Новости раздела

«Мы, татары, добровольно никуда не входили, но были опорой Белому царю»

Казанские татары и мишари: Родина одна, а истоки разные? Спорная колонка краеведа о двух началах единого народа

Вопрос взаимоотношений двух крупных татарских субэтносов — казанских и мишарей — является одним из самых полемичных и не угасает в научном мире и интернет-пространстве. После публикации в «Реальном времени» размышлений политолога и нашего колумниста Руслана Айсина о «мишарском вопросе» решил высказаться журналист, краевед Ленар Мифтахныкы, занимающийся исследованием татарских родословных. В авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, он объясняет, как два разных народа с легкой руки Петра I стали одним.

На осколках Золотой Орды

Человек, далекий от исторической науки, должен уважительно относиться как к ордынской, так и к болгарской теориям происхождения татарского народа. Они обе достаточно логичны и аргументированы. Впрочем, на мой взгляд, ни одна из них не дает исчерпывающих ответов на вопросы. В любом случае на этот счет пусть дискутируют ученые, а наше обывательское дело — читать их полемику и делать свои выводы. Эта позиция позволяет нам выбирать из сказанного то, что нам ближе по духу, то, что нам нравится.

Какой бы теории ни придерживались татары, очевидно одно — точкой отсчета для современной татарской нации являются трагические события 1552 года. И если причастность к наследию Волжской Болгарии и Золотой Орды — это дискуссионный вопрос, то прямое отношение казанских татар к Казанскому ханству не вызывает сомнений. Именно поэтому я именую себя подданным казанского хана, а в отсутствие такого взял на себя нелегкое бремя исполнения его обязанностей, так что по вопросам получения ханских паспортов — это ко мне (шутка).

Однако нельзя забывать, что помимо казанских татар (это те, что «щекают»), есть еще и татары-мишари (это те, что «чекают» и «цокают»). Они к Казанскому ханству отношения не имеют, как, впрочем, вероятно, и к Волжской Болгарии. Это, скорее, потомки хазар и кипчаков, а также некоторых европейских переселенцев, пришедших в Дешт-и-Кипчак около тысячи лет назад. Нас, казанских татар, с ними роднит совместное проживание в Золотой Орде, но после распада татарской империи эта общность рассыпалась. Сколько народов появилось на осколках этого средневекового государства, помимо татар! Ногайцы, казахи, узбеки, кумыки, башкиры и другие — это все татары Золотой Орды. Значит, этот котел не успел переварить все находящиеся в нем народы в единую нацию. При этом казанские татары и татары-мишари не просто взяли себе ордынский этноним, но и стали двумя важными компонентами одного народа.

У нас не было выбора

Дело в том, что в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, этногенез казанских татар и татар-мишарей продолжился в составе русского государства — у нас и выбора-то не было. Но фактически в один народ мы слились только в начале XVIII века. Именно поэтому я считаю, что мы относительно молодая нация. Как это произошло? После распада Золотой Орды мишари поступили на службу русскому царю и оказались у истоков создания Российской империи. Именно они проливали кровь, расширяя границы русского мира. А в это время казанские татары строили свое национальное государство — Казанское ханство.

Естественно, что в 1552 году мишарям пришлось в составе русской армии штурмовать Казань. После присоединения Царства Казанского к Московии о консолидации казанских татар и мишарей не могло быть и речи. Между ними легла пропасть. Но образовалась она не только из-за вражды и обиды, хотя это тоже присутствовало, — дело было в разных социальных статусах. Казанские татары для русских — это были побежденные враги. Пусть и побежденные, но все же враги. Мы для них были поданными чужого хана, к тому же «басурмане», которые очень долго не признавали власть русского царя. Кем были татары-мишари в сознании русского человека? Они были хоть и «басурмане», но все же свои, которые в отличие от казанцев добровольно перешли на службу русскому царю.

Как Петр два народа объединил

И тут на престол вступает Петр Первый, который лишает мишарей всех привилегий. Он, презрев их заслуги перед страной, поставил победителей в один ряд с побежденными. Для него важным маркером для определения свой-чужой стали религия и национальность подданных. Таким образом, он склеил вчерашних врагов в один народ. Это было начало XVIII века. Это и есть начало татарской нации в современном ее виде.

С этого времени начинается смешение не только крови, но и идеологических установок, то есть политического достояния, без которого невозможно было формирование политической нации. В этом плане у татар оказался полный винегрет. В общую копилку вошли и память о героической защите Казани, и заслуги за взятие татарской столицы. Татары смогли объединить не объединяемое.

С одной стороны, у татар имеется политическое достояние казанцев, которые не признали вхождение Царства Казанского в состав Московии. Это дает им моральное право на борьбу за отстаивание государственных интересов Татарстана. С другой стороны, достояние татар-мишарей, принимавших непосредственное участие в создании и укреплении России. Вот и получается, что с одной стороны — «мы добровольно никуда не входили», а с другой — «мы были опорой Белому царю». Это все наша общая татарская сокровищница, которая в той или иной ситуации позволяет татарам вытаскивать козырные карты из разных колод, пытаясь выжить в условиях русской культурной экспансии.

Ленар Мифтахныкы
комментарии 101

комментарии

  • Анонимно 16 апр
    А государство Великий Болгар добровольно вошло в состав Золотой Орды?
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Да. Добровольно. Татары подружились с ними (булгарами), выбрали их себе в союзники и потом вместе завоевали 15 царств (Юлиан). Прежде чем пойти на финно-русские княжества, Бату хан зимовал именно в Булгарах. А туда он пошел по просьбе Ярослава Всеволодовича. И по просьбе булгар. Потому что Владимиро-Суздальские князья постоянно нападали на булгарские земли.
    Ответить
    Анонимно 19 янв
    Очень даже добровольно . Волжская Булгария была уничтожена татарами Батыя как государство в 1236 году. Население Булгарии было уничтоженно на 4/5. Даже после этого булгары много лет восставали против завоевателей . В1551году чуваши , потомки булгар добровольно вошли в состав России .
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    конечно... после завоевания Казани Золотой ордой... добровольно вошли, не смеши меня:)))
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Мужик загнул. Занесло этого краеведа в неведомые дали
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Еще как загнул...
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Он правду написал!
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Да не мужик загнул,а история,совместно с Петром-голландским загнули.
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Похоже поговорка-памятка: " с русским дружи, за спиной на поясе топор держи" произошла из опыта "дружбы" мишарей с русскими.
    Ответить
    Анонимно 05 июл
    И эта фраза не разжигание ненависти?
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Если брать во внимание, что среди мишар гораздо больше натуральных блондинов и, часто места их компактного проживания по соседству с местами компактного проживания чувашей, то скорей всего они и являются прямыми потомками волжских булгар, от территории нынешнего Нижнего Новгорода до Саратова.
    Ответить
    Анонимно 05 янв
    Мишари смешанный народ в числе их предков мадьяры, буртасы смешанные с аланами, огузами, половцами
    Ответить
    Анонимно 12 ноя
    Да, я являюсь мишаром, и мне всегда говорили, что мои предки были финнами, турками и венграми. Так как раньше было Венгерское царство и оно граничило с Россией и Турцией, турки решили захватить это царство, то есть, турки просто прогнали венгров в Европу, без убийств, почти все венгры сбежали, но некоторые из них, примерно несколько тысяч решили остаться на этой территории, а потом уже венгерская кровь смешалась с турецкой. А почему финны, вот это я уже не знаю.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Вы для начала прочитали бы про "великое" переселение чуваш в 16-м веке в эти "места компактного проживания чуваш" , близ булгарских деревень , прежде чем связывать булгарскую , также и татарскую историю с пришлыми чувашами .
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Много мишар знакомых у меня. Не казанские по рождению, заметьте.
    И никто лоялизмом особым к идеологическим наследникам Белого царя не страдает. Скорее даже наоборот.
    Ответить
    Анонимно 15 мар
    В пользу происхождения мишар от буртаc говорят и признаки лесного народа: бортничество, употребление грибов в пищу, преобладание лесных сюжетов в фольклоре.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Все еще впереди!Амин!
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Хорошая статья.
    Взвешенная.
    Присутствуют все точки зрения.
    Есть и своя.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    СИБИР татар Кучум - хана добровольно в состав Московии тоже не вошла!
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Не одно татарское ханство добровольно в состав российской империи не вошло.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Маленькая, но очень даже полезная статья от журналиста, краеведа Ленара Мифтахова! Зур рашмет Ленар! Яз кубрак!
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Татары мишары это: потомки кипчаков, буртасов (народ Хазарии), булгарские племена и ещё впитавший в себя часть мордвы.
    Ответить
    Анонимно 16 июл

    Мещерские племена.а не булгарские.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    И Крым добровольно не вошел в Орду: там прекрасно жили до нашествия и греки,и армяне....
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Когда это было? это те которые много болтают и ни чего не делают!
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Это было в 13 веке,полуостров имеет очень богатую историю....И Тавры там были,и Скифы,и Греки, а потом пришли татарские тумены,хотя их никто не звал.....Они пришли на живое место....
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Видимо греков со скифами там ждали)))
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Верно греков и скифов ждали неандертальцы.
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Скифы- предки тюрков, следовательно и татар- это доказано генетической наукой!
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Современные татары вобрали в себя многие народы от Украины и до Дальнего Востока. Музыка у нас схожа с китайской и корейской, в языке присутствуют слова многих народов. К примеру, моя покойная бабушка про сову говорила: "мәче башлы ябалак"- это слово пришло к нам от тех тюрков, которые граничили с китайцами, поскольку в Китае, для определения совы нужны три иероглифа- "кошка+голова+птица", про клубни картошки она говорила: "бәрәңге бүлбесе", а "бульба"- это белорусское слово, (кто служил в советской армии, тот знает- "бульбаш"- это беларус), про свекрова, свекровку, тёщу и тестя она говорила:"бианай", "биатай",- это уже с греческого. "Би"- это "второй, вторая". И, ещё, моя бабушка говорила: "Татарга толмачы кирәк түгел"- "Татарину переводчик не нужен". В Москве, до сих пор есть Толмачёвская Слобода, где жили татары. Русские купцы, собираясь в Индию, Китай, Афганистан, Персию, Аравию, нанимали татар переводчиками, или же, вообще, отправляли в путь наёмных татар с караваном. Татарский язык в те времена был язык торговый, как сегодня английский, и его знали все торговые люди. В жилах большинства русских князей и царей и просто дворян текла тюркская кровь- татарская, булгарская, кыпчакская, ногайская. Современный татарский язык- это 90%- кыпчакский, (а не булгарский) язык. Естественно, в зависимости от места проживания, на человека налагается "отпечаток"- менталитет,- культуры, быта, кухни и обычаев. Наши предки, после принятия Ислама, брачевались со многими исламскими народами, но придя в место постоянного проживания (обычно- невеста, в редких исключениях- жених), перенимал, по истечении времени , общекультурный менталитет места постоянного проживания. В современности, для татар, кроме самих татар, потенциальными женихами и невестами являются татары-мишаре и башкиры. Что я хочу сказать, если невеста-мишарка, переезжает к примеру, -к жениху, в татарское село, она перенимает, со временем и тамошний разговорный язык, и кухню, и обычаи, а дети,- 100% считают себя татарами ( у меня есть одноклассник- и мама, и отец у него- "чистопородные" мишаре, он сам родился и вырос в татарском селе. Так вот, когда мы учились в одном из ВУЗов Казани, у нас в общежитии происходили, частенько, стычки между мишарами(Дрожжановскими) и татарами. Он героически "отстаивал честь татар" и ругал их "наглыми мишарами" :-))), и, наоборот, если татарка-невеста переезжает в мишарскую деревню, и она сама(со временем), и общие дети становятся потенциальными мишарами, так, что тут дело не в генах и в крови, а в местечковой "культурной матрице". Я к тому- ни один татарин не знает, сколько в нём течет мишарской крови, и ни один мишарин не знает- сколько в нём- татарской, тут основную роль играет среда, наложившая "отпечаток".
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Если рассуждать логически, в древности, женщина и мужчина рожали детей, дети- внуков, внуки- правнуков, род размножался, и чем больше людей, особенно- мужчин, было в роду- тем авторитетнее был род. И род назывался именем родоначальника(особенно у тюрков) (это как в 90-е годы в России, чем многочисленнее была ОПГ- тем она была авторитетнее, и ОПГ назывались, обычно по имени или кличке главного организатора этого самого ОПГ). Проходило время, каждый хотел кушать и одеваться, земли, кочевых угодий не хватало прокормить род, и начинались местечковые войны,- побеждённому доставалось всё- и утварь, и женщины, и дети побеждённых, так, в среду родственников проникала "чужая кровь". Эта "чужая кровь" перенимала быт, культуру и менталитет победителя.
    А также, род, мог, в поисках лучшей жизни перекочевать очень далеко, где не было таких воинственных соседей, и там начать "новую жизнь". Так же могла поступить и часть рода- перекочевать на далёкие земли, оставив часть своих родственников. У перекочевавших начинались контакты с соседями-инородцами,- торговали-воевали-женихались, вследствие их влияния менялся говор (к примеру слово "пычак" у татар, "пысак"- у башкир, "пышак"- у киргиз, "пыцак" или "пытчак" у мишар). Проходили десятилетия, века,- и волею Аллаха, происходили обратные процессы- ушедшие родственники возвращались обратно в свои родные места (опять же вследствие войн, притеснений со стороны более сильных и могущественных соседей). Так вот, у нас, татар, мишар, и даже у башкир - язык общий, говор- разный, у разноРОДных такого быть, скорее всего- не может, это указывает только на то- что мы РАССТАЛИСЬ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕДАВНО в мерках истории, конечно. А вот с кумыками, с казахами- чуть пораньше, а с карачаями и балкарами- еще раньше, тут надо смотреть на то, СКОЛЬКО ОНИ ВОБРАЛИ В СЕБЯ в свой лексикон от соседей. Язык является маркером родственности даже больше, чем генетика.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Тогда выходит, что армяне и греками с др. в "гостях" у татар полуострова Крым!
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Больно много написал. В основной массе тюркские народы являются татарами, с одним языком, но со временем с разными произношением и ударением!
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Согласен со многими вашими тезисами. Чутучку уточнения и дополнения. Татары от украинцев ничего себе не брали. И ничего не заимствовали. «Украинцы – смесь татар и славян». Г.Исхаки. Украинцы в основном не смесь, а именно ослявинившиеся татары. Они произошли от казаков, а казачество – чисто татарское явление. В т.ч. и Днепровское и Донское. Они потомки татар Большой орды. Когда эту орду разрушили татары Крымского, Сибирского ханств и Ногайской орды, они бежали на Степь и образовали там Казацкое ханство (или Коош – куыш по татарски). И назывались они тогда сарыкамышлы, боткалы и барабаши. // «Бульба» - слово татарское (Шипова «Тюркизмы на русском языке»), от татар оно перешло русским и украинцам, а потом – белорусам. Белорусов так назызвали потому, потому что именно они и так много сажали бульбу-картошку, в основном картошкой и питались //. "Нет и не было тюркского народа - башкиры. Башгирд - просто другое название венгров-маджар". Венгерский академик Рона-Таш. Фадлан и прочие писали о башгирдах-венграх, А после 1552 года башкирами называли предателей. Это хорошо описано у З.Валиди. У него нет никакого добровольного присоединения "Башкирии", а есть - завоевание татарской Ногайской орды. Он пишет, что татары всеми силами сопротивлялись экспансии Москвы, а некоторая часть продалась и взяла ярлыки на земли и начала служить Московии. И этот ярлык назывался башкирским ярлыком. Эти люди получили ярлык и на свои земли, и на земли тех, кто воевал против Московии. Им за это предательство установили еще и символический башкирский налог, который был меньше всех налогов в Московии.//. Не тюркская кровь, а татарская кровь текла у них в жилах //. Не надо делить татар на мишар, кряшенов и прочих. Все это проделки Москвы. Татары – единый народ, формированный во время Золотой орды от нескольких компонентов, и основной компонет, как вы уже сказали, это – кипчаки. Спасибо вам за коммент.
    Ответить
    Анонимно 05 янв
    Генетически казанские татары потомки аборигенов Поволжья (североевразийский компонент) , миграции тюрков не оказали на практического них влияния. Произошла лишь смена языка на тюркский, так же как у карачаевцев и балкарцев на Кавказе. Карачаевцы и балкарцы генетически и антропологически ничем не отличаются от автохтонов Кавказа (чеченцев, ингушей, осетин, абазин и др.), но говорят на тюркских языках.
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Краевед Ленар Мифтахныкы либо по молодости и ,следовательно, незрелости мышления, либо по по свойственной ему угодничеству, либо по совместности обоих проявлений выносит поверхностные и неверные выводы.
    А выводы надо начинать с самой глубокой истории, с тюркского каганата, когда уже сформировался татарский язык. Уже тогда на огромном пространстве говорили на татарском языке. А раз говорили на одном языке, то значит были близки и этнически.
    Естественно в этой истории прекрасно разбирался Чингиз хан, создавая свою империю. Он же не из юрты вылез и пошел воевать. Он обладал огромными познаниями во всех сферах человечества, естественно знал географию, где какие народы жили, какие религии исповедывались.
    И уже тогда была этническая общность между татаро-монголами, булгарами, кыпчаками, мишарами и т.д.
    Затем , во время Золотой Орды это была слитная татарская общность, которая распространилась и на Литву, и на Польшу , Венгрию , Румынию и др.
    И вот трагические события: распри чингизидов, борьба за власть, убийства друг друга и т.д., по мере укрепления русской общности по доброй воле татар, стали раскалывать татарскую общность. И ханы-чингизиды мишарских уделах в борьбе за власть и выживание с другими ханами, будучи в плотном соприкосновении с русскими, стали сближаться с ними, у их появились общие интересы.
    Но, я уверен, что они (касимовский хан и его подданные) не ожидали, что история получит такое развитие, что дело обернется геноцидом татарского народа. Они сами оказались жертвой тех роковых событий.
    Подтверждение тому восстания, поднятые мишаром Батыршой и другими.
    Батырша-выдающаяся личность, выдающийся татарин. Разве можно помыслить, чтобы он разделял татар на мишар, казанских, крымских, астраханских , литовских, польских, румынских, сибирских и т.д. в духовном, родственном смысле.
    Ответить
    Irek Bikkinin 16 апр
    Пожалуйста, не приписывайте мишарей в подданные касимовских ханов. Касимовское ханство имело четкие пределы и часть мишарей действительно попали под господство касимовских татар. Но у основной массы татар-мишарей были свои князья, никак не подчинявшиеся Касимову.
    В 1552 году при захвате Казани мишари были в войске своего князя - Еникея Темниковского, а не в войске Шах-Али.
    Ответить
    Irek Bikkinin 16 апр
    Мишарские князья не были чингизидами, что же убедительно доказано ДНК-исследованиями.
    Ответить
    Анонимно 17 апр
    Это же дураку ясно, что всякие князья и князьки не являюся чингизидами.
    Ханы являются чингизидами (прямыми потомками Чингиз хана по мужской линии). И все настоящие татары являются потомками Чингиз хана. Во всех нас течет кровь Чингиз хана. Правда, в сочетании мужских и женских линий.
    Ответить
    Ильхамия Шакирова 16 апр
    С булгарами пришли в Среднее Поволжье и буртасские племена(тюркоязычные ), часть их проникла в Мещерскую низменность-Мещеру.В РТ мишары тоже есть.Но служили ли их предки под командованием русских воевод ?. А чуваши то попадали в состав Булгарских владений и приняв ислам уже назывались булгары ,то уходили от границ и ханства подальше и снова переходили свою языческую религию.
    Ответить
    Анонимно 15 фев
    Батырша всех магометан булгарами называл, а не татарами.
    Ответить
    Анонимно 15 фев
    Да, Батырша не разделял народ на мишар, казанских, башкир. Он в своем обращении к восстанию всех Булгарами называл ;
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    "А выводы надо начинать с самой глубокой истории, с тюркского каганата, когда уже сформировался татарский язык".
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/62487-kazanskie-tatary-i-mishari

    Вы шутите?

    Или можете привести примеры текстов времен Тюркского каганате (552 — 603) на СФОРМИРОВАВШЕМСЯ ТАТАРСКОМ языке?

    Вы шутите...
    Понял!
    Весь апрель никому НЕ ВЕРЬ!
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Тюркский каганат расширился от маленького бейлика на Алтае до огромной территории, но просуществовал и разрушился через 50 лет. За такое время никакой язык не сформируется. Вы правы. Кстати, булгары, в основном, были врагами Тюркского каганата и жили в Аварском каганате. Кроме утигуров, савир и барсил (последние два формировали Хазарию, а позже вошли в Волжскую Булгарию).
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Все мы одна Великая и Могущественная нация ТАТАР! Нас всех сегодня более 50 000 000 человек! Настанет время и все мы объединимся в одно целое по духу и вере наших бабаев! -Улус - Джучи / Алтын - Урда /!
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    Согласен на все 200 %-в!
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Основной потомок Орды - это русские и Россия. А мы булгары-мусульмане как были врагами неверной Орды, так ими и остались.
    Ответить
    Алексей Борисов 26 июн
    Слова безусловно казанского татарина, а не мишаря
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Амин!
    Ответить
  • Анонимно 16 апр
    Мишэр башынны тишэр. Краткий смысл статьи такая. Казань под русских взяли, Русские тех из мишар кто православие не принял, выкинули. Казанские татары их подобрали, накормили, обогрели. Они начали кричать что они-татарнын каймагы. За власть и деньги всех сдадут, даже Веру. (Смотрите всех знаменитых Московских "татар", сам полурусский, дети -русские) Если русские скажут, что мишаре-почти русские, толпой побегут в Москву.
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    /(Смотрите всех знаменитых Московских "татар", сам полурусский, дети -русские) Если русские скажут, что мишаре-почти русские, толпой побегут в Москву./
    Популярная индуктивная логика.
    Ответить
    Анонимно 04 фев
    Мурза Камай который помог захватить Казань! Не не был мишарином!
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Да успокойтесь вы! Это всего лишь взгляд очередного краеведа и журналиста! Размышлений и взглядов может быть миллионы, но это не означает, что это истинная история Татарского народа!
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    Нам, татарам не надо спорить и выяснять отношения друг с другом, кто прав, а кто заблудший или предатель. У каждого рода, племени и ханства имеются и те и другие. Сегодня наша цель: Вернуть утраченные нашими отцами позиции! Сохранить и приумножить нацию - ТАТАР, родной язык, культуру и традиции! всем вернуться в ислам, встать на прямую дорогу Всевышнего Аллаха. Все это можно достичь, только нашим объединением, дружбой и согласованностью!Амин!
    Ответить
  • Анонимно 17 апр
    А в старо-татарской слободе разве не мишары жили. Всех же защитников вроде бы вырезали....
    Ответить
    Анонимно 04 фев
    Там все жили
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Только этого и не хватало. Татар раскололи на сто частей. Выдумали даже несуществующий народ – башкиры, сейчас начали работу по разделению и волго-уральских татар. Мишары – те же татары. Те же татары Золотой орды. Что касается казахов и прочих, у них сейчас идет переосмысление своей истории. Казахский ученый Яксылык Сабитов пишет, что этноним казах им навязали московиты, в сущности они татары. Не только золотоордынские. Но и чингизхановские. Потому что в составе нынешних казахских татар более 20 чингизхановских татарских племен, считай 40 %-в. Ерунду пишет этот Ленар Мифтахенко, выполняет чей-то заказ пол расколу татар на части. Этот же Ленар потом будет делить и мишар, на цокающих и чокающих. Первые он скажет потомки хазар. Так оно и есть на самом деле.
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Иди изучи архивы,а потом пиши!!
    Ответить
    Анонимно 16 июл
    Учи историю,а потом пиши,мишары были мещерами,отдельным народом,и их присоединили только в 20 веке.Сначала изучайте в архивах,до присоединения,конечно,если ты не мишарин легко говорить,а мишар как отдельный народ вообще стерли. И вообще и ищите доказательства,а то только чесать все языком умеете.Один народ.Крымские тоже один народ с Сибирскими? Вообще чушь полнейшая,даже рядом не стоят,единственное,что были в Золотой Орде,также и мишары.Статья правильно написана.Я тоже твердила один народ,пока не стала изучать,особенно мишар,и искать доказательства,своего народа.
    Ответить
  • Анонимно 18 апр
    Сегодняшние татары это: потомки кипчаков, буртасов булгарские племена и остальные соседедствующие. Т.к.-монголы -татары-волной прокатились по ЕвропеАзии , оставляя чингизидов ханов. Ни в коем случае нельзя раздельно говорить про мишартатар, ТАТАРЫ!
    И давайте рассматривая в историческом плане-"энтническая общность булгарами,кыпчаками,тогда БУРТАСАМИ ,а не мишарами(это прозвище волжских тюрков появилось вместе с прозвищем татар !) "Общность между татаро -монголами и бул. кып. бур..."??? Абсолютно не корректно!
    Чингизиды малочисленные ханы с их основным войском татармонгол-узкоглазые смуглые. И многочисленные тюркские народы с кыпсакским -булгарским современным татарским языком, обитающие до времен Аттилы от С. Кав.до Урала - в основном светлые!(кып. бул. бур.)
    "Во время З.О. это была слитная татарская общность,," Да, но только в позднейшее З.О. время всех тюркоязычных народов ЕвропаАзии так обозвали! И мишар не было, все-татары были.
    И да,скажем верхушка "волжских тюрков"(предков нынешних нас-ТАТАР) сблизилась с Москвой из-за ясных нам "общих интересов"( кстати в современности ситуация верхушки Т.и М. напоинает это до дибилизма..) Естесственно, тогда же "волжские тюрки" были феодально разрознены , а нашим бабаям на фиг не нужен был ордынский Казань.(Прошло 1552-1237=280лет с о прихода чужаков! А мы сейчас и через 465лет помним и протестуем завоеванию наших земель рускими царями!!
    А последующие восстания против русского ига- всем понятно.
    "Всем в Ислам!" И так -в трясине религии сидят наши все больше ИРАТ!! А КТО проявит гражданскую активность и будет защищать ТУГАН ИЛ!! Если говорят - гыйбәдәт беренче, милләт,дәүләт аннары -останутся гыйбәдәт белән генә! Туган илсез-дәүләтсез....( Тогда ТАТАРЛАР, не фиг историю обсуждать)
    Ответить
  • Анонимно 24 май
    Хорошая статья! Только здесь говорится в основном про Чокающих Мишарей которые по ходу и не Мишары а Татары Касимовского ханства. Нижегородские Мишары это остатки северных конных номадов которых называли Акациры,Фисагетты,Скифы и самое последнее название финоугорского осёдлого исчезнувшего растворивщегося племени Мещёра которая растворилась в коннокочевых предков Мишар и осёдлых Эрзя. Цокание Мишарей Нижгар как раз и было даже у исчезнувшего племени Мищёры. А в Нижнем Новгороде среди Мишарей живут всего навсего Русские переселенцы из Новгорода так как оно Окают так же как и Новгородцы. До этого в Нижнем Новгороде обитали сначало Буртасы потом Половцы и Кипчаки, затем при образовании Русского княжества предки Нижегородских Мишарей передвинулись обратно на юг, так как до этого были вытеснены Гуннами на север где они назывались Акациры. Когда Мишары оказались в районе Московии то там был Хазарский каганат который нанимал их как конницу, в это время Мишары уже не кочевали а были наёмниками как и Казаки охраняли границы, далее Хазарский каганат начал слабеть и Мишары уже тогда перешли на сторону Руси где и оставались Казаками охраняя границы Русского царства от дикого поля, затем была Орда где Мишары всё равно оставались в Московии. При Иване 3 отце Грозного они были переселены на засеку Алатырь а затем и дальше в степь для охраны от Ногайской орды и Киргиз Кайсаков это Нижегородская область Краснооктябрьский район и дальше Курмыш, Курмышские Татары. Вот вся история. Но после того как России уже не нужны были Мишары как воины наёмники они при Романовых и Немецких правителей стали называть их Мищереками, те кто принял дворянский титул из служилых те стали русским дворянством поменяв имена и религию, а те кто не смог получить дворянский титул были переведены из военного сословия в крестьяне. Поэтому Нижегородских мало, но в Татарстане их перемешанных тоже не много в основном они в культуре или в правительстве. В Татарстане Мишары чокающие и со средним диалектом.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Кто думает, что мишари - ордынцы, пусть посмотрит на их гаплогруппы Y-хромосомы ДНК. Там превуалирует J2, привнесенная в регион с Балкан. Как думаете, кто мог притащить эту родоплеменную группировку с Балкан? Конечно же Булгары.
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    У булгар каменное зодчество с древних времён ,а у так называемых монголо-татар юрточная культура пожизненная , итог монголо - татары это казахи , а мы с вами Булгарлыки !!!!!
    Ответить
    Гурхан Жайбасаров 05 июл
    Добавлю именно при З Орде вы приняли наш тюркский язык. Вы хоть называйте себя инопланетными булгарами но все равно будете носит этноним татары.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    +100500! Какие-то там отюреченые монголы (казахи) пытаются сравнивать себя с нами)) Мы булгарские тюрки, а не монголы или кыпчаки.
    Ответить
    Анонимно 26 апр
    правильно мы булгары а не татары
    Ответить
  • Гурхан Жайбасаров 05 июл
    Кто сказал такую хохму. Когда Казань брал Иван грозный на стороне Грозного воевали мишари. Их Иван грозный заманивал задаривая подарками. Теперь сопли жуете что Татарстан главный офис татар
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Гурхан, почитайте про Еникей мирзу. Ну да. "Мишари неуиноуни".
    Ответить
  • Анонимно 07 сен
    Да, мои предки - мишари воевали на стороне Ивана Грозного. И я этим горжусь.
    Ответить
    Анонимно 03 фев
    А твои предки, иштяк, вошли добровольно в Московию. Понимаешь,сами- добровольно.Гордись.
    Ответить
  • Анонимно 03 фев
    А.Х. Халиков: " В целом татары Среднего Поволжья и Приуральяимеют в основном европеоидный облик с определенным включением монголоидных черт, причем с признаками дальней метисации или смешения. Выделяются следующие типы : понтийский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью, темной или смешанной пигменацией волос и глаз, высоким переносьем, выпуклой спинкой носа с опущенным кончиком и основанием носа, значительным ростом бороды. Рост средний с тенденцией к повышению. В среднем этот тип представлен более чем у трети татар - от 28% у кряшен Чистопольского района. У татар Заказанья и Чистопольского района он колеблется в пределах 40 -45%. Этот тип у сибирских татар не известен. В палеоантропологическом материале он хорошо выражен у домонгольских булгар, в современном - у карачаевцев, западных черкесов и в Восточной Болгарии у местного болгарского населения, а также у части венгров. Исторически его следует увязывать с основным населением Волжской Болгарии." Кстати мишаре проживают на исконно булгарских землях, где возникла Волжская Булгария. Они в антропологическом плане более близки к карачаевцам и балкарам.Особенно мишаре Нурлатского,Алькеевского, Алексеевского,Акубаевского,Черемшанского,Чистопольского,Спасского,Лениногорского районов.
    Ответить
  • Анонимно 03 фев
    Также Новошешминского района и некоторые населенные пункты Альметевского района. (Лениногорского)
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Монгольских гаплогрупп у мишарей не обнаружено.Нет также генетического родства мишарей с прямыми потомками ордынцев - с казахами ,ногаями , узбеками ,степными крымцами и каракалпаками .
    Основные предки мишар- аланы-буртасы , а не хазары, монголы и половцы
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Основные предки мишар, из вышенаписанного, это булгары, барсилы, аскелы и барандхары !
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Баранджары.
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    булгары, барсилы, аскелы-предки казанских татар.
    Основные предки мишар-буртасы-аланы .

    Форум аналитического проекта , доктора исторических наук , антрополога Александра Абакумова "Славянское единство" »
    Обсуждение материалов проекта »
    БУРТАСЫ

    Вопрос: Александр Васильевич(Абакумов), скажите на каком языке говорили буртасы ? Какими антропологическими типами были представлены ?


    Ответ: 1) На северо-восточноиранском (скифо-сарматском).
    2) Примерно равномерно представлены восточноевропейский и андроновский (скифский ) североевропеоидные типы.

    Вопрос : Когда и кем они были ассимилированы ? Это был последний северо-восточно-ИРАНСКИЙ народ который был ассимилирован ?



    Осетины(пост-аланы) и ягнобцы(памирцы) - последние северо-восточноИРАНСКИЕ народы.
    БУРТАСЫ же были АССИМИЛИРОВАНЫ (кыпчакизированы) в Золотой Орде. Последний раз они упоминаются в связи с Куликовской битвой. Но были ли они тогда уже половецко-язычными? Или же ещё сохраняли СВОЙ САРМАТСКИЙ ЯЗЫК? Трудно сказать.
    "Прямые" потомки БУРТАСОВ - МИШАРИ . Буртасский компонент у мишарей - ПЕРВЫЙ , но язык у них - ордыно-кыпчакский.

    P.S. Мишарин Ринат Ахметов - типичный БУРТАС . Сочетание восточноевропейского и АНДРОНОВСКОГО (СКИФСКОГО )типов. Хотя восточноевропейский у него заметно преобладает
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Рядом с кавказскими черкесами и другими народами южного происхождения помещает БУРТАСОВ автор рассказа о «Донском побоище» (1380 г.):



    «Поиде Ординьскии князь Мамай съ единомысленыки своими с всеми князи ординьскими и со всею силою Татарською и Половецкою. Еще же к тому пока именовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкассы и БУРТАСЫ ...» [Московский летописный... 1949, с. 201].



    Таким образом, если не сами поволжские БУРТАСЫ , то, по крайней мере, их этноним был широко распространен. Фактически он мог служить для обозначения разных групп населения, имевших, по всей видимости, ИРАНСКИЕ корни.
    БУРТАСЫ - САРМАТЫ, ВОСТОЧНЫЕ ИРАНЦЫ которые в Золотой Орде перешли на кипчакский язык .

    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Хочу привести мнение известного антрополога, доктора исторических наук
    руководителя аналитического проекта "Славянское единство" » Александра Абакумова о мишарях и буртасах.

    "Буртасы разговаривали на восточно-иранском (скифо-сарматском )языке .
    Антротип буртас в основе -андроновский (скифский ).
    Осетины (пост-кавказские аланы) , буртасы и ягнобцы - последние северо-восточно-ИРАНСКИЕ народы.
    Буртасы же были ассимилированы (кыпчакизированы) в Золотой Орде. Последний раз они упоминаются в связи с Куликовской битвой. Но были ли они тогда уже половецко-язычными? Или же ещё сохраняли свой сарматский язык? Трудно сказать.
    "Прямые" потомки БУРТАСОВ - МИШАРИ . Буртасский компонент
    У МИШАРЕЙ - ПЕРВЫЙ , но язык у них - ордыно-кыпчакский.

    P.S. Мишарин Ринат Ахметов - типичный БУРТАС . Сочетание восточноевропейского и АНДРОНОВСКОГО (СКИФСКОГО) типов. Хотя восточноевропейский у него заметно преобладает.
    Ответить
  • Анонимно 05 фев
    Наровчат - северная столица Золотой Орды По мнению некоторых ученых, Наровчат как мусульманский город БЫЛ ИЗВЕСТЕН еще в 9-10 века. Местные МИШАРЕ--БУРТАСЫ приняли ИСЛАМ еще в эпоху Хазарского каганата, затем продолжали жить, следуя мусульманским канонам уже В СОСТАВЕ Волжской Болгарии. Из-за этого, при изучении камней мечети, найденных в Наровчате в 1916 г, между саратовскими учеными возникли разногласия. Время возникновения камней с надписями из Корана одни относили к 9-10 вв, другие – к 14 в., так и не придя к единому мнению. Саратовский ученый Александр Кротков, открывший и изучивший Наровчат первым, написал, что городище может иметь и БОЛЕЕ РАННЮЮ датировку.


    История татар в Пензе После развала Золотой Орды территория формирования татар-мишарей оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В русских документах 14-15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т.д.). В источниках 16-17 вв. встречаются термины «служилые татары», «БУРТАСЫ -ТАТАРОВЕ », «БУРТАСЫ -ПОСОПНЫЕ ТАТАРЫ ». Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они НЕ считают самоназванием, ​​относят себя к татарам
    Ответить
  • Анонимно 06 фев
    Одним из признанных специалистов в области этногенеза, истории и лингвистики тюркских народов является 81-летний филолог и историк из Казани Мирфатых Закиев - действительный член Академии наук РТ и Российской академии лингвистических наук, член президиума Всемирной ассоциации тюркологов.

    ИА REGNUM: Так мишары - это субэтнос или самостоятельный народ?

    Это, конечно, субэтнос. После завоевания Волжской Булгарии войсками Батыя в 1237 году и продвижения монгольских войск дальше на Запад, русские стали называть всех, кто жил под властью монголов - татарами. Логика была проста: если народы на Востоке были не русские, значит, это были татары. Таким образом, в татары попали все субэтносы и племена, которые жили на своих территориях - кипчаки, суасы, буртасы-мишары и булгары. Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя "суасами" - речными асами(казанские татары) или "буртасами"(татары-мишари) . Буртасы - это пчеловоды, от тюркского "бурт" - улей... Мишары стали частью большого татарского народа. Хотя до сих пор некоторые мишары считают себя отдельным этносом. И каждый мишарин всегда скажет, что он - "татарин со знаком качества". Мишары действительно отличаются даже по генотипу - они более высокого роста, среди них много светловолосых, рыжих и голубоглазых. Они "более европейцы" среди всех татар. Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно, я бы назвал мишар "более продвинутыми", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляют большую группу "служилых татар", куда кроме них также входят кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.
    Ответить
  • Анонимно 06 фев
    Эндоэтноним
    Самоназвание, или эндоэтноним — имя народа, которое он присваивает себе САМ . Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе

    Алания заимствовала имя свое от народа аланского, называвшего себя на своем языке Ас.
    Иосафат Барбаро 15 век

    Спутник и переводчик миссии 1246 г. брат Бенедикт Поляк в своем донесении также приводит список покоренных народов, имеющий существенные отличия от списка брата Иоанна.
    Хазары упоминаются в перечне кавказских народов, однако об их вероисповедании ничего не говорится, а брутахи вообще отсутствуют: «Названия же земель, которые тартары завоевали, суть таковы: Китай, Соланги, Эфиопия, Войрат, Кераниты, Буритебет, Уйгур, Киргиз, Саруйхур, Меркит, Мекрит, Найман, Каракитай, Туркия, Нубия, Балдак, Урумсолдан, Бисермины, Кангиты, Армения, Георгиания, АЛАНЫ , которые называют себя АССАМИ , Киркасы [Черкесы], Газары, Команы, которые называют себя Кусскара [Кыпчаками], Мордвины, Баскарт, то есть Великая Венгрия, Билеры, Корола, Кассиды, Паросситы, Песьи [народы], Самоеды, Несториане, Русия, [земли] персидских султанов, которые именуют себя сарраценами» (Ц. де Бридиа. История Тартар § 34). Латинский текст издан О. Оннерфорсом, см.: Historia Tartarorum C. de Bridia monachi / Ed. et annot. A. Onnerfors. Berlin, 1967.

    Прочтите внимательно список народов, покоренных монголами . Среди них вы найдете Алан которые имели самоназвание "Ас"

    АЛАНЫ , которые называют себя АСами
    ----------------------------------------------------------------
    Кто в теме, те знают ,что самоназвание Алан -Асы . То есть слово " АС" является общеАЛАНСКИМ этнонимом и самоназванием . Аланы-асы делились на племена и в состав названий этих племен входил общеаланский этноним "АС" : Аскел , Сувас , Буртас, Тулас, Баслас или Басилас (Барсилы, Бараджи ), Ас Тигор и т.д
    По сути аскелы -это те же сувасы или суасы .Суасы -это речные асы или речные аланы .Этот этноним до 19 века являлся самоназванием казанских татар .
    Буртасы -переводится как "АСЫ у большой реки "
    Но есть еще другая версия
    Буртасы - это на русском языке . Но на иранском этот этноним обозначается -- "МурдАсы". Переводится как --асские (аланские) люди


    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Понтийский(средиземноморский) тип есть как у казанских татар , так и у татар-мишарей ,является основой их антротипа и он унаследлван ими от алан-асов.
    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Фра К. де Бридиа
    "Среди земель, которые покорили монголы мы находим АЛАНОВ, которые называют себя АСами ​​( буртАСами.,суАСами-АС-келами, АС-тигорами, тулАСами , басилАСами(берсула), кулАСами и тд )
    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Краевед Ленар Мифтахныкы, также как некоторые принял за правду неверную версию о якобы участие хазар и половцев в этногенезе.
    Приведу ряд аргументов против версии..
    Хазары .
    Письменные источники локализуют Хазар лишь на востоке Северного Кавказа , в районе дельты Волги ( район совр. Астрахани )
    Севернее этих земель источники хазар не упоминают.
    Археологические и антропологические исследования подверждают проживание в Саркеле , на Нижнем Дону , где сейчас находится г Волгодонск .
    Буртасы ,основные предки мишар , жили до 10 века на Верхнем Дону , севернее Саркела на 300км..
    Буртасы и Хазары ни когда не жили вместе с хазарами .. Также буртасы не брали в плен хазар , так как они были до 10 в их вассалами.
    Таким образом хазары , даже в виде небольшой примеси НЕ могут являться предками мишар .
    Половцы-кипчаки
    Аналогичная ситуация с версией о якобы участии половцев -кипчаков в этногенезе мишар.
    Можно ответит коротко .
    Нет ни каких упоминаний проживания половцев-кипчаков в Мещере(включая Пензенскую и восток Рязанской обл,Мордовию) ..В тоже время нет ни одного кипчакского археологического памятника на этой территории.
    Можно еще добавить : нет ни какой преемственности, связи культур кипчаков и татар-мишар

    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Хазарских памятников севернее Саркела -нет
    А Саркел находился на 600км южнее современной Пензенской обл.
    Ответить
  • Анонимно 08 фев
    почему то не кто не говорит про Оренбургских татар,откуда они,инопланитяне чтоли.красивые сильные и стройные люди красиво разговаривают и душевно поют такой милодии нет в мире,русские слушают и хвалят.Астраханские татары тоже есть,Финские и недерланские татары есть,сибирские татары есть,дальневосточные и китайские татары есть,уйгуры тоже разговаривают на татарском языке.болгарские татары где.весь мир одни татары.чего делить и сортировать.живите и говорите АллаГешекер.у адама и евы был один язык.все гены в мире одинаковы,от животных отличаются.
    Ответить
    Анонимно 16 сен
    Мишари добровольно стали служить русским, а казанские татары до последнего сражались за свою автономию. Есть мнение, что именно из-за мишар была взята Казань (на стороне Ивана Грозного были мишари (всем это известно). Очень жаль, что это произошло. История татар могла быть иной.
    Ответить
    Анонимно 20 янв
    Хватит косить все беды на мишарей. Казанский шах али сам предал свой народ. И напал на Казань с войском ивана грозного
    Ответить
  • Анонимно 08 фев
    Татарская археология. 1997, № 1
    Е. П. Казаков
    Об этнокультурных компонентах народов
    юго-восточной Европы в Волжской Болгарии
    (по археологическим материалам)

    Учитывая , что болгарские захоронения отмечаны у Волгограда и Саратова то во второй половине VIII — начале IX вв. в Поволжье, в том числе и
    Среднее, могли состояться сезонные перекочевки болгар. В едином
    политическом пространстве данного времени на всей этой территории
    мигрировали и АЛАНЫ. Некоторые материалы позволяют
    выделить и их(алан) комплексы

    В этом выразительные данные дает Шиловский курганный могиль-
    ник, изученный в 1992 г. Р. С. Багаутдиновым у с. Шиловка Сенгилевс-
    кого р-на Ульяновской области ( на границе с Татарстаном) 5 Под двумя курганами выявлены три
    ПОДБОЙНЫЕ могилы. Наиболее богатая состояла из входной ямы и вы-
    рубленной в известняке КАТАКОМБЫ . Во входной яме расчищен скелет
    коня. В ДРОМОСЕ и в КАТАКОМБЕ , дно которой было покрыто толстым
    слоем древесных углей, в беспорядке находились кости юноши, девуш-
    ки и мальчика. В беспорядке находились и разнообразные находки (пред-
    меты вооружения, конского снаряжения, поясного набора, украшений,
    посуда: горлышко бурдюка, деревянный сосуд и др.) в том числе золо-
    той солид ИМПЕРАТОРА Ираклия и его сына Константина (610—640 гг.).​
    Золотая индикация византийской монеты встречена и в другом погре-
    бении. Р. С. Багаутдинов предварительно датировал Шиловские курга-
    ны концом VII — началом VIII вв.6
    Материал данного некрополя до деталей аналогичен проявлениям
    АЛАНСКИХ могильников в лесостепной части салтово-маяцкой культуры.
    Для них характерны катакомбный обряд, захоронение коня при входе в
    катакомбу, подсыпка углей и т.д. Вышеописанное богатое погребение
    СОВПАДАЕТ по большинству показателей с захоронениями в катакомбах
    группы III исследованными С. А. Плетневой в Дмитриевском АЛАНСКОМ могильнике.
    ​Это так называемые катакомбы с тройными захоронениями, в ко-
    торых нередко отмечалось ритуальное РАЗРУШЕНИЕ скелетов.
    Свидетельством присутствия АЛАН на СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ является круговая керамика с приземистым, имеющим наибольший диаметр в нижней части, туловом, встречаемая в
    болгарских некрополях. Она использовалась еще АЛАНАМИ Северного
    Кавказа, хотя на Волге, наряду с традиционными для болгар лепными
    плоскодонными горшками, выступает уже как собственно болгарская.
    Типично АЛАНСКИМИ можно считать одноручные круговые сосуды с низ-
    ким туловом и широко открытой горловиной, встреченные в I Больше-
    тарханском и Танкеевском могильниках.8 (Татарстан) Эти, т.н. “кружки”, широко
    бытовали в СЕВЕРО-КАВКАЗСКИХ АЛАНСКИХ памятниках со второй половины VI в. по​
    XII в.9 Подобные кружки составляют ВТОРУЮ по численности, после
    кувшинов, группу керамики НА АЛАНСКИХ , лесостепных памятниках сал-
    тово-маяцкой культуры.10 С АЛАНСКИМИ традициями связано
    положение женщин на боку с подогнутыми ногами в некоторых погре-
    бениях Танкеевского могильника (рис. 1,в)
    Типичным для центральнокавказских алан эпохи средневековья являет-
    ся одноручный кувшин из Танкеевского погребения 1140( Татарстан). Он имеет высокую
    горловину, слив и явно символизирует женскую фигурку. По боковым
    сторонам в верхней части горловины имеется имитация ушей человека и
    вставленных в них сережек САЛТОВСКОГО (АЛАНСКОГО) типа с напускными бусами .
    Ответить
  • Анонимно 08 фев
    Оренбургские татары - это те же самые , но переселившиеся в 18, 19 веках в Оренбуржье --казанские и мещерские татары (мишари)
    Ответить
  • Анонимно 08 фев
    Упоминание термина «БУРТАС» в актовых документах XVII века МЕЩЕРСКИХ уездов
    (Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей.
    Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что БУРТАСЫ – это СИНОНИМ
    понятию ПОСОПНЫЕ ТАТАРЫ . Вследствие чего, в названии БУРТАСЫ прослеживают ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между народом БУРТАС и представителями
    ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Восточной Мещеры , являющимися ПОСОПНЫМИ (ясачными) ТАТАРАМИ .
    Собственно прежде всего это и
    дает основание считать БУРТАСОВ ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТОМ в этногенезе
    западной группы ТАТАР , которых принято называть МИШАРЯМИ .
    Ответить
  • Анонимно 09 фев

    Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ.
    На основании антропологических материалов они (ученые-антропологи ) ВЫСКАЗАЛИСЬ «ПРОТИВ точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры»,
    и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя»

    Алексеева Т.И

    Как видим ученые-антропологи в 50 годы 20 века , когда прошло более 100 лет со времени выдвижения гипотезы происхождения мишарей , ОПРОВЕРГЛИ МЕЩЕРСКУЮ ГИПОТЕЗУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ
    Ответить
  • Анонимно 12 фев
    Один из авторов пишет, что балкары и карачайлы в антропологическом плане очень близки к чеченцам, ингушам и пр. Это естественно,ведь они, минимум , проживают на Северном Кавказе с 6 века. Близкое соседство приводило и к межэтническим связям, особенно, в тот исторический период, в том числе и бракам, между представителями народов проживающими на данной территории.Особенно, в период существования Великой Болгарии и Крымского ханства. Эти территории входили в состав Крымского ханства, а балкары и карачайлы были не только единоверцами с крымским народом, но также практически одним народом. Теперь я хочу остановится на антропологической близости мишар с карачайлы и балкарами. Я не говорю обо всех мишарах, а только о мишарах проживающих на исконно булгарских землях со времени Волжской Булгарии. Степень антропологической близости между ними и карачайлы и балкарами наивысшая, что наряду с их проживанием на исконно булгарских землях является бесспорным доказательством того, что именно они являются потомками булгарских племен.
    Ответить
  • Анонимно 15 фев
    Не верно. Булгары относились к памиро-ферганскому типу , который проявляется у таджиков , оседлых узбеков , у ряда народов Афганистана \

    Другое название этого типа - раса Среднеазиатского междуречья . Также этот булгарский тип называют Зливкинским , позднеСАРМАТСКИМ
    Этот БУЛГАРСКИЙ тип илентичен антротипу классических БРАХИКРАННЫХ САРМАТ .
    Мишари НЕ имеют этого типа , так как они НЕ являются потомками этнических булгар-зливкинцев .
    У Казанских татар памиро-ферганский тип - ЕСТЬ .
    Мишари в основе - потомки буртас-аланов . У татар-мишар большая доля понтийского типа, который является БУРТАСО-АЛАНСКИМ ГЕНЕТИЧЕСКИМ
    НАСЛЕДИЕМ
    Карачаевцы и балкарцы НЕ ИМЕЮТ антропологического сходства НИ С АЛАНАМИ, НИ С БУЛГАРАМИ . Об этом подробно написано в научных трудах антропологов . Цитаты из них можно выложить здесь на форуме.


    Вот одна из цитат из научного труда академика Алексеева В.П. :

    ....Поскольку и в культуре СВАНЫ выделяются наибольшей архаичностью среди ДРУГИХ ГРУЗИН-ГОРЦЕВ, не свидетельствует ли обособленное положение сванского языка о том, что именно сваны являются потомками древнейших этнических групп, заселявших высокогорные районы
    Центрального Кавказа? "

    Теперь о соседних районах Центрального Кавказа, где в обиходе не кавказские языки:

    "...Балкарцы и карачаевцы также НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ , как уже отмечалось, по своему антропологическому типу ОТ ГРУЗИН-ГОРЦЕВ.

    ...Разумеется, значение обоих этих утверждений неравноценно. Полное тождество антропологического типа БАЛКАРЦЕВ и КАРАЧАЕВЦЕВ , с одной стороны, и ГОРНЫХ этнографических групп ГРУЗИН — с другой, само по себе без всякой дополнительной аргументации заставляет признать наличие МОЩНОГО КАВКАЗСКОГО СУБСТРАТА в этногенезе БАЛКАРСКОГО и КАРАЧАЕВСКОГО народов.
    Балкарцы и карачаевцы ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ собой СВАНОВ , по тем или иным причинам ПЕРЕШЕДШИХ на НЕсванскую речь."

    То есть академик Алексеев В.П. на основе проведенных антропологических исследований утверждает ,что карачаевцы и балкарцы - это в основе местные горные грузины(сваны) , перешедшие на тюркскую речь
    Ответить
  • Анонимно 20 фев
    И.Н. Смирнов: «Мы считаем, что в этих высказываниях заложена плодотворная мысль. Связующим звеном между буртасами и мишарями являются так называемые «посопные татары», жившие в конце XVIII века в в мещерских уездах . В актовых документах этого времени термин «посопные татары» равнозначен термину «буртас», буртасы-посопные татары»
    Ответить
  • Анонимно 20 фев
    Раньше эта страна, где проживают современные казанские татары, называлась по имени главного народа, так сказать, государствообразующего Булгар. Так же как и Русь от варягов.
    Южнее там, где сейчас проживают татары-мишары, была в прошлом страна Буртас. Топонимика этого края до сего времени сохранила этот этноним(буртас), он повторяется в названии некоторых поселений. Наиболее ГУСТО в районе проживания, так называемых, ТЕМНИКОВСКИХ татар (название от города Тюмень-кала). Древние предания говорят о РОДСТВЕ БУОГАР И БУРТАС , по терминологии тех лет - «родные братья», что, однако, не мешало булгарам делать на них набеги и уводить пленных. То же подтверждается сообщениями арабских путешественников, но они не дают надежных сведений о языке буртас. Ряд черт этой культуры, а именно: САРМАТСКОЕ вооружение, обычаи деформации головы и захоронения под курганами, полихромный стиль, возникший в среде сармат Боспора и используемый из местных народов только ими, позволяют думать, что это были САРМАТЫ И АЛАНЫ , бывшие хозяева степных просторов. Косвенно подтверждает это СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ черты, сохранившиеся с той поры в облике ТАТАР .
    Из всех народов Поволжья и Приуралья только ТАТАРЫ обладают этими чертами.
    Впоследствии этноним Буртас исчез, и возобладало другое название – мишар
    Ответить
    Анонимно 07 июл
    Мишари на территорию Татарстана, т.е. туда где жили булгары пришли только в 17 веке вместе с русскими во время колонизации этого края.
    Ответить
  • Анонимно 28 фев
    Вот мнение казачьего историка из казачьего форума :
    Еще о происхождении казаков
    kostyantyn1979
    А знаете, почему казаки к мишарям ближе? Потому что мишари - потомки НЕ тюрков, а АЛАН . И говорят по-татарски, но с осетинской фонетикой, с осетинским выговором, соблюдая иранские обычаи и придерживаясь иранских же верований.
    ----------------------------------------------------------------------------------------------------
    Совершенно верно . По антротипу мишари вместе с казанскими татарами и туркменами ближе всех к средневековым аланам.
    Лингвисты отмечают сходство по фонетике осетинского языка и мишарского диалекта .
    Ответить
  • Анонимно 09 апр
    Касимовское царство!



    Татарское поселение в подмосковном Мещерском крае воспринимается как своего рода феномен. Однако в исторической науке он находит свое объяснение.
    В 1446 году в Москву прибыли казанские царевичи братья Касим и Якуб. Они привели с собой многотысячное войско и присягнули на верность великому князю московскому. На жительство новым московским подданным был предоставлен Звенигород.
    Якуб вскоре умер, а Касим со своей дружиной не раз выступал в походы против золотоордынских полчищ. Плечом к плечу с русской ратью храбро бились и побеждали врагов татарские воины Касима.
    Великий князь московский оценил эту службу Касима и его дружины. Она была выдвинута на аванпост Московского государства - Касиму в 1452 году был пожалован Мещерский городок, переименованный впоследствии в Касимов.
    В 1470 году великий князь московский Иван III пожаловал тогдашнему касимовскому владетелю титул «касимовского царя». Царство это не было наследственным, касимовскими царями назначались татарские царевичи, перешедшие на русскую службу. Касимовское царство просуществовало 225 лет.
    В. МАРГВЕЛАШВИЛИ.


    Касимовское татары!


    Мишары-Могильщики Казанского Ханства!!!!!

    Я ПОМНЮ-Берлек!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 20 янв
    Прочитайте книгу в.имамова"запрятанная история татар". И все вам станет ясно.
    Ответить
  • Анонимно 03 мар
    Ярар, мин мишар, син Казан татары. Барыбыз да татарлар булабыс. Не хватало ещё между собой делиться. Что бы там раньше не было, сейчас мы один народ, один язык, одна культура.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров