«Легионеры «Идель-Урала» в 1943—1944 годах спасли не только свою честь, но и честь народов Поволжья»
Историк призывает к политической реабилитации всех татарских легионеров, которые не запятнали себя сотрудничеством с врагом. Часть 1.
23 февраля 1943 года, когда вся страна отмечала День Рабоче-крестьянской красной армии, случился исторический переход легионеров «Идель-Урал», в котором состояло немало татар и башкир, к советским партизанам. Несмотря на героизм, перенесенные муки в плену и огромный вклад в великую победу, до сих пор многие из легионеров считаются предателями. В этом отношении повезло лишь поэту-герою Мусе Джалилю, участвующему в разложении фашистских частей. Колумнист «Реального времени», заведующий Музеем-мемориалом ВОВ Казанского кремля Михаил Черепанов в сегодняшней авторской колонке рассказывает об этом уникальном событии и судьбах безвестных бойцов.
30 тысяч перешедших легионеров
23 февраля 1943 года, в районе Витебска произошло событие, значение которого не осмыслено по сей день.
Созданный немцами из пленных легиона «Идель-Урал» 825-й батальон численностью более 500 человек перешел на сторону одного из отрядов 1-й Витебской партизанской бригады. Это звено стало первым в цепи массовых переходов легионеров на сторону сил антифашистского Сопротивления в Польше, Франции, Голландии, а позднее и на сторону союзных войск на побережье Ла-Манша.
Поступок, казалось бы, естественный, не вызывающий удивления. Вот только участники таких переходов — легионеры, которые не погибли в боях с фашистами, были репрессированы НКВД в конце войны. Все они, пострадавшие от немецких и советских трибуналов, не реабилитированы и посмертно до сих пор. Все, кроме Мусы Джалиля и казненных с ним легионеров-подпольщиков, которым «посчастливилось» посмертно получить лишь звание джалиловцев. Правда, в последние годы прошлого века вернули доброе имя еще нескольким ветеранам Французского сопротивления из числа бывших легионеров.
Между тем количество перешедших, даже по данным архивов вермахта, превышает 30 тысяч. И смысл перехода к партизанам был не только в количестве…
Подпольная работа в легионе «Идель-Урал», результатом которой стал полный крах планов Гитлера использовать народы Поволжья в борьбе с Советской армией и Сопротивлением, велась не только Джалилем и его казненными соратниками. Антифашисты в легионе были и до, и после появления в нем политрука Залилова (Гумерова). Были тысячи наших земляков, которые даже во вражеской форме оставались верными Отчизне. Забвение, как и сталинские репрессии, наносит смертельный удар по чести этих людей, а в конечном счете по национальному самосознанию всего народа Татарстана (в легионе были не только татары).
Нужна политическая реабилитация всех тех легионеров, которые не запятнали своего имени сотрудничеством с врагом, кто участвовал в подпольной работе, антифашистском Сопротивлении или просто был военнопленным. Нужны указ президента РТ о реабилитации легиона «Идель-Урал», более внимательное изучение истории этого формирования, тщательная запись воспоминаний легионеров, которые еще живы в районах нашей республики и за ее пределами.
20 июля 1994 года принят Закон РТ «О дополнительных льготах и соцгарантиях граждан Республики Татарстан, награжденных медалью «За победу над Германией в 1941—1945 годах»...». В соответствии с ним бывшие военнопленные в том числе и легионеры приравнены к участникам войны на территории Татарстана. Значит ли это, что все бывшие легионеры реабилитированы как жертвы политических репрессий? А главное, определено ли официально, в чем заслуга легионеров «Идель-Урала» перед народами Татарстана?
Татары и башкиры, избежавшие депортации
В конце войны на освобожденной советской территории части НКВД занимались борьбой не столько с недобитыми оккупантами и полицаями в лесах, сколько с мирным советским населением. В 1944 году началась массовая депортация народов Крыма, Кавказа, Калмыкии, Прибалтики. Формальной причиной для выселения миллионов женщин, детей и стариков (мужчины были на фронте) из мест постоянного жительства на Урал, в Сибирь и Казахстан было сотрудничество нескольких тысяч представителей того или иного народа с оккупантами. При этом документально доказано, что в составе частей вермахта было лишь 6 тысяч калмыков (депортирован весь народ), 13 тысяч крымских татар (высланы из Крыма все, даже греки) и 20 тысяч солдат из народностей Кавказа (судьба чеченцев, ингушей, кабардинцев и балкарцев аналогична). При этом никто не учитывал тот факт, что гораздо большая часть представителей названных народов героически сражалась в составе Красной армии. Депортированы были даже члены семей Героев Советского Союза.
В составе легиона «Идель-Урал» было около 40 тысяч представителей всех национальностей Поволжья. Никакой депортации в наших краях не наблюдалось. Что это? Гуманизм или дифференцированный подход Сталина? Может быть, он не решился трогать такие многочисленные народы, как волжские татары и башкиры?
Дело не в этом. Члены семей предателей были репрессированы по всей стране независимо от национальности. Массовой депортации в Поволжье не было именно потому, что не было массового предательства Родины. Это еще раз доказывает, что легионеры «Идель-Урала» активно саботировали приказы германского командования и участвовали в антифашистском Сопротивлении.
«Не удалось разыграть ни религиозную, ни националистическую карту»
История легиона «Идель-Урал» увязывается с деятельностью Джалиля. Зачастую только ему приписывается и организация перехода легионеров к партизанам, и вся подпольная работа.
… В октябре 1942 года оправившегося от ранения политрука Залилова по ходатайству Шафи Алмаса переводят из Прибалтики в польскую крепость Демблин, в лагерь, где находились военнопленные-татары. Их фашисты стремились завербовать в легион. А в декабре того же года гитлеровцы раскрыли подпольную коммунистическую ячейку в 825-м батальоне легиона «Идель-Урал».
Первый переход легионеров 825-го батальона в феврале 1943 года к белорусским партизанам свидетельствует об эффективной подпольной работе.
Факт успеха укрепил Джалиля в решении подключиться к важной и опасной работе подпольщиков.
Материалы, найденные в архиве КГБ РТ, свидетельствуют о том, что несколько тысяч наших земляков-легионеров при первой возможности перешли на сторону французских партизан. Было это в конце 1943-го, в 1944 году. Один из руководителей Французского сопротивления подполковник Серж Запальский так охарактеризовал деятельность татарских легионеров: «Отряд Утяшева всегда был готов биться до последней капли крови и своей храбростью служил примером для французских партизан».
Следует учесть, что создание национальных легионов вермахта было явлением масштабным и весьма опасным для СССР в начале войны. Около миллиона бывших советских граждан так или иначе сотрудничали с оккупантами в составе воинских и трудовых формирований. Фашисты изо всех сил старались использовать исламский фактор в натравливании народов Поволжья на Красную армию. Но результат их усилий был плачевным.
Не получилось создать из военнопленных фанатиков-шахидов. Наши деды и прадеды хорошо понимали, что их сотрудничество с врагом может привести к гибели родных и близких.
Не удалось разыграть ни религиозную, ни националистическую карту. Процесс разложения легиона стал массовым. По данным гитлеровцев, в 1943—1944 годах на сторону партизан и к союзникам перешло около 30 тысяч солдат одного только Волго-татарского легиона. Все они могли спокойно отсидеться в немецких лагерях как военнопленные, дождаться освобождения союзниками, но все же рисковали жизнью, активно сопротивляясь фашистам. Для чего? Думали прежде всего не о себе, а о нас с вами, о потомках.
Давно пора не только приравнять легионеров к участникам антифашистской борьбы, но и сказать правду о значении их действий для судьбы народов Поволжья. Пора признать, что легионеры в 1943—1944 годах спасли не только свою честь, но и честь народов Поволжья. Потому мы обязаны вернуть им доброе имя и право называться достойными сынами Отечества.
Именем Джалиля
Сам по себе переход 23 февраля 1943 года не был бы сенсацией, если бы участники восстания, легионеры в большинстве своем, не были репрессированы НКВД уже в конце войны. А те, кто уцелел после немецких и советских трибуналов, до сих пор считаются предателями. Все, кроме Мусы Джалиля и 10 казненных вместе с ним легионеров-подпольщиков, которым «посчастливилось» посмертно получить звание джалильцев. Почему так произошло и почему официально после войны реабилитированы лишь 11 легионеров (всего их было около 20 тысяч)? Были ли вообще легионеры, действовавшие в глубоком тылу немцев, джалильцами?
В официально-классовой истории, которую внедряли в наши умы семь десятилетий, часто встречаются примеры двойного стандарта. Второстепенные детали события сознательно выпячиваются, а суть его либо остается в тени, либо искажается до неузнаваемости. Так было с описанием штурма Зимнего в Питере. Бывало, что все решал «его величество случай». Стоило фронтовому журналисту написать статью о солдате, заслонившем грудью амбразуру в начале 1943 года, — в истории появился «подвиг Матросова». И никому в голову не пришло выяснять: почему именно Матросова, если до этого два года подобные броски совершали десятки других солдат. И им даже посмертно давали просто ордена.
Могу назвать пример и из истории нашей республики. Крупнейший памятник в Татарстане — памятник Муланнуру Вахитову. Все знают, что он был революционером и расстрелян как член первого казанского Совета. Но почти никто не помнит фамилий руководителя того Совета и других его членов, расстрелянных вместе с Вахитовым.
Я далек от мысли, что в последнем случае сыграл роль лишь национальный подход (хотя Вахитов действительно был единственным татарином в Совете). Далек потому, что чувство национальной гордости совершенно отсутствует в случае с легионом «Идель-Урал». Вот уж где, казалось бы, можно было развернуть пропагандистскую шумиху. Ан, нет. Памятник в Казани есть только одному из легионеров — Мусе Джалилю, рядом помещены барельефы 10 его соратников, казненных в тот же день. Лишь немногим из них советская пропаганда оказала милость и оставила в истории. До сих пор любое упоминание о легионерах в печати дается только в связи с Джалилем, под защитой его славы. И статьи, и книги посвящены лишь джалильцам (оговорюсь: сужу только по прессе и литературе на русском языке).
Одна из последних официальных версий роли Джалиля в судьбе легиона «Идель-Урал» подана Робертом Бикмухаметовым в 1989 году (см. книгу «Муса Джалиль. Личность. Творчество. Жизнь». Москва). Суть ее в следующем. Основываясь на воспоминаниях самих легионеров, автор подчеркивает: «Деятельность подпольной организации сводилась к тому, чтобы готовить батальоны к выступлению против гитлеровцев на фронте. Джалиль был как бы душой организации, самым любимым и уважаемым человеком… Его называли орлом. Если Абдулла Алиш был его правым крылом, то Гайнан Курмаш был левым».
Именно «за распространение советской идеологии, разложение батальона» 11 подпольщиков во главе с Джалилем и были казнены немцами. За подпольную работу, а не только за стихи, поэту Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. В величии подвига сомневаться не приходится, но возникает вопрос: почему только ему? Значит ли это, что все остальные легионеры были лишь исполнителями воли политрука Залилова, что их деятельность ограничена лишь рамками его подвига?
Простое сопоставление фактов в хронологическом порядке позволяет сделать вывод, что это далеко не так. Подпольная работа в Татаро-башкирском легионе началась до того, как Джалиль получил возможность к ней подключиться. А 825-й батальон, что первым перешел на сторону партизан, был сформирован без участия поэта-героя. «Разложение» легиона заслуга других наших земляков, реабилитированных в советской истории лишь под именем «джалильцев». Их имена остаются за кадром, между тем их роль в событиях полувековой давности не менее существенная.
Продолжение следует
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Михаил Валерьевич Черепанов — заведующий Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны Казанского кремля; председатель ассоциации «Клуб воинской славы»; заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член-корреспондент Академии военно-исторических наук, лауреат Государственной премии РТ.
- Родился в 1960 году.
- Окончил Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина по специальности «Журналистика».
- С 2007 года работает в Национальном музее РТ.
- Один из создателей 28-томной книги «Память» Республики Татарстан о погибших в годы Второй мировой войны, 19 томов Книги памяти жертв политических репрессий Республики Татарстан и др.
- Создатель электронной Книги памяти Республики Татарстан (списка уроженцев и жителей Татарстана, погибших в годы Второй мировой войны).
- Автор тематических лекций из цикла «Татарстан в годы войны», тематических экскурсий «Подвиг земляков на фронтах Великой Отечественной».
- Соавтор концепции виртуального музея «Татарстан — Отечеству».
- Участник 60 поисковых экспедиций по захоронению останков солдат, павших в Великой Отечественной войне (с 1980 года), член правления Союза поисковых отрядов России.
- Автор более 100 научных и научно-просветительских статей, книг, участник всероссийских, региональных, международных конференций. Колумнист «Реального времени».