Новости

23:37 МСК
Все новости

Эдгар Запашный: «Если вспомним казанскую Универсиаду, то в парке был представлен только канадский цирк»

«Цирк дю Солей» продолжит работу в России и у казанцев все же будет «Тотем»

Эдгар Запашный: «Если вспомним казанскую Универсиаду, то в парке был представлен только канадский цирк» Фото: vladtime.ru

Некоторое время назад канадский цирк объявил о том, что весь июль будет прокатывать шоу «Тотем» в постановке Роберта Лепажа в Сочи, куда казанцы, учтивая прямой рейс, могут вполне реально попасть. Но год начался с не очень приятных новостей — Минкульт РФ предложил ввести санкции в отношении иностранного цирка. С такой инициативой выступил председатель Общественного совета при министерстве культуры России Павел Пожигайло. Подробности выясняло «Реальное время».

«Мы не можем с ними конкурировать»

Ситуация может коснуться не только цирков, но и компаний, которые прокатывают в России шоу. Инициативу могут рассмотреть в ведомстве еще до конца января, хотя Павел Пожигайло говорит, что речь идет скорее о концепции развития российского цирка. Но тем не менее разговоры об ограничении деятельности усиленно ведутся.

Если это случится, проблемы начнутся и у ставшего необычайно популярным в России канадского «Цирка дю Солей», с которым казанцы познакомились летом 2010 года, когда в течение месяца в столице Татарстана гастролировало шоу формата «шатер» «Кортео». Как полагает Пожигайло, с канадцами трудно соперничать из-за их больших бюджетов. Заявление весьма странное, ведь конкуренция в любой сфере всегда благотворно влияет на результат.

Какие же санкции могут начать применять к иностранным циркам? Прежде всего, сократить количество выступлений, ввести систему требований к представлениям и сделать специальный сбор с коллективов цирков, работающих под иностранными брендами.

«Тотем» — это тринадцатое шоу, вот и не верь теперь в магию цифр. Фото cds.ru

Инициативу Пожигайло поддержал представитель легендарной российской цирковой фамилии, директор Большого московского государственного цирка Эдгар Запашный. «Если вы пересмотрите открытие Олимпийских игр, то «Цирк дю Солей» будет назван раз десять. Если мы вспомним Универсиаду в Казани, то в парке развлечении был представлен только канадский цирк. И это у нас на родине», — комментирует ситуацию Эдгар Запашный. Между строк у этого комментария можно прочесть об экспансии зарубежного цирка.

Но если отбросить эмоции и обратиться к статистике, вырисовывается любопытная картина. Например, стоимость билета категории Premium (самый дорогой билет) на шоу «Тотем» канадского цирка в 2017 году — 6 000 руб. (курс доллара в декабре 2017 года — 60 руб.), а стоимость билета категории Premium на шоу Varekai в 2009 году — так же 6 000 руб. (курс доллара в октябре 2009 года — 30 руб.). То есть цена на билеты не поменялась, и они остаются доступными, ведь названная цена — самая высокая, а большинство зрителей покупали билеты по 2000 рублей.

В России шоу «Цирк дю Солей» посмотрели жители 12 российских городов. За 8 лет работы канадского цирка в России 12 шоу посмотрели почти 2,2 млн зрителей, из них почти 1 млн — не в Москве. «Тотем» — это тринадцатое шоу, вот и не верь теперь в магию цифр…

«Мы платим налоги и создаем рабочие места»

«Для того, чтобы предметно обсуждать предполагаемые ограничения, необходимо ознакомиться с сутью предложений и аргументацией. Вместе с тем, ни на каких публичных ресурсах, освещающих работу Общественного совета Министерства культуры РФ, в том числе и в трансляции декабрьского заседания, не удалось найти информацию о подобной дискуссии. Такие решения необходимо обсуждать, в том числе с привлечением профессионального сообщества, и, если делать это добросовестно, то и с привлечением нашей компании — ООО «Цирк дю Солей Рус». Мы — российская компания, восемь лет ведущая деятельность в России, платящая в России налоги, создающая рабочие места и привлекающая многих подрядчиков как в Москве, так и в городах проведения гастролей.

По сути же — как можно делить искусство на «свое» и «чужое»? Тем более такую его честную форму, как цирковое искусство. Тем более в ситуации, когда к любому шоу — его созданию, развитию и выступлениям — причастны люди, представляющие до 50 национальностей и говорящие на 25 языках. До 25 процентов наших артистов, в зависимости от постановки, говорят на русском.

Шоу «Тотем» в Сочи было спланировано заранее, поэтому точно состоится, заверяют в пресс-службе цирка. Фото cds.ru

Если же какие-либо дискриминационные или ограничительные меры будут приняты, то единственное, что это повлечет за собой — повышение стоимости билетов для простых людей, наших зрителей, чего нам на протяжении 8 лет, несмотря на колебания курса рубля, удавалось избегать. Заставит ли это «Цирк Дю Солей» уйти из России? Вряд ли. И от этого точно российские цирковые коллективы лучше себя чувствовать не станут.

Но, возможно, нам придется в таком случае ограничить гастроли только Москвой. Тем самым такое решение ударит по тому миллиону наших зрителей, которые ходили на наши шоу в том или ином из 11 городов России, помимо Москвы, где мы выступали. Получается, что обсуждаемая инициатива приведет к сегрегации аудитории по географическому признаку и уровню доходов, формируя некоторую элитарность международного культурного продукта.

Все эти восемь лет, в том числе посредством удержания цен на билеты и организации гастролей в региональных российских столицах, — мы пытались, в отличие от многих других компаний, с этим бороться», — этот комментарий «Реальному времени» удалось получить у генерального директора ООО «Цирк дю Солей Рус» Натальи Романовой.

Что касается шоу «Тотем» в Сочи, то, как заверили в пресс-службе цирка, оно было спланировано заранее, поэтому точно состоится.

Так о чем, собственно, заботится Общественный совет Минкульта РФ? О продвижении российского цирка, об интересах зрителей или просто пытается устранить конкурента? Ведь «Цирк дю Солей», начинавший в свое время с нуля, — сейчас идеально выстроенный бизнес. Идеальный и с точки зрения экономики, и качества продукта, и нравственных ценностей. Ценный пример для подражания, пришедший к большим бюджетам трудным путем упорного труда. Пример, а не алчный конкурент, который захватил пространство.

Татьяна Мамаева
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 19 янв
    я ради этого шоу в Сочи не полечу, ещё и с семьёй, детьми
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Очень хочу посмотреть это шоу!
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    очень люблю Запашных)
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Конечно, давайте продолжать смотреть на собачек, вышагивающих на двух ногах, облезлых тигров и прочую лабуду. Вот мне интересно, давно ли кто-то из этого совета был в российском цирке? на него же без слез не взглянешь.
    А убирать конкуренцию, здравую, "эт пожалуйста".
    Как ходил на представления Цирка дю Солей, так и продолжу ходить.
    Ответить
    Анонимно 19 янв
    Согласен!
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Конечно, канадцы несравненные
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Цирк, хоть и честное искусство, но сильно зависит от бюджета. Футбол тоже честный вид спорта, но с Реалом и Барселоной сложно играть, т.к. они могут себе позволить купить лучших футболистов. Так что Запашный в чем-то прав
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    Нет, не прав. И Реал с Барселоной, и Cirque du Soleil свои бюджеты заработали сами, а не выклянчили. Конкурируйте идеями, зарабатывайте и будет вам счастье. Есть масса цирковых компаний - 7 пальцев, Cirkus Cirkör, навскидку, - которые берут совсем другим, а именно, камерностью, нуаром и т.д. Вопрос фантазии.
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Пусть Запашный в помнит с сего и как начинали канадцы
    Ответить
    Анонимно 20 янв
    Канадцы начинали с того, что в 1983 году получили государственную субсидию от Совета искусств Канады.
    Ответить
    Анонимно 24 янв
    На покупку шатра, 1 штука. Сравним с 41 цирком Росгосцирка?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии