Ася Энговатова: «Крайне неуместное название «татаро-монгольское» нашествие, утвердившееся в литературе...»
Известный археолог о том, почему 1000-летие Казани не вызывает сомнений, как поход булгар на Ярославль помог установить возраст города и монгольской тактике уничтожения врагов
Легко ли «удревнить» возраст города в погоне за статусом? Насколько серьезную погрешность сулят монетные находки? Какие жуткие следы оставила орда на территориях Средней Азии, Кавказа, Киевской Руси и Венгрии? На вопросы «Реального времени» ответила кандидат исторических наук, заместитель директора Института археологии АН РФ Ася Энговатова.
«Точность дат дается уже исходя из каких-то политических соображений»
— Как вы относитесь к 1000-летию Казани, верите ли вы в него? Просто нет прямых исторических источников и основными доказательствами установления даты стали находки археологов, а отсюда достаточно много критики по этому поводу...
— В российской и мировой практике основание города принято считать по первому упоминанию в летописи — это общепринятая практика. Но вопрос в том, как же быть с теми городами, которые упоминаются очень поздно, но в то же время очевидно, что они существовали раньше. Так, еще в советское время, по-моему, академиком Б.А. Рыбаковым для Киева была предложена система определения основания города по археологическому материалу. Но стоит сказать, что вопрос хронологической точности археологического материала — вещь очень серьезная, поскольку рамки археологии не всегда позволяют датировать вещь с точностью не только до года, но иногда и до 150 лет.
Вещи ведь бытуют довольно долго. То есть датой изготовления вещи может быть XVl век, а бытовать она может до XVll—XVlll веков. Особенно часто подобное бывает в церковной практике, когда очень древние вещи, изготовленные много столетий назад, используются. То же самое происходит и с украшениями, и с монетными находками.
Вещи сами по себе — это такой маркер довольно… Но тем не менее его применяют для определения даты основания того или иного города. Точность здесь довольно приблизительная, хотя на основании этого были даны, и в советское время, и в современный период, основания для датировки очень многих городов и не только Казани. Это — общая практика, и здесь точность дат дается уже исходя из каких-то политических соображений. Понятно, что есть домонгольский слой в городе, есть комплекс находок, который говорит о существовании какого-то города Xll или начала Xlll веков — иногда это максимум точности археологических находок. Но монеты составляют довольно приятное исключение, поскольку часто есть более-менее точные даты чеканки, однако надо понимать, что дата чеканки — это не дата бытования монеты.
«Монеты составляют довольно приятное исключение, поскольку часто есть более-менее точные даты чеканки, однако надо понимать, что дата чеканки — это не дата бытования монеты». Фото kazan-kremlin.ru
Археологические методики имеют свои допуски, и все специалисты это знают. У нас есть как бы точный метод радиоуглеродного датирования, но здесь тоже есть «плюс-минус», в зависимости от степени сохранности органики, коллагена в материале. «Люфт» здесь может быть от 30 до 150 и больше лет. Казалось бы, что это очень точный метод, но он тоже дает определенную погрешность. Поэтому при определении даты основания того или иного города помимо летописной есть некоторая доля допусков.
— То есть, при желании можно «удревнить» возраст города?
— Зачем «удревнять»?
— Статус? Деньги?
— Нет, мне кажется, это скорее серьезная проблема научная — проблема методики. Если бы этот метод выдумали только для Казани, то это бы выглядело странно. Но этим методом пользуются с советских времен (например, Киев определяли подобным образом). Это просто способ, который помогает понять, с какого периода начинается городская жизнь на той или иной территории. Вообще, определение даты основания — это комплексная задача, и мне кажется, что здесь как раз казанские академические специалисты — признанные специалисты, которые хорошо это понимают. Они копали в десятках городов и поселений и хорошо понимают разницу между городом и крупной деревней.
«С Ярославлем, в отличие от Казани, ситуация была инициирована не археологами»
— Согласны ли вы с тем, что Казань задала некую «моду» на определение 1000-летия города?
— Скорее нет, чем да. Например,1000-летие Ярославля утверждали ранее, чем казанское (насколько я помню). Понимаете, надо различать какую-то научную составляющую и политическую. Все-таки задача ученых заниматься своим видом работы, поэтому они определяли период возникновения городского поселения.
— Сразу за определением даты основания Казани, кажется, последовал Ярославль: как вы и ваша группа определили его 1000-летний возраст?
— С Ярославлем, в отличие от Казани, дата празднования изначально была определена не археологами, а историками. Было несколько конференций в Институте истории и заседаний ведущих историков, которые совместно с администрацией города Ярославля, с правительством определяли дату, исходя из возможностей письменных источников и летописных упоминаний, а также исходя из логики исторических событий. Определенная погрешность опять-таки здесь также присутствовала. Для Ярославля точная летописная дата была, но она была явно позже основания города, причем существенно. Первая летописная дата, 1072 год, относится к моменту похода булгар на Ярославль. Но поскольку город имеет название (город Ярослава) то, по мнению историков, это дает основание полагать, что его основание связано с Ярославом Мудрым. А археологические работы в центре Ярославля были связаны, со строительными работами, а не с обоснованием тысячелетия города.
Наиболее ранние находки остатков городской стены, которые удалось найти специалистам — счастливая случайность. В археологии многое зависит от везения, от стечения обстоятельств. Здесь оно заключалось в том, что одна из строек была запланирована на территории, на которой, наверное, археологи и не стали бы копать, поскольку она считалась не очень перспективной. Но именно на ней был обнаружен целый комплекс остатков фортификационных сооружений: то есть стена городская и ров в очень хорошей сохранности. Комплекс был исследован, продатирован с помощью разных методов (дендрохронологический и радиоуглеродный) первой половиной XI века. Таким образом, дополнительно была подтверждена дата периода основания города. Так что XI век совпадал с предположениями историков.
«Подобные вещи есть и во Владимире, и на территории Татарстана — это общая волна...»
— В Ярославле вами было обнаружено массовое захоронение: почему его связали именно с татаро-монгольским нашествием? Были ли вообще в летописях упоминания о разгроме Ярославля ордой?
— Крайне неуместное название «татаро-монгольское» нашествие, утвердившееся в нашей литературе. В самом названии заложена политическая составляющая. В иностранной литературе это событие, по-моему, называется более корректно — его принято называть «походы Бату-хана». В летописях были записи о разрушении города Ярославля, и еще надо сказать, что и на территории Татарстана города Биляр и Болгар тоже пострадали во время разгрома. В них были найдены схожие массовые захоронения. В глаза археолога сразу бросается специфическая тактика монгольского войска — если город сопротивляется, то он полностью уничтожается. Эта тактика описана в многочисленных археологических трактатах — и китайских, и среднеазиатских. Подобные вещи есть и на территориях современных Украины, и Польши и Венгрии. Эта тактика довольно специфична, она хорошо узнаваема.
В Ярославле было найдено девять массовых захоронений рядом друг с другом, все в подполах сгоревших жилых домов, а один в колодце (на городище Биляр аналогичное захоронение в колодце было найдено). Благодаря исследованиям антропологов и энтомологов выяснилось, что все убитые пролежали несколько месяцев непогребенными и только после были в срочном порядке закопаны в близлежащих подполах сгоревших домов. У большинства погребенных были обнаружены черепные травмы, которые показывают, что людей убивали сверху (по всей видимости, это были конники).
Подобные санитарные захоронения найдены и во Владимире, и в Рязани, и на территории Татарстана. Это общая волна, которая прошла по Китаю, Средней Азии, Кавказу, Киевской Руси, затронула территорию Венгрии, Польши (да, там тоже есть подобные захоронения).
— Резня в Ярославле. Есть ли среди ученых те, кто не согласен с версией про орду?
— Объективные материалы не дают основания трактовать это как-то иначе. С точки зрения единой волны, которая прокатилась, начиная с Китая и заканчивая Венгрией, это очень яркий пласт, который затронул те же народы Поволжья, Пензенскую область…
— Также говорится о том, что Волжская Булгария и Русь достаточно тесно взаимодействовали. А при изучении остатков русских городов удалось ли наткнуться на какие-нибудь следы булгар? Может быть, торговые фактории?
— При раскопках русских городов встречается специфическая булгарская керамика (орнаментированные сосуды), по которой археологи судят о наличии торговых связей. Исследование материальной культуры дает довольно много для нашего представления о Средневековье, оно не всегда вписывается или соотносится с нашим современным пониманием (как нам хочется, чтобы это было), но тем ученые и отличаются от обывателя они должны восстанавливать объективную истину с помощью аргументов.
комментарии
Со знанием дела.
Археологи подтвердили возраст Казани - будем верить им.
Маленький булгарский городишко Казань стал большим городом лишь тогда, когда монгол-чингизид Улу-Мухаммед перенес свою ставку в Казань, тем самым сделав его столицей нового ханства на развалинах Золотой Орды.
И началась великая битва - где быть новой столице возрождаемой Золотой Орды - в Казани или Москве?
Большинство населения разрушенной Тамерланом и крымскими Гиреями Золотой Орды поддержало "империалистов" Москвы.
"Сепаратисты" Казани проиграли.
Началось воссоздание великой империи великого Чингизхана.
И ныне Москва является правопреемницей и наследнице Золотой Орды и Монгольской империи.
Лучше говорить и писать "монголо-татарское УПРАВЛЕНИЕ".
А лучше в таких случаях вообще не использовать названия этносов и наций.
Было не "иго", а "управление" - "симбиоз" различных этносов.
Но маленькие дети могут и обижаться (причем самых разных этносов), если им не раскрыть изначальный смысл этого слова.
"Иго" с праиндоевропейского означает "объединение", "соединение".
"Монголо-татарское объединение" - т.е. объединение, соединение в одно мощное государство под управлением монгол и их поддержке татарами.
Звучит совершенно по-другому - величественно и торжественно.
Как и было на самом деле.
Вы, несмотря на то что являетесь татарином, имеете такое же отношение к средневековым татарам, как любой гражданин современной России.
А "иго" -это нечто вроде опеки на период развития.
Раз не можете отличить монгола от тюрка.
Монгола-чингизида Токтамыша от татарина Мамая.
И похожи как братья. Сравните их портреты.
Где можно их "сравнить"?
Спасибо.
Профессор М.А.Усманов поставил бы Вам двойку зато, что не можете отличить монгола-чингизида Тохтамыша от татарина Мамая.
Пусть читает фолиант "Золотая Орда".
Бедный профессор , всю жизнь положил , чтобы защитить диссертацию об различии монгола и татарина на примере Тохтамыша и Мамая.
А ведь Тохтамыш более татарин, чем Мамай.
Кто профессор М.А.Усманов и кто Вы...
Прфессор М.А.Усманов
написал сотни научных трудов, был редактором одного из томов 7-митомной "Истории татар", его знал и знает весь ученый мир, занимающейся историей Золотой Орды.
А Вы чем "прославились"?
Кроме оскорблений уважаемых людей?...
Ярославских баб даже "воры в законе боятся"...
Не забыли кто из женщин первой в мире полетела в космос.
Как монголы-то исчезли на Руси?
Их ярославские бабы просто "ассимилировали"...
Сейчас "ассимилируют" пришельцев и из Азии, и из Африки, а некоторые добрались и до Америки с Австралией...
И все у ярославских баб дети получаются русские.
Поедите в Ярославль - осторожнее будьте.
Поймает такая мужика и "ассимилирует"...
Помните русских богатырей из сказок и мультфильмов?
Никого они не боялись, всех победили.
Но перед своими женами - ярославскими бабами- трепетали и падали в обморок от страха.
А потом друзьям говорили, что от любви...
Глупая она - вот и все...
Но удар слева - калека.
Удар справа - труп.
Ну не было никогда русского города Ярославля.
Ну и ладненько.
Спокойнее, спокойнее...
и крещения были насильственные... сопровождаемые насилиями и прочее
Но об этом умалчивают...
а про татар как "виновников" бед и всего плохого... что сегодня у них в этом как раз только татары виновны... это же пишут в учебниках и нас учили...
«татаро-монгольское» нашествие...
я никак не против так назваться что монгол что татар одно и тоже...
Так специально ПОДЧЕРКНУТО назвали чтоб психологически терроризировать татар и вызвать у них комплекс ложной "вины" и толкнуть их отказаться от своих предков и смешиваться с теми кого якобы "обидели" татары якобы виновники всего что плохого сегодня (вспомните они писали везде что мол даже мату учились у татар, дороги плохие тоже виновны татары - всего не сосчитать) в этих кого татары якобы "игозировали".. вот такая логика политики геноцида-этноцида..
И вот опять...
"Было просто установление мира среди так называемых русских княжеств...".
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/57790-arheolog-ran-asya-engovatova-o-podlinnosti-1000-letiya-kazani#comments
Русские похоже Вас раздражают.
И похоже тем, что Вы начинаете ощущать себя настоящим русским...
Это раздражение скоро пройдет...