Новости

05:04 МСК
Все новости

Рафаэль Хакимов: «Если раньше татары имели ущербное самосознание, то сегодня они почувствовали себя равными»

Почему у элиты мода на установление ханских и дворянских корней, сколько стоит такое исследование, какие открытия есть у института по этой теме?

Рафаэль Хакимов: «Если раньше татары имели ущербное самосознание, то сегодня они почувствовали себя равными» Фото: Максим Платонов

Все больше людей начинает интересоваться своей родословной. Если в годы советской власти некоторые сами пытались предать забвению «неполиткорректные» корни, то теперь все как раз наоборот. Более того, стали появляться различные объединения потомков князей, мурз. Кто-то может козырнуть своим кулацким происхождением или предком-муллой. Откуда такой интерес к корням? Почему у элиты возникла мода на установление ханских и дворянских корней? Сколько стоит такое исследование? Какие открытия в этой области есть у татарских историков? На эти вопросы отвечает наш колумнист, директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени».

От истории семьи к национальному самосознанию

В последние годы резко вырос интерес к истории, как общей, так и к истории своего места рождения: республики, города, деревни. Практически в каждой деревне есть краевед, который занимается сбором материала, его публикацией. Открываются школьные, сельские, районные музеи. Причем это касается не только Татарстана и Башкортостана, но и всех татар. В Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ собрана целая библиотека истории районов и населенных пунктов. Книги нам присылают энтузиасты, нередко публикующие издания за свои средства или собранные от спонсоров.

На этом фоне, естественно, возник интерес к своим корням не только в широком смысле, но и конкретно — истории семьи, рода. Это касается не только известных дворянских фамилий, но и простых родов. Хотя случается так, что, казалось бы, неприметные фамилии, но оказывается, что в прошлом они были разжалованы в крестьяне в ходе войны Казани с Москвой.

«В Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ собрана целая библиотека истории районов и населенных пунктов». Фото Олега Тихонова

Выросший интерес к своему происхождению связан с подъемом самосознания татар. Авторитет Татарстана, проведение 1000-летия Казани, духовный подъем породили гордость за республику. Если раньше татары имели ущербное самосознание, комплекс неполноценности, то сегодня они почувствовали себя равными. Объявление суверенитета привело к законодательному закреплению равенства двух государственных языков — русского и татарского. Проводятся многочисленные мероприятия на общетатарском уровне.

Неожиданные открытия

К сожалению, вокруг этой темы появилось немало шабашников. Их метод простой — они едут в архив, находят предков по переписям и составляют родословную. При этом иногда возникают ошибки. Документы ранее XVII века найти бывает трудно, если только сохранилась генеалогия какой-то известной фамилии. Много добротного материала собрано у Марселя Ахметзянова, он опубликован.

Институт этим занимается только в связи с историей населенных пунктов, но не конкретно по каким-то заказам. Иногда у нас просят перепроверить их генеалогию. Это те редкие исключения, когда мы не можем отказать. Наша перепроверка выливается в целое исследование. Это отвлекает от основной работы, занимает немало времени, поскольку надо ездить по разным архивам и городам, иногда приходится применять метод ДНК-анализа по Y-хромосоме.

«Иногда у нас просят перепроверить их генеалогию. Это те редкие исключения, когда мы не можем отказать. Наша перепроверка выливается в целое исследование». Фото tatmuseum.ru

К счастью это приводит к неожиданным открытиям. Например, человек, записанный ясачным крестьянином, в итоге оказывается в прошлом, т. е. до взятия Иваном Грозным Казани, мурзой или даже князем. При таком комплексном подходе находятся родственники, делаются открытия, значимые для историков — открываются новые исторические связи, более глубокое понимание передвижения татарских родов, их роль в истории. Мы на таких примерах отрабатываем методу исследования происхождения конкретных фамилий. Однако, повторяю, такие исследования — у нас редкое исключение.

«Нам помогает генеалогия»

Чем же полезна для нас генеалогия? Она значима для исследования истории населенных пунктов. Проблема в том, что изложение истории деревень по административному принципу малопродуктивно для историков. В этом случае мы получаем чисто энциклопедический результат, т. е. дату возникновения деревни, численность населения в разные годы, количество выращенного урожая, биографию руководителей и т. д. Такой материал, безусловно, нужен и полезен, но он нам не дает понимания механизмов их возникновения и развития.

А углубление в причины возникновения населенных пунктов нас приводит к конкретным семьям. Деревня из-за, например, безземелья вынуждена делиться, искать новые земли или заниматься промыслами, торговлей, отходничеством. Кто-то отделяется и перекочевывает на пустующие земли вдали от родных мест, или же строится рядом, но перестает заниматься земледелием. Для понимания всего многообразия истории деревень, причин возникновения и исчезновения, их жизнеспособности в прошлом и настоящем, мы должны знать родственные связи. В этом нам помогает генеалогия.

Рафаэль Хакимов
комментарии 20

комментарии

  • Анонимно 20 мая
    Хорошее дело генеалогия.

    Но татары в целом никогда не имели "ущербное самосознание".

    Отдельный человек может иметь "ущербное самосознание", но с этносом, нацией это никак не связано.
    Такие уж "злыдни" оказались в его окружении...
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    да людям просто заняться больше нечем. деньги карман жгут
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Вот оно и пугает, что в основе всего этого - гордость
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    что плохого в здоровой гордости?
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Какой глубокий подход! Конечно, совсем непросто отыскать истинных предков, проследить все родственные связи, это огромный, но любопытнейший труд!
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Ущербное самосознание это диагноз отдельного человека, а не нации. В советские времена все были счастливы.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    В советское время все народы наглотались опиума из шайтановой трубки под названием: " страна голодных и рабов!" Вот и было атеистическое "шастье" в общественной кибуци всех народов. Сейчас, как не приспособленное "стадо баранов" озираемся и смотрим по сторонам.
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    И появятся вскоре в граде Казанском Чингизиды кровнорожденные, и потомки Бильге-кагана, Атиллы, Султана Баязеда и Аксак Тимера. И возрадуются подданные ликованием и торжествами великими!
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Народ, не знающий и не чтящий свою историю, обречен на исчезновение. Б
    Ответить
    Анонимно 21 мая
    Верно!
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Амин!
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    я бы очень хотела узнать свою родословную, вы меня прямо заинтересовали, поймали на удочку))
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    Лучше знать, чем не знать
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Али.

    Сделал генеалогическое древо через Нац архив, догадывался что получил не то.
    Уважаемый Академик подтвердил.
    Ответить
    Анонимно 20 мая
    какие дальнейшие ваши действия будут?
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    У каждого человека должна быть уверенность в себе и отсутствие неудобства за свою родню, своих предков
    Ответить
  • Анонимно 20 мая
    Хакимов, кажется, постарел. Даже по публикациям чувствуется
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Рафаэль абзый, молодец! Настоящий татарин!
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Рафаэль Сибгатович. Я не знаю, в какой среде Вы воспитывались, но лично я никогда не считал себя с ущербным самосознанием. Я физически конечно не Геракл и не Геркулес. Но, допустим, когда служил в Армии, среди многих национальностей я и всегда старался поддерживать своих земляков придерживались не только равных позиций, но зачастую лидирующие. Мнение наше в солдатском кругу было всегда весомое.
    Зная эту национальную черту, исторически, российские власти, в татарский социум, в качестве лидеров действительно старались внедрить ущербных лидеров, а затем всячески их поддерживали, даже в разрез здравомыслия. Те же в свою очередь в своё окружение привлекали не менее ущербных субъектов, чем они сами. Таким образом Вы путаете понятия ущербность самосознания татарского народа, с ущербностью отдельных его индивидуумов, как личности.
    Габдель Юссон.
    Ответить
  • Анонимно 21 мая
    Татары создают конресс булгар, они что булгары ? Тогда выходит, вы не татары.Или хотят скрыть еще глубинных предков, чуваш ? Короче, татару надо определится, булгар он, или татар.А то род род. Кстати, татары Казани, и татары Крыма близко не родня, как негр с чукчой. Так какой у них род ?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии