Новости раздела

«Их нравы»: суфии из ордена Бекташийа породнились с янычарами

Что общего между личной гвардией повелителя в войске Османской империи и исламскими мистиками

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о таком феномене, как янычары.

Получить благодать от Бекташи

В средневековье союз меча и религии был довольно характерным явлением для многих государств того времени. Наиболее известные примеры из европейской истории это тевтонский орден, орден тамплиеров и т. д. Данные религиозно-воинские объединения имели довольно жесткий уклад, отличную дисциплину, сильные духовные устои, основанные на сакральном понимании мироустройства и четком разделении бытийной действительности по признаку «свой-чужой». Некое духовное начало и приверженность к сакральному знанию подпитывали боевой дух и давали довольно эффективные результаты.

Для Османского государства, которое только-только начало обретать свое могущество и силу таким религиозно-воинским объединением стал янычарский корпус, основанный Султаном Мурадом I. В данном ключе примечателен тот факт, что религиозную составляющую этого объединения представил суфийский орден или суфийское братство бекташийа.

Удивительно то, что сами янычары рьяно верили в красивую легенду о том, как второй правитель Османского государства Орхан Гази лично пришел к Хаджи Бекташу и попросил благословить новое воинство. Хотя к моменту рождения первого второй уже десять лет как был мертв. Однако данная нестыковка ничуть не омрачает картину мира янычар, а даже наоборот укрепляет их веру, ведь в категориях мистики и сакрального пространство и время не имеют абсолютно никакого значения, и люди из прошлого вполне могут соприкасаться с людьми из настоящего. Видимо это вдыхает жизненные силы и служит своеобразной вервью, за которую пытаются ухватиться мюриды различных тарикатов. Примечательно и то, что братство бекташийа непосредственно как тарикат оформилось уже после смерти Хаджи Бекташа. Однако все вышеизложенное не снимает вопроса относительно того, почему в качестве религиозной составляющей нового воинского образования было выбрано бекташийа?

Когда воины и дервишы едины

По этому поводу существуют как минимум три жизнеспособные версии:

  • Учение Хаджи Бекташа распространялось довольно быстрыми темпами и имело широкую поддержку населения Анатолии;
  • Дервиши бекташийа принимали активное участие в бесчисленных военных походах новоявленного Османского государства и оказались весьма полезными и эффективными в плане поднятия боевого духа. Также их простое и практичное объяснение ислама в традициях «ахи» и «футувва» (мусульмское военно-религиозное, ремесленное братство, — прим. ред.) находило весьма живой отклик в среде неофитов, что было чрезвычайно важным в деле обращения пленных христиан в новую религию;
  • Бекташийа было удобным в плане легитимации янычарского корпуса, так как оно среди народных масс ассоциировалось с возникновением Османского государства.

Конечно же, государство в лице султана и его приближенных оказывали всестороннюю поддержку в деле интеграции бекташийа в структуры янычарского корпуса. Так, например, в казармах янычар были организованы специальные комнаты для дервишей бекташийа, которые сутки напролет совершали зикр и молились за благоденствие государства Османского и за непобедимость янычар. Во времена Султана Мустафы III бекташийского шейха, приехавшего в Стамбул, встречали с почестями и по этому случаю организовывали выстрелы из пушек. Шейхи пользовались большим уважением, так как во время войн оказывали духовную помощь не только янычарам, но и остальным воинам Султана.

Взаимопроникновение и интеграция этих двух структур — янычарского корпуса и братства бекташийа — были настолько сильными, что янычары, сохраняя верность приказам султана, во внутренней дисциплине были полностью подвержены учению Хаджи Бекташа и присягали на верность действующему шейху бекташийа. Другим примером интеграции и взаимовлияния является то, что при назначении нового шейха (после смерти прежнего) учитывалось мнение начальника янычарского корпуса, чаще всего шейх назначался по его представлению, а начальник янычарского корпуса мог быть отправлен в отставку, если им был недоволен действующий шейх бекташийа. Начальник янычарского корпуса мог выполнять роль третейского судьи в спорах, возникающих между дервишами.

«Пусть разразит меня этот казан»

Напоследок приведу некоторые наиболее интересные примеры из быта янычарского корпуса, которые ярко иллюстрируют их приверженность к бекташийа:

  • по легенде, когда Хаджи Бекташ благословлял новое воинство, он приложил лоскуток своей чалмы к голове одного из воинов, и поэтому белая материя на головном уборе янычар является отсылкой к этому моменту;
  • перо павлина на головном уборе янычар появилось после того, как Султан Баязид Йылдырым при посещении мавзолея Хаджи Бекташа увидел, как дервиши подметают его могилу веником, составленным из павлиньих перьев. Для совершения теберрука Султан приказал отныне помещать павлинье перо на головной убор янычар;
  • одной из самых больших драгоценностей янычарского корпуса был «Священный Казан» Хаджи Бекташа, в котором он сварил суп для янычар. Значение казана было настолько велико, что на нем даже совершались клятвы, говоря «пусть разразит меня этот казан».
​Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

Новости партнеров