Как челнинские фотографы захватили заброшенный храм ради фотосессий в жанре ню
В Татарстане назревает скандал, похожий на шум в связи с откровенными танцами у мечети в Болгаре
Творцы Татарстана продолжают шокировать аудиторию. На этот раз прославился журнал «Совет да любовь» из Набережных Челнов. «Красивый фотопроект для летнего выпуска журнала» — пост с таким заголовком опубликован в официальной группе журнала. Девушка в будуарном платье, сквозь которое просвечивает нижнее белье, действительно прекрасна, только демонстрирует прелести своей фигуры она в храме, на фоне фресок с изображением православных святых. История фактически повторяется: год назад в Татарстане произошел подобный скандал — певица Резеда Ганиуллина станцевала восточный танец на фоне мечети в Болгаре. Часть общественности негодует, часть — не видит ничего плохого в подобного рода творчестве. Подробности — в материале «Реального времени».
Love story на развалинах храма
Love story, или романтической фотосессией, сегодня никого не удивишь: жених и невеста в желании сделать друг другу запоминающийся подарок ищут самые необычные локации и наряды. Редакторы журнала «Совет да любовь» из Набережных Челнов затмили многих своих конкурентов. Молодоженам они предложили сняться в церкви Илии Пророка села Гари Елабужского района, XIX века постройки. Для этого совместно с местной фирмой по пошиву и прокату будуарных платьев MILANO boutique сделали рекламную фотосессию в жанре ню.
Будуарное платье — особенный наряд для невесты, который демонстрирует все прелести женской фигуры. Предполагается, что предстать во всей красе нужно утром перед новоиспеченным супругом, но челнинский фотограф Илиза Шайхутдинова, модель Ксения Низамова и остальные члены съемочной группы решили, что православный храм тоже подойдет. Голубые стены (а голубой в православии символизирует небесную чистоту и непорочность), облупившиеся фрески, с которых глядят лики святых, сводчатые окна — идеальный интерьер для фотосессии.
«Красивый фотопроект для летнего выпуска журнала» — пост с таким заголовком опубликован в официальной группе журнала «Совет да любовь» в соцсети.
Искусство или святотатство? Пользователи соцсетей разделились во мнении
Редакторы журнала своей цели — привлечь внимание к летнему номеру журнала — добились, и даже больше. Жители села Гари, а оно считается достаточно крупным — более трехсот жителей, а также близлежащих Елабуги и Набережных Челнов — возмущены.
«В людях абсолютно ничего святого не осталось? Для справки — это святое место. В нем люди молились Господу. Сейчас оно заброшенно. Но это не значит, что можно там скакать полуголой и лазить для фото и образа. Туда до сих пор люди заходят перекрестившись. Наши прадеды строили это и молились. Пока у них советская власть не отняла эту возможность… мой отец совершает там молитвенные службы ежегодно. Если у вас нет веры — это не дает право оскарблять веру других печально что наше поколение настолько потеряло разум и духовность (орфография и пунктуация автора сохранены, —прим. ред.)», — пишет Варвара Астафьева. Она первая обратила внимание на фотосессию, а позже попросила разместить информацию о ней в популярной елабужской группе — для «обретения резонанса ситуации».
«Перед образами на стенах святых. То ли ангела с голой попой она изобразить пыталась… То ли настолько аморально себя вести начали ради фото», — добавляет Варвара. По словам девушки, в сеть были выложены и более откровенные фотографии.
— С редактором журнала провели беседу. Они убрали фото, где девушка лазила по окнам и решеткам, выставляя напоказ кружевное белье и голые ягодицы. Остальное они решили оставить пока. Более того, мы очень надеемся, что они не отправят это в печать. Мое мнение — это оскорбление и неуважение к чужой религии, — говорит Варвара Астафьева.
Надо сказать, что не все поддержали автора, некоторые комментаторы ничего предосудительного на фото не увидели. «Мне, как обывателю, не видно, что это за место. История раздута. Сначала писали про фото на крышах, сейчас про фото в заброшенной церкви. Я тут вижу только конфликты фотографов», — пишет Марина Курбангалеева.
«У нас таких фотографий нет»
Главный редактор журнала «Совет и любовь» Александра Романова сделала вид, что впервые слышит о скандальной фотосессии.
— С чего вы взяли, что это мы организовывали? Посмотрите, у нас таких фотографий нет. Скриншот [публикации в соцсети] вышлите мне, я отвечу, — сказала она в первом разговоре с корреспондентом «Реального времени». Второй разговор, когда коллега получила скриншот, оказался почти таким же: «Я ничего не собираюсь отвечать, я в отпуске. Когда выйду, можете мне написать официальное письмо, возможно, я отвечу».
Аналогичная реакция была от представителя MILANO boutique, который выступил партнером фотосессии. С корреспондентом «Реального времени» девушка разговаривать отказалась, пришлось звонить под видом клиента, которому пообещали за 6 тысяч рублей любой каприз, в том числе съемки на «развалинах». Фотограф Илиза Шайхутдинова от комментариев отказалась, с моделью Ксенией Низамовой связаться не удалось.
Если организаторы фотосессии решат прокомментировать ситуацию, «Реальное время» готово предоставить такую возможность.
Казанская епархия: «Пусть и заброшенный, но храм»
В Казанской епархии, к ведению которой относятся православные организации Елабужского района, фотосессию в храме осудили.
— Печально, что эта фотомодель выбрала местом для своей фотосессии пусть и заброшенный, но храм. Появление в таком виде в православном храме иначе как святотатством не назовешь — это прямое оскорбление чувств верующих. Человек заходит в храм, чтобы совершить молитву… А она хоть понимала, что делала или нет? — говорит протоиерей Владимир Самойленко, секретарь епархиального управления Казанской епархии.
Съемки в жанре ню в татарстанской церкви напомнили отцу Владимиру акцию панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве: «Мы помним различные печальные ситуации и чем это закончилось, и здесь то же самое».
Участницы Pussy Riot были осуждены по ч. 2 ст. 213 («Хулиганство»), правда, получили широкую поддержку общественности. Международная правозащитная организация «Международная амнистия» признала арестованных узницами совести, в сентябре 2012 года осужденные участницы первыми в России получили «Премию мира» имени Джона Леннона, присуждаемую защитникам прав человека и мира, были номинированы на музыкальную награду NME Awards.
Что касается храма Илии Пророка, то это, по словам отца Владимира, далеко не единственный православный храм, находящийся в руинном состоянии. Будет ли он реконструирован — неизвестно, денег нет, благотворители желания помочь пока не изъявляли. Кто знает, может, ситуация изменится после резонанса, вызванного фотосессией.
Откровенные танцы в Болгаре: по следам Резеды Ганиуллиной
В Казанской епархии пока не знают, как реагировать на «челнинских Pussy Riot» — потребовать возбудить уголовное дело или простить заблудшие души участников фотосессии.
Впрочем, куда более близкое Татарстану сравнение — с певицей Резедой Ганиуллиной, которая год назад продемонстрировала оголенный животик в восточном танце на фоне Белой мечети в Болгаре. Танец тогда, с подачи имама Закабанной мечети Казани, назвали откровенным, священнослужитель потребовал удалить видео, Резеда Ганиуллина сделала это, но сначала принесла извинения тем, чьи религиозные чувства задело ее творчество.
Доследственную проверку на предмет наличия в публичных действиях исполнительницы преступного неуважения к обществу и оскорбления чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК РФ) проводили сотрудники Нурлатского межрайонного отдела Следкома по РТ. Максимальным наказанием за подобное преступление могло бы стать лишение свободы на срок до одного года. Но Резеда Ганиуллина избежала уголовного преследования. Следком по РТ не нашел в ее действиях и скандальном клипе с танцами у Белой мечети признаков такого преступления, как оскорбление чувств верующих.
«Фотосессия неприемлема, но определять грань в искусстве между приличием и неприличием должны все-таки искусствоведы»
Известный казанский фотограф Кадыр Ахмеров, снимающий российских и татарстанских знаменитостей, в том числе в жанре ню, осудил фотосессию в храме, назвав ее «неприемлемой».
— В разные времена это по-разному оценивалось. Когда-то это считалось приемлемым, когда-то нет. Нельзя же жить в обществе и не считаться с его законами? Поэтому в данный момент я бы не стал это делать. Если это очень откровенная сессия, то в любые времена этого делать не стоит, — говорит Ахмеров. По его словам, фотосессия, о которой идет речь, относится как раз к таким, но, уточнил он, определять грань в искусстве между приличием и неприличием должны все-таки искусствоведы.
Впрочем, по словам Кадыра Ахмерова, перегибы с запретами в России все-таки существуют. «Очень много разговоров о фильме Алексея Учителя «Матильда», что там предосудительного? Иногда такие перегибы бывают», — сказал Ахмеров «Реальному времени».
Возвращаясь к фотосессии в храме в жанре ню — она далеко не первая для издателя. В том же летнем номере журнала есть еще одна, правда, съемочная группа не заходила настолько далеко — в прямом смысле слова, ограничившись съемками снаружи — на фоне стен полуразрушенного храма и не обнажая моделей до нижнего белья (фото на постере).
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.