Казанские староверы: коллекционер Васильев, меценат Шамов, друг Горького и вдохновитель Салтыкова-Щедрина
Заметки о казанских старообрядцах. Часть 2: дома и люди
Несмотря на трагичную судьбу старообрядцев в Казани, они все же продолжали худо-бедно существовать в городе. Более того, многие из них стали выдающимися городскими купцами-благотворителями. Краевед Лев Жаржевский вновь знакомит читателей нашей интернет-газеты с этой общиной ортодоксальных христиан. В сегодняшней авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», он проводит своеобразную экскурсию по старообрядческой Казани, останавливаясь на отдельных лицах и зданиях.
Коллекционер «австрийского согласия»
Итак, продолжим разговор о казанских старообрядцах. Познакомимся с несколькими из них поближе. Начнем с нетипичного для наших мест староробрядца-коллекционера. Я не имею в виду В.И. Заусайлова — выходец из семьи староверов, сам он старообрядцем уже не был. Поговорим о Федоре Тихоновиче Васильеве, старообрядце австрийского согласия.
О нем напомнила автору этих заметок книга «Сказание о зачатии Царства Казанского и о победах великих князей московских с царями казанскими...», изданная в Казани в 1902 году и выставленная в «Русском библиофиле» на Чистопрудном бульваре за 500 тысяч рублей, цену, как кажется, все-таки завышенную. Но в данном случае нас интересует то, что подготовил ее к изданию знаменитый тюрколог профессор Казанского университета Катанов по рукописи, принадлежавшей Ф.Т. Васильеву, которую тот купил у казанского купца-виноторговца Иустина Феофилактовича Бочарова. Издана книга была на деньги Ф.Т. Васильева и напечатана в типографии Казанского университета.
Сам Федор Тихонович не был просто накопителем раритетов. Богатство его нумизматической коллекции счастливо сочеталась с обширными и глубокими познаниями Ф.Т. Васильева в нумизматике. Он был принят в члены-корреспонденты, а затем и в члены-соревнователи ОАИЭ при Казанском университете, его доклады на собраниях общества были заметными событиями в жизни последнего.
Исследователи, справедливо отмечая вышеупомянутое издание как заслугу Федора Тихоновича, вольно или невольно оставляют в тени другие его работы.
На основании принадлежавшей Ф.Т. Васильеву рукописи был издан труд знаменитого исследователя русского Дальнего Востока и сопредельных стран Николая Спафария под названием «Описание первой части вселенныя именуемой Азии, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции». Издание довольно значительное по объему, крупноформатное (в большую четверть), с биографией Н.Г. Спафария, написанной А.И. Яцимирским, с описанием рукописи, сделанным А. Александровым, с предисловием и указателем Н.Ф. Катанова, стало значительным событием в научном книгопечатании.
Из работ по нумизматике и иконописи, отметим следующие:
- Редкая медная монета 10 копеек императора Александра Первого 1809 года. (Из нумизматического собрания Ф.Т. Васильева в Казани). Казань, 1910.
- Серебряный рубль Суздальско-Нижегородского князя Василия Кирдяпы. Казань, 1910.
- Западное влияние в русской иконописи XVII ст.: (По поводу одной иконы): Доложено в общ. собр. О-ва археологии, истории и этнографии 25 нояб. 1907 г.
- Древняя икона святителя Алексия, исцеляющего жену хана Чанибека Тайдулу. Казань, 1909.
В справках о Ф.Т. Васильеве говорится, что сначала он проживал при своем магазине на Грузинской улице, а потом переехал в собственный дом на Второй горе (ныне ул. Волкова). Автор заметок решил поинтересоваться этим домом. Поднял архивные выписки по Второй горе на 1910 год. Нашел там нашего коллекционера. Ему принадлежал дом в 104-м квартале, №42, если перевести на нынешнюю нумерацию. Правда, дом этот отмечен и в «Каталоге-справочнике», именуемом в обиходе «Лимонник», и в минкультовских документах (крайне небрежных, надо сказать) как дом профессора А.Я. Богородского. И строился этот дом якобы в 1910—1915 годах. Якобы — это как будто.
Все может быть. И профессор Богородский мог жить в этом доме. Но никак не раньше 1916 года. Потому что справочники тех лет указывают местом жительства экстраординарного профессора А.Я. Богородицкого его собственный дом, но не на Второй, а на Третьей горе (№52 по нумерации тех лет). Желающие могут верить минкультовским бумагам, я верю обстоятельному, красиво переплетенному делу из 98-го фонда Нацархива РТ.
Шамов и его больница
Разговор о старообрядцах продолжим на улице М. Джалиля у дома №5. Этот симпатичный, основательный трехэтажный дом был построен для Торгового дома «М.И. Челышева, В.Ф. Максимов и К», основанного в Казани в апреле 1907 года. В его состав вошло торговое дело, существовавшее в течение 60 лет под руководством И.С. Гребенщикова, а затем его наследницы. Торговый дом занимался производством и сбытом кирпича, а также торговлей железными и скобяными товарами. Его учредителями были Мария Ивановна Челышева и казанские купцы Василий Федорович Максимов и Михаил Ермолаевич Квасников. Читатель понимает, что как минимум двое (Челышева и Максимов) были старообрядцами. В здании находилась Казанская частная мужская гимназия.
Лишь сотня метров отделяет нас от находящегося почти в самом начале улицы двухэтажного дом купца-старообрядца Петра Степановича Барабанова. Начавший было ветшать от неухоженности дом был вовремя реконструирован, и сейчас там отирают со лба трудовой пот чиновники Министерства промышленности и торговли РТ.
Продвинемся по улице Островского дальше и подойдем к ее перекрестку с ул. Астрономической. Дома №18 (сейчас ателье мод) и №25 принадлежали одному их самых известных семейств в Казани — Шамовым. Фамилию эту до сих пор помнят многие казанцы, поэтому, думаю, не будет лишним сказать несколько слов об основателе знаменитой Шамовской больницы на Третьей горе.
Яков Филиппович Шамов происходил из небогатой купеческой семьи из Вятской губернии. Приехав в Казань, он поступил на службу в известную фирму Хрисанфа Фомина, торговавшего крупчаткой и скобяным товаром. Женившись на дочери хозяина, он не только унаследовал, но и продолжил его «мучное дело», отдавая значительную часть доходов на благотворительные цели.
До открытия главного объекта своей благотворительности — больницы в Осокинской роще — он так и не дожил, скончавшись в ноябре 1908 года. Наверное, будет уместным отметить, что немаленькое здание больницы было выведено под крышу двумя сотнями рабочих всего за один строительный сезон.
В упомянутом уже доме №25, построенном в 1899 году по заказу Шамова, жил знаменитый терапевт и страстный охотник, не лишенный к тому же поэтического дара, С.С. Зимницкий. Все эти качества удивительным образом сочетались в профессоре с необузданной грубостью, о чем то и дело писали газеты как до, так и после революции, вплоть до самой его смерти в 1927 году.
Есть сведения, что в том же доме жил казанский журналист и друг молодого Пешкова Гурий Плетнев, после революции служивший в отделе летучих ревизий Рабкрина (Рабоче-крестьянской инспекции) и скончавшийся в 1922 году.
Тут же, на Вознесенской, в упомянутом уже угловом доме №18 располагалась «Казанская артель посыльных», выполнявших самые разные поручения: они могли сдать или получить багаж, купить и доставить по адресу подарок, отнести куда нужно пакет и прочее. Непременным условием работы в артели были довольно крупный залог и обязательная рекомендация. После смерти Якова Филипповича дом отошел к Шашабриным — его родственникам, тоже старообрядцам.
Старообрядческое средоточие
Так мы незаметно приблизилось к району первоначального сосредоточения казанских старообрядцев: району между Булаком, улицами Баумана и Университетской и Кольцом. Это не значит, что нигде больше старообрядцев в Казани тогда нельзя было найти, просто здесь их было больше. Кстати, именно близ нынешнего Кольца, в районе ул. Островского находился дом «беглопоповской секты казанского третьей гильдии купца Трофима Тихонова Щедрина», того самого, фамилию которого выбрал для своего псевдонима Михаил Евграфович Салтыков. По крайней мере так утверждают многие литературоведы.
На ул. Баумана уже нет дома купца Ф. Докучаева, его снесли при постройке ГУМа, нет и дома А.В. Агафонова, на его месте новодел «по мотивам». Но сохранился дом, известный старым казанцам как «Шерабы», там был специализированный винный магазин с неизбывной бормотухой. Сейчас там офис недоброй памяти «Татфондбанка». Дом этот был построен в 1873 году по проекту архитектора П. Тихомирова для купца Ивана Оконишникова.
Участок на задах выходил на Малую Проломную (ул. Профсоюзную), где в то же самое время был выстроен двухэтажный дом с проездом во двор. По боковым сторонам шли каменные двухэтажные с галереями на столбах склады — это была образцовая городская купеческая усадьба. Предложение музеефицировать домовладение, сделанное мною в свое время, внимания не удостоилось. А ведь в редком городе можно увидеть усадьбу такого рода в удивительной сохранности.
Торговый дом «И. Оконишников с сыновьями» был основан в декабре 1890 года с капиталом 300 тысяч рублей. Учредителями с равными долями были Иван Петрович, Михаил, Константин Ивановичи Оконишниковы. 12 декабря 1904 года Иван Петрович скончался, но торговое дело осталось под старым названием.
Иван Петрович жил в доме на Проломной, где была контора торгового дома. Сыновья разъехались.
Константин приобрел бывший дом Казанской удельной конторы с флигелем на Грузинской, а Михаил — дом начальника Казанского округа путей сообщения Василия Андреевича Макарова на Ново-Комиссариатской. Того самого, о ком В.И. Ленин пишет в связи с махинациями и с кем ехал на пароходе А.П. Чехов. Но казанцам он был памятен своей второй женой — красавицей-гречанкой Еленой Ксидой.
Дом этот газетчики называли «палаццо», но сейчас уже вряд ли кто скажет каким купил дом у Макарова Оконишников и что там перестроил.
Одно лишь можно сказать точно: металла и на доме, и в саду было гораздо больше. Об этом свидетельствуют снимки, взятые из с сборника «Голод», выпущенного в помощь голодающим Поволжья.
И стоит рассказать об активном деятеле белокриницкой общины Агафоне Васильевиче Афанасьеве — гастрономическом короле Казани. Свои дела он вел вместе с сыновьями Петром, Павлом и Владимиром. У них было не менее семи гастрономических магазинов в разных районах Казани.
Но Агафон Васильевич занимался не только продовольственной торговлей. Он купил Казанский завод песчано-известкового кирпича, действовавший с начала 1904 года.Этим объясняется то, что белокриницкая община построила неподалеку от старообрядческого храма под Первой горой два двухэтажных здания для общины. Из агафоновского силикатного кирпича было построено много известных зданий. Особенно интересным мне кажется дом, выходящий двухэтажным фасадом на Университетскую, а четырехэтажным тылом во двор большого агафоновского участка со складами и длинными рядами т. н. «растворов», зарывавшихся на ночь железными створками. Сейчас это здание принадлежит медуниверситету.
На этом кончаются наши беглые заметки о казанских старообрядцах.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.