Новости раздела

Фактор страха: студенты боятся идти в наблюдатели на ЕГЭ из-за угроз со стороны учителей и родителей

Рособрнадзор призывает добровольцев, но юные казанцы не торопятся в экзаменационные «контролеры» — смущают личная безопасность и проблемы со сдачей сессии

В этом году Министерство образования и науки Татарстана намерено отказаться от прежней практики отправлять в другие регионы татарстанских студентов — общественных наблюдателей за ходом ЕГЭ — из-за постоянных угроз со стороны родителей экзаменующихся. Эту деликатную тему, остающуюся за кадром ЕГЭ, впервые подняла студентка КФУ на встрече общественных наблюдателей с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым в Казани. Вслед за этим Минобрнауки РТ подписало с ректорами пяти татарстанских вузов соглашение об отправке 430 старшекурсников контролировать чистоту ЕГЭ, но остается надежда, что «наши студенты останутся работать только внутри республики».

90% нарушений на ЕГЭ фиксируют студенты

Объективность и прозрачность сдачи ЕГЭ до сих пор остается головной болью для Рособрнадзора РФ, который из года в год бьется за чистоту государственной аттестации выпускников общеобразовательных школ различными способами. И хотя все больше школ оборудованы системами видеонаблюдения и другими техническими средствами, надзорное ведомство призвало на подмогу студентов высших учебных заведений в качестве независимых общественных наблюдателей.

В преддверии экзаменационной компании глава Рособрнадзора Сергей Кравцов начал поездку по регионам, чтобы агитировать студентов вступить в ряды общественных наблюдателей за чистоту ЕГЭ, и студенческая Казань оказалась одним из центровых пунктов. Как признался Кравцов, с введением в 2014 году института общественных наблюдателей качество проведения ЕГЭ заметно повысилось.

— 90% всех выявленных нарушений на ЕГЭ приходится на региональных общественных наблюдателей из числа студентов, — приободрил он успехами казанских студентов. — Зачастую контроль проходит формально, а с вашим приходом результаты госэказамены приобрели объективный характер. Вы, наверное, помните какие утечки контрольно-измерительных материалов происходили в 2013 году, в интернете можно было купить задания к ЕГЭ, а на Северном Кавказе творилось вообще непонятно что. Кто-то учился честно и верил в то, что можно поступить в вуз только благодаря своим знаниям, а кто-то по sms–сообщениям покупал ответы и получал высокие результаты, занимая бюджетные места в лучших вузах страны. Устранить эту несправедливость помогла идея общественного наблюдения, в которую вовлекли в первую очередь студентов.

Сергей Кравцов: «Вы помогаете верить в то, что можно учиться хорошо. Раньше дети думали: зачем учится, когда можно купить ЕГЭ». Фото rcoi12.ru

Агитационная речь главы Рособрнадзора все время апеллировала к чувству справедливости молодых: «Вы помогаете верить в то, что можно учиться хорошо. Раньше дети думали: зачем учиться, когда можно купить ЕГЭ, и это сильно демотивировало школьников. А когда экзамен стал проходить объективно (читай — под контролем, — прим. ред.), все больше школьников хотят учиться по- настоящему. Заранее вам благодарен за то, что вы согласились работать общественными наблюдателями», — поблагодарил он.

Наблюдатели присмотрят за ОГЭ

Действительно, таковых становится все больше и больше. По данным главы Российского союза молодежи РФ Павла Краcноруцкого, если в 2014 году в республике насчитывалось всего 55 наблюдателей, то теперь уже подано 450 заявок из пяти университетов. Причем в этом году в эти ряды призовут еще и учащихся колледжей для проведения мониторинга сдачи ОГЭ после 9-го класса. Таким образом, их станет вдвое больше — свыше 800 человек.

— После того, как был наведен порядок с ЕГЭ, необходимо наладить контроль за ходом ОГЭ, — объяснил студентам Павел Красноруцкий. И он не смог обойтись без, простите, пафосных речей. — Своим присутствием вы должны стимулировать школьников, чтобы они учились не только последние полгода до сдачи экзамена, а в течение всего времени.

По замыслу Рособрнадзора, независимые наблюдатели должны работать в других регионах, чтобы обеспечить максимальную объективность экзаменационной компании. Именно так и работали татарстанские общественные контролеры. По словам руководителя корпуса общественных наблюдателей РТ Александра Увакина, в 2014 году наши студенты выезжали на проведение ЕГЭ в школы Чувашии, в следующем году — в Марий Эл, Чувашию, Башкортостан, а в прошлом году — в Мордовию и Башкортостан. Всего было командировано свыше 100 ребят, из которых 88 — в Башкортостан. Взамен студенты получили зачет по практике.

Наблюдателям — право на досрочную сдачу сессии

Между тем студенты хотят большего. На встрече с Сергеем Кравцовым татарстанские студенты-наблюдатели, которых стало в 4 раза больше, попросили об экзаменационных преференциях для себя. Дело в том, что время сдачи ЕГЭ начинается раньше студенческой сессии, поэтому им хочется сдать экзамены досрочно. «Когда набираются огромные списки «досрочников», ректорат относится к этому...», — не успел закончить Александр Уваров, студент 3 курса КГЭУ.

— Я понял ваш вопрос, — подхватил его мысль Сергей Кравцов. — Мы стараемся, чтобы в общественные наблюдатели набирались те, кто хорошо учится, — ответил он и добавил, что «про учебу нельзя забывать», а «ректорат все понимает и должен пойти навстречу».

Следом за ним студентка 2 курса КГЭУ Айгуль Гарифуллина спросила, будет ли в этом году возможность финансирования поездок в дальние регионы. «Мы стараемся развивать в каждом регионе корпус общественных наблюдателей из числа местных студентов. И в отдаленных регионах такая работа ведется. Если будет возможность, обеспечим, но не все так просто», — пообещал Кравцов.

А вот вопросы из зала оказались острее. Один молодой человек спросил, нельзя ли лучше организовать поездки в другие регионы. «Однажды нас подселили к девчонкам», — пожаловался он, вызвав смех зала.

Как запугивали в Башкортостане

Как ни странно, но самый болезненный вопрос прозвучал в последние минуты встречи: «Что делать, если нам угрожают?» — сдерживая волнение, спросила студентка Настя из КФУ. «В прошлом году мы были в Башкирии, где неоднократно поступали различные угрозы», — рассказала она московским гостям. По ее словам, даже учителя в школах просят не отбирать шпаргалки и телефоны.

«Помимо общественных наблюдателей, в школе есть система видеонаблюдения, федеральный мониторинг, все это остается», — попытался успокоить девушку глава Рособрнадзора. И сразу спросил, а как обстоят дела в Татарстане, но девушка ответила, что здесь такого нет.

— В перспективе мы должны мы должны изменить отношение к наблюдателям, — увернулся Кравцов от прямого ответа. — Три года отработали, ситуация меняется и даже на Северном Кавказе. Общественные наблюдатели воспринимаются не как люди, которые что-то хотят выявить, а как помощники, союзники. Была такая проблема, о которой вы говорите, потому что раньше по результатам ЕГЭ оценивали и регионы, и учителей, и даже муниципальные образования.

Но это не успокоило Настю из КФУ. «У нас есть братья и сестры — мы живем в этом регионе, мало ли что? Если родители (экзаменующихся детей, — прим. ред.) узнают, что кто-то из наблюдателей схватил за руку? Что потом делать?»

Эти вопросы так остались в воздухе. Позже одна из представителей Минобрнауки РТ подтвердила, что опасения девушки — не пустые слова: «В других регионах угрозы звучат: учителя говорят ребятам, вы не должны говорить, что ребенок шпаргалку взял или телефон. Если вы об этом скажете, с вами что-то случится. Сейчас договариваемся, чтобы наших детей больше не отправляли в чужие регионы. Они будут работать дома».

После окончания встречи министр образования Татарстана Энгель Фаттахов подписал соглашения с ректорами КФУ, КГЭУ, ТИСБИ, ИУЭП и Набережночелнинским педагогическим университетом о сотрудничестве в проведении мониторинга ЕГЭ.

Луиза Игнатьева

Новости партнеров