Новости раздела

Банкоматный сбой «Сбера»: DDoS-атака или проблемы в процессинговом центре?

Крупнейший банк страны пережил третью масштабную остановку в работе банкоматной сети и онлайн-сервисов за год

Утром 31 июля клиенты не могли провести операции при помощи банковских карт и системы «Сбербанк Онлайн». Подобные проблемы возникли в разных регионах страны, хотя еще накануне кредитная организация сообщала о плановых отключениях своих систем. Эксперты полагают, что источник проблем надо искать в процессинговом центре банка или в DDoS-атаках. Как бы то ни было, крупнейший банк страны сбоит уже не в первый раз. Подробности — в материале «Реального времени».

От Москвы до Сахалина

В Казани клиенты Сбербанка заметили сложности в работе банкоматов еще в выходные. В первой половине дня снять наличность в крупнейшей сети терминалов было невозможно. Не работал и сервис «Сбербанк Онлайн». Впрочем, клиентов сервиса банк об отключении предупредил заранее, сообщив, что возможностей для проведения онлайн-платежей в выходные может не быть из-за технических работ. В контакт-центре банка в воскресенье корреспонденту «Реального времени» подтвердили, что отключение банкоматов также было плановым и связано с теми же работами. Вечером сервисы Сбербанка уже функционировали.

Однако утром 31 июля масштаб проблемы стал гораздо больше. Пользователи уже по всей стране жаловались, что в банкоматах Сбербанка невозможно провести платежи по картам. Не работал и «Сбербанк Онлайн». Такие случаи отмечались в разных регионах страны — в Москве, Свердловской и Челябинской областях. В Хабаровске, как сообщает издание Khabara.ru, многие не могли получить деньги в банкоматах и провести оплату через терминалы. При этом банкоматы Сбербанка работали с картами других банков. Издание «Сахалин и Курилы» сообщило, что банкоматы работали в режиме ограниченной функциональности: было невозможно снять наличные и провести платежи.

Пресс-служба Сбербанка скупо признала наличие сбоя: «Сегодня утром у некоторых клиентов Сбербанка могли наблюдаться временные затруднения при использовании банковских карт. Сейчас обслуживание ведется в обычном режиме. Приносим извинения за доставленные неудобства», — отмечается в комментарии. Уточнять причины сбоя в пресс-службе корреспонденту «Реального времени» не стали.

«Проблемы «Сбера» могут быть связаны с программным обеспечением в процессинговом центре»

«Реальное время» обратилось к экспертам с просьбой объяснить, чем могут быть вызваны проблемы крупнейшего банка России. Однако сразу в нескольких компаниях, занимающихся поставками банкоматов и терминалов, открыто объяснять проблемы «Сбера» не захотели. Комментировать ситуацию специалисты готовы только на условиях анонимности. Как пояснил представитель компании, занимающейся банковским ПО и оборудованием, проблемы в работе сервиса «Сбербанк Онлайн» могут быть вызваны хакерскими атаками. Ранее сообщалось, что Центробанк зафиксировал хакерские DDoS-атаки на несколько крупных банков и передал эту информацию в правоохранительные органы. Сбербанк отразил серию мощных DDoS-атак, организованных из нескольких десятков стран, еще в ноябре прошлого года.

Также «проблемы «Сбера» могут быть связаны с программным обеспечением в процессинговом центре, который находится в Москве», — считает один из крупнейших поставщиков банковского оборудования. Ведь обработка информации ведется централизованно. Даже при внедрении новых функциональных возможностей и проведении технических работ банк мог бы задействовать резервные емкости и дублировать функционал. Однако, как отмечает эксперт, этого, видимо, по какой-то причине не было сделано.

«Сбер» сбоит

Масштабный сбои в работе системы банкоматов и онлайн-банкинга в этом году в Сберанке происходят с завидной регулярностью. Последний крупный сбой в работе платежных терминалов наблюдался 9 июня 2017 года. Тогда платежи перестали проходить не только через терминалы Сбербанка, но и ВТБ. Сбой также затронул различные регионы России от Москвы до Приморья. Не работали как POS-терминалы Сбербанка, так и личные кабинеты на сайте банка и его банкоматы. По всем операциям, в которых участвует банк, шли отказы в проведении операций. В результате технического сбоя в течение 40 минут клиенты не могли провести операции по интернет-эквайрингу, переводам и снятию наличных в POS-терминалах и устройствах самообслуживания по картам MasterСard и «Мир».

Однако кредитные организации заверили, что проблемы коснулись менее 10% операций по картам. Сбой связали с уязвимостью в системах Роскомнадзора, которая позволила добавить серверы банков в список блокируемых сайтов. Массовые блокировки «незапрещенных» сайтов в Рунете начались в первые дни июня 2017 года. За это время отмечались проблемы с доступом к серверам мессенджера Telegram, к сервисам Facebook, Instagram, CNews, mc.yandex.ru (счетчику «Яндекса»), code.jquery.com (облачному хранилищу библиотек JavaScript), серверам Wargaming (издатель игры Word of tanks) и др.

Сбоили банкоматы и дистанционные сервисы Сбербанка и весной: 24 апреля пользователи соцсетей массово пожаловались на проблемы в работе крупнейшей кредитной организации страны. Люди не могли провести операции с помощью терминалов, расплатиться картой за услуги и снять наличные. В апреле сбой в работе банкоматов банк объяснил внедрением новых функциональных возможностей.

10 ноября 2016 года сбой привел к задержкам в обслуживании запросов клиентов. Позднее в банке пояснили, что накануне веб-ресурс «Сбербанк Онлайн» подвергся многократной мощной DDoS-атаке, которая длилась несколько часов. Но системы защиты банков смогли нейтрализовать DDoS-атаки, ущерба они не нанесли.

Евгения Газизова

Новости партнеров