Новости раздела

Дорожных «шахматистов» лишат водительских прав

ГИБДД подготовила новую трактовку термина «опасная езда»

Несмотря на то, что поправки к ПДД относительно опасной езды стали прорабатывать еще в прошлом году, они до сих пор законодательно не утверждены. ГИБДД готовит уже вторую версию поправок, в которой не только расширен перечень видов опасных маневров, но и серьезно ужесточены наказания. Однако эксперты сомневаются, что эти меры удастся реально применить на практике.

«Опасной ездой» пугают с прошлого года

Внедрение термина «опасное вождение» предполагалось еще в 2015 году. Его определение и фиксация в ПДД потребовались для борьбы с агрессивными водителями, подрезающими автомобили и совершающими другие опасные маневры на дороге. Соответствующие поправки к ПДД поручил внести глава правительства РФ Дмитрий Медведев. В первом проекте, разработанном ГИБДД, предлагалось штрафовать за многократное перестроение при интенсивном трафике при занятых полосах, резкое торможение, несоблюдение бокового интервала, нарушение правил использования звуковых сигналов и световых приборов. Размер штрафа варьировался от 500 до 5 тыс. рублей. Однако документ фактически не разграничивал преднамеренное создание опасности и непреднамеренное.

Также на рассмотрение в Госдуму был передан законопроект ЛДПР об опасной езде. Его авторы заключили, что штраф в 5 тыс. рублей можно применять, только если водитель создал опасную ситуацию умышленно. Доказывать умысел обязательно нужно с помощью записи видеокамеры — либо регистратора, либо городской камеры.

Вплоть до уголовной ответственности

Однако по данным газеты «Коммерсантъ», Дмитрию Медведеву первый вариант показался чересчур сложным. По поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова в апреле этого года были проведены общественные слушания, по итогам которых ГИБДД доработала проект определения. Сейчас он направлен в правительство РФ.

В новом проекте само определение «опасное вождение» описано более подробно. Речь идет о невыполнении требования уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (при перестроении из полосы в полосу); перестроении при интенсивном движении при всех занятых полосах (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия). Также сюда относятся несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди автомобиля, бокового интервала, необоснованное резкое торможение и препятствование обгону. Так как, по мнению ГИБДД, такие действия могут спровоцировать «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба», ужесточены и санкции. Теперь минимальная сумма штрафа указана от 5 тыс рублей. Кроме того, по новому проекту, опасная езда может наказываться лишением прав и даже уголовной ответственностью.

«Кто будет за всем этим следить?»

Рамиль Хайруллин, региональный представитель Федерации автомобилистов России в Татарстане, считает, что основная проблема не в формулировке определения, а в применении этих норм на практике.

— В принципе, за все, что описано в проекте по отдельности, наказания есть, — считает Хайруллин. — В целом, я — за, но злоупотреблений боюсь. Могут быть неправильно истолкованы действия соседа по потоку. «Шашечки», перемещение из ряда в ряд практически ни у кого вопросов не вызывают, но, например, вы перед ямой резко оттормозитесь, а едущий за вами человек это может расценить как агрессию.

Вторая проблема заключается в механизме фиксации нарушений.

— Второй момент: кто будет за всем этим следить? На дорогах у нас инспекторов нет, скрытых патрулей не ввели. Да и не хватит сотрудников для этого. Боюсь, что это так и останется просто термином. Если граждане сами не будут следить за порядком на дорогах, а все отдадут на откуп инспекторам, которых мало, то все это останется очередным новшеством.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров