Ушел из жизни «архитектор» рекламного рынка России
Бессменному главе казанского офиса Russ Outdoor Александру Дябилкину было всего 56 лет
Как стало известно «Реальному времени», в Казани на 57-м году жизни безвременно скончался Александр Дябилкин — директор регионального представительства одного из крупнейших в России операторов наружной рекламы компании Russ Outdoor. Без преувеличения, вклад этого непубличного человека в становление рынка «наружки» огромен — именно он был одним из разработчиков схемы трансформации рекламного рынка Казани, которую у столицы Татарстана переняли крупные города ПФО и даже Москва. Именно Дябилкин продвигал проект городского велопроката Veli'K и установки новой уличной мебели в городе к Универсиаде.
Профессиональный специалист и влиятельный руководитель
Несколько дней назад в Казани на 57-м году жизни скончался бессменный с начала нулевых годов директор регионального отделения компании Russ Outdoor Александр Дябилкин. Об этом «Реальному времени» сообщил ведущий эксперт по корпоративным коммуникациям Russ Outdoor Дмитрий Тихонов. По его словам, это большая потеря для компании. Новый руководитель представительства пока не назначен. Причиной смерти опытного рекламщика стал инсульт.
В профессиональной среде Дябилкин был известен как профессиональный специалист и влиятельный руководитель. Его супруга возглавляет управление наружной рекламы и информации исполкома Казани.
Одним из громких проектов Russ Outdoor в Казани стала сеть велопроката Veli'K, в которую оператор наружной рекламы вложил 3 млн евро. Совместный с мэрией Казани проект компания запустила к Универсиаде летом 2013 года. Сейчас в Казани оборудовано 7 автоматических велопарковок с парком в 100 велосипедов. В 2014 году сервисом воспользовались более 20 000 раз, что на 30% превысило показатели 2013 года, однако третий сезон проката в этом году так и не открыт, несмотря на то, что официально велосезон в Казани стартовал 26 апреля. Именно безвременная кончина Дябилкина, который был одним из инициаторов и лоббистов создания велопроката, затормозила проект. Хотя официального подтверждения этой связи, разумеется, нет.
Идеолог трансформации рынка «наружки»
Russ Outdoor является крупнейшим российским оператором наружной рекламы. У нее более 32 тыс. поверхностей в 54 городах России, четверть акций компании принадлежит крупнейшему мировому оператору наружной рекламы JCDecaux. Основными рекламодателями компании являются такие крупные компании, как Beeline, Skoda, X5 Retail Group, ГК «Абсолют», «Донстрой», «Мегафон», МТС, Сбербанк, «Эльдорадо».
Возглавляя татарстанское региональное представительство компании, Дябилкин смог упрочить ее позиции на рынке благодаря его масштабному переделу, который муниципальные власти проводят по всей России, ужесточая для операторов правила на размещения щитов. Первым городом, опробовавшим на себе новые правила, стала столица Татарстана.
В Казани после аукционов на право установки рекламных конструкций в 2012 году осталось менее 1,2 тыс. рекламных щитов самого популярного формата 3х6, в то время как ранее в городе их количество превышало 1,6 тыс. Доходы в бюджет Казани от торгов превысили 1 млрд рублей. Полностью был очищен от щитов центр города, а оставшиеся конструкции были установлены по специальной схеме, утвержденной исполкомом, а не хаотично, как раньше. Russ Outdoor смог выкупить большинство этих щитов — более 400. Таким образом, представительство компании на рынке увеличилось в 2 раза.
Другой крупный федеральный оператор Gallery (в Казани представлен фирмой «Лариса-Сити») получил более 260 щитов, при этом с рынка полностью вынуждены были уйти некоторые местные рекламные компании. Исключением стало ООО «Неон-Арт М», но количество его щитов с 209 снизилось аж до 18. Тогда по итогам 2012 года доля малого и среднего бизнеса в структуре валового территориально продукта Казани упала с 33,1% до 32,6%, а доля занятых в нем — с 36% снизилась до 35%. Сами местные фирмы не раз пытались оспорить итоги аукционов в татарстанском арбитраже, обвиняя организатора аукциона (им стал исполком Казани) в намеренном выживании с рынка местных компаний. Сам Дябилкин в интервью местным СМИ в 2010 году предсказывал, что победителями станут крупные федеральные сети, поскольку у местных игроков очень много арендных платежей, у них нет «жирка». Однако суды в Татарстане встали на сторону мэрии, признав аукционы законными и состоявшимися.
Опыт Казани растиражирован в Москве и Поволжье
Так же считают и федеральные власти: не скрывалось, что во многом опыт Казани был использован и другими городами при проведении тендеров. Так, в 2013 году стартовали аукционы в Москве. Стенды, объединенные в 16 лотов, ушли по цене в 3 раза выше стартовой — за 75 млрд рублей. Однако торги, как и в Казани, сопровождались судебными процессами и тоже откладывались несколько раз.
В том же году электронные аукционы стартовали и в Нижнем Новгороде, который тоже получил от них доход в 1 млрд рублей. Годом позже аукционы прошли и в Самаре: доходы от них озвучивались в размере 500 млн рублей, а в целом по области в бюджет поступил 1 млрд рублей доходов. В 2014 году разыгрывалось право размещения рекламных конструкций и в Подмосковье. В 57 муниципалитетах прошли почти 150 аукционов, доход от которых превысил 8 млрд рублей. А вот в Набережных Челнах, напротив, успешно применить опыт Казани не получается при всем желании. Так, в городе до сих пор не прошла основная часть торгов, несмотря на то, что к 1 мая вся «наружка» в нем должна быть демонтирована по решению ФАС. Кроме того, в Челнах на торги выставляются не объединенные лоты, а отдельно взятые конструкции. Бюджет города ждет от торгов дохода в размере 200 млн рублей.
«Сашино влияние на Казань сложно переоценить»
Ирина Дябилкина в разговоре с «Реальным временем» сообщила, что психологическое состояние пока не позволяет ей давать какие-либо комментарии. При этом сам Александр Дябилкин был человек крайне непубличный: в сети практически нет его фотографий и биографии. Участники рынка также предпочитают о нем не распространяться. На соответствующий запрос «Реального времени» в головном офисе Russ Outdoor не ответили. Удалось лишь выяснить, что 56-летний Дябилкин работал главой казанского филиала компании с 2001-го или 2002 года. За информацией о том, какую роль в формировании «нового» рекламного рынка сыграл глава Russ Outdoor в Казани, «Реальное время» обратилось к его коллегам — участникам рынка.
Артур Закиров — директор РА «Лариса-Сити»:
— Мне сложно обсуждать эту тему, потому что мы с Александром были довольно близки и по многим вопросам, касающимся нашей отрасли, думали одинаково. Вопрос замены (назначения нового руководителя — прим. ред.) я бы оставил без комментариев, потому что заменить Сашу, на мой взгляд, невозможно, как человека, как доброго коллегу. Его влияние на Казань сложно переоценить, есть много интересных и красивых проектов, которые Саша сам инициировал, предлагал и активно убеждал руководство города, например, проект Veli'K.
При его участии разрабатывалась и новая концепция размещения рекламных щитов. Вообще, о рынке наружной рекламы Казани говорят, как о самом понятном и прозрачном в России, и в этом заслуга Саши в том числе. Мы очень много консультировали, как правильно это делать, как организовать торги.
Я неоднократно был на производственной части у Александра — это пример для подражания в плане чистоты и опрятности на предприятии. Качество рекламных конструкций не вызывает никаких вопросов. Более того, я слушал, как в городах Татарстана говорят: «Вот мы видели такие-то и такие-то конструкции», и я понимаю, что речь идет именно о Сашиных. Их приводили в качестве примера.
Алексей Гайфи — директор РА «Зеленый свет»:
— Для меня это шоковая новость, я не знал об этом. Я знал Александра Анатольевича лично, знаком и с его супругой, учился с его сыном в университете.
В начале моей рекламной деятельности он дал мне несколько дельных советов. Он был очень серьезным мужчиной и имел сильное влияние на рекламный рынок Казани. Компания, которой руководил Александр Анатольевич, является крупнейшей на рекламном рынке не только Казани, но и России. Тон качеству и цене рекламных конструкций всегда задавал он. Александр Анатольевич был представителем крупнейшей в мире компании по предоставлению наружных конструкций, соответственно, все новые технологии и тренды на рекламном рынке он доносил в Казань первым.
Сейчас я затрудняюсь ответить, кто бы смог возглавить компанию. Подобные люди по уровню, возможно, и есть, но было бы неправильно сейчас это обсуждать.
Алексей Анисимов — директор рекламной компании ООО «Максимал»:
— С Александром Дябилкиным я лично, конечно, не работал. Но могу сказать, что это был человек, который поднял компанию Russ Outdoor в Казани и развил мощную сеть в регионе. Я не понаслышке знаю, что значит установить наружную конструкцию. Дело это очень непростое.
Он был положительным, открытым и общительным человеком, с которым было приятно общаться.
Я знаю рекламщиков, которые также занимаются наружной рекламой, но у них свои агентства. Либо есть такие, кто после событий 2012 года, когда большая часть рекламных компаний Татарстана просто прекратила свое существование, ушли в другую сферу.
Фото: business-gazeta.ru, Максим Платонов, russoutdoor.ru, kzn.ru
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.