Новости

10:24 МСК
Все новости

​«Их нравы»: как турки и крымские татары празднуют Хыдырелез

Почему для османов понедельник начинается в субботу, а лето начинается в мае

​«Их нравы»: как турки и крымские татары празднуют Хыдырелез Фото: aa.com.tr

Казанский исследователь Булат Ногманов, чьи публикации, как выяснилось, читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей колонке он рассказывает о том, как отмечают праздник весны Хыдырелез в далекой Анатолии. Как известно, последний также празднуют и крымские татары.

День живой воды

В ночь с 5 на 6 мая во многих провинциях Турции, и в некоторых странах тюркского мира до сих пор отмечается древний праздник Хыдырелез, знаменующий окончание зимы и приход лета. В доисламский период год у жителей Анатолии делился на два сезона: Хизр или лето – период с 6 мая по 4 ноября и Касым или зима — период с 8 ноября по 5 мая.

По одной из легенд в армии одного из правителей служили два воина по имени Хизр и Ильяс. В один из дней правитель со своим войском отправился на поиски «Абы Хайат» (живой воды). В пути Хизр и Ильяс отстали от остального войска, и присели перекусить сушеной рыбой на берегу моря. На море были волны, хлеставшие прибрежные скалы и, несколько капель морской воды попало на сушеную рыбу. Рыба ожила и прыгнула в воду. Таким образом, оказалось, что Хизр и Ильяс нашли живую воду и обрели бессмертие. Тогда явился ангел и сказал, что они будут жить до Судного дня, но Хизр будет жить на суше, а Ильяс на море, и до конца дней они будут помогать нуждающимся с чистыми сердцами. Лишь раз в год 6 мая они будут встречаться. Согласно преданию, встреча Хизра и Ильяса, то есть Хыдырэлез (производное от их имен), символизирует оживление мертвой природы, и начало летнего сезона. Люди верили, что если 6 мая идет дождь, то это оттого, что Хизр и Ильяс плачут от радости встречи друг с другом, а дождевые облака составляют им кампанию.

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Фото handvorec.ru

Не отказывай просящему

История Хизра и Ильяса лейтмотивом проходит по многим историческим пластам Анатолии, Османской империи и современной Турции. Тюркская народная литература изобилует рассказами, преимущественно о Хизре, видимо из-за того, что суша более привычное место обитания для тюркских народов. Хизр является героем сказок, дастанов, преданий, различных баек и суфийских притч. Например, в одном из преданий говорится, что Ходжа Ахмет Ясави с самого детства был знаком с Хизром. Если Ильяс был пророком, то относительно Хизра имеются противоречивые мнения. Некоторые считают, что он был пророком, а некоторые, что он был одним из аулийа (друг Аллаха). Возможно, Хизр — это собирательный образ, чаще всего предстающий в образе немощного старца или путника с синей или белой бородой, который вознаграждает тех, кто помогает ему и наказывает тех, кто в помощи отказывает.

На примере историй, связанных с Хизром, у подрастающего поколения воспитывают такие качества как милосердие, доброе отношение к немощным и старцам, гостеприимство и содействие путнику. Как известно, на востоке, первые три дня вообще не принято спрашивать гостя или путника о его планах и целях. Им просто на некоторое время предоставляется кров и еда. А вдруг это Хизр в образе путника? Так или иначе, Хизр — это символ взаимопомощи, обновления жизни, помощи людям с чистым сердцем, изобилия, богатства и довольствия, излечения от болезней, плодородия пашен и скота, проявления чудес и удачи.

С приходом ислама немного поменялся и образ Хизра и праздника Хыдырэлез. Например, в некоторых районах Анатолии в честь праздника три дня держат пост, всю ночь читают специальный намаз и приносят в жертву барашка. Если в этот день нет дождя, то читается специальная дождевая молитва. Однако сохранились и довольно сильны традиции доисламского периода.

Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Фото saraygazetesi.com

Праздник к нам приходит

Обычно Хырыэлез празднуют в местах, где много зеленых насаждений, на берегу водоемов и рядом с мавзолеями святых и праведников. Во многих деревнях за день или же за три-четыре дня до праздника начинают к нему готовиться. Девушки и новоиспеченные невесты надевают специальные наряды. Обращают особое внимание на то, чтобы эти наряды были разноцветными и обязательно содержали цветочный орнамент. Существует традиция кушать в этот день свежевыращенные весенние продукты и свежее мясо барашка. Люди верят, что мясо первого весеннего барашка излечивает от различных болезней и укрепляет здоровье. Обычно, на столах бывает очень много сладостей и мясных блюд. Также, в этот день собирают полевые травы и цветы, из которых готовят отвар. По преданию, если выпить этот отвар, то можно излечиться от многих болезней, а если мыться этим отваром в течение сорока дней, то это произведет омолаживающий эффект.

Существует поверье, что в ночь перед Хыдырэлезом, места, которые посещает Хизр и вещи, к которым он прикасается, приобретают изобилие и достаток. По этой причине, осуществляются некоторые весьма интересные обряды. Коробки, где хранится еда, кошельки и амбары с зерном оставляют открытыми. Те, кто грезят о приобретении дома или машины, в ночь перед Хыдырэлезом ставят их маленькие модели под розовым деревом. Считается, что Хизр может им помощь в осуществлении мечты. Хизр также принимает и письменные обращения, можно записать свое пожелание на бумаге и, прикрепив его к лоскутку красной ткани, повесить на ветки розового дерева и целый год ждать исполнения желания. Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети.

В некоторых районах Анатолии ночью 5 мая ставят перед дверью сосуд с молоком, если наутро молоко превратилось в йогурт, то считается, что достаток этого дома будет увеличиваться. Также к стеблю одного зеленого лука привязывают белую нитку, а к стеблю другого — черную нитку. Если на утро оказывается, что стебель с белой ниткой вырос больше, чем с черной ниткой, то год принесет удачу, а если наоборот, то в этом году будет много страданий.

Во время праздника загадывают желания и зажигают огонь. Пока пламя высокое через него перепрыгивают молодые люди, а когда пониже, девушки и дети. Фото cesme.bel.tr

Обними меня крепко

В качестве развлечений устраиваются различные игры и танцы, в которых принимают участие все, от мала до велика, или, как говорят турки, от семи до семидесяти. Поют веселые песни и прибаутки, проводятся различные конкурсы.

Для того, чтобы быть здоровым и крепким из традиций Хыдырэлеза весьма примечателен обычай обнимать какое-нибудь большое дерево (привет русским березам). Если обнять старое дерево, то это символизирует долголетие. Довольно необычным способом во время Хыдырэлеза люди пытались увеличить свое благосостояние: брали немного земли из муравейника, помещали ее в небольшой мешочек и подвешивали на ветки розового дерева, перед рассветом щепотку земли из мешочка насыпали в кошелек. Считалось, что это принесет больше денег. Незамужние девушки устраивали гадания с помощью охапки дров. Охапку бросали на землю, если количество дров было нечетным, то это означало, что в этом году девушка вряд ли выйдет замуж, а если четным, то считалось, что вскоре девушка станет счастливой обладательницей мужа.

Конечно же, обычаев, связанных с Хыдырэлезом, довольно много и каждый из них способен раскрывать целые культурные пласты доисламской Анатолии, Османской империи и современной Турции. В этом небольшом очерке была произведена попытка раскрыть наиболее примечательные моменты.


Булат Ногманов
Справка

Булат Ногманов — переводчик.

Родился 31.10.1985 в с. Апастово Апастовского района Республики Татарстан. В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения», в 2010 году — магистратуру Анкарского университета по той же специальности. Участник этнографических экспедиций.

Член Татарстанского отделения Русского географического общества.

Владеет английским, турецким и казахским языками.

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 13 мая
    Чистый , светлый и добрый праздник Тюркского мира. Без коррумпированных чиновников, дежурных выступлений клептократов, пива и сигарет. Мэнге Тау
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    Лето конечно начинается в мае! Там же тепло!))
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    В этом году я бы не сказал что было тепло
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Люблю такие легенды
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Речь про Турцию
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    В России он тоже отмечается, в Крыму, например
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    но не так круто как в Турции
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    Хыдырлез бәйрәме Кырымда һәр ел саен май аеның беренче атнаның ял көнендә үткәрелә. Берничә ел элек миңа анда катнашырга туры килде. Бергәләшеп Кайтармага биегәнебез әле дә хәтердә. Ул вакытларда бернинди тыюлар юк иде. Ис китмәле соклангыч бәйрәм ул. Кырымдагы милләттәшләребезгә 18 Май - хәтер көнен дә хәүеф-хәтәрсез генә үткәрергә насип булсын. Бөтен татарларның да Хәтер көне бу...
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    Когда был в прошлом году в Крыму попал на такой же праздник. очень душевный
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    в Татарстане тоже надо ввести этот праздник. и запретить алкоголь на нем
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    это точно
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Так в Татарстане он отмечается же, разве нет?
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    Нет, не отмечается
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    хочу в Турцию! на этот праздник
    Ответить
    Анонимно 13 мая
    уже не успели
    Ответить
  • Анонимно 13 мая
    В мусульманских праздниках мне нравится то, что нет никаких пьяных угаров
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии