Новости раздела

Идите в баню… турецкую: культура хамама в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о том, как культура древней Османской империи проникла в быт современной Турции. В своей сегодняшней колонке он рассказывает о банной традиции, с которой многие россияне познакомились во время туров на анталийские курорты.

Традиции

Ни для кого не секрет, что культура тела начинается с чистоты помыслов и чистоты тела. В священном хадисе Посланника Аллаха (с.г.в.) сказано, что чистота — это половина веры, поэтому хамамы в Османской империи имели такое же большое значение, как и мечети. Они были неотделимой частью архитектурного ансамбля мечеть—медресе—хамам—рынок, где проходила большая часть общественной жизни османов.

Слово «хамам», обладая сходным значением в турецком, арабском и иврите, переводится как «баня», «быть горячим» и «горячее место». Знаменитый турецкий путешественник Эвлийа Челеби, оставивший после себя подробнейшие описания тех мест, где он побывал, и который является бездонным источником вдохновения для множества отечественных и зарубежных исследователей, писал, что в XVII веке только в Стамбуле было 168 больших рыночных хамамов. К сожалению, из 237 хамамов Стамбула, построенных в период Османской империи, сегодня функционирует только 60.

Известно, что Фатих Султан Мехмет построил 19 рыночных хамамов, Рустем Паша — 32, а знаменитый мусульманский архитектор Мимар Синан оставил около 20 рыночных и частных хамамов.

Хамамы, наряду с выполнением чисто прикладной функции, имели огромное значение в жизни османского общества. Здесь матери приглядывались к будущим невесткам, женщины вели светские беседы, обсуждали последние городские и дворцовые новости и сплетни, которые порой перевирались по несколько раз, пока переходили от одного уха к другому. Поход в хамам женщины также использовали для демонстрации друг другу своих новых украшений и нарядов. В турецком языке до сих пор бытует присказка «быть обладателем ханского хамама», которая означает, что человек обладает большим состоянием и славой.

Обычно хамам посещали в четверг вечером, чтобы на следующий день уже очищенным пойти на пятничную молитву. Перед праздником жертвоприношения хамамы были открыты до утра.

Кроме обычных, были еще и специальные дни посещения хамама, которые приурочены к особым датам, таким, как свадьба, рождение ребенка, окончание траура, религиозные обряды, уход и возвращение из армии и т.д. Все эти обычаи до сих пор сохранились во многих городах Анатолии.

Хамамы подразделялись на общественные и частные, на мужские и женские. Например, самыми знаменитыми женскими хамамами столицы Османской империи считались «Байезыд хамамы», «Хюррем Султан хамамы», «Чаал оглу хамамы» и «Чемберлиташ хамамы».

Изучаем язык хамама

Предками османских хамамов по праву считаются римские термы, однако у большинства людей хамамы ассоциируются с Турцией, и для популяризации и сохранения этой культуры турки, как и в давние времена, прилагают немало усилий. Так, в некоторых хамамах Стамбула и Анкары обязательным условием для персонала является владение османским языком.

Традиционно хамамы состоят из трех частей — это «джамегах» (место для переодевания), «соуклук» (место для высыхания, смены пештемаля — набедренной повязки) и «сыджаклык» (место, где собственно и происходило мытье). Предлагаю подробнее ознакомиться с языком хамама:

  • «Джамегах» представлял собой широкую софу, разделенную на несколько частей, где люди переодевались и отдыхали после того, как обсохли в соуклук.
  • «Сыджаклык», в свою очередь, подразделялся на несколько частей:
  • «курна башы» — место, где все мылись по очереди,
  • «халвет» — закрытая ячейка для индивидуальной помывки,
  • «гёбек ташы» — небольшое мраморное возвышение, сделанное в виде многоугольника, обогреваемое снизу горячим воздухом, на котором люди лежали и согревались,
  • «джехеннем» — место под гёбек ташы, которое очень сильно нагревалось,
  • «кюлхан» — топка, которая находится под хамамом. Обычно в качестве растопки использовали дрова и косточки от оливок,
  • «тютеклик» — дымоход,
  • «теллак», или на османском «деллак» — человек растирающий, делающий кесе и массаж,
  • «кесе» — специальная мочалка, которой удалялась огрубевшая кожа.

Из глубины веков

Османский писатель Абдулазиз ибн Джемаледдин, живший во второй половине XIX — начале XX века, оставил после себя рукопись из 14 дафтаров под названием «Традиции, праздники и обычаи народов Османского государства», где дает очень интересные и ценные сведения о культуре хамама османов. Есть возможность ознакомиться с некоторыми частями этого уникального труда. Вот его описание частного хамама, который находился в одном из особняков Стамбула:

«В особняке находился специальный хамам, принадлежащий владельцу дома и его семье. Никто из других жителей особняка сюда не мог войти. Перед хамамом была просторная комната с большими стеклянными окнами, которая открывалась на прекрасный вид или на внутренний двор. За этой комнатой был соуклук с простой обивкой, где можно было переодеться и посидеть, завернувшись в полотенце. За ним находился вход в сам хамам. В хамаме были курна и душевая, отделанные мрамором. Также было отдельное место для совершения омовения. Место для омовения, соуклук и сам хамам имели высокий, стеклянный, куполообразный потолок. По меньшей мере, в хамаме было три курны. Каменные чаши на стенах были украшены мрамором и цветочным орнаментом. У каждой чаши был изящно украшенный желтый кран для горячей и холодной воды, который назывался «девебойну» (шея верблюда). Стены и купол украшены гипсовыми вставками и разноцветной плиткой».

Не менее интересно описывает Абдулазиз Бей посещение хамама государственными служащими и представителями высшего общества:

«Многие государственные служащие среднего звена и уважаемые купцы, живущие в Дерсаадете (Врата счастья — старое название Стамбула, — прим. переводчика) несмотря на то, что имели хамамы у себя дома, посещали рыночные хамамы. Уважаемые господа из махалли тоже предпочитали мыться не у себя дома.… Те, кто посещал рыночные хамамы, либо приносили полотенце с собой, либо пользовались местным полотенцем. По обычаю, в банный набор, который приносили из дома, входили два больших полотенца, украшенные белыми шелковыми нитками, два полотенца для головы или плеч, два шелковых пештемаля, кесе, сменное белье. Все это помещалось в черную атласную сумку, которую прислуга заранее относила в хамам. Господина, который приходил чуть позже, встречали некоторые служащие хамама и провожали до кресла».

В самом хамаме уважаемых клиентов провожали до специальных комнат, помогали переодеться, предлагали выкурить трубку и наргиле или же выпить кофе. Затем приходил теллак и в течение получаса разминал колени и руки господина. Вот как описывает продолжение банного ритуала сам Абдулазиз бей:

«Тот же теллак одевал на ноги господина налын (специальные деревянные башмаки) и провожал его до халвета… Господина сажали на место приготовленной сернёбетом (служащий хамама), снимали башмаки и медленно начинали его растирать желтой пемзой, нажимая на колени. После того, как начинал проступать пот, теллак разводил в горячей воде белую глину из Алеппо, настоянную на цветочной воде, и намазывал эту смесь на голову, тело и ноги господина. Через четверть часа смесь смывалась и процедура повторялась. Далее теллак четыре-пять раз мыл голову господина мылом, затем хорошенько протирал его тело банной мочалкой кесе, а после наполнял таз горячей водой и, намылив другую мочалку, мыл все тело господина. Процедура повторялась два раза».

После того, как процедура мытья была закончена, господин менял свой пештемаль, его заворачивали в полотенца и провожали в соуклук. На тарелке подносили четыре-пять сладких яблок и нож. Сейчас предлагают различные прохладительные напитки и чай. Автор этой статьи настоятельно рекомендует попробовать после банной процедуры напиток под названием «атом» — это смесь айрана и яблочной или лимонной газированной минеральной воды. После того, как господин покидал хамам, смотритель его особняка оплачивал стоимость хамама и оставлял чаевые для смотрителя хамама, сернёбета, теллака и других.

Булат Ногманов

Новости партнеров