: «В целом можно говорить о том, что сегодня регионы растут быстрее ЦФО, который в динамике даже теряет свою долю». Связано это, по мнению Федорова, с восстановлением покупательской способности регионов, с оптимизацией системы доставки и с перегревом рынка в обеих столицах.

Более высокую, чем в среднем, динамику в Казани и Татарстане заметили также в OZON.ru. В январе-мае общие продажи компании увеличились на 35%, а в Казани — на все 100%. Ретейлер связывает это с открытием складского комплекса в Лаишевском районе в сентябре 2016 года. «В регионах присутствия, где мы можем обеспечить доставку заказов на следующий день, например, в Татарстане и на Урале, рост намного выше», — отмечают в пресс-службе OZON.ru. В Екатеринбурге, где благодаря такому же комплексу заказы доставляются в течение суток, продажи у компании выросли на 80%.

У «М.Видео» также есть регионы, где рост был почти вдвое больше среднего. В их числе — Санкт-Петербург, Сибирский регион и Поволжье. Там продажи выросли на 35% с лишним, говорят в пресс-службе ретейлера.

Представители «Юлмарта» рассказывают, что в пятерку лидеров по выручке по итогам полугодия вошли Санкт-Петербург, Москва, Краснодар, Ростов-на-Дону и Казань. В целом аудитория зарегистрированных пользователей «Юлмарта» увеличилась на 8%, сообщили в компании.

Михаил Перельман считает, что источником быстрого роста в Татарстане мог стать один крупный участник рынка, а именно OZON.ru. Более того, появление двух его складов могло изменить общую картину по отрасли.

Артем Малютин

Новости партнеров