Новости

19:44 МСК
Все новости

​Резеда Сафиуллина: «То, что хиджаб предписан исламом, не отрицалось никем из татарских богословов»

Колумнист «Реального времени» о том, кто победит в платочной войне: здравый смысл, светскость или клерикалы?

​Резеда Сафиуллина: «То, что хиджаб предписан исламом, не отрицалось никем из татарских богословов» Фото: islam-today.ru

Дискуссия о мусульманском платке, стартовавшая с конфликта в татарском селе Белозерье в Мордовии, все больше принимает федеральный масштаб. Перечень высказывавшихся впечатляет — от федерального министра и главы Чечни до представителей влиятельных медиа. Свое слово в защиту платка на страницах газеты «Реального времени» решила высказать и Резеда Сафиуллина — не только ученый-исламовед, но и человек, придерживающийся норм ислама.

Уровень страха

Вот уже три года подряд в первый день февраля, объявленный с 2013 года «Днем хиджаба», по городам и населенным пунктам нашей республики шествует акция, участницы которой покрывают свои головы, надевая платок, в знак солидарности покрытым мусульманкам. Проводятся мастер–классы по завязыванию головных уборов в общественных местах. На сайтах религиозных организаций выходят материалы с фотографиями девушек, повязывающих платки, с указанием количества розданных в торговых центрах палантинов, шарфов и платков, с обещаниями, что «на следующий год организаторы планируют увеличить это количество…». Если в прошлые годы акция носила сугубо просветительский и имиджевый характер, то нельзя не заметить, что в этом году акция приобрела характер своеобразного акта протеста против высказывания министра образования РФ Ольги Васильевой, которая поддержала запрет ношения хиджабов в школах, ссылаясь на случаи в Мордовии и Ставрополье.

Напомним, что местное руководство этих субъектов федерации запретило носить платки ученицам и педагогам в школе и Верховный суд признал эти решения законными. Как в первом, так и во втором случае решение Верховного суда оставило тысячи людей в недоумении. «Мы безусловно уважаем решение Верховного суда, но, тем не менее, вопрос остается открытым. У верующих людей много вопросов». Эти слова были сказаны после случая в Ставрополье муфтием Чувашии, членом Общественной палаты России Альбиром хазратом Кргановым.

«Вот уже три года подряд в первый день февраля, объявленный с 2013 года «Днем хиджаба», по городам и населенным пунктам нашей республики шествует акция, участницы которой покрывают свои головы, надевая платок, в знак солидарности покрытым мусульманкам. Проводятся мастер–классы по завязыванию головных уборов в общественных местах». Фото arraid.org

Слова Васильевой несут тревогу

Масштабы страха, который охватывает некоторых наших соотечественников по отношению к простому женскому платку, поражают, как и поражает тот уровень нетерпимости и ксенофобии, который вскрылся во всей своей неприглядной открытости на фоне этой истории в простой российской школе в татарском селе, где учениц и преподавателей за отказ снять платок подвергли обструкции, психологическому давлению со стороны руководства школы и чиновников.

Не хотелось бы рассматривать это как проявление бытовой исламофобии на уровне простого обывателя, и все же подобное поведение государственных чиновников может расцениваться верующими как проявление государственной политики в сфере религиозных свобод. Как совершенно верно отметил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, даже если отношение министра образования России к традиционному мусульманскому платку является всего лишь ее личным мнением, а не официальной позицией министерства, подобное заявление — тревожный знак, так как «оно де-факто потакает тем маргинальным силам, которые хотят через практику религиозной дискриминации создать нездоровую напряженность в нашем обществе и расколоть фундаментальное единство многонационального российского народа».

Подобные прецеденты с запретами платков не на шутку встревожили мусульманское сообщество. Верующими эти факты расцениваются как активизация исламофобии под прикрытием усиленной борьбы с экстремизмом и терроризмом и воспринимаются как открытая дискриминация, основанная на личной неприязни конкретных лиц, и оскорбление основ их религии. Все громче раздаются голоса о чиновничьем беспределе, ограничениях в адрес мусульман по религиозному признаку, оскорблении чувств верующих и ущемлении прав на свободу совести и свободу вероисповедания.

Анализ дискурсов, формирующихся в комментариях под публикациями, посвященными данной проблеме и в сетевом общении мусульман, и в Интернете, высвечивает точки напряженности и конфликтогенные зоны в конфессиональной сфере. И не секрет, что наиболее высокая степень напряженности проявляется в темах, освещающих дискриминационные практики государственных институтов и, в том числе, силовых структур. В ответ на это звучат призывы сохранять трезвость ума, не поддаваться эмоциям, не сталкивать мусульман в пропасть злобы и ненависти к окружающим, а, напротив, тщательно проанализировав сложившуюся ситуацию, найти реальные пути выхода с наименьшими потерями, позитивно влияя на исламофобские проявления в обществе.

«Как совершенно верно отметил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, даже если отношение министра образования России к традиционному мусульманскому платку является всего лишь ее личным мнением, а не официальной позицией министерства, подобное заявление — тревожный знак». Фото Олега Тихонова

«Снять хиджаб для нее означает то же самое, что и оголиться»

Хоть и вопрос ношения хиджаба вырвался на авансцену общественной повестки дня не только сегодня и имеет давнюю историю, тем не менее, сторонники запрета хиджабов не хотят услышать и понять простых доводов, приводимых как представителями мусульманской религии, так и немусульманами — общественными деятелями, известными личностями, журналистами, о том, что ношение платка не противоречит светскости и нормам законодательства, что хиджаб — это не предмет религиозной атрибутики, не выставление своей веры напоказ. Это предписанная норма, неисполнение которой немыслимо для верующего человека.

Человек неверующий видит в этом лишь форму, а верующие в этих формах видят смысл своей веры. Любая мусульманка скажет вам, что прикрывшись хиджабом, то есть платком, она чувствует себя защищенной от вожделенных взглядов, от соблазнов. Снять хиджаб для нее означает то же самое, что и оголиться.

К счастью, мы видим, что здравый смысл еще остается у большого количества наших соотечественников — представителей самых разных национальностей и религиозной принадлежности. Свидетельством тому служат многочисленные интервью, материалы, появившиеся в последние дни в самых разных средствах массовой информации, как например, вот эта цитата: «Давайте не будем запрещать в школе платки на голове для тех детей, кому без них некомфортно. Ведь если сегодня мы потребуем от мусульман снять хиджабы, а завтра от христиан — ради социальной справедливости — нательные кресты, то что послезавтра делать мальчикам-евреям?..».

Привет Первому каналу

Так и согласно результатам опроса, обнародованным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый второй россиянин считает, что не должно быть запрета на ношение хиджабов в школах. Это говорит о том, что в целом в стране отмечается более толерантное отношение к внешним проявлениям религиозной принадлежности. «За последние годы наблюдается повышение уровня социально-психологического принятия представителей других конфессиональных групп — значимые для исповедующих разные религии символические элементы (такие как хиджабы) стали более понятны и привычны.

При этом молодежь гораздо реже придает значение внешним атрибутам, указывающим на принадлежность к той или иной конфессии, что является залогом комфортного и гармоничного развития межконфессиональных отношений в стране», — прокомментировала результаты исследования директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова.

Согласно результатам опроса, обнародованным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый второй россиянин считает, что не должно быть запрета на ношение хиджабов в школах. Фото izvmor.ru

Я, будучи исследователем, в последние годы занимаюсь сравнительным анализом религиозного дискурса мусульман Волго-Уральского региона России, то есть изучением татарской теологической мысли в прошлом в сравнении с современным мусульманским дискурсом в информационном пространстве нашей республики и страны в целом. Изучение любого институционного дискурса позволяет определять текущую ситуацию в обществе, формулируя критерии объективности, непредвзятости, авторитетности, правдивости при подаче информации и знаний.

В связи с этим приходится с недоумением наблюдать за тем, как в информационном пространстве рядом средств массовой информации планомерно дается искаженная информация и разжигается, не побоюсь этого слова, истерия в отношении ислама и мусульман. Показательным в этом плане можно назвать сюжет, показанный на днях в новостной программе на федеральном телевизионном канале. В этом новостном сюжете жители татарского села Белозерье были представлены как радикалы-экстремисты, а обычные уроки начальной военной подготовки с разбором автомата Калашникова, которые входят в школьную программу, и через которую проходили все школьники моего возраста, интерпретировались как обучение будущих террористов.

Ношение хиджаба приравнивают к ношению кокошника, калфака

Возникает вопрос, зачем это делается? Кому это нужно? Создается впечатление, что на наших глазах происходит формирование виртуального информационного пространства, которое имеет мало общего с существующей реальностью. Вот уж действительно, «люди, которые могли бы умножать знания, работают на фальсификацию знаний», — это слова заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ Ивана Засурского, которые он привел, говоря об управлении знаниями, их открытости и доступности для современного общества во время своего вступления на Экспертном клубе ВЦИОМ «Платформа».

Показательным примером фальсификации знаний и информации может служить сюжет, показанный во время местной недельной аналитической программы пару недель назад, посвященный проблеме хиджаба. В этом сюжете журналистка настойчиво пыталась донести до слушателей мысль о том, что девушки и пожилые апы, которые одевают платки (настойчиво называемые журналистской арабской национальной одеждой), являются предателями своих национальных традиций. Налицо была подмена понятий. Ношение хиджаба приравнивалось к ношению кокошника, калфака.

Видимо, по мнению создателей программы, подобное сведение к абсурду и высмеивание покрывающих голову мусульманок будет убедительным аргументом в обесценивании одного из обязательных предписаний ислама, которому следуют верующие. Хотелось бы отметить, что значимость этнической идентификации в укреплении региональной традиции ислама действительно нельзя умалить. Но не за счет же дезинформации и фальсификации.

«Стоит только посмотреть на многочисленные фотографии учениц татарских медресе и мектебов начала ХХ века, на головах которых повязаны платки типичным традиционным способом». Фото pkzsk.info

Внутреннее значение хиджаба

В последнее время среди светской татарской национальной интеллигенции активно муссируется и настойчиво транслируется историко-культурологический конструкт, согласно которому, мол, татарские женщины в прошлом веке платков не носили, что типично нашим головным убором был маленький калфак, что обычай покрывать волосы хиджабом — это дань современной моде и иноземному влиянию. Несостоятельность этих доводов с апелляцией к исторической традиции татар очевидна.

Стоит только посмотреть на многочисленные фотографии учениц татарских медресе и мектебов начала ХХ века, на головах которых повязаны платки типичным традиционным способом. Многие из нас помнят наших бабушек, которые точно так же покрывали голову: один платок прикрывал лоб и завязывался назад, а второй надевался поверх первого и концы его завязывались под подбородков, прикрывая волосы, уши, шею, оставляя открытым только лицо. Не так уж коротка наша память, чтобы забыть это.

Следует отметить, что в начале ХХ века в татарской прессе тема хиджаба обсуждалась довольно активно, наряду с темой прав и свобод женщин и связанного с этим социального положения в обществе. Об этом довольно обстоятельно писал современный турецкий исследователь, изучивший татарское богословское наследие, Ибрагим Мараш. Его книга была переведена на русский язык и издана Валиуллой Якуповым в издательстве «Иман» в 2005 году.

Так вот, в Коране слово «хиджаб» упоминается в двух значениях: 1) одеяние, прикрывающее все тело за исключением лица и рук (сура Ан-Нур, 31 аят и сура Аль-Ахзаб, 59 аят); 2) «покрывало уважения» или «покрывало чести» (сура Аль-Ахзаб, 53 аят). Об этом пишет известный татарский богослов Муса Бигиев. Ученый призывает к широкому пониманию слова «хиджаб», а именно, что под ним подразумевается не столько физическое покрывала (прикрытие лица или тела), а моральная сторона вопроса, т. е. хиджаб, по мнению Бигиева, означает уважение к женщинам, необходимость соблюдения прав женщин, защиты их чести, почитания женщин.

Муса Бигиев противопоставляет хиджаб, как «покрывало чести, гордости, одеяния благовоспитанности и величия», никабу покрывалу, прикрывающему лицо, необходимость которого пытались отстаивать некоторые консерваторы-традиционалисты. Фото gdb.rferl.org

Тукай о хиджабе?

Именно такое понимание хиджаба высказал на днях и Верховный муфтий России Талгат Таджуддин: «Платок — это не хиджаб… Это честь женщины и девушки». Что касается дискуссий, развернувшихся в татарском обществе начала ХХ века на эту тему, то Муса Бигиев противопоставляет хиджаб, как «покрывало чести, гордости, одеяния благовоспитанности и величия», никабу — покрывалу, прикрывающему лицо, необходимость которого пытались отстаивать некоторые консерваторы-традиционалисты, и в татарской мусульманской прессе того времени была развернута дискуссия на тему обязательности или необязательности никаба. Об этом писали и Галимджан Баруди, Мухаммад Ханафи Музаффар, Риза Фахретдин и многие другие. В журнале «Әд-дин вәл-әдәб» был специальный раздел «Баб ән-ниса» («Женский раздел»), в котором регулярно освещалась тема хиджаба. Даже известен случай, когда в журнале «Аль-гаср аль-джадид» была опубликована статья «Хиҗаб мәсъәләсе» («Вопрос о хиджабе»), автор которой ограничился указанием псевдонима «Бер мулла». Как известно, под таким псевдонимом публиковал многие свои статьи сам Габдулла Тукай.

Так что вопрос о том, как должна выглядеть мусульманская женщина и какое одеяние должно стоять на страже ее целомудрия, волновал татарскую общественность и более ста лет назад. Но, как мы видим, тогда их беспокоили немного иные аспекты этого вопроса, а именно, обязана ли мусульманская татарская женщина прикрывать лицо никабом — предметом одежды, широко распространенным в странах Мусульманского Востока. Как писал Р. Фахретдин в своей работе «Дини вә иҗтимагый мәсъәләләр» («Религиозные и социальные проблемы»), никаб не обязателен в исламе и был введен в религию факихами (правоведами — прим. ред.) под предлогом боязни смуты. В качестве аргумента в подтверждение необязательности ношения никаба приводится тот факт, что никаб не носят во время хаджа. Что же касается хиджаба, то, что он предписан исламом, не отрицалось никем из татарских богословов начала ХХ века. Споры вызывал лишь вопрос, должен ли хиджаб прикрывать лицо. Как пишет Ибрагим Мараш, «джадидисты, исходя из широкого понимания этого слова, практически были единодушны относительно того, что предписанный исламом хиджаб не должен прикрывать лицо».

Кто победит: здравый смысл, светскость или клерикалы

Если же говорить о современном информационном пространстве, тема хиджаба в последние годы являлась одной из самых злабодневных в лентах новостей, публикациях и комментариях на страницах в социальных сетях. Это как споры между сторонниками и противниками разных формы хиджаба (так или иначе, мода меняется, и это касается и мусульманского сообщества) так и проблема преследования, или ущемления прав мусульманок за ношение хиджаба. Отражением всего этого служат и появившиеся в последние дни публикации и состоявшиеся события. Так, для того, чтобы высказать свое мнение по возникшей ситуации все неравнодушные к данному вопросу собрались на специальном Круглом столе, приуроченном к «Дню хиджаба» 1 февраля, в Духовном управлении мусульман Татарстана. Встреча была инициирована общественной женской организацией мусульманок России.

Судя по всему, у возникшей в последние месяцы ситуации с хиджабами в школе, когда, как говорится, нашла коса на камень, есть одно несомненное преимущество для мусульман. Министру образования России, по-видимому, удалось то, что еще никому не удавалось за последние годы — пробудить и мобилизовать умы на единение мнений по конкретному вопросу. Теперь уже в зависимости от того, как будет разрешена проблема с платками в школах, можно будет сделать вывод, какая тенденция взяла верх: 1) здравый смысл, 2) воинствующая псевдосветскость с православным оттенком или 3) клерикализация, так как подобные прецеденты способствуют укреплению позиций клерикалов, которые постараются воспользоваться ситуацией в своих интересах. Что же, время покажет.


Резеда Сафиуллина
Справка

Резеда Сафиуллина-Аль-Анси, сотрудник ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского исламского института

комментарии 243

комментарии

  • Анонимно 03 февр
    это высасывание проблемы, на мой взгляд, надо оставить всё, как было - не запрещать носить хиджабы, на самом деле никому они не мешают.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    В повседневной жизни города не мешают, а вот в школах они не уместны.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    в школах тоже не мешают, учились и общались с такими девушками
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    если они не мешают,то откуда тогда вся эта шумиха?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вопрос то не в том чтобы вообще отказаться,а только в школьных учебных заведениях.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Вопрос: перестают ли быть мусульманками те татарки, которые не носят хиджаба? Если не перестают, то так ли обязателен хиджаб?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ужасная статья, общество загоняют в религиозную яму как стадо баранов, чтобы ни о чем больше не думали, и это касается всех религий, что делать атеисту, когда все кругом веруют и тыкают тебе своей верой в лицо. По мне так все средневековые платки - это дань гигиене, потому что женщины без конца рожали, а как известно после родов волосы усиленно выпадают, плюс уход за длинными волосами без водопровода весьма проблематичен, особенно в жарких странах. Сейчас вроде проблем нет, ёразве что в Африке, а нормы написаны не ГОСПОДОМ, а постыми людьми!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Если без обиды, то вы уважаемый и есть хозяин и пастух и само стадо баранов!
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    И это говорит религиозный человек?!
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    потому что вы не по его мыслям мыслите, он только он прав, он так думает и из-за таких все сыр-боры и происходят
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    от части да!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    А на своей странице в фб Сафиуллина министра образования Васильеву нахваливала: молодцом назвала. Ай яй яй!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Конечно же, хиджаб - это результат арабского влияния на татар. Сама Резеда Сафиуллина стала носить хиджаб, лишь выйдя замуж за араба. Поэтому некорректно с ее стороны рассказывать нам про исторические традиции.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    если человек разбирается в вопросе, неважно, кем он был несколько лет назад. не исключено, что этот человек знает больше, чем те, кому при рождении сразу повязали хиджаб.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    А еще она раньше была заядлой курильщицей, а теперь вон оно как: проповедовать начала. Хорошо быть веруюшим: всегда можно покаяться и начать новую жизнь с понедельника. Атеистам же сложнее: надо изначально вести жизни по белому и беречь честь с молоду. В Боженьку, который добрый и все нам простит, мы не верим.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    что же тогда жалуешься, раз тебе так хорошо? прав ты в том, что покаяться действительно можно всегда, и что Бог нас любит. И кто безгрешный- пусть первым бросит камень..
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    А что Вас не устраивает в курении Сафиуллиной? Вы статью-то прочитали? Она за традиции. Курить по женской линии - это у них семейное. Так что все логично.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Я и не жалуюсь. Где Вы увидели в моих словах это? Я говорю о том, что верующие избирают себе легкий путь: согрешил-покаялся, согрешил-покаялся. А жить изначально правильно - это, конечно же, сложнее. Кто не верит в Бога и в покаяние, тому сложнее. Но это по моему более правильный путь.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    В исламе ваш принцип не работает. Он работает в христианстве. А в исламе все поступки, дела и слова человека записываются, а потом в Судный день Аллах решает , какая чаша перевешивает- со злом или с добром.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы своего ислама просто не знаете. Есть хадис, в котором Мухаммед рассказывал про маньяка, убившего 99 (!) человек. И вот этот монстр решил покаяться. По-пути к покаянию он еще одного грохнул: стало 100. Ему сказали, что нужно оставить свой грешный город и для покаяния найти город праведников. Он пошел в город праведников, чтобы там раскаяться. Но ровно на пол пути умер. Ангелы стоят над трупом и спорят, куда его определить в рай или ад? С одной, стороны он страшный убийца. С другой, он умер на пути к покаянию, хотя и не успел его принести. Долго спорили. Решили замерить, куда он ближе: к городу грешников или к городу праведников. Оказалось, что на ладонь он ближе к последнему. И взяли его в рай. Мораль: даже если ты Чикотилло, Брейвик или Гитлер, но хочешь покаяться, то Боженька тебя простит. Он же добрый.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    полностью с Вами согласен. Полоскатели мозгов из саудовской аравии прилежно отрабатывают свои гонорары в коментах, приписывая в пороки всё, что лишено стадного инстинкта повиновения
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Слушайте, так и Христос простил разбойника, который был распят рядом с ним на Кресте. Так что вы свою религию лучше изучите, а потом с поучениями в другую лезьте.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Так я вам об этом и говорю: что христианство, что ислам - все они из одного теста. Разницы особо нет. И их мораль равноущербна в сравнении с атеизмом.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы когда-нибудь испытывали чувство вины? Убивали? Если да, вспомните, вам было "удобно" каяться? Покаяние - это не просто "Извини", некоторые за какую-то мелочь всю жизнь переживают, а тут убийство.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    эка вас засосало, религиозный вы наш)
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Зачем все сводите к вере и обсуждению конкретных личностей. Правильно было бы обсудить отношение детей к данной проблеме! Им то почему надо страдать. Сначала платки в школе, потом костюм аквалангиста в бассейне...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вам у нас вообще находиться не рекомендовано с вашими нравоучениями!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    верно!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ну ей надо же как-то объяснять причину того что она его напялила...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    "уважаемый" женщине, которой Всевышний дал возможность понять сущность этого мира, оскорблять не прилично!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    " Сама Резеда Сафиуллина стала носить хиджаб, лишь выйдя замуж за араба." ну это уж личное дело Сафиуллиной где и с кем ей жить, за кого замуж выходить!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Всевышний не всем открывает глаза и дает понимание истинного назначения и дороги каждого человека в этой мгновенной-скоротечной жизни-испытания на прочность!
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Согласен с вами арабы свою религию проталкивают,,,,они на это огромные деньги выделяют
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Проталкивает свою религию в Казани РПЦ, а Ислам и без проталкиваний 11 веков на нашей земле.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Лучше ответьте на вопрос почему бензин дорожает, когда нефть дорожает. И почему продолжает дорожать, когда нефть дешевеет, да хоть лапти носите...
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    "Стоит только посмотреть на многочисленные фотографии учениц татарских медресе и мектебов начала ХХ века, на головах которых повязаны платки типичным традиционным способом." Уважаемая Сафиуллина а Вы не могли бы объяснить почему в Национальном музее Татарстана НЕТ старых фотографий учениц татарок в платках одетых специальным образом? В традиционных нарядах татарских есть, а вот в платках нет! Кстати, загляните в музей ислама в мечети Кул Шариф, там тоже трудно найти старую фотку где татарки ученицы в платках.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Я не Резеда Рифовна.

    Если вы оставите свои данные, то с радостью поделюсь фотографиями в платках.А почему музеи не выкладывают-этого я Вам сказать не смогу.
    Ответить
    Irek Bikkinin 03 февр
    Музеи выкладывают из своих запасников то, что им велено. И к тому же в те времена фотографировались женщины из достаточно состоятельных семей, и при этом уже отходящие от норм ислама. Те, у кого была крепкая вера, просто не фотографировались. Тем не менее сохранились очень много фотографий татарских женщин в полных хиджабах. А некоторых - даже в никабах. И даже в парандже.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Музеи выкладывают из своих запасников то, что им велено" Кем велено? Откуда вам это известно Irek Bikkinin, или это вы так думаете?))))
    Ответить
    Irek Bikkinin 04 февр
    Да, известно, как выбирают фотографии для экспозиций, со слов работников музеев, составляющих экспозиции.
    Вы лучше посмотрите реальные книги, альбомы и атласы по этнографии, по национальным одеждам татар и других народов РФ. Тогда поймете, если желаете понять.
    А подбор фотографий и иного материала - он всегда субъективен, если есть большой выбор.
    Вот возьмите нынешний период и попробуйте подобрать фотографии татарок для музея 2117 года, т.е. для музея через 100 лет.
    В соцсетях есть множество фотографии голых и полуголых татарок. Можно разместить эти фотографии и сказать через 100 лет, что таков был комплекс женской одежды татарки начала 21 века.
    Можно взять другие фото - татарок в никабах и в парандже. Есть и такие.
    Можно взять фото татарок в платках.
    Можно взять фото так называемых "светских" татарок - в самых разных одеждах и прическах.
    Неизвестно, что будет на уме у директора музея через сто лет, и какие фотографии он прикажет выставить. А какие оставить в запаснике.
    Разнообразие татарской женской одежды было и сто лет назад, хотя и не такое разнузданное, как сейчас.
    Сто лет назад уже пошло интенсивное вымывание татарского, национального, мусульманского в одежде татарок, особенно из богатых семей. Многим татаркам уже хотелось подражать богатым дамочкам из русского общества. Русские были хозяевами жизни, и естественно, стремление уподобляться господам - оно понятно.
    К тому же во всех народах и во все времена рождались и будут рождать люди с природным стремлением к эксгибиционизму. Так сказать, народ посмотреть и себя показать.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Irek Bikkinin вы не слышали такую поговорку -краткость сестра таланта? Что касается фоток в музее, при случае поговорю с работниками музея, со ссылкой на вас, о том, что они субъективно выложили старые фотографии. будьте здоровы!)))
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Аноним, есть и для вас поговорка. "Мели Емеля, твоя неделя". Время идет, неделя кончается, Емеля. Или не Емеля? Может быть, Дмитрий? Дмитрий Иваненко?
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Зато сразу чётко и понятно изложил почему в музее выставлены именно эти фотодокументы. И больше не возникает вопроса по этому нюансу. А то все ссылаются на музейные фото, мол видите раньше ходили в этом, а не в другой одежде. А если не нравится многобуквие - не читайте.
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    На фото действительно другим способом завязан платок, до сих пор старушки татарки так носят. современный вариант другой. На фото и три учительницы без платков. Это кто? Светские мусульманки? Странное фото
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Любая религия лишь посредник между человеком и Творцом. А посредники слишком дорого берут за свои услуги. Религий много, Творец один, имена разные:Абсолют, Свет, Будда, Кришна, Аллах, Бог... Общайтесь с Творцом напрямую, без посредников, почувствуйте Его своим сердцем. Он этого ждет. Любой родитель хочет, чтоб его ребенок разговаривал с ним без переводчиков. Тогда и споры, и религиозная агрессия всех видов прекратится.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Дело-то ведь не в "платке" или хиджабе.

    Дело в роли и месте женщины в современной цивилизации.

    На четвертой фотографии (где современная школа) 9 женщин - 2 "властные" учительницы и 7 учениц довольно "крупной" комплекции, и двое мужчин - два ученика на первой парте "хрупкой" комплекции.

    Вопрос.
    Каково этим мальчишкам в "женском царстве", где ВСЕ "начальники" женщины, а их "большие" соученицы-сверстницы очень похожи на этих "начальников"-учительниц?

    В точности такой же снимок можно сделать в "средней полосе России".
    Только вместо хиджабов на голове учительниц и школьниц будут одинаковые короткие прически от "диора" под "мальчика" (или копна волос под Мэрилин Монро и декольте до пупка - не суть важно).

    Я за "платок".
    Но тогда надо сделать и раздельное обучение - эта норма ислама такая же строгая, как и ношение хиджаба.

    Пожалейте мальчишек, женщины...
    А уж современные университеты и вовсе превратились в рассадники всевозможных пороков...
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Дайте девчонкам счастливое детство! Ну что вы их заставляете? Повзрослеют,оденут,если сочтут нужным....Не сходите с ума....школа -есть школа......Все равны....
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Да дело даже не в совершеннолетии,вне школы пусть хоть в парандже ходят.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Постановка вопроса о тенденциях,которые разрешатся во благо людей,должны быть поставлены по другому; 1)кому мешают платки женщин и какой вред от этого другим, 2)почему власти все время используют мусульманство и ислам-как угрозу государству,кому это выгодно, 3)клерикалы-это те же чиновники власти,но с другим боком,поэтому это вопрос выдуманный. Реальнее стоит вопрос о месте веры в жизни людей.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Согласен:

    "Реальнее стоит вопрос о месте веры в жизни людей".

    Вопрос можно уточнить.

    Нужны-ли венчурно-инновационному капитализму "мировые религии" - буддизм, христианство и ислам?

    Не сокращает-ли вера в одну из "мировых религий" прибыль?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    "Мировые религии" проповедуют умеренность во всем (от еды и одежды до драгоценностей и жилья, а алкоголь, ростовщичество и проституцию и вовсе запрещают), а венчурно-инновационный капитализм проповедует во всем избыточность (еды "от пуза", 123 шубы, 257 бриллиантов, 8 дворцов от Казани до Парижа, деньги под 150 % в месяц и т.д.).
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ну во первых,общественный строй,как бы не называть,остается во все времена рабовладельческой,т.е отношение хозяин-подчиненный не меняется;меняется только способы получения результата. В этом отношении, так называемые "мировые религии"-это "помощники" хозяина. Вера во Всевышний,жизнь по Богу,Аллаху-это поиск прерывания существующего мирового дискурса. Вера не только сокращает прибыль "хозяина",но и делает неуместным современный дискурс,особенно ростовщичество.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Мне кажется, что власти поддерживают и разогревают исламофобию, как запасной вариант, на случай ,когда жителям страны надоест смотреть на фед.каналах новости про Украину, Сирию, США. Ну не о проблемах же в регионах им рассказывать. И о плачевной экономической ситуации в стране.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Надо было давно прийти к этому правильному выводу.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Да посмотрите вы фотографии наших передовых женщин просветительниц, той же Мухлисы Бубый, её воспитанниц. Нигде не увидите никакого платка. "Бабушки наши носили", так это бабули в глухих деревнях. Обеспеченные татарские женщины всегда были в светской одеже, или в национальной. Хватит загонять нас назад в средневековье. Великий Атататюрк запрещал ношение платков в государственных учебных заведениях, почему ?, он понимал, как далеко назад может отбросить Турцию исламизация страны, да исламист Эрдоган разрешил, но в Турции спор не прекращается до сих пор. В Коране, альхям дулиль ля,написано прикрываете ваши прелести, чтобы не спутали с рабами, потому что рабыни ходили практически голые. Всё остальное, в том числе и ваше мнение - поздняя интерпритация. В Саудовской Аравии понятно, там моно государство, там шариат там требования платка обязательно! Но зачем внедрять у нас культуру саудитов , которые умудрились многих наших молодых людей свернуть с истинного пути. Приравнивать веру к обязательной форме одежды это ещё один путь закрепощения жещины, которая многими арабами воспринимается как собсвенность, да щё с учетом многоженства. Носите на здоровье, но не навязывайте ваши чуждые народу ценности. Ещё личное наблюдение, как только наша женщина одевает такой платок в ней просыпается такая нетерпимость, такое не желание слышать другого. что всё становится ясно.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы грешная "татарка", и мысли и слова у вас от шайтана. Моя бабушка, как все деревенские женщины всегда носили платки, а отцы и деды наши тюбетейки с национальной татарской бородкой! Амин!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Вы грешная "татарка", и мысли и слова у вас от шайтана" А вы ХАМ позволяющий себе оскорблять женщину!!!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    пусть женщина сначала подумает, а потом выскажется!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    "пусть женщина сначала подумает, а потом выскажется!" НЕ УМНИЧАЙ! ЖЕНЩИНА САМА ЗНАЕТ, ЧТО НАДО. А ЧТО НЕ НАДО ГОВОРИТЬ, И ТЕБЯ СПРАШИВАТЬ НЕ БУДЕТ!
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    А мусульманкам ,вообще,можно ли в общую школу ходить . Там и мальчики учатся.Для них нужны отдельные учебные заведения,наверное...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Придет время и в Турции Ататюрка объявят врагом и вероотступником!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Согласен. У нас на работе места нет, сидим друг у друга на шее. Так одна сотрудница сначала надела такой платок, а потом начала требовать отдельную молельную комнату, ей видите ли надо шесть раз в день читать, и сразу в крик - ущемляются права мусульман! Ничего слышать не хочет. Ну откуда это в нашем обществе, зачем такая демонстрационная вера, которая граничит с бескультурьем. Ведь была нормальным человеком, а как одела платок, все стали вокруг врагами.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Не путайте фанатизм с Верой в Бога. Фанатики были и будут во всех религиях. И Ваши офисные дрязги не имеют никакого отношения к Вере.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Уймите свои фантазии. Намаз пять раз в день, а на рабочее время приходится ещё меньше. И не Вы стали для неё врагом, а она для Вас. :)
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ну извините, пять, пусть на рабочее время приходится два. Что это меняет. Зачем из-за своей веры делать невыносимой жизнь коллегам по работе требуя невозможно. Если скажешь иди работай там где есть молельная комната обижается.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Не о платках речь, не перевирайте, о мусульманском хиджабе. Они потом какие то мешки начинают носить вместо платья.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    В чем невыносимость?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    В невыполнимых требованиях и в той форме с которой они предъявляются. Моё право, дайте! Надеемся скоро уволится.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    В персональном подходе к отдельному человеку,все сидят и работают,а ему вдруг помолиться надо... Это твои трудности,а не общественности,ты на работу шел,и знал что условия для этого не предназначены,так зачем требовать?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Безусловно, татары сами все решат. Единственное НО... в школе форма, а дальше сами решайте. Компромисс найден)))
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    перестань нести чушь!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Намаз пять раз в день, а на рабочее время приходится ещё меньше"пусть молится но при условии что это время не будет оплачиваться и не срывать план работ.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    кто ты такой будешь указывать мне (нам) когда и за что СОБЛЮДАТЬ предписания посланные Всевышним!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    а ты как хотел? он пойдёт молиться а все остальные будут работать? естественно это время из оплаты будет вычитаться!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Если скажешь иди работай там где есть молельная комната обижается." Ну и пусть обижается, главное чтобы выполняла работу и соблюдала режим рабочего времени.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Посмотрите на фотографию, где вы видите на головах учениц хиджаб? нет там двойного платка! волосы торчат, при ветре платок будет развиваться и открывать волосы. Не было у татар хиджабов и обязанности покрывать голову! и если бы ваша бабушка сняла посреди поля платок, чтобы его пере завязать никто бы в нее пальцем не тыкал как на неверную. Это все исламская пропаганда!
    Ответить
    Irek Bikkinin 04 февр
    Написавшему "Согласен. У нас на работе места нет..."
    Вы откровенно лжете, сударь. Никто и никогда, работая одна среди таких кафиров и лжецов, как вы, не будет просить или требовать молельную комнату. Мусульманка или мусульманин могут легко помолиться в любом месте, кроме туалета - там молиться запрещено. Главное - знать, в какой стороне кибла - направление на Мекку.
    На рабочее время могут попасть максимум один-два намаза - зухр и аср. Один намаз требует 4-5 минут, в зависимости от скорости чтения. Итого максимум 10 минут в течение рабочего дня.
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    Итого максимум 10 минут в течение рабочего дня." с учётом перехода на место и обратно, подготовки и самого чтения это только в лучшем случае на один намаз хватит 10 минут. а так как на рабочую смену приходится, как вы говорите, два намаза тогда и выходит 20 минут не оплачиваемого рабочего времени. за пять дней это почти два часа, в месяц на смену меньше будет заработок. Правильно Irek Bikkinin ?)))
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Посмотрите внимательнее на фото учениц начала XX века. Да, в платках, но повязанных именно традиционным для наших краев способом - никак не как хиджаб, когда закрыты все волосы. Автор искренне верит в то, что пишет, или намеренно вводит читателя в заблуждение? Не было традиций носить платки как хиджаб. Культура эта - пришлая. Татары, которые знают свои корни, знают об этом, не гоняются за модой. И заметьте, не звенят о своей правде на каждом углу и не навязывают ее никому
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Так Вас платки не устраивают или "способы повязывания"? В одном Вы правы - татары, знающие свои корни, никогда не будут указывать другим какие платки и как носить . :)
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Татары не навязывают свои права,а защищают. А Вы судя по коментам,упорно навязываете свою антиисламскую сущность.Будьте терпимее,как хотите от других в отношении своих убеждений
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Есть татары мусульмане, крещеные татары , атеисты. Кто вам дал право говорить от имени всех татар. Горстка людей надела арабский платок и теперь приравняла его ко всей нации. Носите, только не кричите на каждом углу, что те кто не носят платок это харам, не татары защищают свои права, а небольшое количество ортодоксальных мусульман. Слава Аллаху, да святиться имя его, таких пока мало. Нам нужно становится развитым европейским регионом, а вы нас тащите на дикий восток к бедуинам. Давайте отменим банки, закроем музеи где есть изображения людей,введем наказание палками,побивание камнями за измену, превратимся в дремучий регион, куда люди будут бояться приезжать. Дай вам волю...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Тебе от имени Всевышнего Аллаха с лозунгами атеиста-безбожника-кяфыра большой грех! гореть тебе в аду!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    кафер - провокатор под видом татарина!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Вечный русский тупой национализм! От русской зимы и березкой до русских сапог и самовара!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Исламисты в том числе и на этом форуме всё хорошо понимают. Для них хиджаб это способ распространения веры, всё нам рассказывают как в деревне платки носили. Патриархальная, лапотная деревня для них идеал. Когда одеться толком было не во что. Солнце, ветер, грязь, пыль. Конечно платки носили, это больше физическая необходимость ставшая традицией.
    Бабушка моя говорила - агарып беткян сачларны яшрегя киряк. Для татарских бабушек платок это прежде всего гигиенический, эстетический вопрос, а никакой не религиозный, хватит врать. Бабушка носила платья с рукавом три четверти, длиной до середины икры с фартуком иногда. Работать в нем удобнее. Никаким хиджабом там сроду не пахло. Пользуетесь, что молодёжь не знает деревенский быт и вешаете лапшу на уши.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Проблема не в платках, не в названии платков и не в том как их повязывают. Проблема в нетерпимости к тому, что кто-то живет по другому, молится по другому, одевается по другому, говорит на другом языке. И что самое "ужасное" так это то, что они не боятся быть " не как все". Носят платки - вот вам запрет на платки. Оденете тюбетейки - получите запрет на тюбетейки. Кстати, запрет на лезгинку (танец) в некоторых российских городах - из той же оперы. :)
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Опять передергиваете. Мы говорим хиджаб религиозная одежда, ей место в религиозных учреждениях. И все прекрасно понимают что цепочка хиджаб, шариат, джихад, Это реально. Мало наших детей за бугром воюет? Здесь принципиальный вопрос, до каких пределов религия может вторгаться в светскую жизнь. Вовремя не остановим -пожнем бурю. Вам это надо?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ничего я не передергиваю. Ваш коммент только подтверждает мою правоту. Проблема в том, что вы замечаете только хиджаб, а преподавание основ православия в общеобразовательных школах России, причем именно священниками, вторжением религии в светскую жизнь не считаете. А, понятная только для вас, "цепочка хиджаб, шариат, джихад" может дополняться вами, как я уже писал, и тюбетейкой и лезгинкой. :)
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Тут я с Вами ОБСАЛЮТНО солидарен. Попы в школах России это кошмар, это обратная сторона медали. Просто их в Татарстане не допускают. Православие уже выполняет государственную функцию . Вот и представьте, здесь хиджабы и бороды там кресты и "Чёрная сотня" казачья. И что будет. Маленькая искра на почве религии и вы никого не остановите. Хаос и кровь. Вот чего боюсь. Дети и внуки - за них сердце болит.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Татары не сдавайтесь! Амин!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Можно подумать на татар в атаку идут,при чем тут сдавайтесь или нет,тут идет дискуссия на щепетильную тему.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Во первых не хиджап, а платок, во вторых вы на 100% не татарин! Вы провокатор, косите под татар!!!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Осталось подраться.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Вы провокатор, косите под татар!!!" а как по вашему, татарин может быть не мусульманином?
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Вот чего боюсь. Дети и внуки - за них сердце болит." А вот чтобы вы не боялись и надо чтобы в светских школах отсутствовала какая либо религия и её символы. Что абсолютно не означает что нельзя учиться в школах при мечетях и церквях.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Мусульманочки в платках-украшение нашего города. Я встречала и девушек христианок в платках в Казани. И мусульманки и христианки очень мило смотрятся. МОЛОДЦЫ!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Они смотрятся миленько пока их мало. А если станет большинство они вас за отсутствие платка побьют примерно, да поздно будет.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    А без платков они мымрами конченными становятся чтоли?
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Нельзя заигрывать с религией, нельзя ставить знак равенства татарин=мусульманин. Ничего подобного. Разные татары объединены в одну нацию и это следствие нашей трудной истории. Проникновение религии в светскую жизнь в нашей многонациональной стране это огромная угроза. В школах никаких платков, никаких икон не должно быть. Не стравливайте наших детей. Есть мечеть церковь для души, школа для образования, для развития, для будущих Джордано Бруно, а вы костры религиозные раздуваете. Хиджаб это не мелочь, не прихоть хочу буду. Это краеугольный камень нашего выбора, нашего будущего. Мы просвещенная, динамичная республика привлекательная для умных людей планеты, или глухие задворки цивилизации с бородатыми салафитами и закутанными женщинами ничего не знающими кроме священных аятов.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ха-ха,при всем Вашем желании,в Татарстане испокон веков не наблюдалось " глухие задворки цивилизации с бородатыми салафитами и закутанными женщинами ничего не знающими кроме священных аятов". Когда Вам выгодно,передергиваете аргументами как истинный атеист и хотите заставить жить так и других. Вопрос стоит не в татарах и др, а диктате силы над убеждениями. А Вы, прикрываясь национализмом,оправдываете свое желание.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Нельзя в школу ходить в клубной одежде, нельзя в шортах, нельзя вызывающий вид, много косметики, украшения ит.д много чего нельзя, и правильно. ТОЖЕ ограничения, но без них никак. Если бы в Татарстане!!!!! муфтия не взрывали, церкви не жги, что бы спровоцировать волнения, я бы с вами тоже от души посмеялся. Для того, чтобы взорвать эту спокойную жизнь много не требуется. А начиналось с пустяка, с платочка.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вам не один мусульманин Татарстана не оправдает тех,кто взрывает муфтиев,жгет церквей и похищает имамов. Определитесь- кому это выгодно. Выгодно прежде всего тем "мутным",кто хочет взорвать мир между людьми. Разделяй и властвуй-вот девиз тех,кто начинает всю эту возню,сначала с аятами,потом платками. И это не пустяк.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Верно! Оставьте в покое наших женщин и девочек с платками. А кто из бывших "татар", то не мешайте истинным татарам-мусульманам соблюдать ИМАН и веру в ИСЛАМ!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы не совсем правы! Это не пустяк. Многие люди выходят из автобусов, завидя хитжаб... поэтому в школах должна быть форма, чтоб дети об учебе думали
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    " то не мешайте истинным татарам-мусульманам соблюдать ИМАН и веру в ИСЛАМ!" Соблюдайте сколько хотите, но не навязывайте свою религию никому, не лезьте с религией в школу! Требуйте от властей открытия школ при мечетях, если уж вы не можете без платка в школу ребёнка отправить!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Пошел прочь атеист - безбожник - кяжыр!!!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Уважать надо любого человека,неважно какого он вероисповедания или вообще без нее.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    аргументы кончились, осталось хамство.
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    "Пошел прочь атеист - безбожник - кяжыр!!!" ЗАЧЕМ ЖЕ ХАМИТЬ???!!!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Заблудший последователь за шайтаном!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вот вот , вся лексика салафита, кто не с нами тот шайтан. Сразу ненависть. Ты не шайтан , просто с узким мышлением. Мескен.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    заблудший из бывших!
    Ответить
    Анонимно 11 февр
    Есть все же у нас сознательные граждане-никакие религиозные виды одежды в светских учебных заведениях и вообще среди многонациональной народной среды не должно быть.Лида Казань
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Обсуждение ушло от сути вопроса.

    Надевать ли платки, носить ли бороду, писать татарам на латинице или иероглифами - это наше внутреннее дело.

    И не нужно много слов.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Светские школы-это не внутреннее дело,есть регламент общий для всех религий....Девушки закончат школу ,и сами решат,что им носить.....Не лишайте их детства,пожалейте...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Как можно так рассуждать, мы же не на острове живём. Бороду отрастим, штаны подвернём и про чистый ислам???
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Ну зачем Вы так сгущаете простое желание девушек,женщин выглядеть опрятными,цельными внутри и чистыми в помыслах? По Вашему они должны носить серьги в пупках,ультрафиолетовыми волосами,сигаретами в зубах и костерить всех и вся? Девушки в платках ни кому не мешают и Вы поменьше обращайте внимания на них,займитесь добрыми делами.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Нет конечно, но носить хиджабы в школах не правильно как минимум. Давайте думать о всех детках. Школьная форма уровняет всех
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    А по вашему варианта "экипировки" только два? Или серьги в пупках и сигареты или вообще паранджа?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    На своей земле живем! Платки наши женщины и дети носили и будут носить. Наши мужчины тюбетейки и татарские бороды носили и будут носить! Не мешайте и в советах ваших не нуждаемся!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Для нас один. И только наш, по шариату! Амин!
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Не будут носить,прогресс не остановишь.....Если нравится носить тюбетейку,то носите,это все нормально......И в советские времена старики носили.....А навязывать всем платки никто не даст.....Многие взрослые женщины в Казани носят.....Они сознательно их одели,а девочкам не мешайте и не заставляйте....Должен быть выбор взрослого человека...
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Не так все просто братец,жили бы вы отдельно и никак не прикасались к нам,никто бы тогда не шумел,занимались бы вы своими делами сколько душе угодно
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Да какой там выбор,они с детства их в моральные кандалы одевают.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Даже не в выборе дело, а в том, что в школу необходимо ввести форму, чтоб не было споров на эту тему. В другие учреждения пусть надевают то что считают нужным !
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Дело в том, что не о платках речь! А о хиджабах в школе!!!! Школа обязательное учреждение, в котором дети должны отучиться, соответсвенно ни о каких вычурных проявлениях веры речь не должна идти. Скорее всего большинство правы и форма выход из положения
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Скорее всего большинство правы и форма выход из положения" так уже всё есть, есть требования к фориме в каждом регионе! зачем ещё что то изобретать!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    " По Вашему они должны носить серьги в пупках,ультрафиолетовыми волосами,сигаретами в зубах и костерить всех и вся?"Странно что вы других не видите? я вот в школе с ультрафиолетовыми, как вы говорите, волосами не видел, а вам как то всё попадаются, ну у вас и друзья?)))
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Верно!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Если вы такие набожные и свято чтите каран,то нанимайте репетиторов на дом или вообще пусть не ходит в школу сами научите писать и читать,а больше то ей и ненадо,у нее по вашей святой книге вообще одни запреты
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    А это не тебе безбожник решать!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Шуметь можно,но в приделах закона..Один уже недавно пошумел на 50 000 рублей....
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Это кто такой громкий оказался?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Равиль неудачно пошутил....Бывший комментатор из " Эфира"
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Категория шутки за "50 000"?)))
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Рамиль еще вам даст прикурить, обождите дети шайтана!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Ему уже дали прикурить...
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    хазер!
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Кстати,уважаемые обожатели хиджабов,есть такая вещь как онлайн образование,оно сейчас активно развивается и во многом лучше чем ежедневные посиделки в школе,очень много людей переводят ребенка на такую форму обучения. И в отличии от репетиторства это очень доступно...Не задумывались?
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы наверное, правы. К этому все идет. Вон Стерлигов кажется, тоже детей дома обучает. Если платки становятся дресс-кодом обучения в РФ,то вероятнее всего так и произойдет в будущем.Но ведь однообразие не дает пассионарности. В Армении остались одни армяне,в Израиле одни евреи,а все перебираются в РФ пока. А если и в России будут одни "одобрямс",то что произойдет-то???
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    у руссии последствия печальны.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Я даже думать об этом боюсь
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Подробнее о последствиях?...
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    нет такой страны руссия, выучи сначала русский язык бездарь!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    А что вы же Татарстан" Татарией "называете, так и Россия по-татарски звучит или как " Русия" или "Рясяй". Так и будем называть.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вам всем пора ( из не наших ) за рязань, уж больно в наши внутренние дела лезете!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Ваши внутренние дела строго ограничены квартирой или двором частного дома.....
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    чем вы сами располагаете, какие богатства имеете. вечные рабы своей судьбы.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    похоже вам скоро придется валить к себе в русляндию.
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Располагаешь какой-то информацией? давай поделись,мы все с удовольствием выслушаем
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Мы и так в России живем,а если Вы лично не согласны,то в прокуратуре Вам быстро обьяснят.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "к себе в русляндию." о какой смелый стал за бугром!))) может ещё расскажешь что такое твоё "русляндия"?)))
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    заболоченные земли эти находятся под Питером.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Действительно, лучше учиться дома и носить там хиджабы никто не запреит
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Дома они могут и голышом ходить,там же им можно все.
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Думаю люди не зря придумали пословицы и поговорки в частности слесарю -слесарево, кесарю -кесарево И школа должна быть школой и давать знания человеку. не нужно детей принуждать делать как взрослые Вырастут сами решать ходить в платках или нет.У нас светское государство Бесплатное образование и министр образования обязан действовать согласно нормам поведения учебного заведения Кому не нравиться могут дома учиться с репетиторами и сдавать экстерно хоть за весь учебный год или годы Если хотят быть образованными людьми и чего то стоить в этой жизни Или сидеть на женской половине и ждать подачки от благодетелей в лице родителей мужа родственников
    Ответить
    Анонимно 03 февр
    Вы правильно подытожили вышесказанное,но эти упертые бараны не признают цивилизованного общество.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Ну если под Вашей цивилизацией подразумевается хамство и агрессия,то флаг вам в руки,идите без наших платков.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    С грязным ры_ом не лезь в чужую жизнь и учить перестань. Вон даже "свои" братья - славяне от ваших вечных поучений сбежали от вас! И нам это скоро надоест!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Да сбежали в Крым,Донбасс....
    Ответить
  • Анонимно 03 февр
    Только женщине решать, что ей надевать.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Только женщине решать, что ей надевать" Вот именно , женщине, а не девочке школьнице, которая слушается своих родителей !
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Что вы ходите, чтобы мать посылала свою дочь на "заработки"!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Что вы ходите, чтобы мать посылала свою дочь на "заработки"! Не поняла, Вы о чём???
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    матери из числа безбожников, направляющих своих дочерей на проституцию.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "матери из числа безбожников, направляющих своих дочерей на проституцию" ну если на проституции то вы правы, а если отправляют в школу без платка то тогда вы оскорбляете этих матерей!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    В первую очередь платок на голове у нашей татарки-мусульманки, это ее достоинство и честь! Амин!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    " платок на голове у нашей татарки-мусульманки, это ее достоинство и честь" С таким странным пониманием чести и достоинства, которое вы внушаете вашим девочкам вам нужно отправлять их в частную или школу при мечети. Почему вы этого не хотите?
    Ответить
    Анонимно 27 февр
    Во жжёт....
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Столько споров смех да и только. Речь идёт о запрете в Мордовии. В Татарстане и на сев.Кавказе как носили, так и будут носить, у нас ни о каком запрете речи не идёт, а кудахтают "запретители" как-будто о школах РТ говорят.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    По Вашему,если татар унижают в других местах,то это не есть плохо?
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    И в Мордовии земли татар! И много где еще! Нам Всевышний Аллах эти Земли подарил!
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Документик на дарение покажи
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    никто татар в Мордовии не унижает, а просто требуют от них выполнения решения Верховного суда!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Давайте мы в Верховном суде решим, что вам носки черного цвета носить нельзя, Конституционным решение будет? Законным?
    Ответить
    Irek Bikkinin 04 февр
    "никто татар в Мордовии не унижает, а просто требуют от них выполнения решения Верховного суда!"
    Не вводите людей в заблуждение - в разного рода приказах и распоряжениях мордовских чиновников от образования, пытающихся путем различных унижений и оскорблений заставить учениц, студенток и учительниц Мордовии исламского вероисповедания снять их платки, нет ни одной ссылки на решения Верховного Суда РФ. Копии этих чиновничьих бумаг у меня на руках. Их основной довод - школа и вузы - дают светское образование, значит, обучающиеся и обучающие должны одеваться по светскому дресс-коду (неизвестно кем придуманному и неизвестно, по каким критериям), то есть без покрытия волос. Вот основной пункт.
    Основной ответ мусульманок - школы, колледжи и вузы находятся на территории РФ и в них также действуют нормы Конституции и законов РФ. Включая гарантированное право на свободу вероисповедания, которое может быть ограничено только федеральным законом.
    Покрытие волос у мусульманки является неотъемлемой частью ее вероисповедания. Данная часть вероисповедания федеральным законом не запрещена. Это означает, что мусульманки на всей территории РФ, включая школы, колледжи и вузы, имеют полное право на покрытие своих волос.
    Никакие региональные власти, а тем более администрации учебных заведений, не имеют полномочий на ограничение свободы права на вероисповедания.
    Это означает, что мордовские власти, пытаясь заставить мусульманок снять их платки, грубо нарушают Конституцию и законы РФ, а также превышают свои полномочия, вторгаясь в сферу деятельности федеральных структур и федерального законодательства.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Никакие региональные власти, а тем более администрации учебных заведений,..." нет имеют, иначе бы Верховный суд не поддержал бы правоту местного руководства! изучай законы или к юристу сходи.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Давайте мы в Верховном суде решим" вот когда решите в Верховном суде тогда и поговорим!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Ирек туган, Аccaлауалейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Рамиль кардаш.
    Ответить
    Анонимно 27 февр
    На основании приведеных Вами законов, я так же имею право зайти в мечеть в брюках и без платка.. Вы согласны?
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Плохо, конечно. Но лай стоит как-будто это СМИ Мордовии и отстаивают словно в их жизни что-то поменяется.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Верховный суд Мордовии нарушил конституционные права граждан страны!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "Верховный суд Мордовии " )))))))))))) бедняга, даже не в теме!)))))))) это был не Верховный суд Мордовии а Верховный суд страны!!! Если вас что то не устраивает вам необходимо обратиться в Конституционный суд. А пока необходимо выполнять законы!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Они итак все прекрасно выполняют. Речь шла о головных уборах, а платки и шарфы головными уборами не являются.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    "платки и шарфы головными уборами не являются." Это не совсем так! Платок это вид , элемент одежды. Платок может быть на шею, а может быть на голову, т.е. головным убором.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    тем более.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Зачем мы татары-мусульмане надрываемся и спорим с не нашими людьми, о нас и на нашем татарском форуме! Уважаемые соседи не мешайте нам, идите к себе и обсуждайте свои житейско-культурные вопросы, о вас самих, у вас их появилось очень много за последнее время. До свидания!!!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Зачем свои глупости печатаешь на всеобщее обозрение. Свою религию, Иман нужно защищать на все площадках, и особенно с НИМИ. Пусть знают, что сила за нами. Потому что за нами Вера и Истина.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    сам ты узгонаправленный!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    " о нас и на нашем татарском форуме!" ха ха ха, татарский форум нашёл!ха ха ха! ВОТ КОГДА БУДЕШЬ ПИСАТЬ САМ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ВСЁ НА ТАТАРСКОМ ТОГДА И БУДЕШЬ ПРАВО ТАК ГОВОРИТЬ!
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    учить поздно, я уже стар, говорил же - мин надан!
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Думаешь, сказал "мы" так сильнее стал? В мусульманском мире полно разных течений, убивают друг друга почем зря. У всех человеческая суть одна.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Вон у вас начались очередные проблемы с братьями-славянами из Белоруссии. Дайте батьке очередную подачку в виде беспроцентных и не возвратных многомиллиардных долларовых "кредитов", беспошлинного и ниже себестоимости углеводородного сырья, закройте глаза и завезите санкционные европейские продукты питания.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Подождите не надо ругаться. Всё равно надо стараться объяснить. Нам с братьями славянами жить вместе , главное чтобы люди понимали друг-друга и были терпимее к другой религии, образу жизни,одежде.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Уже сколько времени можно им объяснять, какой может быть вред от ношения платков учителями и ученицами татарской школы в Мордовии! Нет им надо наоборот, чтобы наши девочки курили, пили, ходили на ночные дискотеки и разного рода сомнительные "посиделки". Зависть что ли гложет!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    "Нет им надо наоборот, чтобы наши девочки курили, пили, ходили на ночные дискотеки " Зачем вы врёте? никто не призывает ваших девочек пить, курить. Хождение в ночные дискотеки не всегда признак порока.
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Во первых я вас не оскорблял "зачем вы врете", во вторых нашим девочкам, которые носят платки, ночные дискотеки не нужны, а вашим вам решать!
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Сказки не рассксзывай
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Анекдотот в тему. Сидят два горца. Один спрашивает, ну как там твой сын? Другой отвечает - пьёт, курит, всю ночь гуляет. Первый говорит - ну слава Аллаху, значит не ваххабит. В Ингушетии рассказали.
    Ответить
  • Анонимно 04 февр
    Прикольный! В тему попал! Вот и им такое надо! Придумали же с автоматами-муляжами на первом телеканале, намерения и истинное лицо свое показали.
    Ответить
    Анонимно 04 февр
    Вообще-то, в советское время ,в школах было НВП - начальная военная подготовка. На которой все -и девочки , и мальчики -разбирали автомат Калашникова и складывали парашют. Мы все ваххабитами были?
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    "Мы все ваххабитами были?" А что, девочки в вашем классе фоткались в платках с автоматом ?
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Что вы все атеисты-безбожники привязались к платкам наших девочек, внимательней следите за своими отпрысками-наркоманами и прости и помилуй с пупка серьгу сними и пиво перестань пить!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Фотомонтаж от 1-го ТВ России.
    Ответить
  • Irek Bikkinin 05 февр
    Сюжеты наших телеканалов дают свои результаты.
    В пятницу в Саранске около 6 часов вечера в 15-й маршрутке 4 парней набросились с оскорблениями и угрозами на татарку в платке. Называли ваххабиткой, моджахедкой, экстремисткой, также грубыми матерными словами. Настраивали пассажиров против неё. "Этих ваххабиток с автоматами в платках, каждый день показывают по ТВ, она нас сейчас взорвёт....", - говорили парни. Один из них угрожал ударить девушку бутылкой. Когда он встал, его удержал пожилой мужчина, который, не выдержав, заступился за девушку, просил парней не ругаться, не оскорблять. Парни начали драться с ним. Также они ругались с водителем, который тоже просил их успокоиться. Из-за этого чуть не произошло ДТП. Водитель, остановив микроавтобус, не смог их выгнать. Девушка хотела позвонить мужу, но в это время села зарядка телефона, она, плача, вышла на одной из остановок. Большое спасибо пожилому мужчине, который заступился за девушку.
    Видимо, именно этого и добиваются некоторые телеканалы своими сюжетами, настраивая людей против татар, против мусульман. Неужели нашей власти нужна межнациональная и межконфессиональная вражда?
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    Irek Bikkinin случай в автобусе конечно же печален и удивляет что водитель не отвёз всю эту честную компанию в полицию когда пошла драка, необходимо было под суд этих глупых подростков по 282й. Но мы здесь говорим о необходимости выполнения требований властей и Верховного суда в вопросе ношения платков в школе!
    Ответить
    Анонимно 05 февр
    кто о чем, а он о всем! перебор!!!
    Ответить
    Irek Bikkinin 05 февр
    Анонимно Сегодня 13:44
    Вы уже и возраст этих молодых поддатых мужиков определяете как "глупых подростков"? Вы там были, что ли?
    Как говорится, кто о чем, а вшивый о бане.
    Сколько раз можно повторять, что нет никакого решения ВС РФ по вопросу ношения платков в школе?
    Есть решение отказать истцам в признании незаконным пункта о запрете носить учащимся головные уборы в школе.
    Чувствуете разницу? Или что в лоб, что по лбу?
    При этом, поскольку платки не входят в разряд головных уборов, получается, что пункт о запрете головных уборов никак не ущемляет права мусульманки на покрытие волос.
    Требования властей незаконны и необоснованны. Даже солдаты имеют право не выполнять преступные приказы командиров. Почему же вы требуете от девочек-мусульманок и от учительниц-мусульманок выполнять заведомо незаконные требования администрации?
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    "поскольку платки не входят в разряд головных уборов," Кто вам это сказал???
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    Калашников помню,парашют нет...
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    да уж, нацики во всем своем цвету. активизировались ближе к весне. Прокуратуры на таких не хватает. ну ничего, одного уже осудили, будет теперь с судимостью ходить. И за остальными придут. Ждите.
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    тебя самого одного из первых и тебе подобных "хозяев всей земли", русских националистов надо привлечь к публичной ответственности за нетерпимость и разжигание ненависти между людьми разных вероисповеданий!
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Татарских националистов нет??
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    благодаря вашей тупой политике /не себе и не людям, а избранной нации/, нас уж очень много стало!
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    Это очень плохо Ирек, то что ты рассказываешь. Вот это самое страшное когда на бытовом уровне тупые люди начинают творить беспредел. Алла сакласын сугыштан.
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    Ирек, здесь причем! Он предостерег от возможных последствий после публичного наезда гос. машины, на без защитных женщин в платках.
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    Да и об том же. Не дай нам Аллах рассориться по религиозному признаку.
    Ответить
  • Анонимно 05 февр
    гл. Мордовии гос. Волков! перестань обижать наших татарских женщин! Лучше займись своими прямыми обязательствами, как руководитель Мордовии наведи порядок в работе, подними экономике, обеспечь рабочие места для безработных и повысь жизненный уровень граждан республики! Не доводи до раздора, смуты и недовольства населения вверенной тебе республике! Пример подражания для этого у тебя и твоей администрации есть - соседний стабильный и мудрый Татарстан!
    Ответить
  • Анонимно 06 февр
    В" мудром" татастане хотят драки ,что лине понятно? Давно в 90 х годах надо было отделиться . И всех татар выслать в татарстн. А русских эвакуировать из татарии. И сей час никто б не спорил.
    Ответить
    Анонимно 06 февр
    ты это о чем?
    Ответить
  • Irek Bikkinin 06 февр
    Из сообщения в фейсбуке (жаль, здесь нельзя выставлять фото):
    ИДЕАЛ ВНЕШНЕГО ВИДА УЧИТЕЛЬНИЦЫ БЕЛОЗЕРЬЕВСКОЙ ШКОЛЫ - ПО ВЕРСИИ МОРДОВСКИХ ЧИНОВНИКОВ.
    В Белозерьевской школе есть знаменитость среди мальчиков, начиная с 7 класса. В те дни, когда она ведет уроки, мальчики стараются быть обязательно в школе, чтобы поглядеть на эту диковинку для села. Эта учительница из райцентра Ромоданово, работает в местном отделе образования, но уже два года ездит в Белозерье, чтобы вести уроки русского языка.
    Другие учительницы сказали, что на этих трех фото еще она не во всей красе - раньше она ходила с открытой спиной и в юбке намного короче этого платья. Но куда уж короче?
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Выложите пожалуйста фото этой учительницы из Ромоданово и фото вашей сельской учительницы татарки. Пусть почтенная публика сама воочию увидит какой облик учительницы желает видеть мордовская власть и какой белозерская татарская диаспора .
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    Вот татары и русские друг с другом начали только хорошо ладить,,,,ю почти стерлись между ними нетерпимость,,,,, и вот какие-то Рудаки пропихивают свои платки,,,,, кто бы что ни говорил православные или мусульмане в Казани почти все перемешались и кто хочет сейчас ставить людей,,,,,, всё начинается с одежды,,, потом язык будут запрещать,,,,, и пошло поехали,,,все старо как мир,,,
    Ответить
    Анонимно 07 февр
    Никто ладить не начинал, уже видно из отношения к хиджабу как вы с татарами уживаетесь, которые ещё не забыли про они есть. Надан, оятсыз, урыс.
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    За всех татар не говори. Много на себя берешь
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    За всех татар не говори. Много на себя берешь.
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Любая религия - лишь посредник между человеком и Творцом. А посредники слишком много берут за свои услуги. Религий много, Творец один. Имена разные: Абсолют, Эфир, Будда, Кришна, Аллах, Бог. Отец хочет общаться без посредников, как и любой родитель. И ругани не будет. Сердцем почувствуйте Отца.
    Ответить
    Анонимно 08 февр
    Национализм есть во всех нациях
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Наш кардяш-татарин прав! Мы татары не забыли и не забудем происки шайтана!!! Амин!
    Ответить
    Анонимно 09 февр
    Иванушка-дурочек, мы все помним!
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    согласен, за всех татар не говори. Я вот с тобой не соглашусь. Да я не верую, но я такой же татарин как и ты, каким ты себя считаешь. Поэтому не нужно перегибать и брать на себя то, что унести не сможешь
    Ответить
  • Анонимно 07 февр
    чушь говоришь!
    Ответить
  • Анонимно 11 февр
    Почему-то только теперь, когда в Европе заполонили массы мигрантов в платках и других религиозных покрытиях тела, начали и в России скандальный спор о якобы необходимости для мусульман хиджаба, тем более в светских учебных воспитательных заведениях. Много лет никто не носил в школах и даже по городу этих признаков религии и никаких споров и скандалов не было. Что произошло, чтобы устроить разделение народа. Опомнитесь,люди!
    Ответить
    Анонимно 12 февр
    Раньше была советская идеология, т.е. тотальный атеизм. Ушло то поколение, воспитанное на безбожии, подросло новое и вернулись к национальным и религиозным истокам. Ну а старшее поколение начало задумываться о душе, куда она попадёт после смерти тела. А Европу заполонили потому, что одному государству стало очень накладно отбиваться от иноверцев, вот оно технично перенаправило весь этот людской поток в Европу, а сами живут теперь спокойно.Имхо.
    Ответить
  • Анонимно 13 февр
    Нужно учиться у православных,а не оскорблять их.У православных женщин тоже принято надевать платок,но чтобы не оскорблять представителей других религий и неверующих,они надевают его в храме, на кладбище,на поминках. И молятся не на стадионах.истинно верующие верят деликатно ,а не напоказ.А полностью покрываются монахини,да и то при выходе в город могут переодеться в светскую одежду.
    Ответить
    Анонимно 13 февр
    Да потому что и Вашим и Нашим. Под давлением с лёгкостью отрекутся от своих убеждений. Ну и какая же здесь вера?
    Ответить
    Анонимно 15 февр
    верно говорите, это называется светскость, а не то, что нам сейчас завязывают всем
    Ответить
  • Анонимно 14 февр
    Законодательно церковь отделена от государства. Светские школы построены на средства ,поступающих от представителей всех религиозных концессий,,т.е. нас с вами,включая и атеистов. Поэтому порядок в светских школах поддерживается на основе приказов и распоряжений министерства образования.Он один для всех. Если школа религиозная,как в православии воскресная школа ,то и порядок там поддерживается на основании других канонов и никто туда со своим уставом не лезет.
    Ответить
  • Анонимно 15 февр
    Если школа - светское заведение, раз запрещено ходить в хиджабе (платках), тогда запретите ношение нательных крестиков. А то получается кому то можно придерживаться своей религиозной атрибутики, а кому то нет!
    Ответить
  • Анонимно 16 февр
    Вот что привязались к платку на голове! Я 16 лет его ношу уже! Одела сознательно сама. Ну хоть бы раз за все эти годы мне кто то что то сказал! Человеком надо быть! У меня все подруги русские! Последнее время так вообще только черные платки ношу! Ну хоть бы разок в метро остановили! Все нормально! Не сгущайте краски, не делайте из мухи слона! А в школе можно и белую косыночку повязать стильно. Нафига обматывать первоклашку огромными шарфами. У ребенка еще менструации не начались, а ей уже платок нацепили. Я бы так над дочкой не издевалась! Всевышний одарил меня сыновьями- тремя!!! Так что кто одевает платок искренне выполняя требование Всевышнего всегда будет под его опекой, и никогда не столкнется с трудностями!
    Ответить
  • Анонимно 23 февр
    Крестик нательный называется нательным именно потому,что он должен быть под одеждой на теле, а не напоказ в быту.напоказ его демонстрируют от невежества.это не относится только к священнослужителям.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии