«Мы, татары, добровольно никуда не входили, но были опорой Белому царю»
Казанские татары и мишари: Родина одна, а истоки разные? Спорная колонка краеведа о двух началах единого народа
Вопрос взаимоотношений двух крупных татарских субэтносов — казанских и мишарей — является одним из самых полемичных и не угасает в научном мире и интернет-пространстве. После публикации в «Реальном времени» размышлений политолога и нашего колумниста Руслана Айсина о «мишарском вопросе» решил высказаться журналист, краевед Ленар Мифтахныкы, занимающийся исследованием татарских родословных. В авторской колонке, написанной специально для нашей интернет-газеты, он объясняет, как два разных народа с легкой руки Петра I стали одним.
На осколках Золотой Орды
Человек, далекий от исторической науки, должен уважительно относиться как к ордынской, так и к болгарской теориям происхождения татарского народа. Они обе достаточно логичны и аргументированы. Впрочем, на мой взгляд, ни одна из них не дает исчерпывающих ответов на вопросы. В любом случае на этот счет пусть дискутируют ученые, а наше обывательское дело — читать их полемику и делать свои выводы. Эта позиция позволяет нам выбирать из сказанного то, что нам ближе по духу, то, что нам нравится.
Какой бы теории ни придерживались татары, очевидно одно — точкой отсчета для современной татарской нации являются трагические события 1552 года. И если причастность к наследию Волжской Болгарии и Золотой Орды — это дискуссионный вопрос, то прямое отношение казанских татар к Казанскому ханству не вызывает сомнений. Именно поэтому я именую себя подданным казанского хана, а в отсутствие такого взял на себя нелегкое бремя исполнения его обязанностей, так что по вопросам получения ханских паспортов — это ко мне (шутка).
Однако нельзя забывать, что помимо казанских татар (это те, что «щекают»), есть еще и татары-мишари (это те, что «чекают» и «цокают»). Они к Казанскому ханству отношения не имеют, как, впрочем, вероятно, и к Волжской Болгарии. Это, скорее, потомки хазар и кипчаков, а также некоторых европейских переселенцев, пришедших в Дешт-и-Кипчак около тысячи лет назад. Нас, казанских татар, с ними роднит совместное проживание в Золотой Орде, но после распада татарской империи эта общность рассыпалась. Сколько народов появилось на осколках этого средневекового государства, помимо татар! Ногайцы, казахи, узбеки, кумыки, башкиры и другие — это все татары Золотой Орды. Значит, этот котел не успел переварить все находящиеся в нем народы в единую нацию. При этом казанские татары и татары-мишари не просто взяли себе ордынский этноним, но и стали двумя важными компонентами одного народа.
У нас не было выбора
Дело в том, что в отличие от народов Средней Азии и Кавказа, этногенез казанских татар и татар-мишарей продолжился в составе русского государства — у нас и выбора-то не было. Но фактически в один народ мы слились только в начале XVIII века. Именно поэтому я считаю, что мы относительно молодая нация. Как это произошло? После распада Золотой Орды мишари поступили на службу русскому царю и оказались у истоков создания Российской империи. Именно они проливали кровь, расширяя границы русского мира. А в это время казанские татары строили свое национальное государство — Казанское ханство.
Естественно, что в 1552 году мишарям пришлось в составе русской армии штурмовать Казань. После присоединения Царства Казанского к Московии о консолидации казанских татар и мишарей не могло быть и речи. Между ними легла пропасть. Но образовалась она не только из-за вражды и обиды, хотя это тоже присутствовало, — дело было в разных социальных статусах. Казанские татары для русских — это были побежденные враги. Пусть и побежденные, но все же враги. Мы для них были поданными чужого хана, к тому же «басурмане», которые очень долго не признавали власть русского царя. Кем были татары-мишари в сознании русского человека? Они были хоть и «басурмане», но все же свои, которые в отличие от казанцев добровольно перешли на службу русскому царю.
Как Петр два народа объединил
И тут на престол вступает Петр Первый, который лишает мишарей всех привилегий. Он, презрев их заслуги перед страной, поставил победителей в один ряд с побежденными. Для него важным маркером для определения свой-чужой стали религия и национальность подданных. Таким образом, он склеил вчерашних врагов в один народ. Это было начало XVIII века. Это и есть начало татарской нации в современном ее виде.
С этого времени начинается смешение не только крови, но и идеологических установок, то есть политического достояния, без которого невозможно было формирование политической нации. В этом плане у татар оказался полный винегрет. В общую копилку вошли и память о героической защите Казани, и заслуги за взятие татарской столицы. Татары смогли объединить не объединяемое.
С одной стороны, у татар имеется политическое достояние казанцев, которые не признали вхождение Царства Казанского в состав Московии. Это дает им моральное право на борьбу за отстаивание государственных интересов Татарстана. С другой стороны, достояние татар-мишарей, принимавших непосредственное участие в создании и укреплении России. Вот и получается, что с одной стороны — «мы добровольно никуда не входили», а с другой — «мы были опорой Белому царю». Это все наша общая татарская сокровищница, которая в той или иной ситуации позволяет татарам вытаскивать козырные карты из разных колод, пытаясь выжить в условиях русской культурной экспансии.
комментарии
И никто лоялизмом особым к идеологическим наследникам Белого царя не страдает. Скорее даже наоборот.
Взвешенная.
Присутствуют все точки зрения.
Есть и своя.
Спасибо.
Мещерские племена.а не булгарские.
А также, род, мог, в поисках лучшей жизни перекочевать очень далеко, где не было таких воинственных соседей, и там начать "новую жизнь". Так же могла поступить и часть рода- перекочевать на далёкие земли, оставив часть своих родственников. У перекочевавших начинались контакты с соседями-инородцами,- торговали-воевали-женихались, вследствие их влияния менялся говор (к примеру слово "пычак" у татар, "пысак"- у башкир, "пышак"- у киргиз, "пыцак" или "пытчак" у мишар). Проходили десятилетия, века,- и волею Аллаха, происходили обратные процессы- ушедшие родственники возвращались обратно в свои родные места (опять же вследствие войн, притеснений со стороны более сильных и могущественных соседей). Так вот, у нас, татар, мишар, и даже у башкир - язык общий, говор- разный, у разноРОДных такого быть, скорее всего- не может, это указывает только на то- что мы РАССТАЛИСЬ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕДАВНО в мерках истории, конечно. А вот с кумыками, с казахами- чуть пораньше, а с карачаями и балкарами- еще раньше, тут надо смотреть на то, СКОЛЬКО ОНИ ВОБРАЛИ В СЕБЯ в свой лексикон от соседей. Язык является маркером родственности даже больше, чем генетика.
А выводы надо начинать с самой глубокой истории, с тюркского каганата, когда уже сформировался татарский язык. Уже тогда на огромном пространстве говорили на татарском языке. А раз говорили на одном языке, то значит были близки и этнически.
Естественно в этой истории прекрасно разбирался Чингиз хан, создавая свою империю. Он же не из юрты вылез и пошел воевать. Он обладал огромными познаниями во всех сферах человечества, естественно знал географию, где какие народы жили, какие религии исповедывались.
И уже тогда была этническая общность между татаро-монголами, булгарами, кыпчаками, мишарами и т.д.
Затем , во время Золотой Орды это была слитная татарская общность, которая распространилась и на Литву, и на Польшу , Венгрию , Румынию и др.
И вот трагические события: распри чингизидов, борьба за власть, убийства друг друга и т.д., по мере укрепления русской общности по доброй воле татар, стали раскалывать татарскую общность. И ханы-чингизиды мишарских уделах в борьбе за власть и выживание с другими ханами, будучи в плотном соприкосновении с русскими, стали сближаться с ними, у их появились общие интересы.
Но, я уверен, что они (касимовский хан и его подданные) не ожидали, что история получит такое развитие, что дело обернется геноцидом татарского народа. Они сами оказались жертвой тех роковых событий.
Подтверждение тому восстания, поднятые мишаром Батыршой и другими.
Батырша-выдающаяся личность, выдающийся татарин. Разве можно помыслить, чтобы он разделял татар на мишар, казанских, крымских, астраханских , литовских, польских, румынских, сибирских и т.д. в духовном, родственном смысле.
В 1552 году при захвате Казани мишари были в войске своего князя - Еникея Темниковского, а не в войске Шах-Али.
Ханы являются чингизидами (прямыми потомками Чингиз хана по мужской линии). И все настоящие татары являются потомками Чингиз хана. Во всех нас течет кровь Чингиз хана. Правда, в сочетании мужских и женских линий.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/62487-kazanskie-tatary-i-mishari
Вы шутите?
Или можете привести примеры текстов времен Тюркского каганате (552 — 603) на СФОРМИРОВАВШЕМСЯ ТАТАРСКОМ языке?
Вы шутите...
Понял!
Весь апрель никому НЕ ВЕРЬ!
Популярная индуктивная логика.
И давайте рассматривая в историческом плане-"энтническая общность булгарами,кыпчаками,тогда БУРТАСАМИ ,а не мишарами(это прозвище волжских тюрков появилось вместе с прозвищем татар !) "Общность между татаро -монголами и бул. кып. бур..."??? Абсолютно не корректно!
Чингизиды малочисленные ханы с их основным войском татармонгол-узкоглазые смуглые. И многочисленные тюркские народы с кыпсакским -булгарским современным татарским языком, обитающие до времен Аттилы от С. Кав.до Урала - в основном светлые!(кып. бул. бур.)
"Во время З.О. это была слитная татарская общность,," Да, но только в позднейшее З.О. время всех тюркоязычных народов ЕвропаАзии так обозвали! И мишар не было, все-татары были.
И да,скажем верхушка "волжских тюрков"(предков нынешних нас-ТАТАР) сблизилась с Москвой из-за ясных нам "общих интересов"( кстати в современности ситуация верхушки Т.и М. напоинает это до дибилизма..) Естесственно, тогда же "волжские тюрки" были феодально разрознены , а нашим бабаям на фиг не нужен был ордынский Казань.(Прошло 1552-1237=280лет с о прихода чужаков! А мы сейчас и через 465лет помним и протестуем завоеванию наших земель рускими царями!!
А последующие восстания против русского ига- всем понятно.
"Всем в Ислам!" И так -в трясине религии сидят наши все больше ИРАТ!! А КТО проявит гражданскую активность и будет защищать ТУГАН ИЛ!! Если говорят - гыйбәдәт беренче, милләт,дәүләт аннары -останутся гыйбәдәт белән генә! Туган илсез-дәүләтсез....( Тогда ТАТАРЛАР, не фиг историю обсуждать)
Основные предки мишар- аланы-буртасы , а не хазары, монголы и половцы
Основные предки мишар-буртасы-аланы .
Форум аналитического проекта , доктора исторических наук , антрополога Александра Абакумова "Славянское единство" »
Обсуждение материалов проекта »
БУРТАСЫ
Вопрос: Александр Васильевич(Абакумов), скажите на каком языке говорили буртасы ? Какими антропологическими типами были представлены ?
Ответ: 1) На северо-восточноиранском (скифо-сарматском).
2) Примерно равномерно представлены восточноевропейский и андроновский (скифский ) североевропеоидные типы.
Вопрос : Когда и кем они были ассимилированы ? Это был последний северо-восточно-ИРАНСКИЙ народ который был ассимилирован ?
Осетины(пост-аланы) и ягнобцы(памирцы) - последние северо-восточноИРАНСКИЕ народы.
БУРТАСЫ же были АССИМИЛИРОВАНЫ (кыпчакизированы) в Золотой Орде. Последний раз они упоминаются в связи с Куликовской битвой. Но были ли они тогда уже половецко-язычными? Или же ещё сохраняли СВОЙ САРМАТСКИЙ ЯЗЫК? Трудно сказать.
"Прямые" потомки БУРТАСОВ - МИШАРИ . Буртасский компонент у мишарей - ПЕРВЫЙ , но язык у них - ордыно-кыпчакский.
P.S. Мишарин Ринат Ахметов - типичный БУРТАС . Сочетание восточноевропейского и АНДРОНОВСКОГО (СКИФСКОГО )типов. Хотя восточноевропейский у него заметно преобладает
«Поиде Ординьскии князь Мамай съ единомысленыки своими с всеми князи ординьскими и со всею силою Татарською и Половецкою. Еще же к тому пока именовалъ рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкассы и БУРТАСЫ ...» [Московский летописный... 1949, с. 201].
Таким образом, если не сами поволжские БУРТАСЫ , то, по крайней мере, их этноним был широко распространен. Фактически он мог служить для обозначения разных групп населения, имевших, по всей видимости, ИРАНСКИЕ корни.
БУРТАСЫ - САРМАТЫ, ВОСТОЧНЫЕ ИРАНЦЫ которые в Золотой Орде перешли на кипчакский язык .
руководителя аналитического проекта "Славянское единство" » Александра Абакумова о мишарях и буртасах.
"Буртасы разговаривали на восточно-иранском (скифо-сарматском )языке .
Антротип буртас в основе -андроновский (скифский ).
Осетины (пост-кавказские аланы) , буртасы и ягнобцы - последние северо-восточно-ИРАНСКИЕ народы.
Буртасы же были ассимилированы (кыпчакизированы) в Золотой Орде. Последний раз они упоминаются в связи с Куликовской битвой. Но были ли они тогда уже половецко-язычными? Или же ещё сохраняли свой сарматский язык? Трудно сказать.
"Прямые" потомки БУРТАСОВ - МИШАРИ . Буртасский компонент
У МИШАРЕЙ - ПЕРВЫЙ , но язык у них - ордыно-кыпчакский.
P.S. Мишарин Ринат Ахметов - типичный БУРТАС . Сочетание восточноевропейского и АНДРОНОВСКОГО (СКИФСКОГО) типов. Хотя восточноевропейский у него заметно преобладает.
История татар в Пензе После развала Золотой Орды территория формирования татар-мишарей оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В русских документах 14-15 вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т.д.). В источниках 16-17 вв. встречаются термины «служилые татары», «БУРТАСЫ -ТАТАРОВЕ », «БУРТАСЫ -ПОСОПНЫЕ ТАТАРЫ ». Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин «мишэр» они НЕ считают самоназванием, относят себя к татарам
ИА REGNUM: Так мишары - это субэтнос или самостоятельный народ?
Это, конечно, субэтнос. После завоевания Волжской Булгарии войсками Батыя в 1237 году и продвижения монгольских войск дальше на Запад, русские стали называть всех, кто жил под властью монголов - татарами. Логика была проста: если народы на Востоке были не русские, значит, это были татары. Таким образом, в татары попали все субэтносы и племена, которые жили на своих территориях - кипчаки, суасы, буртасы-мишары и булгары. Отмечу, что до проведения первой переписи, которая была проведена по царскому указу среди народов края сразу после завоевания Казанского ханства в конце 16 века, те, кого сейчас называют татарами, называли себя "суасами" - речными асами(казанские татары) или "буртасами"(татары-мишари) . Буртасы - это пчеловоды, от тюркского "бурт" - улей... Мишары стали частью большого татарского народа. Хотя до сих пор некоторые мишары считают себя отдельным этносом. И каждый мишарин всегда скажет, что он - "татарин со знаком качества". Мишары действительно отличаются даже по генотипу - они более высокого роста, среди них много светловолосых, рыжих и голубоглазых. Они "более европейцы" среди всех татар. Большинство старых русских дворянских фамилий с татарскими корнями, которых известно около 500, также мишарские. Выражаясь современно, я бы назвал мишар "более продвинутыми", чем остальные татары. Они очень быстро приспосабливаются к внешней среде, очень энергичны и предприимчивы. Мишары не отказывались идти на службу к русским царям - они составляют большую группу "служилых татар", куда кроме них также входят кряшены, нагайбаки и тептяры. Однако, в отличие от них, они редко принимали православие, предпочитая служить русскому престолу, не меняя религии.
Самоназвание, или эндоэтноним — имя народа, которое он присваивает себе САМ . Зачастую самоназвания кардинально отличаются от того, как этническая группа определяется в научной литературе или в окружающем обществе
Алания заимствовала имя свое от народа аланского, называвшего себя на своем языке Ас.
Иосафат Барбаро 15 век
Спутник и переводчик миссии 1246 г. брат Бенедикт Поляк в своем донесении также приводит список покоренных народов, имеющий существенные отличия от списка брата Иоанна.
Хазары упоминаются в перечне кавказских народов, однако об их вероисповедании ничего не говорится, а брутахи вообще отсутствуют: «Названия же земель, которые тартары завоевали, суть таковы: Китай, Соланги, Эфиопия, Войрат, Кераниты, Буритебет, Уйгур, Киргиз, Саруйхур, Меркит, Мекрит, Найман, Каракитай, Туркия, Нубия, Балдак, Урумсолдан, Бисермины, Кангиты, Армения, Георгиания, АЛАНЫ , которые называют себя АССАМИ , Киркасы [Черкесы], Газары, Команы, которые называют себя Кусскара [Кыпчаками], Мордвины, Баскарт, то есть Великая Венгрия, Билеры, Корола, Кассиды, Паросситы, Песьи [народы], Самоеды, Несториане, Русия, [земли] персидских султанов, которые именуют себя сарраценами» (Ц. де Бридиа. История Тартар § 34). Латинский текст издан О. Оннерфорсом, см.: Historia Tartarorum C. de Bridia monachi / Ed. et annot. A. Onnerfors. Berlin, 1967.
Прочтите внимательно список народов, покоренных монголами . Среди них вы найдете Алан которые имели самоназвание "Ас"
АЛАНЫ , которые называют себя АСами
----------------------------------------------------------------
Кто в теме, те знают ,что самоназвание Алан -Асы . То есть слово " АС" является общеАЛАНСКИМ этнонимом и самоназванием . Аланы-асы делились на племена и в состав названий этих племен входил общеаланский этноним "АС" : Аскел , Сувас , Буртас, Тулас, Баслас или Басилас (Барсилы, Бараджи ), Ас Тигор и т.д
По сути аскелы -это те же сувасы или суасы .Суасы -это речные асы или речные аланы .Этот этноним до 19 века являлся самоназванием казанских татар .
Буртасы -переводится как "АСЫ у большой реки "
Но есть еще другая версия
Буртасы - это на русском языке . Но на иранском этот этноним обозначается -- "МурдАсы". Переводится как --асские (аланские) люди
"Среди земель, которые покорили монголы мы находим АЛАНОВ, которые называют себя АСами ( буртАСами.,суАСами-АС-келами, АС-тигорами, тулАСами , басилАСами(берсула), кулАСами и тд )
Приведу ряд аргументов против версии..
Хазары .
Письменные источники локализуют Хазар лишь на востоке Северного Кавказа , в районе дельты Волги ( район совр. Астрахани )
Севернее этих земель источники хазар не упоминают.
Археологические и антропологические исследования подверждают проживание в Саркеле , на Нижнем Дону , где сейчас находится г Волгодонск .
Буртасы ,основные предки мишар , жили до 10 века на Верхнем Дону , севернее Саркела на 300км..
Буртасы и Хазары ни когда не жили вместе с хазарами .. Также буртасы не брали в плен хазар , так как они были до 10 в их вассалами.
Таким образом хазары , даже в виде небольшой примеси НЕ могут являться предками мишар .
Половцы-кипчаки
Аналогичная ситуация с версией о якобы участии половцев -кипчаков в этногенезе мишар.
Можно ответит коротко .
Нет ни каких упоминаний проживания половцев-кипчаков в Мещере(включая Пензенскую и восток Рязанской обл,Мордовию) ..В тоже время нет ни одного кипчакского археологического памятника на этой территории.
Можно еще добавить : нет ни какой преемственности, связи культур кипчаков и татар-мишар
А Саркел находился на 600км южнее современной Пензенской обл.
Е. П. Казаков
Об этнокультурных компонентах народов
юго-восточной Европы в Волжской Болгарии
(по археологическим материалам)
Учитывая , что болгарские захоронения отмечаны у Волгограда и Саратова то во второй половине VIII — начале IX вв. в Поволжье, в том числе и
Среднее, могли состояться сезонные перекочевки болгар. В едином
политическом пространстве данного времени на всей этой территории
мигрировали и АЛАНЫ. Некоторые материалы позволяют
выделить и их(алан) комплексы
В этом выразительные данные дает Шиловский курганный могиль-
ник, изученный в 1992 г. Р. С. Багаутдиновым у с. Шиловка Сенгилевс-
кого р-на Ульяновской области ( на границе с Татарстаном) 5 Под двумя курганами выявлены три
ПОДБОЙНЫЕ могилы. Наиболее богатая состояла из входной ямы и вы-
рубленной в известняке КАТАКОМБЫ . Во входной яме расчищен скелет
коня. В ДРОМОСЕ и в КАТАКОМБЕ , дно которой было покрыто толстым
слоем древесных углей, в беспорядке находились кости юноши, девуш-
ки и мальчика. В беспорядке находились и разнообразные находки (пред-
меты вооружения, конского снаряжения, поясного набора, украшений,
посуда: горлышко бурдюка, деревянный сосуд и др.) в том числе золо-
той солид ИМПЕРАТОРА Ираклия и его сына Константина (610—640 гг.).
Золотая индикация византийской монеты встречена и в другом погре-
бении. Р. С. Багаутдинов предварительно датировал Шиловские курга-
ны концом VII — началом VIII вв.6
Материал данного некрополя до деталей аналогичен проявлениям
АЛАНСКИХ могильников в лесостепной части салтово-маяцкой культуры.
Для них характерны катакомбный обряд, захоронение коня при входе в
катакомбу, подсыпка углей и т.д. Вышеописанное богатое погребение
СОВПАДАЕТ по большинству показателей с захоронениями в катакомбах
группы III исследованными С. А. Плетневой в Дмитриевском АЛАНСКОМ могильнике.
Это так называемые катакомбы с тройными захоронениями, в ко-
торых нередко отмечалось ритуальное РАЗРУШЕНИЕ скелетов.
Свидетельством присутствия АЛАН на СРЕДНЕЙ ВОЛГЕ является круговая керамика с приземистым, имеющим наибольший диаметр в нижней части, туловом, встречаемая в
болгарских некрополях. Она использовалась еще АЛАНАМИ Северного
Кавказа, хотя на Волге, наряду с традиционными для болгар лепными
плоскодонными горшками, выступает уже как собственно болгарская.
Типично АЛАНСКИМИ можно считать одноручные круговые сосуды с низ-
ким туловом и широко открытой горловиной, встреченные в I Больше-
тарханском и Танкеевском могильниках.8 (Татарстан) Эти, т.н. “кружки”, широко
бытовали в СЕВЕРО-КАВКАЗСКИХ АЛАНСКИХ памятниках со второй половины VI в. по
XII в.9 Подобные кружки составляют ВТОРУЮ по численности, после
кувшинов, группу керамики НА АЛАНСКИХ , лесостепных памятниках сал-
тово-маяцкой культуры.10 С АЛАНСКИМИ традициями связано
положение женщин на боку с подогнутыми ногами в некоторых погре-
бениях Танкеевского могильника (рис. 1,в)
Типичным для центральнокавказских алан эпохи средневековья являет-
ся одноручный кувшин из Танкеевского погребения 1140( Татарстан). Он имеет высокую
горловину, слив и явно символизирует женскую фигурку. По боковым
сторонам в верхней части горловины имеется имитация ушей человека и
вставленных в них сережек САЛТОВСКОГО (АЛАНСКОГО) типа с напускными бусами .
(Алатырский, Темниковский, Кадомский) всегда привлекало внимание исследователей.
Документы Алатырского уезда отчетливо показывают, что БУРТАСЫ – это СИНОНИМ
понятию ПОСОПНЫЕ ТАТАРЫ . Вследствие чего, в названии БУРТАСЫ прослеживают ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между народом БУРТАС и представителями
ТАТАРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ Восточной Мещеры , являющимися ПОСОПНЫМИ (ясачными) ТАТАРАМИ .
Собственно прежде всего это и
дает основание считать БУРТАСОВ ОСНОВНЫМ КОМПОНЕНТОМ в этногенезе
западной группы ТАТАР , которых принято называть МИШАРЯМИ .
Гипотеза о генетическом родстве русской мещеры и татар-мишарей в 50-е годы подверглась проверке учеными научно-исследовательского института антропологии МГУ.
На основании антропологических материалов они (ученые-антропологи ) ВЫСКАЗАЛИСЬ «ПРОТИВ точки зрения, утверждающей единство происхождения мишарей и так называемой русской мещеры»,
и указали на возможность генетической связи русской мещеры с локальными «группами мордвы-эрзя»
Алексеева Т.И
Как видим ученые-антропологи в 50 годы 20 века , когда прошло более 100 лет со времени выдвижения гипотезы происхождения мишарей , ОПРОВЕРГЛИ МЕЩЕРСКУЮ ГИПОТЕЗУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТАТАР-МИШАРЕЙ
Другое название этого типа - раса Среднеазиатского междуречья . Также этот булгарский тип называют Зливкинским , позднеСАРМАТСКИМ
Этот БУЛГАРСКИЙ тип илентичен антротипу классических БРАХИКРАННЫХ САРМАТ .
Мишари НЕ имеют этого типа , так как они НЕ являются потомками этнических булгар-зливкинцев .
У Казанских татар памиро-ферганский тип - ЕСТЬ .
Мишари в основе - потомки буртас-аланов . У татар-мишар большая доля понтийского типа, который является БУРТАСО-АЛАНСКИМ ГЕНЕТИЧЕСКИМ
НАСЛЕДИЕМ
Карачаевцы и балкарцы НЕ ИМЕЮТ антропологического сходства НИ С АЛАНАМИ, НИ С БУЛГАРАМИ . Об этом подробно написано в научных трудах антропологов . Цитаты из них можно выложить здесь на форуме.
Вот одна из цитат из научного труда академика Алексеева В.П. :
....Поскольку и в культуре СВАНЫ выделяются наибольшей архаичностью среди ДРУГИХ ГРУЗИН-ГОРЦЕВ, не свидетельствует ли обособленное положение сванского языка о том, что именно сваны являются потомками древнейших этнических групп, заселявших высокогорные районы
Центрального Кавказа? "
Теперь о соседних районах Центрального Кавказа, где в обиходе не кавказские языки:
"...Балкарцы и карачаевцы также НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ , как уже отмечалось, по своему антропологическому типу ОТ ГРУЗИН-ГОРЦЕВ.
...Разумеется, значение обоих этих утверждений неравноценно. Полное тождество антропологического типа БАЛКАРЦЕВ и КАРАЧАЕВЦЕВ , с одной стороны, и ГОРНЫХ этнографических групп ГРУЗИН — с другой, само по себе без всякой дополнительной аргументации заставляет признать наличие МОЩНОГО КАВКАЗСКОГО СУБСТРАТА в этногенезе БАЛКАРСКОГО и КАРАЧАЕВСКОГО народов.
Балкарцы и карачаевцы ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ собой СВАНОВ , по тем или иным причинам ПЕРЕШЕДШИХ на НЕсванскую речь."
То есть академик Алексеев В.П. на основе проведенных антропологических исследований утверждает ,что карачаевцы и балкарцы - это в основе местные горные грузины(сваны) , перешедшие на тюркскую речь
Южнее там, где сейчас проживают татары-мишары, была в прошлом страна Буртас. Топонимика этого края до сего времени сохранила этот этноним(буртас), он повторяется в названии некоторых поселений. Наиболее ГУСТО в районе проживания, так называемых, ТЕМНИКОВСКИХ татар (название от города Тюмень-кала). Древние предания говорят о РОДСТВЕ БУОГАР И БУРТАС , по терминологии тех лет - «родные братья», что, однако, не мешало булгарам делать на них набеги и уводить пленных. То же подтверждается сообщениями арабских путешественников, но они не дают надежных сведений о языке буртас. Ряд черт этой культуры, а именно: САРМАТСКОЕ вооружение, обычаи деформации головы и захоронения под курганами, полихромный стиль, возникший в среде сармат Боспора и используемый из местных народов только ими, позволяют думать, что это были САРМАТЫ И АЛАНЫ , бывшие хозяева степных просторов. Косвенно подтверждает это СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЕ черты, сохранившиеся с той поры в облике ТАТАР .
Из всех народов Поволжья и Приуралья только ТАТАРЫ обладают этими чертами.
Впоследствии этноним Буртас исчез, и возобладало другое название – мишар
Еще о происхождении казаков
kostyantyn1979
А знаете, почему казаки к мишарям ближе? Потому что мишари - потомки НЕ тюрков, а АЛАН . И говорят по-татарски, но с осетинской фонетикой, с осетинским выговором, соблюдая иранские обычаи и придерживаясь иранских же верований.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Совершенно верно . По антротипу мишари вместе с казанскими татарами и туркменами ближе всех к средневековым аланам.
Лингвисты отмечают сходство по фонетике осетинского языка и мишарского диалекта .
Татарское поселение в подмосковном Мещерском крае воспринимается как своего рода феномен. Однако в исторической науке он находит свое объяснение.
В 1446 году в Москву прибыли казанские царевичи братья Касим и Якуб. Они привели с собой многотысячное войско и присягнули на верность великому князю московскому. На жительство новым московским подданным был предоставлен Звенигород.
Якуб вскоре умер, а Касим со своей дружиной не раз выступал в походы против золотоордынских полчищ. Плечом к плечу с русской ратью храбро бились и побеждали врагов татарские воины Касима.
Великий князь московский оценил эту службу Касима и его дружины. Она была выдвинута на аванпост Московского государства - Касиму в 1452 году был пожалован Мещерский городок, переименованный впоследствии в Касимов.
В 1470 году великий князь московский Иван III пожаловал тогдашнему касимовскому владетелю титул «касимовского царя». Царство это не было наследственным, касимовскими царями назначались татарские царевичи, перешедшие на русскую службу. Касимовское царство просуществовало 225 лет.
В. МАРГВЕЛАШВИЛИ.
Касимовское татары!
Мишары-Могильщики Казанского Ханства!!!!!
Я ПОМНЮ-Берлек!!!!!