Новости раздела

Переломный момент в бизнесе: когда пора просить «помощь зала»

Компании не хватает энергии — что делать руководителю? Идти за консультантом?

В очередном бизнес-задачнике «Реальное время» расспросило руководителей, что делать, когда своих идей для развития бизнеса не хватает.

Условие кейса в этот раз звучит так: руководитель небольшой сети ресторанов чувствует: бизнес буксует. И хотя финансовые показатели снижаются не радикально, поток посетителей уже не бурный, рестораны его более не самые модные, сотрудники не такие заряженные, как пять лет назад. Бизнесмен думает над тем, чтобы привлечь внешнего консультанта. Согласны ли вы с таким решением? Как бы сами поступили в ситуации, когда бизнес нуждается в «энергетической подпитке»?

  • Елена Тихонова

    Елена Тихонова директор компании «Детский город Кидспейс»

    Нанять внешнего консультанта — очень заманчивое и легкое решение. И оно первым приходит в голову в сложной ситуации… Но, на мой взгляд, бизнес (особенно в сфере услуг) — это часть души владельца. Только с таким подходом можно развиваться самому и развивать свое дело.

    Я бы взяла тайм-аут и прогулялась по ресторанам города или мира (это уж по возможностям), поспрашивала бы мнение людей о своем ресторане и об их любимых местечках, почитала бы отзывы, выяснила бы причины и нашла бы свои минусы и плюсы, явные проблемы и, наоборот, точки притяжения клиентов. А далее — дело техники… Внедряй новые идеи и мысли! Хотя иногда взгляд со стороны (желательно объективный) может показать изъяны в собственном управлении. Значит нужно браться за себя, почитать книги, повысить свой профессиональный уровень руководителя на тренингах. Про недостаток работы персонала не говорю, т. к. чаще всего это и есть ошибки руководителя.
    Итак, нужно не бояться признавать ошибки, поправлять их и идти дальше — обновленным.

  • Роман Алехин

    Роман Алехин основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры»

    Согласиться или нет с решением о привлечении внешнего консультанта зависит и от других обстоятельств. В том числе от того, сколько ресурсов есть у руководителя бизнеса на этот момент. И речь не только и не столько о финансах, но, главное, и о временных и собственных энергетических ресурсах, а также о том, насколько он готов выйти из зоны комфорта. Если руководитель не решит менять отношение к бизнесу, консультант не поможет и работу за клиента не сделает. Судя по описанной картине, можно сделать вывод, что как раз руководитель перестал развиваться, и снижение финансовых показателей — лишь следствие этого.

    Так что, для начала, необходимо повысить собственную квалификацию, поучиться, изучить самостоятельно конкурентов, методы продвижения и понять тренды, в данном случае, ресторанного бизнеса. Думаю, именно этого и не хватает руководителю. Консультантов же (хотя даже не консультантов, а исполнителей) необходимо нанимать только для выполнения конкретных работ, если самостоятельных компетенций и опыта не хватает, например, для проведения мероприятий по тимбилдингу или для продвижения ресторана в интернете. Но стратегию необходимо разрабатывать самостоятельно с собственником бизнеса, и задачи аутсорсерам так же ставить должен руководитель, а не консультант.

  • Артур Уразманов

    Артур Уразманов директор клиники «Звезда»

    В описанной ситуации единственное, что можно посоветовать бизнесмену — продавать бизнес, пока не поздно.

  • Илдус Галимов

    Илдус Галимов директор компании ITEC

    В таком случае взгляд со стороны просто необходим, и привлечение внешнего консультанта будет полезно. Также стоит присмотреться к сотрудникам, может быть приободрить персонал, провести мотивирующие тренинги, способствующие тимбилдингу. Ну а если есть такие, кто совсем уж «устал», то придется поискать им замену. Так же нельзя отставать от новомодных молодежных направлений и необходимо пробовать новые предложениям по маркетингу.

  • Илья Антонов

    Илья Антонов директор компании МЦДО-Линк

    Я бы провел аналогию с медициной. Когда что-то болит, мы идем к врачу. Почему? Потому что, врач более компетентен в вопросе здоровья, и мы хотим, чтобы он помог.

    В бизнесе — аналогично. Если что-то идет не так, а ты не понимаешь в чем дело, нужен взгляд эксперта со стороны. Даже врач часто не может вылечить себя сам.

    У руководителя взгляд «замылен» постоянной работой со своей компанией. Это особенность нашего мозга видеть то, что ты хочешь видеть.

    Консультант как доктор поможет определить причины проблем, назначить профилактику или лечение.

    Часто одна из причин сложностей бизнеса — в его руководителе, тогда ему нужна индивидуальная помощь. Однако, чтобы помочь бизнесу, надо работать комплексно как с руководителем, так и по всем аспектами деятельности компании (маркетинг, финансы, персонал, информация, процессы).

    Правильный диагноз — залог успешной помощи.

  • Роман Котенков

    Роман Котенков управляющий ТЦ «Республика»

    К сожалению, я не ресторатор, а в этом бизнесе есть своя специфика, но на примере своих знакомых могу сказать следующее. Когда они столкнулись с аналогичной ситуацией, они поступили несколько иначе — «энергетическая подпитка» была не в виде консалтинговых услуг специалиста или организации, а в форме реконцепции кафе: повторный анализ спроса и предложения в районе. Поняли, что надо изменить меню, поговорили со своими посетителями на предмет оформления интерьера, внесли косметические и дизайнерские корректировки. Таким образом улучшили свою ситуацию на рынке. Сам же я не считаю панацеей лишь приглашение консультантов для решения проблем, это очень тонкий и деликатный вопрос, при неправильном выборе которого, такое решение грозит собственнику серьезными финансовыми потерями или даже потерей бизнеса.

  • Константин Егоров

    Константин Егоров директор компании «СтройКапиталКонсалтинг»

    Если мысль о консультанте пришла, то привлечь его стоит хотя бы для того, чтобы понять, что он был не нужен. Дело в том, что иногда человеку «снаружи» проблемы, задачи и узкие места видны лучше, чем человеку, который погружен в свой бизнес. И здесь внешний консультант может пригодиться как минимум в качестве «зеркала». А как максимум — даст дельные советы, организует сессию стратегического планирования и т. п.

    Как «подпитать» бизнес, «универсальной» рекомендации нет. Все зависит от идеи собственника, ситуации на товарном рынке или рынке услуг, потребностей клиентов, команды. Но если уж обобщать, то важно в конкретный момент времени определиться с ответами на вопросы: где вы находитесь (как пример, используя методологию Адизиса, но не ограничиваясь ей), куда и с кем идете. Для начала этого обычно достаточно чтобы понять, что делать дальше.

  • Станислав Голоднов

    Станислав Голоднов генеральный директор агентства «Акцент»

    Директор должен быть компетентен понемногу во всем. Но даже тогда внешнего консультанта нанимать совершенно нормально. В описанной ситуации есть два варианта: нанять по одному консультанту по каждому направлению (если мы говорим о ресторанном бизнесе, то это маркетинг, интернет-маркетинг, закупки и так далее) или одного, обладающего компетенциями во всем. Первый вариант более дешевый, но и более рисковый. Второй, когда привлекается настоящий гуру, более дорогой, но и результат здесь гарантирован. Когда я чувствую, что не хватает компетенций в какой-то области, сразу открываю ролики на youtube, читаю две-три книги, прохожу пару тренингов. В последний раз такая необходимость возникла, когда я почувствовал, что проседает найм менеджеров. Слава Богу, после всего проделанного труда, ситуация выровнялась.

Айгуль Чуприна

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Бизнес

Новости партнеров