Новости раздела

Генплан Казани: трамвай до «Салават купере», вынос промпредприятий на восток и ответ на критику экоактивистов

Мэрия определилась с концепцией развития города до 2035 года

Генплан Казани: трамвай до «Салават купере», вынос промпредприятий на восток и ответ на критику экоактивистов
Фото: Максим Платонов

На «деловом понедельнике» в мэрии Казани начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома города Владимир Фомин представил Генплан развития Казани до 2035 года. Его разработка была поручена научно-исследовательскому и проектному институту Генплана Москвы, специалисты подготовили четыре варианта концепции развития города, решили остановиться на «компактном», который предусматривает отказ от крупных многоэтажных жилых районов на периферии, развитие скоростного трамвая и постановку на кадастровый учет природных рекреационных комплексов. Подробнее — в материале «Реального времени».

Историческому поселению установили границы

Основной темой очередного «делового понедельника» стало обсуждение генплана столицы РТ и проблем застройки города. Казань является историческим поселением с 2015 года. Границы должны были быть утверждены Минкультом к 1 декабря 2016 года, но работы продолжались до марта. Нерасторопность добавила проблем застройщикам, в том числе индивидуальных домов, — согласно изменениям в федеральном законе «Об объектах культурного наследия», если границы исторического поселения не определены, то особо охраняемой считается вся территория города. В итоге любые проекты строительства в Казани нужно было согласовывать с Министерством культуры Татарстана. В связи со столь сложной процедурой ни одного разрешения на строительство с нового года не было выдано.

Сейчас границы определены, и ситуация значительно упростилась для тех, кто строит вне исторического поселения. Для тех, кто строит в центре, наоборот — вместо 7 дней разрешение на новое строительство нужно будет ждать месяц.

— Территория исторического поселения — 23,5 тысячи квадратных метров. Это вся историческая часть — вплоть до улицы Вишневского, с захватом Ершова до Октябрьского городка, а также части Кировского района и всей Адмиралтейской слободы, где сосредоточена большая часть объектов культурного наследия, — говорит Владимир Фомин, начальник управления архитектуры и градостроительства исполкома Казани.

Предлагается сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство в первую очередь на территории «Салават купере», вдоль берега Волги в районе Речного порта, а также — березовой рощи в Западном Заречье, — говорит Владимир Фомин. Фото kzn.ru

Выселять на периферию не будут

Мэрия определилась с генпланом Казани. Над ним работал научно-исследовательский и проектный институт Генплана Москвы. Специалисты подготовили четыре варианта концепции развития города, из которых решили остановиться на «компактном». Он подразумевает отказ от «расползания» Казани и сосредоточение на развитие в центре.

— Принципиальным отличием от действующего генплана является отказ от строительства крупных многоэтажных жилых районов в периферийных частях города, присоединенных к Казани в 2007 году. Предлагается в рамках развития компактного города сконцентрировать многоэтажное жилищное строительство в первую очередь на территории «Салават купере», вдоль берега Волги в районе Речного порта, а также — березовой рощи в Западном Заречье, — говорит Владимир Фомин.

В будущем в зону влияния казанской агломерации попадут территории Зеленодольского, Лаишевского и Верхнеуслонского района. Периферия которых из-за близости к Казани, в свою очередь, активно застраивается, что вызовет нагрузку на транспортную инфраструктуру.

— С этой целью разработчики предлагают внести в правила застройки территорий особый механизм, заключающийся во временном ограничении застройки территории до создания условий комплексного освоения и создания полноценной инфраструктуры, необходимой для этих территорий. Частью этих предложений должна стать разработка договорных отношений с собственниками, инвесторами по комплексному развитию территорий, — говорит Владимир Фомин.

Проще говоря, жилищное строительство на неосвоенных территориях должно будет осуществляться только одновременно с развитием улично-дорожной сети и социальной инфраструктуры. Напомним, что жители присоединенных к Казани новых территорий — Салмачей и многочисленных поселков рядом — пожинают плоды бездумного нарезания исполкомом земли под застройку без строительства транспортной и социальной инфраструктуры.

К концу года предполагается массово заселять «Салават купере», значит, требуется транспортная инфраструктура

Нет — электричке, да — трамваю

Генплан предусматривает и передел транспортной инфраструктуры. 354 километра новых дорог и 10 развязок. Ставку сделали на трамвай. Рельсы должны проложить до «Салават купере». Рассматривается три варианта — все пройдут по улице Тэцевской, вопрос в том где в нее вклиниться. Первое предложение — продолжение трамвайного маршрута №1: линия пойдет от завода «Оргсинтез». Второй вариант — от Северного вокзала, третий — Кировский район, ответвление от малого казанского кольца. Во всех трех случаях нужно будет вырубать порядка 5,2 тыс. квадратных метров леса. С точки зрения финансов самый экономичный вариант — первый. Но учитывать будут не только стоимость, но и пассажиропоток.

— Президентом было принято решение к концу года массово вводить жилье и заселять «Салават купере», значит, возить население надо. Строительство метро — от этой перспективы не отказываются, но это долгие годы, а трамвай — реально, — говорит Фомин.

Также генпланом предусмотрена автодорога от Тэцевской через «Салават купере» к трассе М-7, строительство дороги вдоль Волги, которая будет дублировать Горьковское шоссе. Большое казанское кольцо замкнут, продолжат улицу Баки Урманче до пересечения с улицей Тихорецкой (там же будет транспортная развязка на дорогу в центр Казани), далее через улицу Меховщиков к железнодорожному вокзалу Казань-1.

Предыдущим генпланом предполагалось строительство кольцевого железнодорожного сообщения, но разработчики из Москвы посчитали электричку в городе нецелесообразной и небезопасной, предложив сосредоточиться на развитие скоростного трамвая, который можно проложить ближе к жилым микрорайонам.

Денис Калинкин (на фото справа) выразил надежду, что генплан Казани станет образцом для других российских городов. Фото kzn.ru

Промышленность — за город, если будут деньги, и ответ экоактивистам

Промышленные предприятия предлагается вынести за черту Казани, но, как сказал начальник управления архитектуры и градостроительства Владимир Фомин, тема это болезненная.

— Это экономика, прежде всего, но площадки для выноса промышленных предприятий генпланом зарезервированы — это восток Казани, часть на севере, в районе «Оргсинтеза». Но по большому счету сегодня обсуждается — если выносить производство, то за пределы Казани, а там — это не наша территория, мы пока не можем даже контур нарисовать, — посетовал Фомин.

Дело еще и в желании самих промышленников выезжать за пределы Казани, пока им никто не горит.

Новация Генплана 2035 — появление такого термина, как природно-рекреационный комплекс. Это значит, что зеленым территориям придадут правовой статус, поставят их на кадастровый учет и установят минимальные показатели деревьев, кустарников и лужаек для создаваемых участков в новых районах Казани.

— Это эффективный механизм для сохранения и создания новых зеленых участков в городе. Это ответ на критику со стороны экологов, мы старались вооружить разработчиков не только существующими документами, но и донести до них существующую проблематику, — сказал руководитель исполкома Казани Денис Калинкин.

Он выразил надежду, что генплан Казани станет образцом для других российских городов.

На широкое обсуждение проект генплана планируют вынести 25 июля, предполагается, что многие захотят высказать свое мнение, в связи с чем публичные слушания проведут на 12 площадках. После этого проект представят на утверждение Гордумы.

1/15
Дарья Турцева

Новости партнеров

комментарии 16

комментарии

  • Анонимно 10 апр
    ой, ну слава Богу, не будет засилия многоэтажек
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Я большая тётенька. Столько всяких красивых планов и проектов помню! А уж про "Салават Купере" сколько нам рассказывали! Дай Бог, чтобы хоть в этот раз всё удалось!
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    соглашусь - надо или сначала или параллельно дороги делать обязательно
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    трамваи это очень было бы здорово
    Ответить
    Анонимно 10 апр
    зачем трамвай? Есть троллейбусы и есть автобусы - трамвай - очень дорого и не нужно - анахронизм!
    Ответить
    Анонимно 14 июл
    троллейбусы это жесть
    Ответить
    Анонимно 16 апр
    Красивые трамваи - неотъемлемая часть европейских городов, это не анахронизм, а вполне оправданный вид транспорта
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    12 площадок не много ли? и почему на одной большой площадке не сделать?
    Ответить
    Анонимно 18 апр
    На публичных слушаниях в 2008 году по перезонированию двух жилых массивов Казани пришло более 400 человек. Зал был переполнен.
    12 площадок это хорошо. Другое дело, чтобы была возможность ознакомиться с проектом Генплана 2035 на более раннем сроке. 25 июля 2018 года это очень поздно!
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    Метро очень нужно.
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    пром предприятия должны быть за городской чертой
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    че в 2035 году в авик будем ездить, чтоб машину паркануть?
    Ответить
  • Анонимно 10 апр
    не только трамваи нужны но и троллейбусы!!!!
    Ответить
    Анонимно 10 апр
    А чем плохи дирижабли?

    Идею дарю.
    Ответить
  • Анонимно 28 сен
    пром предприятия должны быть за городской чертой? где то рядом "Салават Купере" и ещё больше загрузить будущие параллельные дороги!?
    Ответить
  • Анонимно 15 май
    Почему люди живут в многоэтажных домах, а машины должны стоять на Земле в один этаж? Планомерно запретить парковать Авто во дворах и дорогах! Дороги строят чтобы по ним ездили! Для машин можно строить и 10 этажные парковки!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии