Агрессивным и враждебным не дадут водительские права?
В России могут ввести обязательное прохождение психологического тестирования, прежде чем допустить человека за руль
В РФ приступили к разработке стандартов психологических проверок будущих водителей. Если сейчас психолога посещают только водители-профессионалы, то новый формат предполагает дополнительную проверку на агрессивность всех тех, кто сядет за руль, на этапе получения водительского удостоверения. По словам некоторых экспертов, дополнительное психологическое тестирование позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Однако другие уверены, что тесты позволят лишь выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Подробнее в материале «Реального времени».
Центр имени Сербского взялся за критерии недопуска к вождению
В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии (ФМИЦПН) им. В.П. Сербского началась разработка новых стандартов прохождения психологической проверки для получения водительского удостоверения. Если сейчас при оформлении медсправки ограничиваются короткой проверкой у психиатра и сверкой с базой данных психдиспансеров, то новый стандарт будет предполагать прохождение психологических тестов, которые позволят выявить уровень агрессивности и враждебности будущего водителя. Для нового формата создаются «клинико-психологические инструменты и психологические критерии допуска или недопуска к вождению».
Сегодня закон не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования. Проверка у психолога обязательна только для профессиональных водителей. В новом стандарте ее предполагается распространить на всех садящихся за руль.
— Критерий допуска или недопуска к вождению должен устанавливать не только психиатр, но и клинический (медицинский) психолог, — цитируют «Известия» слова Дмитрия Калинкина, научного сотрудника лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФМИЦПН им. В.П. Сербского.
По словам эксперта, психолог может не только выявить уровень агрессивности и враждебности у человека, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Двойная проверка позволит лучше выявлять структуру нарушений психики.
ФАР: «Давно пора»
Как на практике будет реализовываться проверка, пока неясно. Попытки сбавить агрессию на дорогах предпринимаются не первый раз, но пока серьезно улучшить положение не удалось. «Сейчас есть понятие опасное вождение, хотя наша организация в свое время предлагала разделить понятия агрессивное и опасное, писали на имя Шувалова (первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, — прим. ред.). Он же председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Но пока ничего не изменилось. Опасное вождение происходит по неопытности и незнанию. Агрессия — это умышленные действия», — рассуждает Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане.
Тем не менее он уверен, что введение дополнительной психологической проверки оправданно.
— Давно пора. Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится. Психологов сегодня достаточно, тем более их не нужно много. Мне кажется, что не только будущих, но и «прошлых» водителей надо прогнать через психологов. Агрессии на дорогах очень много.
Рамиль Хайруллин: «Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится». Фото evening-kazan.ru
«Все будет зависеть не только от его личности, но и от ситуации в целом»
Однако далеко не все профессионалы уверены в том, что тесты способны улучшить ситуацию на дорогах. Завкафедрой медицинской психологии КГМУ, профессор Владимир Менделевич утверждает — результат любого теста относителен.
— Можно выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Потому что это будет зависеть не только от него, от его личности, но и от ситуации в целом. Я очень скептически отношусь к информации в газетах, ее надо перепроверять. И не знаю, правда ли ведутся такие разработки. К тому же не понимаю, для какой цели создавать новые тесты, если таких тестов — огромное количество и они уже зарекомендовали себя как довольно убедительные.
Задачу создать тесты для определения предполагаемого поведения человека, находящегося именно за рулем, он считает практически невыполнимой.
— Нет такой специфики. Потом им понадобится еще водителя «КАМАЗа» от водителя «МАЗа» отличать. Ну это глупость все… Вообще, это ошибочный подход — пытаться выявить с помощью каких-то тестов что-то со 100-процентной гарантией. Я называю наше общество обществом победившего детектора лжи. Потому что детектор лжи — это миф. С помощью него нельзя сказать, врет человек или говорит правду. И все эти тесты — такие же обманщики большие. В некотором смысле можно на них ориентироваться, но не в качестве основополагающего метода выявления какой-либо патологии.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.