Новости раздела

Подлинные письма с фронта: «Сегодня я жив, что будет завтра — не знаю»

В Казани прочли подлинные письма с фронта

Подлинные письма с фронта: «Сегодня я жив, что будет завтра — не знаю»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Письма, которые писали фронтовики своим близким, прозвучали вчера в Казани. С такой инициативой выступил Государственный комитет РТ по архивному делу. Чтение проходило в художественной галерее «Окно» в Казанской ратуше.

«Мы не увидимся никогда»

Публики, увы, немного — не позволяют масштабы галереи. Стулья стоят полукругом, несколько пустых в первом ряду — на них сядут те, кто будет читать письма. Пока зрители собираются, звучит мелодия песни о победном мае, нас словно погружают в атмосферу той весны.

Но вот открывается дверь, и в галерею входят те, кто сегодня будут читать эти пронзительные документы — актер и режиссер, народный артист РТ Илья Славутский, кинорежиссер и драматург Салават Юзеев, художник Надир Альмееев, председатель комитета по архивному делу Ирада Аюпова, еще несколько человек.

Как-то незаметно на середину галереи выходит танцевальная пара — юноша в белой рубашке и девочка. Девочка из военных лет — две косички (так сейчас уж давно не носят), платьице в мелкий цветочек, туфельки с ремешком. И они, трогательно, трепетно танцуют вальс, он на стихи Василия Аксенова — про «тучи в голубом».

И сразу же возникает цепь ассоциаций — казанское военное детство, которое было у нашего великого писателя, такие вот мальчики и девочки, что писали письма на фронт и ждали ответа, ходили в госпиталя и танцевали перед раненными бойцами. Этот «вальс в мажоре» — как эпиграф к тем письмам, что мы сейчас услышим.

«Мы никогда не увидимся с тобой», — пишет боец любимой. Он рассказывает, как был подбит его танк, как умер на его руках друг, не успев сказать ни слова, как он полз всю ночь и потерял много крови, как было больно, но сейчас эта жгучая боль в груди утихла. Он понимает, что уходит и желает любимой быть счастливой — «Ты еще полюбишь, и у тебя будут дети». Вот такое напутствие.

В одном из писем была засушенная веточка черемухи. «Фашисты сожгли дом и вырубили черемуху возле него, но один сучок уцелел, я отломил от него веточку, она расцвела, и посылаю тебе», — пишет солдат жене. Веточка, которая расцвела на вырубленной черемухе, — как надежда на то, что ужас рано или поздно закончится.

«Мы пьем каждую букву из ваших писем»

Участники действа читают письма, и каждый раз передают друг другу подсвечник со свечой, словно зажженной в знак памяти. Когда начинает звучать очередное письмо, на экране высвечивается краткая биографическая сводка об авторе. И мы слышим слова, которые он написал, и часто видим на экране дату его гибели…

Удивительные эти письма, они, написанные самыми обычными людьми, оказались наполненными высокой поэзией. Очевидно, близость гибели обостряет в людях чувства, делая их поэтами. «Мы здесь пьем каждую букву из ваших писем, девушки», — пишет боец, обращаясь к девушкам родного завода.

«Нашу радость унесли весенние воды», — сетует солдат в письме к жене. Все авторы прекрасно понимали, что когда письмо дойдет до адресата, их может уже не быть в живых. «Сегодня я жив, что будет завтра — не знаю», — как фатально звучит эта фраза.

Один из страшных документов — письмо девушки к матери погибшей подруги. Она обстоятельно рассказывает, как Лиза не успела убежать, и в деревню вошли немцы. Она спряталась в сарае в сене, но ее выдали, и когда немцы выводили ее, не хотела поднять руки, и ее застрелили. Пишет о том, в чем подругу похоронили, указывает полный адрес деревни, где Лиза нашла последний приют. А на экране мы видим дату, когда погибла сама автор письма.

Автор одного из писем — известный татарский писатель Адель Кутуй, он умер в госпитале уже после Победы. В письме он все печется о сыне, просит смотреть за ним лучше, не дай Бог, упадет в колодец. Сын его, поэт и прозаик Рустем Кутуй, кстати, друг детства и одноклассник Василия Аксенова, написал позже пронзительный рассказ о казанских мальчишках военных лет.

У них была игра-поверье, надо было в течение дня насчитать на улице пятьдесят мужчин в шляпах, тогда в этот день не принесут похоронку. Герой рассказа сидел на заборе, был весенний яркий день, каникулы. Он насчитал 49 шляп, устал, и пошел домой. Возле подъезда он встретил мужчину в черной шляпе — он принес им похоронку.

Потрясающие эти письма. Авторы их даже в начале войны не сомневались в победе и почему-то знали, что она наступит именно весной. Так и писали — «наша победная весна». И многие из них до нее не дожили. А Победа и вправду пришла на землю весной. И, слава Богу, что сохранились в архивах эти уже пожелтевшие от времени треугольники — реальные свидетельства чувств людей, которые приближали День Победы.

Татьяна Мамаева, видео Камиля Исмаилова

Новости партнеров