Новости раздела

Михаил Черепанов: «Легионерам, выжившим после лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность»

Как бойцы легиона «Идель-Урал» спасли честь татарского народа. Часть 2

Михаил Черепанов: «Легионерам, выжившим после лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность»
Фото: kremnik.ru (Легионеры в Ле-Пюи)

Заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны, колумнист «Реального времени» продолжает вспоминать исторический переход 825-го батальона легиона «Идель-Урал», созданного немцами, на сторону партизан. В продолжение к предыдущей авторской колонке он сообщает, что не только Муса Джалиль начал работу по разложению фашистских подразделений, созданных из военнопленных. Имена многих настоящих героев остались забытыми, а клеймо «предатель» даже после смерти не снято.

Безвестные бойцы невидимого фронта

У того, кто внимательно читал книги о подпольной деятельности Джалиля и джалильцев, наверняка возникали сомнения, связанные с некоторой несостыковкой хронологии событий. Почти в каждом исследовании напрямую увязывается работа Джалиля-Гумерова в культвзводах легиона с переходом 825-го батальона на сторону белорусских партизан. Об этом говорил и Гази Кашшаф в книге «По завещанию Мусы Джалиля» (Казань, 1984), и Исхак Забиров в брошюре «Джалиль и джалильцы» (Казань, 1983), и Рафаэль Мустафин в книге «По следам оборванной песни» (Москва,1981), и Роберт Бикмухаметов в указанном ранее труде. Все авторы, прослеживая путь политрука Залилова после его пленения под Новгородом в июне 1942 года, упоминают факт, что по-настоящему принимать участие в подпольной рабо­те он смог лишь с марта 1943-го, когда его переводят наконец в специальный лагерь в Вустрау под Берлином.

Исхак Забиров описывает переход 825-го батальона легионеров к партизанам, указывая дату: 14 февраля 1943 года получен приказ выступать в Белоруссию, 23 февраля — произошло восстание.

В очерках об одном из джалильцев — Ахмете Симаеве — многие исследователи признают: это был профессиональный журналист, подготовленный разведшколой для деятельности в тылу врага, за­брошенный через линию фронта еще в феврале 1942 года. Есть предположение, что и в комитет «Идель-Урал» А.Симаев был внедрен для ведения подрывной работы уже в конце 1942 года. Именно под его руководством осуществлялся набор военнопленных татар и башкир в тот самый батальон, что восстал против немцев. Именно Симаев руководил изданием и распространением патриотических листовок по лагерям. Он же, по свидетельству Салиха Ганеева, нашел Джалиля в лагере для военнопленных и разъяснил возможность подпольной работы в легионе. Именно под его ответственность военнопленного Гумерова-Залилова перевели в комитет «Идель-Урал». Известно и то, что Симаев поручил Джалилю сформировать группу для связи с Красной армией. Именно за эту связь (по рации или через посыльных) немцы впоследствии приговорили Симаева к смертной казни в одном списке с Джалилем. Известно и то, что Симаев сам писал стихи и переводил на русский язык стихи Джалиля.

Есть предположение, что и в комитет «Идель-Урал» А. Симаев был внедрен для ведения подрывной работы уже в конце 1942 года. Фото twitter.com/Tatar_Museum

Все это говорится как бы между строк. Но это те самые упрямые факты, которые существенно меняют суть дела. Не с появлением Джалиля началась подпольная работа в легионе «Идель-Урал». И уж тем более велась она не под его руководством.

Приходишь к такому выводу и подробнее изучив деятельность еще одного так называемого «джалильца» — Абдуллы Алиша. Исхак Забиров в своем очерке об этом детском писателе, литературном сотруднике Татарского радиокомитета хотя и пытается оговориться, что до появления Джалиля подпольной организации в легионе не было, все же признает: «Абдулла Алиш проводил большую пропагандистскую работу среди военнопленных по подготовке к борьбе против врага еще до встречи с Джалилем».

Оставим на совести джалилеведов и утверждение, что именно Муса убедил Алиша надеть форму легионера, чтобы начать активную борьбу в подполье. Суть не в этом.

Главное, что официальная пропаганда все эти годы всячески подтасовывала факты таким образом, чтобы ограничить деятельность легионеров подпольным кружком под руководством Джалиля. То ли под давлением цензуры, то ли не решаясь поднять вопрос о политической реабилитации легионеров как таковых, исследователи постоянно оставляли за кадром масштабы антифашистского движения в национальных легионах.

Напомню, что только батальоны легиона «Идель-Урал» находились в нескольких городах Польши, Германии, Франции и Голландии. А подпольные группы легионеров действовали еще и в Чехословакии. И число участников этой деятельности намного превосходило официально признан­ную группу джалильцев. Их работа и героизм были признаны сталинской (а точнее, уже хрущевской) официальной пропагандой лишь в конце 50-х — начале 60-х годов, когда стало известно, что 11 подпольщиков были казнены.

Остальные легионеры либо были расстреляны частями НКВД, либо как предатели приговорены к различным срокам каторги и лагерей пострашнее тех, в которых их содержали фашисты.


Оставим на совести джалилеведов и утверждение, что именно Муса убедил Алиша надеть форму легионера, чтобы начать активную борьбу в подполье. Фото ryltat.ru

С клеймом предателя

Тот факт, что ни один батальон легиона «Идель-Урал» не принимал участия в карательных и боевых действиях на стороне врага — факт, давно доказанный исследователями биографии Мусы Джалиля. Доказано, что оставшиеся после восстания батальоны легиона были расформированы самими гитлеровцами как политически неблагонадежные. Многим легионерам удалось попасть в отряды французских партизан, но большинство было возвращено в концлагеря в Германии и Польше.

Тем из легионеров, которые выжили после немецких и советских лагерей, до сих пор не удается доказать свою невиновность. Даже факты их участия в Сопротивлении остаются секретами КГБ. В каждом из районных военкоматов республики можно найти письма с грифом «совершенно секретно», которые содержат информацию о службе того или иного человека в легионе «Идель-Урал». Такие письма и сейчас являются основанием для лишения участников войны, бывших военнопленных, тех мизерных льгот, которые еще существуют в нашем государстве. Более того, принадлежность к легиону официально до сих пор считается предательством. Это вам подтвердит любой военком. Легионеры, имевшие дерзость не только не погибнуть в немецких застенках, но и не склонить голову перед врагом, умирают с тяжким клеймом предателей Родины. И эта печать позора лежит на всех родственниках. Особенно если семья живет в селе.

Именно ради немногих оставшихся в живых легионеров, ради памяти о тех, кто не дожил до реабилитации, ради их детей, наконец, ради высшей справедливости давно пора заявить во всеуслышание: полвека назад совершили подвиг не только 11 джалильцев. Народная намять должна чтить имена не только тех, кто казнен вместе с поэтом-героем. Были в легионе сотни и тысячи наших земляков, которые даже во вражеской форме оставались верными Отчизне. Забвение, как и сталинские репрессии, наносит смер­тельный удар по чести этих людей, а в конечном счете — по национальному самосознанию всего народа Татарстана (в легионе были не только татары). Так, может быть, хотя бы полвека спустя после массового подвига, совершенного легионерами в лесах под Витебском, восторжествует справедливость? Для этого нужна политическая реабилитация всех тех легионеров, которые не запятнали своего имени сотрудничеством с врагом, кто участвовал в подпольной работе, антифашистском Сопротивлении или просто был военнопленным. Нужен указ президента Республики Татарстан о необходимости реабилитации членов антифашистского Сопротивления, бывших военнопленных, более внимательное изучение истории этого формирования, тщательная запись воспоминаний легионеров, которые еще живут в разных районах нашей республики и за ее пределами.

Примечание

20 июля 1994 года принят Закон Республики Татарстан «О дополнительных льготах и социальных гарантиях граждан Республики Татарстан, награжденных медалью «За победу над Германией в 1941—1945 годах»...», в соответствии с которым бывшие военнопленные, в том числе и легионеры, приравнены к участникам войны на территории Татарстана.

Подробный рассказ о подвиге наших диверсантов в составе воинской части вермахта — легиона «Идель-Урал» — лег в основу документального фильма «Война непрощенных», снятого в 2015 году режиссером Денисом Красильниковым. Фото sntat.ru

Два документа из жизни легионера

До сих пор это событие Великой Отечественной войны и, пожалуй, истории татарского народа остается малоизвестным даже для жителей нашей республики. Между тем и докторская диссертация профессора Искандера Гилязова «Легион «Идель-Урал», и документальное расследование писателя Рафаэля Мустафина в соавторстве с кандидатом исторических наук Рустэмом Гайнетдиновым «Провал операции «Шаровая молния», и несколько публикаций автора этих строк убедительно доказали, что именно эта попытка легионеров в количестве целого батальона была началом развала гитлеровских планов использовать советских военнопленных на фронте в качестве «пушечного мяса». Этот переход стал результатом смертельно опасной, но эффективной подпольной деятельности советских патриотов-офицеров, известных многим под именем джалильцев-курмашевцев в глубоком тылу врага.

Подробный рассказ о подвиге наших диверсантов в составе воинской части вермахта — легиона «Идель-Урал» — лег в основу документального фильма «Война непрощенных», снятого в 2015 году режиссером Денисом Красильниковым. Цель фильма — рассказать подробности того события, поставить главный вопрос: кем были легионеры, перешедшие на сторону партизан — предателями или антифашистами?

В начале 90 годов я руководил рабочей группой редакции Книги Памяти Республики Татарстан, нам было поручено изучить более 30 тысяч фильтрационных дел бывших военнопленных, вернувшихся живыми. Более 7 тысяч из них побывали в легионах вермахта. Нелегко было найти их имена в списках пропавших без вести, чтобы они не попали в Книгу Памяти. Но предателями их назвать уже тогда не решался никто из тех, кто знакомился с подробностями дел. Сколько ни пытались следователи НКВД выбить из бывших узников фашистских лагерей признание о сотрудничестве с гитлеровцами, об участии в карательных операциях против партизан, им это не удавалось.

Полицаи и предатели были известны еще до ареста и допроса. Их либо казнили, либо сделали секретными агентами НКВД в лагерях. А подавляющему большинству побывавших в легионе «Идель-Урал» скрывать и стыдиться было нечего. Свидетельствуют об этом не только наши архивы, но и немецкие.

Предлагаю вниманию читателей лишь два документа о жизни одного из легионеров, уроженцев нашей республики, чудом выжившего на фронте. Судите сами, кем его считать — предателем или защитником Отечества.

Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан. 9 февраля 2016, № 81 «ф»

Архивная справка

В фильтрационно-проверочных делах Комитета госбезопасности ТАССР имеются следующие сведения о Хазиеве Зиннуре Хазиевиче, 1918 года рождения, уроженце д. Уразбахтино Мамадышского района ТАССР.

Будучи военнослужащим Советской Армии, на фронте Отечественной войны в 1941 году сдался в плен к немцам. Находясь в плену, в лагере военнопленных в г. Сельцы (Польша), в 1942 году добровольно вступил на службу в Волго-татарский легион «Идель-Урал». Там же принял присягу на верность службы фашистской Германии, проходил военную подготовку и был зачислен для прохождения службы в 1-825 батальон Волго-татарского легиона «Идель-Урал».

В составе 825-го батальона в 1943 году на территории Белоруссии, в районе г. Витебск, принимал участие в боевой операции против советских партизан. Будучи легионером, выдавал себя за Харитонова Зиннура.

В апреле 1943 года в числе 20 легионеров совершил побег и перешел на сторону советских партизан в районе г. Витебск (партизанская бригада Молчанова).

Летом 1943 года партизанский отряд присоединился к частям Советской Армии.

Других сведений не имеется.

Основание: фонд 8233, ф.д. 2003, лл. 5 об, 7, 7 об., 27 об., 33, 106, 137; ф.д. 15631, л. 4.
Директор В.Г. Хамидуллина

Наградной лист

Хазиев Зиннур (Х)азиевич, 1918 года рождения, д. Уразбахтино Мамадышского района ТАССР. Сержант, командир отделения 8-й стрелковой роты, 747-го стрелкового Келецкого ордена Богдана Хмельницкого полка 172-й стрелковой Павлоградской ордена Суворова дивизии.

Представляется к званию Героя Советского Союза.

Национальность — татарин. Беспартийный.

В Красной армии с сентября 1938 года.

Призван Мамадышским райвоенкоматом Татарской АССР.

Участник Отечественной войны с июля 1941 года, служил на Западном, Прибалтийском и Первом Украинском фронтах.

10 июля 1941 года легко ранен в Белоруссии, 10 декабря 1943 года тяжело ранен на Прибалтийском фронте. Ранее не награждался.

16 апреля 1945 года при форсировании реки Нейсе (Польша) первым со своим отделением переправился на западный берег реки, где ворвался в траншеи противника, навязал ему бой, тем самым отвлек огонь противника на себя и дал возможность нашим войскам беспрепятственно переправиться через реку.

В результате боевых действий отделения тов. Хазиева и быстрой переправы остальных подразделений полка было уничтожено 150 немецких солдат и офицеров, захвачено в плен 45 солдат противника, которые дали весьма ценные сведения.

18 апреля 1945 года при форсировании реки Шпрее под градом пуль и разрывами снарядов в момент переправы тов. Хазиев, пренебрегая смертью, первым бросился в брод и увлек за собой остальных бойцов. Переправившись одним из первых на западный берег реки Шпрее, быстрым броском ворвался в траншеи противника, где уничтожил 6 немецких солдат и 5 захватил в плен. За беспримерное геройство, храбрость и отвагу достоин высокой правительственной награды — присвоения звания «Герой Советского Союза».

Командир 747-го стрелкового полка полковник Помазков. 2 мая 1945 г.

Достоин звания «Герой Советского Союза».

Командир 172-й стрелковой дивизии гвардии генерал-майор Краснов. 12 мая 1945 г.

Достоин звания «Герой Советского Союза».

Командир 10-го стрелкового корпуса генерал-лейтенант Пузиков. 16 мая 1945 г.

Наградить орденом Красного Знамени.

Командующий войсками 13-й армии генерал-полковник Пухов,

член Военного Совета генерал-майор Козлов. 20 мая 1945 г.

Орден вручен 25 мая 1945 г.

И такая судьба — далеко не исключение. Посетители нашего Музея-мемориала при желании могут увидеть копии наградных документов и архивных дел, подтверждающие участие в антифашистской борьбе сотен других бойцов легиона «Идель-Урал».


Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Михаил Черепанов
Справка

Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.

  • Родился в 1960 году.
  • Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
  • С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
  • Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
  • Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
  • Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
  • Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
  • Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
  • Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».


Новости партнеров

комментарии 58

комментарии

  • Анонимно 26 фев
    Одни предположения, правду уже не узнать.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Люди воевали за свою родину, а на них ярлыков по навешали.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Да были перебежчики, но были и нормальные люди, патриоты. Воевали как могли в условиях лагерей.
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    да были и нормальные..только нормальные не надели форму вермахта и не вступили в легион! Патриоты не примут присягу врага! А теперь этих "патриотов" пытаются сделать белыми и пушистыми ..Типа не воевали же они против СССР и в карательных акциях не участвовали. Да они просто трусы и предатели..не убийцы..а просто ПРЕДАТЕЛИ!!!
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Спасибо нашим дедам и отцам, что сложили жизнь в борьбе против фашизма. Хватит очернять их подвиг.
    Ответить
    Анонимно 28 фев
    Повоевали за Родину, а она сейчас их потомков гнобит и самих гнобила. Зря воевали, чего-то не понимали.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    "в 1942 году добровольно вступил на службу в Волго-татарский легион «Идель-Урал». Там же принял присягу на верность службы фашистской Германии" и кто он после этого? Герой??? Одну присягу данную своей родине нарушал..а после и вторую данную присягу только фашисткой германии тоже нарушал..Предательство и там и тут..а после такие встанут в ряды ветеранов! Тут будут писать про то что они просто хотели выжать..просто вернутся домой..а так же найдутся комментаторы которые будут обвинять всех подряд кроме тех кто предатель..Я прошел первую и вторую чеченскую компании..прошел не сидя в штабе. И я в общем то понимал что это война политиков..но у меня и в мыслях не было перейти на сторону "чехов" Я солдат и дал присягу свое родине..хорошие ей люди управляют или нет вопрос второй..но есть моя совесть..
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    "в 1942 году добровольно вступил на службу в Волго-татарский легион «Идель-Урал»." Там же принял присягу на верность службы фашистской Германии" и кто он после этого? Герой???

    По этому конкретному случаю. Вы же читали всю статью. Он из тех, кто перешел к партизанам, а его отряд вскоре соединился с КА. Далее автор приводит исторический документ, где его представляли к званию Героя Советского Союза. Представляли к высшей награде его боевые командиры, А не штабисты, и не журналисты с редакционным заданием.

    После всех проверок этот наш земляк награжден орденом Красного Знамени. На мой взгляд, да, он - герой и он смыл свой позор кровью. Автор, к сожалению, умалчивает, что с ним после войны: реабилитирован или в лагеря? И почему автор умалчивает?

    Это - по конкретному примеру. А в целом я полностью согласен с Вами. Присягавший Гитлеру красноармеец (у Вермахта было именно так: присягали лично фюреру) - предатель. И что бы потом не писали историки - это личный выбор каждого, кто попал в жернова той страшной войны и оказался в плену.

    И вряд кто из легионеров Идель-Урал не понимал, какое решение он принимает. Они выслушали и абвер (кто формировал легион), и подпольщиков (кто разрушал Идель-Урал изнутри). По всей видимости ребята эти были отчаянными, трусами их не назовешь. Но... Тут очень много, очень сложных вопросов, на которые наше сегодняшнее общество морально не готово ответить, на мой взгляд.

    На мой взгляд, подпольщиков и тех, кто после легиона в Красной армии или партизанских отрядах смыл свой позор кровью - всех надо реабилитировать. Лично меня автор убедил в этом полностью.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Так было суждено случиться, чтобы солдат Красной Армии по разным обстоятельствам (ранение, контузия и др. причина) не осознанно попал в плен к врагу. Где человек не сломался, а сохранил честь и достоинство, не поднял оружие против своего народа, при первом удобном случае вернулся к своим, встал в строй для борьбы с врагом. Победил врага и вернулся живым домой, в семью, не оставил сиротами детей и одинокой - овдовевшей жену и в вечной печали и слезах родителей. Это есть испытание "огнем" и "адом" и один из видов героизма солдата Красной Армии! , достойного сына своего народа! Амин!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Спасибо Михаил Валерьевичу за поднятую проблему. Это нужно не мертвым. это нужно нам живым. Это как шествие бессмертного полка в День победы!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Ну да... Когда шевствуют ветераны..дети и внуки ветеранов.. И предатели родины! Все в одну кучу! Портреты ветеранов в орденах, героев. И портреты "героев" в форме фашистской германии.. Хотя нет... Этот момент их жизни политкорректно исключат!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Вернулся к своим.. А когда принемал присягу вермахта кто для него свои были? Вернулся домой предателем. Только он домой вернулся благодаря солдату который не предал родину! И именно этот солдат спас родину! А предатели лишь в очередной раз предали присягу! А теперь они будут героями! Есть такое понятие как пособник врага. И не важно что ты делал.. Щи варил или писарем сидел.Пособник он и есть пособник. А то они не учавствовали в боевых действиях и после перешли на сторону партизан.. А до партизан они пособничали врагу! По сняли присягу врага, носили форму врага. И кричали Хайль Гитлер.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Дядя Миша, респект вам
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Тяжело умом понять Россию! Солдат Красной Армии защищал Родину "не щадя живота", победил врага - водрузив Знамя Победы над Рейхстагом и вернулся домой, а семьи уже нет! Ее депортировали в Монголию и Среднюю Азию, пришли из НКВД и солдата-фронтовика забрали и отправили в заключение на "лесоповал" и.т.п. с формулировкой: "предатель- изменник Родины!" В какой еще стране такое может быть?!!
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Не удивлюсь, если у нас начнут кричать что-то вроде "Слава Татарстану! Героям слава!" или "Кто не скачет, тот урыс"
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Так и будет! Ждите!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Такие материалы рано или поздно приведут к этому! Согласен на все 10000%
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    С каждым разом такие, как этот материал открывают нам глаза на несправедливость в отношении участников и ветеранов ВОВ. Сегодня публикуются сохраненные немецкие архивные материалы и сводки боев и сражений, количестве живой силы и техники с обеих сторон. Когда изучаешь их, то вырисовывается мрачная картина действительности той войны. Выявляются огромные просчеты и ошибки командиров Красной Армии, повлекшие к значительным потерям и пленение солдат и офицеров Кр. Армии. Кто будет держать ответ?!! Или спишут на необходимость того времени!
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    " Нужен специальный указ президента Республики Татарстан о реабилитации легиона «Идель-Урал»"

    Уважаемый автор, это ЧТО?? Вы оговорились, неудачно сформулировали мысль, не советовались юристами, не давали предварительно текст статьи оппонентам? Или Вы действительно предлагаете реабилитировать на территории РТ карательный легион Третьего Рейха?

    Реабилитировать патриотов-подпольщиков, которые боролись, по сути, ПРОТИВ Идель-Урал, не дав выполнять ему боевые (причем, ВСЕ до единого - карательные) задачи, поставленные перед ним Вермахтом (или СС, в Варшаве) - это одно.

    Реабилитировать карательный легион Идель-Урал - это совсем другое. Такой шаг влечет очень серьезные политические последствия и не только в РТ, а очень широко. Вы же ЭТО понимаете?
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Кто-то здесь пытается клеймить людей, мол "трусы","предатели"... Это вам сейчас уютно и сытно сидя перед экраном, попивая пивка, говорить о том, о чем вы не имеете никакого представления. Вам в глаза смотрела смерть? Уверены в своих силах? Не надо их судить, и не вам их судить!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Правильно! Сидят диванные "герои", "военные эксперты-советники" и всех участников ВОВ без разбора в предатели записали. Если бы татарский легион Идель-Урал начал воевать против своих и тем самым дал пример татарам из Красной Армии, и остальным пленным из др. легионов, еще не известно как закончилась война и кто тогда победил!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Конечно же... Если бы да кабы..По факту они не воевали а сотрудничали с врагом. Можно называть их как угодно! Но по факту они те кто принял присягу и влился в армию врага! Хоть писарем были хоть поворами. Предатели.
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    "и всех участников ВОВ без разбора в предатели записали."

    Ты словами не разбрасывайся и нас за дураков не держи, ладно? Легион Идель-Урал не имеет никакого отношения к ВОВ, это - карательный легион Второй мировой войны.

    Для тех, кто сдавал ЕГЭ. Великая Отечественная война - это война советского народа в годы Второй мировой против нацисткой Германии и ее союзников (в том числе, включая коллаборационистов всех мастей от бригады СС "Дружина" до взбунтовавшего легиона "Идель-Урал").
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    "грамотей" в очередной раз от тебя исходит тыканье! посмотрел бы я на твои действия в плену у фашистов! или сбежал бы с фронта, как твои предки из Казани в 1552 году!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    А ты зарегуйся на РВ под своим именем, вставь аваторой фотку свою, раз такой самолюбивый. Тогда люди, которые сочтут это нужным, будут с тобой на "Вы". А так, ты тут набор буков на экране. Стесняюсь спросить, а ты сам давно на "Вы" с компьютерным экраном?
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    а причем тут предки и взятие Казани? Вроде как тут не про то разговор идет.." (в том числе, включая коллаборационистов всех мастей от бригады СС "Дружина" до взбунтовавшего легиона "Идель-Урал")." золотые слова!
    Давайте вспомним ка вот что..: В начале мая 1945 1-я дивизия РОА совместно с чешскими партизанами приняла участие в Пражском восстании против Германии, фактически освободив Прагу ещё до подхода Красной армии. И что? Они тоже герои!?Они кстати тоже перешли на сторону партизан и заняли Прагу по сути еще до прихода красной армии..Кто не знает что такое и кто такие РАО прочитайте ..полезно будет..а так же почитайте что они творили до мая 45..Выходит по вашим словам они смыли предательства кровью?? как ни как взяли Прагу и кучу немцев убили
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Если за татарами из легиона Идель-Урал имеются неоспоримые доказательства их участия в карательных операциях против мирного населения и участии в боевых действиях против КА и союзников, предательствах в кон. лагерях и в легионах против подпольщиков, тогда они виноваты и являются предателями своей Родины! А если этих доказательств нет тогда, как быть?, что под общую "гребенку"?!! Нет извольте! Жизнь сложная штука, преподносит человеку много сюрпризов и испытаний. В каждом случае надо разбираться индивидуально, хотя люди из НКВД давно всех проверили и врагов и предателей давно "отсеяли."
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Первый предложил с тебя и начнем "грамотей" Давай вперед! А вообще то хотел спросить тебя мальчик, сколько тебе годиков? Мышления у тебя наивные и детские ( о владении компьютером спрашиваешь ), когда я закончил службу и ушел на заслуженную пенсию, только и появился интернет. Но что это меняет, к чему клонишь мальчик из времени ЕГЭ?
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    А почему бы и нет!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Плохо воспитанный, либо в детстве обиженный молодой человек!
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Русская национальная бригада СС "Дружина", матерые каратели, рука у бригады по локоть крови, личный состав тоже пленные красноармейцы + белая эмиграция, в августе 1943-го тоже почти в полном составе перешла на сторону партизан. А в конце войны абсолютно ВСЕ подобные формирования Вермахта и ваффен-СС полностью или почти полностью перешли на сторону вооруженных сил антигитлеровской коалиции (включая КА и советских партизан).
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    С какого бока вы сюда приплели палачей и карателей "СС"- бригад? В статье было сказано татары легиона "Идель-Урал" в боевых сражениях против Красной Армии и карательных, либо других операциях против населения участия ни принимали!
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    А почему только нам.. Я пивко не пью.. И например моя бабушка тоже пиво не пьет. Ей 92 года.. Вполне в уме.. Дай бог нам всем такой рассудительности.. Была медсестрой.. Кровь и грязь.. Выходила из окружения на волховском фронте. Вышла в районе мясного бора одна из немногих.. Закончила войну в 1945. Спросил ее не было ли мысли уйти к немцам, она даже расплакалась.. Сказала что же я ее за сволочь считаю. Да она говорит что Власов сдал армию, и он предатель. Те кто захотел ушел к немцам. А вот те кто не захотел, те либо в мясном боре погибли либо к нашим вышли.
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Правильно, всегда крайним остается солдат из простого народа. Ошибки генералов во внимание не берутся и сыновья начальников спокойно живут в тылу!
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    "о реабилитации легиона «Идель-Урал»"

    Формулировка ошибочная. Конечно, реабилитировать нужно не легион, а тех его солдат, которые не участвовали в борьбе с партизанами и Советской армией. Тех, чьих преступлений не установила военная прокуратура.
    Конечно, с точки зрения идеального фанатика и подписанная бумага - уже преступление. Тогда чего ж вы, миллионы присягнувших СССР, не защитили его в 1991 году? Бумагу-то подписывали?
    Или все же нужно разбираться - ЧТО есть предательство родины по сути?
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    "Тогда чего ж вы, миллионы присягнувших СССР, не защитили его в 1991 году? Бумагу-то подписывали? Или все же нужно разбираться - ЧТО есть предательство родины по сути?"

    Да, нужно разбираться и очень тщательно. СССР пал не в результате нападения извне. Совесть Советской армии и его офицеров тут чиста. Перед нами не было вооруженных врагов, которые напали на нашу страну и убивали наш народ. Советский Союз развалили и сдали изнутри. Игнорируя волю народа - результаты референдума 1991-го года о сохранении СССР.

    По сути предали. На самом высоком уровне. Включая Главнокомандующего.

    Это - не политическая декларация, а просто лично мое мнение. Гражданина России, возможно, ошибочное из-за незнания всех фактов. Вот вы - историки - расскажите мне правду и откройте глаза, если я в заблуждении.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Всем империи когда то приходит конец!
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    "Всем" говорите.. Китай, например, начал свои экономические реформы, имея худшую отправную точку, чем наши горе-реформаторы. У Китая не было того промышленного потенциала, технологий (включая космических, ядерных и атомной энергетики), инженеров, ученых, квалифицированных рабочих, врачей, учителей - ничего этого у Китая не было.

    Китай провел свои реформы не потеряв территорию, а наоборот, по сути приобрел новые -- Гонконг и Тайвань. Китай избежал междоусобную войну, хотя у них тоже есть сепаративно настроенные провинции, например, Тибет. По экономике сегодня Китай - первая в мире держава, в прошлом году он обошел США.

    А в результате наших горе-реформ мы - вчерашняя сверхдержава - пришли к тому, о чем, например, Юрий Поляков пишет "..сколько можно за счет основного населения, за счет его уровня жизни оплачивать противоестественно высокий уровень жизни, оклады, «золотые парашюты», заграничную собственность, так сказать, вплоть до островов личных одного процента населения? Представители которого ничего такого для нашего Отечества, за что можно им было бы платить деньги, не сделали. Даже близко ничего не сделали!"

    Вот вам и "все". И у кого что получается с империями.

    P.s. Специально для моего друга, предки которого от крещения русским царям убежали в Тамбов (почему не в Бухару, а в сторону Москвы - я не знаю, но им виднее, куда бежать от русского царя), вот, Юрий Поляков - родился в 1954г., известный русский писатель, общественный деятель, журналист, член Общественной палаты при Президенте РФ.
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Ведь это Китай! Там страной правят сами китайцы, нет масонов. Там люди другие, они в основной своей массе неприхотливы и трудолюбивы! Законы у них строгие, но справедливые. У нас же осуждаются только те которые украли "курицу", либо "перешедшие" дорогу главным ворам народного достояния. И только им все в стране позволительно безнаказанно господствовать: - царю, вельможам и ее прислуге! Крах империи неизбежен!
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Скажите пожалуйста, кто из ваших друзей от крещения убежал в самое пекло, в Тамбов, ближе к Москве? Мои наоборот подальше, на Урал и в Сибирь, а кто и в Бухару, Китай и Японию.
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Приношу Вам публично свои извинения за эту "небольшую военную хитрость" - специально исказил Ваши слова. Не желая Вам никакого зла хотел, чтоб Вы чуть больше рассказали о своих предках. Искренне сожалею, что поступил с Вами некорректно. В пылу споров сгорячился. Извините еще раз. Здоровья Вам и долгих лет.
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Татарскому народу сверху послан знак - "салямчик". Всевышний Аллах нам послал САИДУ! Через нее велено нам восхвалять Создателя и наш Ислам. ОН наш народ не забыл!
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    / Я так и понял, Ваш вызов. / Спасибо Вам. И Вам желаю всех благ в этом скоротечном мире!
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Почему татарстанского сайта «Реальное время» нет версии на татарском языке, статьи только на русском и английском. Сайт татарстанского муфтията на трех языках: татарский, русский и английский.
    Ответить
  • Анонимно 26 фев
    Почему у сайта нет обратной связи?
    У всех есть, а у Реального времени нет. Куда отправить предложения, статьи?
    Ответить
    Анонимно 26 фев
    Все есть. Направляйте на info@realnoevremya.ru
    Ответить
  • Анонимно 27 фев
    "Сосунки" вы порох не нюхали, там не были и в такие ситуации не попадали! Осуждать татар из легиона Идель-Урал не имеете малейшего права. Придет время, будут доступны архивные материалы НКВД, к ним приобщат материалы архива европейских стран участии татар из Идель - Урала в отрядах сопротивления фашистам. Ведь там в Европе многие из них считаются национальными героями той войны. Их там не забыли, их могилы ухожены, на них всегда лежат цветы. Снимутся обвинения с "предателей" Родины, как сказал Минтемир Шаймиев: "без вены, виновные!" И наступит справедливость. Вот тогда и говорить будете, а сейчас грех на себя не берите!!!
    Ответить
  • Анонимно 27 фев
    "Ведь там в Европе многие из них считаются национальными героями той войны." ну да..а еще там в Европе бывшие легионеры СС до сих пор ходят маршами..и Там в Европе они конечно же герои..А еще в некоторых странах Европы воинов освободителей советской армии называют оккупантами.
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Пришли, освободили и остались - значит оккупировали. Если пришли, освободили и ушли, тогда освободители.
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    ну да...с таким отношением мы и правда скоро придем к тому что происходит например на Украине..Давайте вообще все перепишем..истории не привыкать!
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Не перепишем историю, а добьемся правды и установим справедливость!
    Ответить
  • Анонимно 27 фев
    Коллеги, спорить с фанатиком так же бесполезно, как убеждать алкоголика лечиться. Не тратьте нервы. Аминь
    Ответить
    Анонимно 27 фев
    Это вы липовые "патриоты" находитесь в длительном наркотическом сне, а если наступит беда, первыми побежите в полицаи и старосты. Один из немногих, как Михаил Черепанов в здравом состояние. Вот он истинный патриот с чистой душой и огромным сердцем человеческого добра и понимания! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 27 фев
    Татарский народ во все времена был (и есть сейчас) образцом и примером к действию - "звонком к началу". Представим, что все татарские легионы Идель-Урала начали активно воевать против Красной Армии, тогда однозначно миллионы пленных солдат из Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии и Кавказа, а затем и в регулярной КА началась паника и дезертирство солдат и офицеров, вмешалась в войну против СССР, Турция и Япония. Задуманные планы идеологов фашистской Германии тогда однозначно сбылись бы. Война была бы проиграна даже при открытии второго фронта. Только за мужество и преданность Родине надо быть благодарны татарам Идель-Урала. И наконец снять с них тяжелый груз врага своего народа! Амин!
    Ответить
  • Анонимно 09 мар
    Огромное спасибо за статью. Эта статья - о судьбе моего дяди, родного брата моего отца. Его уже нет в живых. До самой смерти у него не высыхали глаза: он плакал и плакал .
    Ответить
  • Алексей Котуленко 12 мар
    Тот факт, что ни один батальон легиона «Идель-Урал» не принимал участия в карательных и боевых действиях на стороне врага — факт, давно доказанный исследователями биографии Мусы Джалиля. Доказано, что оставшиеся после восстания батальоны легиона были расформированы самими гитлеровцами как политически неблагонадежные. Многим легионерам удалось попасть в отряды французских партизан, но БОЛЬШИНСТВО (!!! -.А.К.) было возвращено в концлагеря в Германии и Польше.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/56978-vyzhivshim-v-lageryah-ne-udalos-dokazat-svoyu-nevinovnost#comments

    Секундочку! Про бой 827 батальона в районе Зеленицы не будем, вспомним вот что:

    количество перешедших, даже по данным архивов вермахта, превышает 30 тысяч.
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/56975-legionery-idel-urala-v-1943-1944-godah-spasli-ne-tolko-svoyu-chest-no-i-chest-narodov-povolzhya

    Из 7 батальонов по 800-1000 человек каждый, 30000 перебежало к партизанам, при том, что БОЛЬШИНСТВО(!!!) было возвращено в германские концлагеря?!! Михаил Валерьевич, а цифра в 30000, кроме как в ваших публикациях, где-то существует?
    Ответить
    Анонимно 02 апр
    Из 7 батальонов по 800-1000 человек каждый, 30000 перебежало к партизанам
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/56978-vyzhivshim-v-lageryah-ne-udalos-dokazat-svoyu-nevinovnost
    Элементарно, Ватсон! Каждый из них перебежал туда-сюда ЧЕТЫРЕ раза! ;)))))
    Ответить
  • Анонимно 17 мар
    Судьба каждого из батальонов легиона Идель-Урал четко прослежена в книге: Гилязов И. А. Легион «Идель-Урал». — Казань: Таткнигоиздат, 2005, ISBN 5-298-04052-7

    Численность коллаборационистских татарских формирований достигала 40 тыс. человек. Кроме Легиона «Идель-Урал» имелись 15 отдельных хозяйственных, саперных, железнодорожных и дорожно-строительных рот и боевая группа Восточно-тюркского соединения СС.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии