Новости раздела

«Пять тысяч для мажориков — не деньги»: депутаты предложили лишать прав особо дерзких водителей

Народные избранники Татарстана проголосовали за ужесточение наказания за опасное вождение и уверены, что Госдума одобрит поправки

Не только штрафовать на 5 тысяч рублей, но и лишать прав предложили народные избранники Татарстана дорожных лихачей. Документ с поправками они отправили в Госдуму с уверенностью, что его примут во втором чтении. Мнения экспертов насчет эффективности закона расходятся — одни считают, что это усмирит мажоров, другие — что создаст почву для коррупции.

Госсовет против «мажориков»

Комитет Госсовета по законности и правопорядку проголосовал за внесение поправок в законопроект об опасном вождении, который Госдума готовится рассмотреть во втором чтении в феврале.

Парламентарии предложили прописать в законе не только штраф в 5 тысяч рублей, а еще и лишение прав на шесть месяцев, если правонарушение совершено повторно.

«Учитывая особую дерзость и серьезную угрозу жизни и здоровью окружающих, предлагается усилить меру ответственности», — говорится в обосновании поправки, предложенной Госсоветом.

— Это предложение нашего президента было. Он сказал, посмотрите, 5 тысяч сегодня для наших мажориков, а опасным вождением мажорики занимаются, — это не деньги. В первом чтении законопроект принят, и нас поддерживает Госдума, предусмотреть еще и лишение прав, — говорит Рафил Нугуманов, заместитель председателя комитета Госсовета РТ по законности и правопорядку.

Были предложения сразу лишать прав за «шашки» на дороге, но по словам Нугуманова это было бы слишком жестко.

— Это еще субъективно может быть — опасное вождение или нет. Надо разобраться, а не сразу лишить, а может, он не умышленно опасное вождение производил. А вот когда уже повторно — тут уже лишение, — говорит Нугуманов.

А ФАР против коррупции

Общественники уверены, что и при повторном нарушении субъективизм не исключен. И вот тогда перспектива остаться без прав на полгода станет поводом для коррупции.

— Лишение прав — это очень опасно, потому что коррупционная составляющая будет сильная. Без нее никак, если все дается на откуп инспектору. Раз инспектор будет выносить решение, то возрастает и риск, — считает руководитель Федерации автовладельцев Татарстана Рамиль Хайрулллин.

Хайруллин сомневается будет ли закон вообще работать, если учесть, что и смотреть за порядком на дороге некому.

— Это проблема, как это будет выявляться, какими силами, кем? У нас тяжело будет ловить лихачей, потому что беда с личным составом ГИБДД, тяжело найти сотрудника на дороге, — говорит представитель ФАР.

На страже закона интернет

Кто будет выявлять нарушителей — это больной вопрос. Инспекторов не хватает, камер, способных отличить «шашки» от, например, банального объезда ям на проезжей части, нет. Остаются только сами участники дорожного движения, которым придется доносить друг на друга. Как будет работать закон — даже сами законодатели имеют достаточно смутное представление.

— Видео сейчас во многих машинах, есть свидетели. Без свидетельских показаний это, конечно, не пойдет. Должно быть два-три свидетеля, которые скажут, что вот он опасным вождением занимается. Ты едешь, и вдруг перед тобой выскакивает какой-то. Ладно успел среагировать, а если не успел, — рассуждает Нугуманов.

Поиск свидетелей, походы в районное ГИБДД, чтобы написать заявление, — это все крайне утомительно для водителей. Решатся на такое только в случае ДТП или личной заинтересованности — наказать обидчика. По словам Хайруллина, чтобы закон работал, а не остался на бумаге, нужно максимально упростить процедуру.

— В Москве создается ресурс, куда водители скидывают видео опасного вождения с регистраторов, ГИБДД рассматривает и принимает решение. Но это только для москвичей. Нам надо наподобие этого сделать инфомер в «народном инспекторе», чтобы люди могли туда скидывать материалы. Иначе норма работать не будет, — считает Хайруллин.

Дураки и дороги

Поправки в Правила дорожного движения, устанавливающие запрет на опасное вождение были внесены в мае 2016 года. Опасное вождение, согласно формулировке — неоднократное совершении одного или нескольких следующих друг за другом действий, если эти действия привели к ситуации, при которой его движение или движение других водителей в том же направлении и с той же скоростью создали угрозу гибели или ранения людей, а также повреждения других транспортных средств или нанесения иного материального ущерба.

Текст нового ПДД настолько сложный, что авторам пришлось создать сайт с видеороликами, где подробно описывается шесть видов маневров, которые квалифицировали как опасные.

Определиться со штрафами Госдума должна в феврале, точной даты, когда состоится голосование по законопроекту, в плане работы парламента пока нет.

Интересно, что в пояснительной записке к законопроекту сказано, что 80% ДТП происходит по вине лихачей — эти данные приведены МВД.

По данным Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» главная причина ДТП — плохие дороги. Россия стабильно занимает нижние строчки в мировом рейтинге по состоянию дорог (123-я из 138). Причем Татарстан в рейтинге регионов России традиционно в красной зоне: больше всего погибших и раненых в ДТП, произошедших по причине неудовлетворительных дорожных условий.

Дарья Турцева

Новости партнеров