«Платочный» скандал в Мордовии: запрет на хиджаб снят, что дальше?
В конфликте вокруг платков в школе татарского села Белозерье (Мордовия) появилась новая любопытная деталь. Неожиданно местный директор Вера Липатова, которая требовала от учительниц-мусульманок снять платки, отменила все свои запреты на хиджаб. Однако весьма противоречивая информация стала поступать из соцсетей и мордовских СМИ. «Реальное время», связавшись с разными сторонами скандала, разбирается в ситуации.
Платок: запретить нельзя разрешить?
Новые подробности появились в «платочном» скандале в школе села Белозерье Мордовии. В минувшие выходные директор учебного учреждения Вера Липатова отменила запрет на ношение платков.
Тем не менее на сайте газеты «Известия Мордовии» — официального органа правительства республики — появилась новость с заголовком «Запрет на ношение хиджабов в Белозерской школе никто не отменял». Но впоследствии эта заметка была удалена с ресурса. Отметим, что мусульмане Белозерья неоднократно упрекали это издание в ангажированности и однобоком освещении вопроса.
Как рассказал корреспонденту «Реального времени» правозащитник Ирек Биккинин, 9 января директор школы Вера Липатова вынесла письменные выговоры педагогам за то, что они, несмотря на имеющиеся дисциплинарные выговоры, пришли в школу в платках. 20 февраля должно состояться рассмотрение иска 10 учительниц к руководителю, в котором они опротестовывают декабрьские распоряжения Липатовой о внешнем виде и дисциплинарных взысканиях.
В субботу директор провела в школе собрание, в котором объявила, что снимает все претензии к учительницам в платках. Также она дала педагогам подписать документы, что они ознакомлены с этим, однако на руки бумаги они не получили. Кроме того, руководитель сообщила, что отменяет все ранее принятые решения на запрет хиджабов (два приказа и письменные выговоры).
— Такие приказы о внешнем виде должны обсуждаться в коллективе, приниматься коллегиально. После принятия всех поправок, замечаний уже можно что-то подписывать. Но порядок не был соблюден. Директриса что-то сама распечатала, сама заставила подписаться при заместителях министра образования Мордовии, — рассказал Ирек Биккинин.
Комментариев не даем
«Реальное время» обратилось за подтверждением информации об отмене приказа в приемную директора, однако секретарь не стала соединять нас с Верой Липатовой и сообщила, что руководитель школы не дает комментариев прессе.
Также мы решили опросить учителей: одна из женщин настойчиво отрицала то, что в субботу было организовано собрание, однако оговорилась, что некий документ учителя все же подписывали. Видимо, осознав, что сказала лишнего, наша собеседница попросила нас обратиться к адвокату и оборвала разговор.
Ее коллега Адиля Янгличева не стала «юлить» и рассказала нам о том, что субботнее собрание все-таки прошло, и учителя подписали документ об отмене старого приказа Липатовой.
— Да, собрание было, но меня на нем не было. Сейчас меня приглашают к директору — три раза уже подходили ко мне. От меня, наверное, уже ничего и не зависит: говорят, что все уже подписали. Но надо было посоветоваться для начала, я думаю, а не сразу подписываться, — комментирует Янгличева. — Сначала издала приказ самовольно, а уже через две недели отменяет — разве так можно?
В суд с отмененным приказом
По мнению Биккинина, такое «шевеление» директора вызвано тем, что в Министерстве образования Мордовии обеспокоились иском учительниц, в котором по пунктам написаны все нарушения руководства школы. Причем «крайним» в этой ситуации оказывается директор.
— Это Липатова издавала все приказы, она же ставила печати, а эти — с Министерства образования — только давили, — утверждает собеседник. — Суд однозначно отменит все приказы директора, письменные выговоры как незаконные. А чиновники от министерства, силовики и глава администрации как бы ни при чем.
Также он высказал предположение, что местные судьи, посоветовавшись с коллегами из Верховного суда РФ, тоже не захотят обострять конфликт.
Ряд исламских СМИ уже выразили радость, что точка в этом скандале будет поставлена. Однако правозащитник выразил опасения, что директор, показав суду отмененные решения и усыпив бдительность общественности, начнет издавать новые приказы о внешнем виде своих сотрудников.
— Предстоит суд 20-го числа, а она с отмененным приказом туда уже пойдет. Так интересно, — добавила Янгличева.
Правозащитник утверждает, что замминистра образования Мордовии Галина Явкина (на фото), которая приезжала в село и «давила на учительниц», написала заявление об увольнении из ведомства по собственному желанию. Однако в самом министерстве данную информацию «Реальному времени» не подтвердили. «На сегодняшний день она работает», — сказали нам в приемной Минобразования республики.
Отметим, саму ситуацию вокруг конфликта в министерстве комментировать не стали, попросив прислать соответствующий запрос. На момент публикации материала редакция ответа от ведомства не получила.
Почему Волков молчит?
В свою очередь председатель Духовного управления мусульман Мордовии муфтий Илдуз Исхаков не понимает, с чем связаны такие противоречивые решения Липатовой.
— Вероятно, чиновники поняли, что поспешили с выводами, с такими решениями. Поняли, что нужно давать образование, а не заниматься одеждой учителей, — прокомментировал муфтий.
По его словам, духовное управление обсуждало эту проблему со специалистами из Министерства по национальной политике Мордовии, поскольку именно от этого ведомства, как он считает, зависят решения правительства в этом вопросе. Муфтият обращался и к главе республики Владимиру Волкову, чтоб тот встал на защиту верующих. Однако от руководителя республики ответа муфтий не получил. В двух министерствах же ему говорили, что их беспокоит не внешний облик, а внутреннее состояние.
— Надеюсь, этот вопрос когда-нибудь снимется. И заниматься надо внутренним мировоззрением, а не внешними вещами, — подчеркнул мусульманский священнослужитель.
Добавим, что в прессе обсуждается уклонение Волкова от комментариев по поводу конфликта. По мнению экспертов, такое упорное молчание главы республики вызвано тем, что он не желает «попасть в скандальную ситуацию накануне выборов».
Напомним, скандал разгорелся в преддверии нового года, когда в сеть попала запись одного из «профилактических разговоров», в котором чиновники требуют от учителей и учениц, ходящих с покрытой головой, снять платки. Ситуация вызвала широкий общественный резонанс. В «Реальном времени» этот конфликт прокомментировали многие известные деятели: Всеволод Чаплин, Надежда Кеворкова, Резеда Сафиуллина, Беслан Успанов и многие другие.
комментарии
Переезжать? С какого бодуна? Предки местных татар-мишарей, буртасы, живут здесь с 6-7 веков, совместно с мокшанами. Здесь же буртасы и приняли ислам. А мокша остались в язычестве.
В 14 веке сюда, к татарам, начали бежать эрзя, которых пытались окрестить в русских княжествах. А в 16 веке местные татарские князья начали привозить сюда своих русских холопов и крепостных из Москвы, Ярославля, Твери и т.д., которыми их одаривали московские великие князья и цари, за верную службу в Ливонской и других войнах.
Так что мусульмане Мордовии - самые что ни на есть исконные жители этих земель. Как бы это кому-то не нравилось.
Но в истории татар оценку даже трудно давать.
Краткая История древних татар, предупреждаю, данные верные, многие данные ни у кого не прочтешь
…Примерно в 445 году происходит восстание Акасиров, точнее Ак сиров, т.е. «западных сиров», это как раз буртасы, кое кто их «древлянами» называл.
Вот для подавления восстания и управления ими Атилла, из Паннонии, посылает сына Эллака 446 году, и конечно он не в одиночку пришел, а с группой войска набранных в т.ч. населения Балкан, иллирийцев, ныне албанцы. Лет десять назад, в где то в верховьях Дона или Оки(точно не помню) раскопали место селения, и там нашли многочисленные артефакты относящиеся к Балканам, и пятому веку н.э.
Вот откуда начало Мишар ! А буртасы и мишары, не одно и тоже другое, название буртас это «Төмөн», это за то что могли собрат 10 тысячное войско.
Но ИСТОРИЯ ТАТАР , в этом регионе, Днепре и Доне, Оке, Урале началась далеко за пятым веков н.э. а за СЕМЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ до нашей эры !
Краткий курс пред истории татар-хунну , Западной Азии, которых для различия от восточных назвали «финнами» (северное Причерноморье тоже Азия)
Кельтеминарская культура — неолитическая культура рыболовов, обитавших в южном Приаралье в VI—III тыс. до нашей эры
Ряд исследователей считает эту культуру родственной культуре ямочно-гребенчатой керамики и относят к кругу финно-угорских народов. Носителями кельтеминарской культуры была создана хвалынская культура, тогда как днепро-донецкая культура, как и её производная Средний Стог II, связана с расселением племён айдаболской культуры.
Дне́про-доне́цкая культу́рная о́бщность — восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура 5—3-е тыс. до н. э
У представителей днепро-донецкой культуры были обнаружены митохондриальные гаплогруппы C, C4a2, H, U3, U5a1a и, предположительно, T[
Кельтеминарская культура сменилась тазабагьябской культурой. Существование данной культуры нередко используют как аргумент против существования индоиранской прародины в Средней Азии. Обнаружена экспедицией 1939 года (С. П. Толстов).
Кельтеминарцы украшали себя бусами из раковин. Изготовляли каменные топоры трапециевидной формы и миниатюрные кремнёвые наконечники стрел. Глиняные сосуды для варки пищи они делали без помощи гончарного круга.
Кельтеминарцы жили в огромных домах (площадь 24х17 и выстой 10 м), в которых помещалось целая родовая община примерно в 100—120 человек. Хозяйство — оседлое рыболовство и охота.
Именно кельтиминарцы были предками западной части хуннской языковой обшности, которую назвали «финнской» поменяв первую-вторую букву. Сегодня это Алтай-Уралская семья языков. Увсех языки агглютинативные, сингармонизм а в музыке пентатоника, как впрочем у индейцев, китайцев с вьетнамцами и тибетцами. Ииже с ними.
Кельтиминарцы прибыли в СА 8 тыс лет назад, от них выделились несколько культур в т.ч. «Жейтунская» и отсюда же вышли знаменитые шумеры
А 7 тыс лет назад, стали проникать через Волгу к Днепру и распространились на север, рекам Ока, Уралским горам и т.д.
А на вопрос, вот почему же сегодня не так много хунско-татарских гаплогруп Q, C, N и др. , тоже могу ответит.ВО первых это «элитарные» гаплогруппы-гены, которые объединяли и двигали народы, а потом, когда рушились их империи они нещадно уничтожались…
Как-то при Союзе не вставал вопрос насчёт хиджаба в школе. Даже мысли такой не возникало.
Из школы вышел, пожалуйста, хиджаб, крест в пол-пуза, шафранная туника, да хоть что.
А в школе - НЕТ.
О школе.
Там не только мусульмане учатся. Пока, во всяком случае.
Как быть с их правами?
И, кстати, как насчёт обязанности мусульман соблюдать законы и Конституцию РФ? Или тоже Аллах не велит?
При всём уважении к чувствам всех верующих.
будет платок, будет и мир...)
Мини-юбки тоже в школе категорически не приветствуются. И не только среди мусульман.
«Аллах требует от мусульманок покрывать волосы.» - а Вы то откуда знаете, чего он требует? В Турции, в Бахрейне и во многих других странах мусульманки ходят без покрытия и не страдают, даже в Иране платок многих девушек покрывает только затылок. И что?
А по теме: хиджаб в светской школе - недопустим. Это не религиозное учебное заведение. В нем не только мусульмане учатся. И предметы и символы веры не допустимо навязывать окружающим. Мало ли кому что вера не позволяет. Всё это должно остаться за порогом СВЕТСКОЙ школы. В школу за знаниями идут а не богословию учиться.
если не пропустят, то наберите в яндексе - Хиджабы, тюрбаны и бороды в полиции США, Канады и Великобритании.
Однако, женщины и девушки, вы сами-то уверены, что хотите жить по законам шариата? Возможно, стоит крепко подумать?
Мои оппоненты из Мордовии знают, что меня оскорблять бесполезно, но все же это делают.
Просмотрел комменты противников мусульманок. Ничего нового, увы. Те же "хотелки" атеистов, не основанные на законах. Нет смысла даже приводить контраргументы.
Поэтому повторю наши аргументы. Не для исламофобов. Их не убедят никакие доводы. А для мусульман и просто справедливых, благоразумных людей.
1. Конституция и федеральные законы РФ гарантируют свободу вероисповедания. Ст.28 Конституции гласит: " Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними."
2. Покрытие волос половозрелой мусульманки (с момента первой менструации) является неотъемлемой частью ее вероисповедания.
3. Школы, вузы, иные учебные заведения находятся на территории РФ и там тоже действуют Конституция и законы РФ.
4. Ограничение свободы вероисповедания возможно, но только федеральным законом. Предусмотрен закрытый перечень из шести оснований - 1) защита основ конституционного строя, 2) нравственности, 3) здоровья, 4) прав и законных интересов человека и гражданина, 5) обеспечение обороны страны и 6) безопасности государства.
5. У региональных властей нет полномочий ограничивать религиозные права своими нормативными актами - региональными законами, постановлениями, и т.д. Тем более нет таких полномочий у любых учреждений и министерств - уставами, приказами, положениями, локальными актами.
6. Любые пункты в подобных документах о запрете головных уборов, платков и т.д. теряют силу, если речь идет о покрытии волос верующих женщин - иудеек, христианок, мусульманок.
Поэтому, если какая-то девушка или женщина покрывает волосы не просто по своему хотению, а по религиозным причинам, то по действующему законодательству она имеет полное право на это. Те, кто препятствует им - из-за платка не берет на работу, увольняет с работы, оказывает психологическое давление с целью заставить снять платок или иное покрытие волос - эти люди очевидные преступники. Есть и административное наказание, предусмотренное для таких исламофобов, есть и уголовное. Статья 1 УК РФ гласит: "Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок".
Если бы правоохранительные органы Мордовии действовали в полном соответствии с действующим законодательством, они давно прекратили бы эту дикую вакханалию мордовских чиновников против мусульманских девочек, девушек и женщин.
При всём уважении к чувствам верующих.
Не выпячивание ли это своей религиозной и(или) национальной идентичности в ущерб окружающим? Не оскорбит ли это чувств верующих других конфессий?
Никто и никогда намаз не читал среди урока. Даже в мусульманских учебных заведениях никто не прерывает урок, хотя бы уже и настало время намаза. Мусульманские ученые объясняют нам огромную важность получения знаний. А время намаза - оно же может быть очень большим, летом. Зимой короче, но тоже большое. Вот сегодня в Саранске начало времени для зухр-намаза - в 12:15, конец времени зухр-намаза - в 14:37. То есть надо прочитать намаз между 12:15 и 14:37. Годится любая перемена или обеденный перерыв - и намаз читается быстро - нужно примерно 4-5 минут для обязательного намаза. Если есть возможность и время, можно читать и дополнительные намазы - сунны.
Никакое это не "выпячивание" или "демонстрация". Более того, если мусульманин делает благое дело не для довольства Аллаха, а чтобы удивить кого-то, показать кому-то что-то, то это благое дело не засчитывается, а мусульманину записывается грех.
Поэтому ни одна мусульманка не может повязать платок с целью кому-то что-то показать. Только ради довольства Аллаха. Исключительно.
Нас, мусульман, не оскорбляет чужая вера. На самом деле для нас верующие иудеи, христиане намного выше по статусу, чем наши неверующие соплеменники, друзья, знакомые, родственники.
Почему же наша вера будет кого-то оскорблять? При чтении Корана, при чтении дуа мы восхваляем не только Аллаха и пророка Мухаммада, но и произносим благие слова в адрес Иисуса Христоса (у нас он пророк Айса, или Иса), Моисея (Муса), Авраама (Ибрагим) и других пророков, которые являются пророками и для иудеев, и для христиан.
И зачем нужны гиперболы?
Лучше все писать объективно. Как есть. Без этих масс лжи и клеветы в адрес мордовских и российских мусульман.
А есть грубое и длительное нарушение законности в отношении мусульманок Мордовии. Начиная с мая 2013 года.
Скоро уже 4 года, как длится эта психотравмирующая ситуация. Никто не несет наказания. Пока только посажены за решетку трое мужчин - из тех, что защищал платки своих дочек. Слава Аллаху, что мордовские мусульмане такие терпеливые - пока ни одному борзому директору не разбили голову и не сломали ногу. Есть и такие.
Хотя в основном учителя, классные руководители, завучи и директора выражают сочувствие к ученицам и их родителям. Но продолжают морально давить и топтать детей... А что делать - работа такая...
Насчёт разбитых голов и сломанных ног, вы с этим поаккуратнее. Держите себя в руках. В правовом поле, так сказать. А то плохо может кончиться.
Я, к примеру, хорошо помню, как в 91м году в Нижний Новгород из Казани бойцы на автобусах приезжали, "Автозавод строить". Полны были энергии и оптимизма. Но недолго.
Давайте без этой уголовщины.
С "русским шовинизмом" многие и много раз бороться пытались. Войной даже ходили. Повторить хотите?
Кому угрожать-то и зачем? Проясняю вопрос.
Чтобы неясности не было.
Слово-то не воробей.
А непонятки могут быть.