Новости раздела

Ozon придет в Казань вслед за почтовым мегапроектом Николая Никифорова

Один из крупнейших российских интернет-магазинов хочет открыть второй по величине склад в столице РТ стоимостью 100 млн рублей

Компания Ozon объявила об открытии своего нового склада в Казани уже в следующем году. Затем его брат-близнец должен заработать в Екатеринбурге — таким способом компания продвигается на восток. Эксперты «Реального времени» отмечают, что это выгодно и с точки зрения рынков сбыта, и с точки зрения поставки товаров, однако сомневаются, что это спасет компанию, которая стремительно теряет свои позиции на рынке.

Ритейлеры занялись складами

Один из старейших российских интернет-магазинов Ozon собирается открыть сразу два новых склада в 2016 году. Один из них должен быть расположен в Казани, другой — в Екатеринбурге. Об этом сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на гендиректора Ozon Дэнни Перекальски.

Оба помещения планируется взять в аренду. Работать склады начнут в III квартале 2016 года. Одинакова и площадь обоих складов — по 5000 квадратных метров. Кроме того, в конце будущего года компания хочет ввести новую очередь своего единственно действующего крупного склада в Твери. Сейчас он занимает 30 000 кв.м, планируется увеличить его еще на 15 000 кв.м.

Иван Федякин, директор информационно-консалтингового агентства INFOLine, отмечает, что развитие собственных складских мощностей стало сейчас трендом для ритейлеров:

— Вопросы логистики сейчас выходят на первое место по ряду причин. Объективно на фоне снижения покупательской способности замедляется темп товарооборота. Ритейлеры вынуждены держать большие складские запасы, потому что оборачиваемость уменьшается. Это негативный тренд. С другой стороны, есть и позитивный тренд, связанный с тем, что сейчас на рынке высвобождаются складские площади, ранее недосягаемые для ритейлеров по цене. При этом эти площади качественные. И компании, которые видят свой горизонт развития на 5-10 лет вперед, понимают, что эти 5-10 лет буду сопряжены с ростом оборота, резервируют себе комфортные складские ресурсы. Эти 2 тренда сошлись. Я не только Ozon выделяю. Можно привести десяток примеров того, что крупные ритейлеры стали занимать складские площади во всех регионах. К примеру, DNS построил на Дальнем Востоке складской комплекс класса А.

Экономическую целесообразность создания собственного склада подтверждает и Фарит Юнусов, генеральный директор ООО «Логистический центр «Мастер»:

— В части того, что «Озон» сам организует себе логистику — наверное, это правильно, это дополнительная стоимость на товар. Если у них этот склад не первый — то они будут просто калькировать логистическую матрицу. Многие компании — «Магнит», X5 retail Group сами себе оказывают логистические услуги. Это достаточно большая надстройка к стоимости товара. Обычно ритейлерам нужны складские помещения категории «А»: это «непылящие» полы, видеонаблюдение с двухмесячным хранением архива, система пожаротушения, наличие автоматизированного программного продукта.

Озон хочет доставлять товары в один день

«Озон» в качестве цели открытия новых складов ставит сокращение времени доставки до одного дня, как это уже происходит в Москве и Петербурге. Сейчас доставка в Казань занимает несколько дней.

— Открытие склада — совершенно логичное движение на восток, — рассказывает Владимир Попов, директор интернет-магазина welpi.ru. — До этого у них был склад только в Тверской области, он был у них очень давно. Между Питером и Москвой — потому что именно там был основной поток заказов. Статистики по их показателям в регионе я не знаю, но они открывают склад не для Казани и не для Татарстана. Логика подсказывает, что это делается в первую очередь из-за открытия центра «Почты России»: почта для них — значительный канал, и они хотят быть ближе к потребителю в восточных регионах. Дешевле будет доставка, вот и все. Вряд ли конкретно ради Казани и Татарстана имеет смысл строить склад. Они просто будут перевозить часть операций по Восточной России. Видимо, они будут строить склад каждые 800 километров — Казань, Екатеринбург. Потом, видимо, Новосибирск.

Напомним, как сообщало «Реальное время», уже определен победитель тендера на строительства логопарка «Почты России» в Казани. Генподрядчиком проекта стоимостью 1,6 млрд рублей станет ООО «НПП «Казаньнефтехиминвест».

Отметим, что министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов рассказывал о планах строительства межрегионального логистического центра «Почты России» возле казанского аэропорта еще летом 2013 года. Тогда в СМИ сообщалось, что центр расположится на 5 тысячах квадратных метров. В июне 2014 года закладка «логистического хребта страны» прошла с участием Николая Никифорова, премьер-министра РТ Ильдара Халикова, гендиректора ФГУП «Почта России» Дмитрия Страшнова. На тот момент объем инвестиций в проект оценивался в 2 млрд рублей. Но затянувшаяся пауза вызывала сомнения у многих, будет ли реализовываться проект. Теперь сомнения отметены. Как доказательство пришел первый партнер «Почты России».

Тут можно напомнить и еще про крупные сделки на рынке складской недвижимости Татарстана — аренда «Перекрестком» в «Биек тау» более 13,2 тыс. кв. метров и то, что в 2016 году на Мамадышском тракте будет построен новый региональный складской комплекс для обслуживания сети магазинов входящей в группу «Ашан» французской сети спорттоваров «Декатлон». Стоимость первой очереди объекта площадью 6,5 тыс. кв. метров может составить 300 млн рублей.

Недорогая сила как плюс

О том, что склад должен стать, по сути, перевалочным пунктом, говорит и Иван Федякин из INFOLine:

— Это фактически стратегия «Озона», понимание того, что этот логистический комплекс будет работать не только как логистический комплекс для потребителей, но и как перевалочный пункт для освоения новых регионов юга центральной части России. И второй момент — этот перевалочный пункт будет необходим для осуществления поставок с юго-востока, если мы говорим о Китае, Казахстане. Возможно, что и такие есть интересы у компании.

При этом, как отмечают эксперты, Казань достаточно удобна для этих целей.

— Казань расположена уже на достаточно большом расстоянии от Москвы, автотранспорт здесь хорошо развит, плюс магистраль, которая будет построена в ближайшее время — она еще ускорит доставку, — считает Владимир Попов. — Всем этим не может похвастать ни один другой город: Нижний Новгород — слишком близко, мало смысла строить склад в 400 км от Москвы. Потом, в Татарстане традиционно есть «мозги», при этом не очень дорогая рабочая сила. Поэтому во всех смыслах регион очень подходящий. Я не вижу рядом более подходящих регионов.

200 миллионов инвестиций при 500 миллионах убытков

Предполагается, что на казанском складе будет храниться около 200 000 наименований наиболее популярных товаров. Инвестиции в его создание должны составить 100 млн руб. Такую же сумму компания хочет вложить в екатеринбургский склад.

Расширить складские мощности именно в Екатеринбурге и Казани Ozon Group решил с учетом потенциала роста продаж в этих регионах. Обороты Ozon в Поволжье растут в этом году более чем на 20% к уровню прошлого года. По итогам всего 2015 года российская выручка Ozon может вырасти на 30%, прогнозирует Перекальски. Ранее компания сообщала, что в 2014 году заработала 11,8 млрд руб.

Согласно данным системы «Контур-фокус», чистый убыток ООО «Интернет решения» (юридическое лицо интернет-магазина Ozon) в 2014 году составил 503,2 млн рублей при выручке в 8,8 млрд рублей. Возможно, оставшиеся 2 миллиарда компания Ozon заработала на других проектах. ООО «Интернет решения» принадлежит двум кипрским компаниям «Давко Менеджмент Лимитед» и «ДАВКО МЕН». Первой компании также принадлежат ООО «ОЗОН ТУР» и ООО «Интернет Трэвел».

Впрочем, по мнению Ивана Федякина, такой принцип работы свойственен компании:

— У компании «Озон» затраты были всегда больше. Прибыль акционерам компания практически никогда не приносила. Они очень много делают проектов на будущее, и все денежные потоки тут же идут реинвестициями в строительство новых мощностей, в применение новых технологий на складе, в доставке и т.д.

Спасут ли «Озон» склады и активность нового топ-менеджера?

Ozon.ru (ОЗОН.ру) — один из старейших российских интернет-магазинов. Он был запущен в 1998 году петербургским разработчиком программного обеспечения Reksoft и издательством Terra Fantastica как торговый сервис для продажи книг и видео (VHS) через интернет. Однако после дефолта 1998 года издательство Terra Fantastica вышло из проекта. В 2002 году акционеры Reksoft продали свой пакет ru-Net holdings.

Сейчас магазин предлагает книги, музыкальную и видеопродукцию, электронику и цифровую технику, программные продукты и мультимедийные игры, товары для детей и их родителей, все для дома, косметику, парфюмерию, подарки и ювелирные изделия, а также эксклюзивные антикварные издания. С 2009 года был запущен магазин путешествий OZON.travel.

В феврале 2014 года было объявлено о том, что 20% акций интернет-магазина приобретают АФК «Система» и МТС. Сумма сделки оказалась рекордной для российского интернет-ритейла — $150 млн. Однако активность уже, казалось, затухающего магазина связана не только с появлением новых акционеров. 4 марта 2015 года пост генерального директора занял Дэнни Перекальски, бывший топ-менеджер розничной сети «Дикси».

Однако эксперты сомневаются, что такая активность может спасти компанию.

— У «Озона» в последние годы очень сильно растет сектор нематериальных услуг, например, OZON.travel (продажа билетов) очень хорошо пошел, но «Озон», к сожалению, как один из старейших и крупнейших игроков свои позиции сдает, — считает Иван Федякин. — Тот же «Юлмарт» обошел «Озон» несколько лет назад. То же самое можно сказать про другие проекты: «Ситилинк», «Холодильник» и так далее. Есть у «Озона» свои проблемы. Ассортимент в 2 миллиона SKU — это очень большой ассортимент. Когда-то основным драйвером продаж были книги и медиа-контент. Но сейчас это, очевидно, не лучшее направление для продаж. А сделать шаг в сторону других рынков «Озону» крайне сложно. «Озон» не ассоциируется с бытовой техникой и электроникой, которая заполонила интернет-пространство с точки зрения продаж. «Озон» не ассоциируется с фэшн-ритейлом. У «Озона» очень размытое позиционирование. Основные потребители продолжают ассоциировать «Озон» с книжным магазином, что не играет ему на руку. Они пытаются что-то исправить, но очевидно, что их конкуренты реализуют свои шаги более успешно.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

Новости партнеров