«Бялеш — это золотая середина, это символ солнца, это наше все»
Гражданский активист против Руслана Айсина и за эчпочмак и губадию
На авторскую колонку российского политолога Руслана Айсина, посвященную национальной татарской кухне, откликнулся бывший депутат из Актанышского района РТ Алмаз Нурлыев. «Реальное время» публикует ответную статью, в которой татарстанец выражает несогласие с некоторыми позициями политолога: в частности, наш автор поднимает тему главных символов татарской кухни, а также заимствований блюд у финно-угров.
«Бялеш — это золотая середина, по аналогии с тем, как татары соединяют в себе Запад и Восток»
Я считаю, что бялеш, как и чак-чак, эчпочмак, губадия, является неотъемлемым культурным символом и атрибутом татар. Можно согласиться с оценкой Руслана Айсина относительно нетюркского происхождения бялеша, но стоит подчеркнуть, что бялеш — это компромисс между двумя великими стихиями: стихией кочевого народа, которая выражена в мясе, и стихией земледелия, которая выражена в тесте и картофеле. Татары около 1000 лет назад осели, начали осваивать земледельческую культуру, поэтому естественно то, что они стали отходить от кочевничества. Очевидно, что если ты не кочуешь, то ты не можешь обладать всей полнотой этого образа жизни. Бялеш — это золотая середина, по аналогии с тем, как татары соединяют в себе Запад и Восток — они являются цивилизационным перешейком между славянским и тюркским миром.
Нельзя просто так отказаться от татарской пищевой культуры, складывавшейся веками. Нельзя отбросить все и перейти на какие-то архаические образы, которые нам предлагает автор первого текста.
Есть и другой аспект, связанный с позиционированием татарской культуры. Через что еще знакомиться с татарской культурой, если не через чак-чак, эчпочмак и бялеш? Все-таки, помимо кулинарной миссии, бялеш выполняет роль культурного агента. Через бялеш мы представляем татар. К примеру, есть хинкали, которые четко ассоциируются с грузинской кухней и этим народом, пицца, которая ассоциируется с Италией — у каждого народа есть набор кулинарных элементов, через которые мир знакомится с ним. И очень справедливо суждение о том, что, если существует национальная кухня, то есть и народ.
«Через бялеш мы представляем татар. К примеру, есть хинкали, которые четко ассоциируются с грузинской кухней и этим народом, пицца, которая ассоциируется с Италией — у каждого народа есть набор кулинарных элементов, через которые мир знакомится с ним». Фото Олега Тихонова
Хочу заметить, что бялеш не отрицает мясо — то есть он включает в себя и кочевой рацион питания, и земледельческий, оседлый. Это золотая середина, это наше все. Бялеш — это символ солнца, а круг (бялеш же у нас круглый) — это символ вечности. Так что, на мой взгляд, современная татарская кухня и все ее компоненты в полной мере могут называться нашими, национальными. И я все же сомневаюсь в том, что она была заимствована у финно-угров.
Если говорить о главных гастрономических символах татарского народа, то мясо испокон веков считалось одним из них, однако от кумыса мы все-таки отошли уже довольно давно — в Татарстане его практически не употребляют, хотя лично я его очень люблю и периодически стараюсь пить. Думаю, что основные символы мы все-таки должны видеть именно в наших мучных изделиях.
«Я согласен с тем, что «камыр-батыр» должен уйти»
Говоря о проблеме здорового образа жизни, которую справедливо поднял Руслан Айсин, то это все-таки личное дело каждого — есть бялеши и эчпочмаки или нет. И я бы хотел разделить физический, духовный, культурный и другие компоненты. Но я не могу не заметить, что я сам достаточно часто ем бялеш, эчпочмаки, чак-чак, стараюсь есть кыстыбый, губадию. И, конечно, я предпочитаю чай, но несмотря на то, что я из сельского района, я пью его без молока (чай с молоком, как мне кажется, это уже молочный напиток).
И да, я не могу спорить с тем, что татарская кухня тяжелая, и тот же бялеш нельзя есть каждый день. Это вредная пища, и тут я согласен с последним утверждением Руслана Айсина про «камыр-батыра» — татарский народ все-таки не должен на него равняться. Употребление такой пищи должно быть сопряжено с физическими нагрузками.
«Я бы хотел разделить физический, духовный, культурный и другие компоненты. Но я не могу не заметить, что я сам достаточно часто ем бялеш, эчпочмаки, чак-чак, стараюсь есть кыстыбый, губадию». Фото Олега Тихонова
Вообще, почему татары ввели в свою кухню такие сытные блюда? Ведь раньше было как: хорошо поели (казылык, бялеш и так далее), а потом начиналась тяжелая, плодотворная работа. Эти блюда давали татарам силу на долгое время. А сейчас мы стали более городскими, образ жизни сильно изменился и стал сидячим. Так что я повторюсь: я согласен с тем, что «камыр-батыр» должен уйти. Надо заниматься спортом, и в нашей республике для этого есть все возможности.
«Надо задействовать любые средства: и юмор, и блюда, и спорт»
Мне хотелось бы, чтобы все татарское было актуальным для молодежи, чтобы молодое поколение гордилось тем, что они татары. Я бы очень хотел сохранить все татарское через наши же национальные блюда, также в этом деле может помочь национальный юмор, татарский КВН и, конечно, спорт — наши «Рубин» и «Ак Барс».
Как у татарского активиста, у меня есть друзья из Казахстана, Сибири, да со всего мира, в общем-то, и мои товарищи (уже старшее поколение татар) рассказывали о том, что в тот год, когда «Ак Барс» стал чемпионом, в Тюмени, в Сургуте к ним начала приходить татарская молодежь — у них появилось желание изучать татарский язык. И это из-за победы спортивной команды. Вообще, в актуализации татарского языка надо задействовать любые средства: и юмор, и блюда, и спорт.
Кстати, замминистра промышленности и торговли РТ Денис Валеев предложил интересную инициативу для продуктовых сетей — оформлять ценники на татарском языке, причем с красивым, ярким национальным орнаментом. Практически каждый день люди будут видеть, что яблоко, например, — это «алма», и это будет оседать у них в памяти. Думаю, нам обязательно стоит начать прорабатывать это предложение.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.