«Мы, татары, добровольно никуда не входили, но были опорой Белому царю»
Казанские татары и мишари: Родина одна, а истоки разные? Спорная колонка краеведа о двух началах единого народа
Вопрос взаимоотношений двух крупных татарских субэтносов — казанских и мишарей — является одним из самых полемичных и не угасает в научном мире и интернет-пространстве. После публикации в «Реальном времени» размышлений политолога и нашего колумниста Руслана Айсина о «мишарском вопросе» решил высказаться журналист, краевед Ленар Мифтахныкы, занимающийся исследованием татарских родословных. В авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, он объясняет, как два разных народа с легкой руки Петра I стали одним.
На осколках Золотой Орды
Человек, далекий от исторической науки, должен уважительно относиться как к ордынской, так и к болгарской теориям происхождения татарского народа. Они обе достаточно логичны и аргументированы. Впрочем, на мой взгляд, ни одна из них не дает исчерпывающих ответов на вопросы. В любом случае на этот счет пусть дискутируют ученые, а наше обывательское дело — читать их полемику и делать свои выводы. Эта позиция позволяет нам выбирать из сказанного то, что нам ближе по духу, то, что нам нравится.
Какой бы теории ни придерживались татары, очевидно одно — точкой отсчета для современной татарской нации являются трагические события 1552 года. И если причастность к наследию Волжской Болгарии и Золотой Орды — это дискуссионный вопрос, то прямое отношение казанских татар к Казанскому ханству не вызывает сомнений. Именно поэтому я именую себя подданным казанского хана, а в отсутствие такого взял на себя нелегкое бремя исполнения его обязанностей, так что по вопросам получения ханских паспортов — это ко мне (шутка).
Однако нельзя забывать, что помимо казанских татар (это те, что «щекают»), есть еще и татары-мишари (это те, что «чекают» и «цокают»). Они к Казанскому ханству отношения не имеют, как, впрочем, вероятно, и к Волжской Болгарии. Это, скорее, потомки хазар и кипчаков, а также некоторых европейских переселенцев, пришедших в Дешт-и-Кипчак около тысячи лет назад. Нас, казанских татар, с ними роднит совместное проживание в Золотой Орде, но после распада татарской империи эта общность рассыпалась. Сколько народов появилось на осколках этого средневекового государства, помимо татар! Ногайцы, казахи, узбеки, кумыки, башкиры и другие — это все татары Золотой Орды. Значит, этот котел не успел переварить все находящиеся в нем народы в единую нацию. При этом казанские татары и татары-мишари не просто взяли себе ордынский этноним, но и стали двумя важными компонентами одного народа.
У нас не было выбора
Дело в том, что в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, этногенез казанских татар и татар-мишарей продолжился в составе русского государства — у нас и выбора-то не было. Но фактически в один народ мы слились только в начале XVIII века. Именно поэтому я считаю, что мы относительно молодая нация. Как это произошло? После распада Золотой Орды мишари поступили на службу русскому царю и оказались у истоков создания Российской империи. Именно они проливали кровь, расширяя границы русского мира. А в это время казанские татары строили свое национальное государство — Казанское ханство.
Естественно, что в 1552 году мишарям пришлось в составе русской армии штурмовать Казань. После присоединения Царства Казанского к Московии о консолидации казанских татар и мишарей не могло быть и речи. Между ними легла пропасть. Но образовалась она не только из-за вражды и обиды, хотя это тоже присутствовало, — дело было в разных социальных статусах. Казанские татары для русских — это были побежденные враги. Пусть и побежденные, но все же враги. Мы для них были поданными чужого хана, к тому же «басурмане», которые очень долго не признавали власть русского царя. Кем были татары-мишари в сознании русского человека? Они были хоть и «басурмане», но все же свои, которые в отличие от казанцев добровольно перешли на службу русскому царю.
Как Петр два народа объединил
И тут на престол вступает Петр Первый, который лишает мишарей всех привилегий. Он, презрев их заслуги перед страной, поставил победителей в один ряд с побежденными. Для него важным маркером для определения свой-чужой стали религия и национальность подданных. Таким образом, он склеил вчерашних врагов в один народ. Это было начало XVIII века. Это и есть начало татарской нации в современном ее виде.
С этого времени начинается смешение не только крови, но и идеологических установок, то есть политического достояния, без которого невозможно было формирование политической нации. В этом плане у татар оказался полный винегрет. В общую копилку вошли и память о героической защите Казани, и заслуги за взятие татарской столицы. Татары смогли объединить не объединяемое.
С одной стороны, у татар имеется политическое достояние казанцев, которые не признали вхождение Царства Казанского в состав Московии. Это дает им моральное право на борьбу за отстаивание государственных интересов Татарстана. С другой стороны, достояние татар-мишарей, принимавших непосредственное участие в создании и укреплении России. Вот и получается, что с одной стороны — «мы добровольно никуда не входили», а с другой — «мы были опорой Белому царю». Это все наша общая татарская сокровищница, которая в той или иной ситуации позволяет татарам вытаскивать козырные карты из разных колод, пытаясь выжить в условиях русской культурной экспансии.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.