Новости раздела

Феномен «родины» мордовских платков: роль стариков, провокатор из Астрахани и экономическая самостоятельность

История Белозерья: исламское возрождение в татарской деревне в Мордовии в советский и постсоветский период. Часть 2

Разгоревшийся скандал c платками учителей из Мордовии принял федеральный масштаб. Внимание многих приковало далекое татарское село Белозерье. «Реальное время» публикует вторую часть статьи исследователя, заместителя директора Института истории им. Марджани АН РТ Ильнура Миннуллина, написанную еще в 2012 году. В ней рассказывается об истории села и процессах, которые протекали в постсоветское время.

Старики как основа исламского возрождения

Начало постсоветского периода было ознаменовано изменением экономических отношений в России. В большинстве случаев колхозы остались в рамках новой рыночной системы и в структуре администрации сел, что позволяло сохранять прежние социально-экономические связи. Но в случае с Белозерьем произошел окончательный переход от колхозной системы к автономному существованию общины. В начале 1990-х гг. колхоз «40 лет Октября» распался, а деятельность создававшихся в селе в разное время частных акционерных обществ не была успешной. Разрушение государственного аграрного сектора не оказало особого негативного влияния на положение жителей села. Большинство населения было по-прежнему включено в предпринимательство. Таким образом, экономический переход был лишь формальным признанием сложившихся в советском Белозерье особенностей.

Однако в общественной жизни села произошли серьезные изменения. В целом, в Мордовии в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в этноконфессиональной сфере проходили аналогичные общероссийским процессы «исламского возрождения». Однако в Белозерье они не ограничились лишь внешней институционализацией: постепенно ислам стал основой регулирования общественной жизни села.

Основную массу верующих составляло старшее поколение, которое инициировало строительство первой мечети в Белозерье. Власть характеризовала этих лиц как не работающих в колхозе и судимых за спекуляцию. Но анализ списка подписавшихся 49 человек показал, что они не работали в колхозе, потому что все были пенсионерами. Именно эти люди стали основой «исламского возрождения» конца 1980-х — начала 1990-х гг. Среди них, например, можно выделить религиозного деятеля Исмаила Кадиева и сына уже упоминавшегося имама Хамзи Айзатуллина — Абдулкарима, который, несмотря на отсутствие религиозного образования, также считался одним из авторитетных знатоков ислама, получившим знания от отца, и был избран имамом Центральной мечети.

Поделились на старых и молодых

Эта мечеть долгое время оставалась единственной в селе. В середине 1990-х гг. возник вопрос о строительстве новой мечети. При этом он стал отражением начавшегося раскола общества. Инициатором ее строительства выступил выходец из семьи Кадиевых, сын Исмаила Кадиева — Абдулхак (1936 г. р.). Не найдя поддержки в лице имама Абдулкарима, который не видел необходимости в новом здании, Абдулхак в 1994 г. организовал строительство небольшой мечети на улице Рабочей (впоследствии мечеть «Аль-Раджаб»), где сам стал имамом.

Сначала мечеть посещали, в основном, многочисленные родственники из большой семьи Кадиевых. Но, несмотря на один возраст с Абдулкаримом Айзатуллиным и факт, что обоих можно считать учениками Хамзы Айзатуллина, Абдулхаку Кадиеву удалось привлечь на занятия в мечети много верующей молодежи. Постепенно сложилась ситуация, когда Центральная мечеть стала центром для старшего поколения, а во второй мечети, в основном, собирались люди среднего и молодого возраста.

Такое разделение на «старых» («традиционных») и «молодых» («новых») мусульман очень условно. Это явление многосложно и отражает влияние различных факторов. Очевидно, например, что при строительстве новой мечети играли роль личные амбиции сторон (религиозных деятелей, предпринимателей). Также, кроме возраста, значение имели родственные связи, авторитет имамов, территориальная близость мечети.

Обвинения в ваххабизме

Одним из важных факторов, конечно, были разногласия по обрядовой стороне ислама. Современные исследователи полагают, что «возникновение второй группы мусульман было связано с активной деятельностью молодых мусульман, получивших образование в медресе и обусловивших новое направление ислама с опорой на теологию Ближнего Востока».

Достаточно много жителей Белозерья в 1990-е гг. обучались в медресе, а затем стали имамами в мечетях или возглавили высшие мусульманские структуры Мордовии. Тем самым они оказали непосредственное влияние на развитие ислама. Например, в начале 1990-х гг. в медресе при Закабанной мечети в Казани учился Касим Кадиев (один из сыновей Исмаила Кадиева). В середине 1990-х гг. новая волна шакирдов была более многочисленной. Кроме Казани, эти шакирды учились в медресе «Йолдыз» (Набережные Челны, Татарстан), «Аль-Фуркан» (Бугуруслан, Оренбургская область), в Саудовской Аравии. Среди них, например, были Камиль Бадретдинов (в последующем заместитель муфтия), Наиль Кадиев (сын Касима Кадиева) и оба муфтия Духовного управления мусульман Республики Мордовия (ДУМ РМ) — Рашит Халиков (медресе «Аль-Фуркан», 1995—1999 гг.) и Абдулкарим Абдрашитов (медресе «Мухаммадия», Казань, 1996—1998 гг.), Российский исламский университет (Казань, с 1998 г.).

Молодежь повлияла на формирование новой группы верующих, которые активно читали религиозную литературу, в том числе и на арабском языке, и противопоставляли себя по уровню знаний поколению советских верующих. В отличие от пожилых людей, знания которых сводились, в основном, к обрядовой стороне ислама, представители нового поколения мусульман могли разъяснять населению и более сложные вопросы. На этом фоне появились религиозные дискуссии под влиянием первых выпускников медресе, не принявших некоторые религиозные обряды, исполняемые старшим поколением. Среди них можно отметить, например, отношение к поминанию умерших. «Молодые» мусульмане не принимали и осуждали обязательность поминок. Резкой критике подвергался так называемый «скат» — обряд, когда ритуальной многократной передачей из рук в руки некоей суммы денег как бы компенсируются все несовершенные намазы и посты покойника, имевший место во многих селах Мордовии, хотя в Белозерье не практикуемый.

Эти дискуссии, например, открыто проявились при посещении села муфтием Талгатом Таджутдином в мае 1998 г. Отвечая на вопросы жителей, он объяснил нелепость «ската», но высказался за то, что традиция поминок не противоречит Корану. Также, отвечая на вопрос «Почему во время пятничного намаза Карим и его приверженцы совершают так много ракаатов?», он пояснил, что пятничный намаз заменяет полуденный намаз, а не присоединяется к нему, и что те ракааты, которые не являются обязательными, можно совершить как в мечети, так и дома.

К концу 1990-х гг. конфликт в мусульманской общине углубился. Со стороны «старых» мусульман начали звучать обвинения в «ваххабизме» по отношению к «молодым». Длинная борода, отсутствие усов, закрученные штанины и др. — все это стало олицетворять «ваххабитов» в Белозерье. Использовались и более яркие маркеры: говорилось о якобы выносе покойников в окно, сжигании фотографий, отсутствии мебели в доме и др. Это не всегда отражало действительность, но сознательно использовалось для противопоставления «другим».

Радикальный ислам: «заявления о необходимости разрушить старые мечети как «грязные»

Еще больший раскол в мусульманской общине произошел с появлением в Белозерье третьего направления ислама. Оно было связано с деятельностью радикально настроенной молодежи под руководством некоего Олега Марушкина, приехавшего из Астраханской области.

Его появление стало следствием, с одной стороны, продолжающегося процесса усиления роли ислама, с другой — спецификой социально-экономического развития села в конце 1990-х гг. Деловые связи белозерьевцев распространялись на большую часть России и на юге выходили на Астраханскую область. Там состоялось знакомство некоторых бизнесменов из Белозерья с деятельностью так называемого джамаата Айюба Омарова (Астраханского, мусульманская община Айюба Омарова была создана в 1990 г. В результате активных действий государства и ряда религиозных организаций против ее деятельности, признанной «экстремистской» («ваххабитской»), в 1999—2000 гг. она перестала существовать). Привлеченные проповедями Айюба белозерьевцы пригласили в село в июле 1997 г. одного из его «эмиссаров» — Олега Марушкина, русского по национальности, принявшего имя Абузар.

Поселившись в Белозерье, Абузар занялся проповеднической деятельностью. Он собрал вокруг себя несколько верующих, призвал их выйти из общины и не ходить в мечеть, так как она построена на «грязные» деньги. Постепенно круг его сторонников увеличился, и в деятельность группы была вовлечена значительная часть сельской молодежи, около 30—40 семей. К нему присоединились мусульмане не только Белозерья, но и из соседних татарских сел Аксеново и Инят.

Новая община состояла, в основном, из молодых людей. «Эмиссар» требовал беспрекословного подчинения всех членов группы — «джамаата». Абузар проповедовал аскетизм, в «джамаате» практиковалось братство и взаимопомощь. Религиозные обряды члены общины проводили в частном доме, где не было мебели, бытовой техники. По отношению к другим мусульманам практиковались крайние формы ненависти, вплоть до такфира, заявлялось о необходимости разрушить старые мечети как «грязные».

Эмиссар уехал, «джамаат» распался

Говоря о причинах «успеха» Абузара, необходимо отметить, что исследование его деятельности затруднено крайней ограниченностью источников. В ходе полевого исследования в Белозерье не было выявлено каких-либо релевантных документальных источников, а также не удалось выявить бывших членов «джамаата». Однако сопоставление некоторых интервью с очевидцами событий и ряда публикаций позволяет говорить о социальном контексте этого явления.

На развитие общины оказала влияние та ситуация, которая сложилась в новых условиях. Как было указано ранее, в селе было большое количество религиозных людей, знания которых сводились лишь к обрядовой стороне ислама. Для неискушенных религиозной догматикой жителей лидер «джамаата», свободно цитировавший аяты и хадисы, выглядел привлекательнее, чем престарелые имамы. В то время не было и своих молодых имамов, которые еще только учились в медресе. Большую роль играли общие социально-экономические условия. Кроме того, необходимо учитывать слабость местной администрации и невмешательство на этом этапе республиканской власти. Также нельзя исключать и влияние зарубежного фактора. По данным СМИ, Абузар имел постоянные контакты с различными организациями Ближнего Востока, откуда и поступали для его общины средства.

В то же время деятельность «джамаата» вызвала негативную реакцию со стороны большинства населения Белозерья. Недовольство выражали «традиционные» мусульмане, которые были обеспокоены как усилившимся влиянием «молодых» верующих, так и радикализацией части села. В основном они апеллировали к власти и собирали подписи с требованием выдворить Абузара из села. С другой стороны, к «борьбе» подключились и учащиеся медресе. Приезжающие на каникулы шакирды и иногда их учителя из медресе объясняли населению несостоятельность взглядов проповедника, ошибки в применении норм ислама. После такого нажима населения, а затем и подключившихся правоохранительных органов, «эмиссар» с его наиболее близкими соратниками уехал в апреле 1998 г., а «джамаат» распался.

В целом, нет единого мнения о влиянии этой радикальной группы на религиозную ситуацию в Белозерье. Устные материалы показывают, что часть населения, особенно старшее поколение мусульман, отождествляют последователей Абузара и представителей нового поколения мусульман, называя всех «ваххабитами». Очевидно, что этого же придерживаются некоторые исследователи. Например, Н. Шилов отмечает, что распространение «ваххабизма» не завершилось с отъездом Абузара. Он насчитал около 200 последователей, которые селятся на одной улице, ведут агитацию среди мусульман, соблюдают здоровый образа жизни, читают религиозную литературу. Наблюдения, очевидно, основаны на материалах республиканских СМИ.

Попытка дистанцироваться от определения «ваххабизм» в отношении взглядов Абузара и, в целом, в отношении конфессиональной ситуации в Мордовии была предпринята лишь в конце «нулевых» годов представителями ДУМ РМ. Так, М. Салимов охарактеризовал последователей Абузара как секту последователей такфира, близкой по своей идеологии к хариджитам.

Религиозные споры постепенно прекратились

Несмотря на эпизодичность радикального направления ислама в Белозерье, оно все же оказало влияние на последующее развитие села. Разобщенность мусульман была еще более усугублена. Разделение вновь проявилось при организации религиозных обществ. В течение 1998—1999 гг. в Белозерье были построены три мечети. Если в обществе мечети «Шабан» был найден компромисс между «старыми» и «молодыми», то в двух других мечетях конфликт обернулся созданием параллельных общин.

Так, мечеть на улице Советской была построена на общие средства местных жителей. Однако определение имама вызвало серьезные споры. Здесь по-прежнему играли роль те же факторы, что и при организации общества «Аль-Раджаб» в 1994 г. Непримиримость сторон привела к образованию двух религиозных обществ — «Салават» и «Рамазан» при одной мечети, которую общины поделили по этажам. При этом на разных этажах оказываются представители одной семьи. Также два общества находятся в мечети на улице Молодежная — «Дуслык» и «Аль-Фуркан», хотя здесь конфликт проявился позже и был связан с личным конфликтом двух имамов одного общества, один из которых образовал свою общину. В 2000-е гг. разделение мусульман на две группы сохранялось, но оно не выливалось в публичное противостояние. Религиозные споры постепенно прекратились, и существование двух общин в одной мечети уже воспринималось жителями спокойно, хотя все признают, что, например, проводить пятничный намаз раздельно — это неправильно.

После создания духовных управлений мусульман Мордовии раскол в Белозерье принял более организационную форму. Вопрос о необходимости создания муфтията поднимался общественностью республики еще с начала 1990-х гг., но попытки учредить единый институт натолкнулись на разногласия, связанные с вопросом об ориентации на разные центры — Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) или Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР).

Чехарда с муфтиятами

В мае 1998 г. состоялся первый визит муфтия Талгата Таджутдина в Мордовию при поддержке республиканской власти. Очевидно, что, кроме решения вопроса о создании муфтията, его приезд планировался с целью стабилизировать обстановку в Белозерье, в том числе и после деятельности уже покинувшего село Абузара. Однако представители Таджутдина только в ноябре 2000 г. провели в Белозерье учредительный съезд Регионального Духовного управления мусульман Республики Мордовия (РДУМ РМ). Муфтием был избран сын имама Абдулкарима — Заки Айзатуллин (1964 г.р.). В Белозерье находится и постоянно действующий орган РДУМ РМ — Совет муфтия. Практически одновременно, в ноябре 2000 г., был создан еще один муфтият — ДУМ РМ под управлением ДУМЕР. В 2001—2011 гг. его возглавлял также выходец из Белозерья — Рашит Халиков (1968 г.р.). С этого времени религиозные общества Белозерья входят в разные муфтияты[1].

В одной из своих статей М. Салимов, представляющий точку зрения ДУМ РМ указал, что опорой двух муфтиятов являются разные социальные слои. По его мнению, основой РДУМ РМ являются традиционные мусульманские общины постсоветского периода, объединяющиеся вокруг имамов-старейшин. Особенностью же общин, входящих в ДУМ РМ, стала их религиозная и социальная активность, обусловленная более разнообразным составом их руководителей, включающих в себя шакирдов (студентов) и выпускников российских и зарубежных медресе; пенсионеров, как правило, имеющих большой опыт административной или хозяйственной деятельности (бывших профсоюзных лидеров, работников торговли, и т. п.), а также частных предпринимателей.

Несмотря на то, что он высказался в целом о ситуации в Мордовии, его характеристика применима и для Белозерья. В состав РДУМ РМ входят три «традиционных» религиозных общества села — Центральная мечеть, «Салават», «Дуслык», в то время как ДУМ РМ объединяет шесть других обществ Белозерья — «Аль-Раджаб», «Рамазан», «Аль-Фуркан», «Шабан», «Мухаррам» (2001), «Тауба» (2003).

Бизнес позволяет населению самостоятельно поддерживать коммунальную инфраструктуру села

В 2000-е гг. процессы усиления роли ислама в общественной жизни Белозерья продолжились. Тогда появился ряд информационных материалов, представляющих Белозерье «исламским государством». Но если отбросить наиболее крайние сюжеты, в целом публикации показывают степень, которую ислам играл в повседневной жизни: закрытая одежда женщин, большое количество молящихся в мечетях, отсутствие алкоголя. О влиянии исламских этических норм говорит факт преодоления некоторых социальных проблем. В начале 2000-х гг. повторились случаи похищений девушек, которые перестали ходить в школу. Большинство населения осудило этот обычай как проявление религиозного невежества, а муфтияты подписали в 2002 г. совместное заявление, запрещающее проводить никах, если над девушкой совершалось насилие.

Белозерье на протяжении двух последних десятилетий отличалось постоянным демографическим ростом. К 2009 г. его население достигло почти 3000 человек, а ежегодный прирост составляет 30—40 человек.

Основу экономической независимости Белозерья по-прежнему составляет предпринимательство. В селе несколько предприятий (семейных) по переработке семечек, в которых работают как местные жители, так и наемные рабочие из других сел; представлены и другие виды малого бизнеса: бензоколонки, автомойки, автосервисы, колбасный цех и др. Все это позволяет населению самостоятельно поддерживать коммунальную инфраструктуру села (дороги, газ, вода). Кроме этого, жители финансируют и некоторые социальные проекты. Например, построены два ледовых катка (в районе их всего пять), где кроме детей тренируется взрослая хоккейная команда — единственная сельская команда, играющая в чемпионате Мордовии.

Внешние маркеры позволяют четко определить исламский образ жизни села. Большинство жителей выполняют пятикратный намаз, соблюдают пост, предписания в отношении еды. В селе отсутствует торговля спиртными напитками. Большое значение придается мусульманским праздникам. При этом светские праздники практически игнорируются. Например, в селе не проводится праздник Сабантуй, распространенный в других татарских селах Мордовии. Характерно, что в информации Мордовского обкома о ходе выполнения постановления ЦК КПСС «Об усилении борьбы с влиянием ислама» именно возрождение и широкое распространение праздника Сабантуй в татарских селах Мордовии являлось одним из инструментов антирелигиозной политики. В Белозерье часто проводятся религиозные мероприятия (конкурсы, молодежные лагеря и др.) как в обществах при мечетях, так и республиканского масштаба. Все это позволяет говорить о том, что в Белозерье сложилась собственная модель сельской общины, построенной на принципах ислама и автономности от государства. В том числе и исламские лидеры Мордовии продвигают этот образ села через СМИ, одновременно пытаясь развенчать миф о «ваххабитском» Белозерье.

Разные имамы и разные авторитеты

Однако этот образ нельзя абсолютизировать. Например, автономность общины от государства относительна. Несмотря на то, что усиление религиозного фактора привело к перестановке в социальных иерархиях, очевидно, что существует определенный баланс между исламской и светской властями. Сельский совет обслуживает бюджетные сферы (образование, медицина). Конечно, муниципалитет ограничен низкими поступлениями в бюджет и дотируется республикой. Из-за этого многие социальные проблемы Белозерья остаются по-прежнему нерешенными: маленькая школа, отсутствие детского сада (при наличии более 500 школьников и 370 детей дошкольного возраста) и больницы. Однако религиозные лидеры видят решение этих проблем только при участии государства.

Сотрудничество с властью позволяет избегать слишком частых обвинений в исламском радикализме. Это стало актуально с середины 2000-х гг. после скандалов, связанных с причастностью ДУМ РМ к исламской библиотеке медресе «Аль-Фуркан» в Бугуруслане, закрытого в 2004 г. на волне борьбы с «ваххабизмом». В 2008 г. запрещенная «экстремистская» литература была изъята и в Белозерье, в религиозных обществах «Аль-Раджаб», «Тауба» и «Шабан». Таким образом, государство обозначает свое присутствие в религиозной сфере. Представители республиканских силовых структур не раз отмечали, что контроль над селом усилился после 1990-х гг., когда в селе действовала своя власть, игнорирующая российские законы, а сейчас ситуация контролируется.

Конечно, роль религиозных лидеров в Белозерье значительно выросла. В основном, их влияние осуществляется на уровне муфтиев, авторитет которых в селе очень высок. Но на уровне отдельных обществ трансформация иерархий не так заметна. Имамы еще не выполняют функции религиозных лидеров в своих общинах: в обществах РДУМ РМ это пожилые люди 60—70 лет, без религиозного образования; в обществах ДУМ РМ, наоборот, имамами являются молодые люди, некоторые из которых еще не закончили учебу в медресе. В этом контексте очевидна нехватка учреждений мусульманского образования. Из-за несогласованности в этом вопросе между муфтиятами и республиканской властью все проекты создания медресе в Белозерье и, в целом, в Мордовии не были реализованы.

Что в сухом остатке

Исламское возрождение в Белозерье было обусловлено разными, но взаимосвязанными факторами. Не исключая сохранение ислама в советское время и роль внешних воздействий в постсоветский период, необходимо отметить влияние социально-экономических условий и в то же время их связь с первыми двумя факторами.

Особенность социально-экономического развития Белозерья по сравнению с другими селами сложилась в советский период. Поразительна изоляция села от процессов советской модернизации. В 1920—1950-е гг. Белозерье формально было частью процессов советского строительства. Институты мусульманской общины были уничтожены, их заменили сельская администрация и коллективное хозяйство. Однако установление новых форм политической и экономической администрации были лишь внешним проявлением «советизации». Очевидно, что фактически это мало затронуло сложившиеся общественные отношения.

В следующий период, в 1960—1980-е гг., Белозерье окончательно выпало из проекта модернизации. Небольшой колхоз постепенно приходил в упадок и не играл серьезной роли в развитии села. Одновременно в селе складывались формы частного предпринимательства, которые позволили нивелировать последствия падения государственной экономики. Также с 1960-х гг. история села характеризуется постоянным демографическим ростом и отсутствием миграционных процессов. Все это способствовало формированию собственной социально-экономической модели, основанной на приоритете семейно-родственных отношений и автономности от государства. Характерным признаком изоляции этого периода был ряд негативных социальных явлений, которые практически не контролировались государственной властью.

В этих же условиях сохранялись религиозные практики населения. Относительная автономия и отсутствие строгого государственного контроля способствовали сохранению исламской идентичности, а в конце советского периода — выходу ее в общественное пространство. Начало постсоветского периода характеризуется, в основном, преемственностью многих советских явлений: отсутствие государственного регулирования экономики и слабость местной власти, развитый семейный бизнес и самостоятельное решение социальных вопросов. Эти факторы, в свою очередь, способствовали дальнейшему распространению исламских идей и практик в общественной жизни.

В то же самое время на исламское возрождение постсоветского периода оказали влияние и внешние факторы. Коммерческая сеть сельских предпринимателей способствовала расширению контактов с мусульманами из других регионов, в том числе, через образовательные каналы. Студенты, обучавшееся в различных медресе России и зарубежья, обусловили формирование нового поколения мусульман и укрепление роли ислама. Однако те же обстоятельства способствовали появлению в Белозерье небольшой радикальной группы. Многие указанные явления (пост)совет­ского периодов сохранялись и в 2000-е гг. Все это привело к формированию в Белозерье особой модели социально-экономических отношений, в большой степени основанной на исламских ценностях и частичной автономности от государства.

Ильнур Миннуллин
Справка

Ильнур Рафаэлевич Миннуллин — кандидат исторических наук, заместитель директора Института истории им. Ш. Академии наук Республики Татарстан.

комментарии 45

комментарии

  • Анонимно 18 янв
    Отличная статья, если не принимать во внимание, что она не адаптирована для СМИ (стиль слишком академически нудный, много повторов). Интересно это мишарское село? Насчет платков - у женщин всегда вопрос в итоге сводиться не к "Что делать?, а к "Что надеть?"
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Это не татарское село,раз не отмечают сабантуй. Там живут арабы ,село арабское.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Там живут татары, сабантуй не есть обязательство отмечать. Сабантуй отмечают власти, простому народу этот праздник по боку
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    В РТ также есть татарские деревни где не проводиться сабантуй.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    У мишарей Сабан туя не было. Это языческий праздник угро-финнских земледельческих народов Поволжья, посвященный первой весенней борозде в поле. Казанские татары заимствовали этот праздник и теперь он как бы самое настоящее татарское наследие.
    Мишари, жившие рядом с казанскими татарами, начали заимствовать Сабан туй уже в конце 19 века. А мишари Мордовии впервые узнали о нем только в 1950-е годы, когда в Лямбире впервые провели так называемые "Массовые гуляния", которые также называли "Сабантуем". Само слово больше было известно от русских, которые так называли попойки на природе, то есть пикники.
    В Белозерье и во многих татарских селах Мордовии сабантуи не проводились никогда. В некоторых селах проводятся так называемые мусабака - спортивные и религиозные соревнования - в честь окончания религиозных уроков в мечетях.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Историк хренов. У татар тысячи лет был СабанТуй. Не надо приписывать угрофинов к нашему празднику. У них свои праздники.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    не все татарские деревни отмечают Сабантуй. В мишарских такого праздника нет
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Сам ты араб. Село чисто татарское. Очень богатое село. Религиозное спортивное. Вот пример для татарских сел Татарстана. Съездите поучитесь
    Ответить
  • Irek Bikkinin 18 янв
    "Непримиримость сторон привела к образованию двух религиозных обществ — «Салават» и «Рамазан» при одной мечети, которую общины поделили по этажам. Фото posredi.ru"
    Неправильно - это фото мое, Ирека Биккинина. А этот posredi.ru - яро антиисламский сайт Сергея Синенко, из Уфы, написавшего книгу для Тагата Таджутдина. Видимо, он скачал это фото с моего сайта tatar.yuldash.com
    posredi.ru с радостью перепечатывает клеветнические материалы мордовских СМИ о Белозерье.
    Еще одно - Камиль Бадретдинов - не из Белозерья. Он из Аксеново, и сейчас трудится имамом в Аксеново. Но часто читает проповеди и дает уроки и в Белозерье.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Большое спасибо за статью.Оказывается в России есть такая большая,красивая,зажиточная деревня. И живут вней трудолюбивые люди. Соблюдают кануны ислама и спортом занимаются. В деревне не продаются спиртные напитки .И демография на высоком уровне. Я думаю это деревня будет процветать.
    А что твориться во многих других деревнях России? Есть ли у них будущее? Какой образ жизни там ведут?
    Ответить
    Анонимно 12 фев
    зажиточная. потому что не платила налоги и откупалась взятками. но это кончается. не пьют и спортом занимаются, ага. и уровень спида имеют в 6 раз выше среднего по Мордовии. и это только по выявленным фактом. так что поосторожнее берите пример с них в татарстане.
    Ответить
  • Irek Bikkinin 18 янв
    Автор пропустил создание в 1996 году первого муфтията Мордовии, по линии Талгата Таджутдина, во главе с Джавдатом Абдульмяновым, бывшим милиционером, вроде из Набережных Челнов или откуда-то оттуда. Его уровень подготовки был такой - я написал ему текст поздравления мусульман Мордовии с праздником Ураза-байрам. Он прочитал его в студии радио Мордовии. Также мы записали чтение Корана одного турка, который приезжал в Мордовию на месяц Рамадан. Турок читал красиво.
    Потом мы перешли в студию телевидения. Муфтий от Таджутдина никак не мог запомнить короткий текст поздравления. Я сократил текст вообще до минимума. Осталось 2-3 предложения. Записали с 10-го дубля. А турок, естественно, с первого раза.
    В 1997 году этот первый Региональный ДУМ РМ был ликвидирован. Покойный Али Китаев написал жалобу в прокуратуру и указал на наличие недостоверной информации в учредительных документах муфтията. Прокуратура проверила и в итоге муфтият был ликвидирован решением суда.
    Я видел эти учредительные документы - это ужас какой-то... В 11 пунктах содержались сведения, не соответствующие действительности.
    Ответить
  • Irek Bikkinin 18 янв
    "В состав РДУМ РМ входят три «традиционных» религиозных общества села — Центральная мечеть, «Салават», «Дуслык», в то время как ДУМ РМ объединяет шесть других обществ Белозерья — «Аль-Раджаб», «Рамазан», «Аль-Фуркан», «Шабан», «Мухаррам» (2001), «Тауба» (2003)."
    Верно, но есть еще местная религиозная организация при новой Соборной мечети "Джума". То есть, всего 10 реально работающих махалля.
    Правда, есть еще и фиктивная махалля, от муфтия Фагима Шафиева. Она имеет юридический адрес по частному дому, по адресу родителей одного из бывших помощников Шафиева.
    Ответить
    Анонимно 22 янв
    Я не против мусульманских традиций я их уважаю , но закон есть закон мы все живем в России а это государство.
    Ответить
  • Irek Bikkinin 18 янв
    "...все проекты создания медресе в Белозерье и, в целом, в Мордовии не были реализованы."
    На самом деле медресе "Абу-Ханифа" в Саранске работало, на улице Гончарова. Библиотека из Бугуруслана, а также все остальное имущество медресе "Аль-Фуркан" было привезено в январе 2006 года в Саранск. Ранее было куплено здание школы в селе Свербейка, для перестройки его в медресе. Однако власти в 2006 году предприняли большие усилия к подавлению активности мусульман в Мордовии, особенно работающих с Равилем Гайнутдином - у медресе отозвали лицензию на учебную деятельность, по санитарно-гигиеническим соображениям. Медресе функционировало в деревянном здании старого детсада.
    Власти попытались посадить во главе ДУМ РМ своего Шафиева, но ни один делегат не голосовал за него. Это было целая эпопея.
    В 2007 году этого же человека почти было сделали муфтием РДУМ РМ, хотя Таджутдин резко возражал. Но... - не шмогла, ну не шмогла...
    Тогда в 2008 году власти Мордовии для этого человека учредили свой, провластный муфтият - Центральный ДУМ РМ.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    отличная статья, редко когда есть такая аналитика... а по самому селу и о том, что там происходит. Запрещать платки конечно странно, но кто-нибудь слышал о похищении невест в татарских деревнях в Татарстане в нынешнее время? Какие - то пришлые это обычаи. Кажется, что платки это только верхняя часть проблемы, видимо власти чувствуют там пришлое влияние, боятся его, а как справится не знают
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    Аноним от 12:03.
    Похищение невест в Мордовии есть и сейчас. Но именно в Белозерье, силами имамов, оно прекращено. Так как кражи невест - это харам. Недопустимо для мусульман.
    Если вы "чувствуете там пришлое влияние", то не приписывайте это же чувство и властям Мордовии. Они хорошо знают, что делают. И мы знаем.
    Но задаем и риторический вопрос - "Зачем вы, в нарушение Конституции и законов РФ, занимаетесь войной против девочек и учительниц в платках?" Ответы неубедительны - про светский характер школ, про дресс-код, про деловой стиль.
    Любые региональные законы, местные нормативные акты, всякие уставы и правила внутреннего распорядка - ничего из этого не может противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Местные прокуроры обязаны выявлять такие противоречия и добиваться отмены нормативного акта в целом, либо в той части, которая противоречит Конституции и федеральным законам.
    Прокуратура Мордовии, если бы она работала по закону, давно прекратила бы это безобразие, творящееся в республике. Почему она это не делает, несмотря на обращения граждан, это уже вопрос другой.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Сайт Сергея Синенко не является яро-антиисламским. Его наши татары с удовольствием читают, книгу про Талгата Таджуддина тоже прочитали.
    В эпоху интернета появилась возможность смотреть проповеди Тагат-хазрата, ни одной не пропускаем.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    Сайт Синенко антиисламский, пусть и не яро-. Есть намного более злобные. Сайт Синенко подыгрывает "светским" татарам, а также квази-"традиционным" мусульманам типа Таджутдина, и противопоставляет их искренним мусульманам. Перепечатывать злобно-антиисламские придумки мордовских СМИ, а потом блокировать возражение мусульман - это и есть антиисламская деятельность.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Кражи невест у мишарей повсеместно не наблюдалось. Это наследие сельского молодёжного увлечения Кавказом в девяностые.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    Аноним, вы пишете: "Кражи невест у мишарей повсеместно не наблюдалось. Это наследие сельского молодёжного увлечения Кавказом в девяностые".
    Кражи невест были в каждом татаро-мишарском селении Пензенской губернии. Это традиции. Причем кражи бывают трех видов. На эту тему есть диссертация Михаила Акашкина, мокшанина по национальности. Кражи были и у мокши, и у эрзя. И у их соседей татар-мишарей. Тому были и есть причины. Читайте классификацию краж невест у Михаила Акашкина.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    То, что не отмечают сабантуй, говорит о том, что в этом ауле нет консолидации народа. Об отсутствии консолидации говорит также то, что сами не создали детсад и свою школу.
    То, что построили несколько мечетей, говорит о больших амбициях отдельных людей. Ведь через религию легче манипулировать и проявлять свои амбиции.
    Нужно консолидироваться. Признак разума-это консолидация. И учиться,учиться и учиться, как призывал нас пророк Мухаммад (СГС). Постигать все науки. Развивать спорт. Выявлять на сабантуе лучшего батыра, наездника, стрелка из лука и т.д.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    Аноним, вы пишете: "То, что построили несколько мечетей, говорит о больших амбициях отдельных людей".
    Сами-то поняли, что сказали? Мечети не строятся из-за амбиций, мечети строятся ради довольства Аллаха, чтобы каждый мусульманин имел возможность приходить в мечеть шаговой доступности для совершения пятикратных намазов. Это не церковь, куда приходят на воскресную службу. Мусульмане обязаны ходить в мечеть каждый день.
    В Белозерье две соборные мечети (по линии Таджутдина и по линии Гайнутдина), а также еще шесть небольших так называемых квартальных мечетей. На сегодня им хватает этих мечетей. Надо будет, еще построят.
    Ответить
    Анонимно 18 янв
    Отвечаю Биккинину. Если опять не заблокируют (по выражению Биккинина).
    Какой снобизм (взгляд свысока) в вопросе: "Сами то поняли, что сказали?".
    Ответ напрашивается. Мечетей должно быть столько, сколько требуется для страждущего населения для совершения намазов. Чем ближе мечеть к дому, тем лучше. Просыпаться утром от звуков азана-это прекрасно. А затем спешить на утренний намаз. Что может быть лучше?
    Одно плохо. Когда каждый имам начинает нести свою доктрину (выразимся так). Когда он будто специально построил мечеть для продвижения своей доктрины, своего взгляда на Ислам. Вернее будет сказать, что свой взгляд он всегда будет. Но вот когда противовыступающая доктрина другому имаму в одном ауле-это уже какой-то маразм.
    Поэтому я говорю: правоверный народ Белозерья должен консолидироваться. Противоречия надо устранить. Надо сообща решать все возникающие вызовы. Чтобы каждый приезжающий мусульманин шел в любую мечеть Безозерья без всякой опаски на недоброжелательность.
    А общих проблем достаточно. Вот еще одна добавилась с платками.
    Все, что объединяет народ, надо применять: общие собрания, конференции, соревнования. А уж тем более сабантуй, который в сердце каждого татарина. Каждый татарин должен трепетать от курэша, от скачек на лошадях, от стрельбы из лука.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Я просто возмущен бездумными, бессовестными комментариями некоего Биккинина.
    То, что он заявил про сабантуи-это бессовестная ложь на святые понятия для татарского народа.
    Ответить
    Анонимно 19 янв
    Ошибаешься, комментарии от Ирека Биккинина верны, познавательны и довольно интересны! Как можно больше было бы таких татар! Рахмат кардяш Биккинин!
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Зачем им создавать свою школу? В существующей школе что не так?
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Со спортом в дела в селе - лучше всех, а с науками - не важно. Уважаемые люди там - бизнесмены, не получившие серьёзное образование и не имеющие интеллектуальных достижений.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    С науками неважно?
    Родом из этого села доктор медицинских наук Рафаил Аширов, министр здравоохранения Мордовии (1993-2010), заместитель председателя Государственного собрания РМ (с 2010 по настоящее время)
    В Белозерье родился Хафиз Асаинов, один из разработчиков программных продуктов Лаборатории Касперского.
    Из белозерцев вышли два генерала – Камиль Кудряев и Равиль Халиков.
    Рафик Салихов был главой Ромодановского района, позже генеральным директором ОАО "Мордовавтодор". Здесь также родилась Файза Янгличева, судья Верховного суда Республики Мордовия.
    Ну и некоторое количество кандидатов наук. Каждое ли село дает таких людей?
    Естественно, что уважаемые люди - бизнесмены, тратящие большие деньги как садака - на строительство мечетей, двух хоккейных кортов, на внутрисельские уличные дороги, на асфальтовые дороги на две стороны - выходы на ульяновскую трассу и на дорогу в Ромоданово, на содержание местных спортсменов.
    Люди, "имеющие интеллектуальные достижения", на такое не способны.
    Зато они способны на запрет платков.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    /Об отсутствии консолидации говорит также то, что сами не создали детсад и свою школу./
    А государство не должно на наши налоги строить это всё? Или только за женщинами бегать, проверять как они одеваются.
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Считаю, что если бы со стороны белозерцев были Рафаил Аширов, Хафиз Асаинов, Файза Янгличева и другие уважаемые люди, то им бы удалось договориться с администрацией. Во всяком случае, они не стали бы писать письма с просьбой о защите к одиозному Нафигулле Аширову.
    Ответить
    Irek Bikkinin 18 янв
    Аноним, чем же одиозен Нафигулла Аширов? Тем, что режет правду-матку?
    Вряд ли Рафаил Аширов уважаем для белозерцев, после его неоднократных заявлений в СМИ, что борода не присуща для мусульман, что она вредна для здоровья, а под платком заводятся вши, поэтому надо снимать платки.
    Хафиз в Москве, Файза на пенсии, в Саранске.
    И что значит "им бы удалось договориться с администрацией"? Белозерские учительницы уже "договаривались" с этим мордовскими упертыми исламофобами - летом 2015 года они согласились на повязывание платков сзади. Но несколько учительниц с этим не согласились - им пришлось уволиться, после того, как над ними вдоволь поиздевались, а потом дали им всего лишь по несколько часов. Прошло полтора года после "договоренностей" и "снова здрасте" - теперь начальники уже требуют снять платки совсем. Между тем еще две молодые учительницы в платках, не выдержав издевательств, угроз и хамства чиновниц Минобразования и новой директрисы, подали заявления об увольнении - в декабре. Одна вернулась обратно в декретный отпуск, с которого выходила, чтобы начать работать.
    Так что "договоренности" с этими хамами и обманщиками из нынешних мордовских властей имеют стоимость меньше копейки - обманут на раз.
    Да и куда договариваться-то? Вопрос стоит очень просто - снимаете платки и все. Причем законных оснований для таких требований нет совсем - только "хотелки" мордовских покш-начальников...
    Только зависть и ненависть к татарам...
    Ответить
  • Анонимно 18 янв
    Вы ещё спрашиваете, чем одиозен Нафигулла Аширов?
    Одной лишь связи с сектой Сан Сен Муна не достаточно?
    Конечно, мог по ошибке попасть, и даже не ради гонорара, но за то, что он там не уподоблялся неверным, ручаться не приходится.

    А почему всё-таки мордовские начальники должны завидовать татарам? разве у начальников доходы меньше?
    Ответить
    Irek Bikkinin 19 янв
    Аноним, для которого одиозен Нафигулла Аширов. Зачем же вы продолжаете распространять клеветнические измышления в адрес муфтия Аширова? А слабо вам назваться своим настоящим именем, чтобы муфтий мог вас привлечь к ответственности?
    Вот новость Интерфакс от 25.03.2008, т.е. прошло уже 9 лет, а вы жуете ту же жвачку.
    25 марта 2008 года, 13:27
    Муфтий Аширов отрицает связи с сектой Муна

    Москва. 25 марта. ИНТЕРФАКС - Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов опроверг распространенную в СМИ информацию о его связях с сектой Сан Мен Муна.

    "Как я могу иметь к этой организации какое-то отношение, если это религиозная организация, а я отношусь к совсем другой религиозной конфессии! Я никого не хочу оскорблять, но даже сам вопрос (о принадлежности к секте Муна - "ИФ") глуп", - заявил муфтий порталу "Интерфакс-Религия" во вторник.

    Накануне в Интернете появились сообщения о том, что Н.Аширов был удостоен особой награды т.н. "Церкви объединения" Муна за помощь в распространении ее идей. В размещенных там же материалах указывалось, что муфтий Н.Аширов, как и его коллега, бывший сопредседатель Совета муфтиев России Исмаил Шангареев, а также отлученный от Церкви бывший священник Глеб Якунин, давно сотрудничает с московским представительством секты Муна и принимает участие в ее мероприятиях.

    На одной из фотографий Н.Аширов был запечатлен на открытии штаб-квартиры мунитов в Москве, на другой - под сенью портрета Муна получал диплом "Посла мира" - высокого звания, которого удостаиваются только самые деятельные активисты "Церкви объединения" и ее наиболее последовательные союзники.

    Комментируя вышеупомянутые фотоматериалы, Н.Аширов заявил, что "эти фотографии, к сожалению, не видел".

    "Вообще на фотографиях меня с кем только нет - и с патриархом, например. Но разве фотография говорит о связях или каком-то отношении (к той или иной организации - "ИФ")?" - отметил он.

    "Церковь объединения", более известная как секта Муна, была основана в середине XX века корейским диссидентом, который провозгласил себя Христом. В настоящее время в мире насчитывается около 3 млн. его последователей. Выдавая себя за традиционную религиозную организацию, секта занимается активной межрелигиозной деятельностью.
    Ответить
    Анонимно 20 янв
    Я детально ознакомился с вопросом, и приведённые Вами разъяснения Нафигуллы Аширова прочитал, прежде чем писать комментарий. На такие мероприятия зачастую завлекают обманом. Но доказательств, что это фотомонтаж, нет.
    Ответить
    Irek Bikkinin 19 янв
    Зависть и ненависть - в комплексе. Если бы вы жили в Саранске, в 1970-80 гг., когда нынешние большие и поменьше начальники были бедными студентами из деревень и ютились в общагах, вы бы поняли, о чем речь. И не задавали бы этот вопрос - нелепый, с точки зрения жителей мордовской столицы.
    Я не собираюсь расписывать все - местные знают, а чужакам необязательно.
    Ответить
    Irek Bikkinin 19 янв
    Вчера один из чиновников Мордовии на комиссии по делам несовершеннолетних, отчитывая родителей за "неправильное" воспитание детей, носящих в школе платок, сказал: "Нося платок, вы демонстрируете своё превосходство". Думаю, в этой фразе заложено немало скрытых смыслов
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    У нас в Усть-Узе нормальные отношения с мордвой из соседней Усть-Мурзы уже в течение нескольких сотен лет, наша администрация там даже праздники организует, с мордовской стороны ни обиды, ни завести вроде не заметно. Правда, это мы били челом, чтобы их поселили рядом с нами для нашей совместной борьбы со Степью.
    Ответить
    Irek Bikkinin 19 янв
    Усть-Уза, это не вы били челом. Это легенда, вписанная в историю вашего села со стороны. На самом деле землю под Усть-Мурзу продали эрзянским мурзам ваши же татары, только жившие в то время в селе Тавла, от вас на север по прямой примерно 115 км. Сейчас это Подлесная Тавла Кочкуровского района Мордовии. И там сейчас живут эрзя. И часть обэрзянившихся татар.
    А во второй половине 18 века там еще жили татары и эрзя, рядом, через речку Тавлу. В архиве Мордовии есть документы о продаже земли тавлинскими татарами тавлинским же эрзянам. Указано место - рядом с деревней Усть-Уза.
    Практически все фамилии усть-узинцев есть в группе сел Лямбирского района, включая Татарскую Тавлу (еще на 15 км на север от Подлесной Тавлы).
    Говор сел Усть-Уза и Татарская Тавла, несмотря на 300 лет отдельного развития, до сих пор очень похож. Я сам из Татарской Тавлы и когда летом 2016 года был в Усть-Узе, по фонетике и лексике местных жителей как будто вернулся к себе в село.
    Мордва вне пределов Мордовии - вполне нормальные люди. И в Мордовии они тоже в основном нормальные люди. Но, как отмечают сами мокша и эрзя - в дружеских разговорах - у них есть такая склонность - из грязи в князи - многие из них резко меняются, когда получают власть.
    Сейчас у нас люди номер 1 - это мокшане. В советское время на первом месте были эрзяне, вторыми - русские, третьи - мокша, и на последнем месте - татары. Эта ранжированность легко прослеживается по нацсоставу руководящих кадров республики. А также по нацсоставу правоохранительных органов того времени. Татар в Мордовии было более 5 процентов, но в Верховном Совете МАССР их не должно было быть более 2 процентов. То же максимальное соотношение 1-2 процента допускалось и в правоохранительных органах, и почти вся квота съедалась Лямбирским районом, где была сосредоточена основная масса татар.
    В университет на каждый факультет допускался прием не более 3 процентов татар, что в итоге давало 1,6-1,8 процента от общего числа студентов. И вот так десятки лет советской власти.
    В итоге из местных татар было мало начальников, мало ментов и гебешников, мало людей с высшим образованием. Зато много шоферов, строителей, трактористов. А татары поумнее старались пробраться в сферу торговли - ведь в начальство им не светило.
    Зато в первые годы кончины СССР татары сразу поднялись, несмотря на отсутствие у большинства высшего образования. В Верховном совете (сейчас Госсобрание) стало 10 и более процентов татар, из татар стало около 10 глав районов (раньше только в Лямбирском районе допускался предрайисполкома татарин), мэром города Саранск стал татарин Салимов, и т.д.
    Но после прихода к власти команды мокшанина Меркушкина был взят курс на детатаризацию власти в республике. В 1998 году об этом заявили во всеуслышание. И этот процесс идет до сих пор.
    Война против платков - лишь часть этого процесса.
    Ответить
  • Анонимно 19 янв
    Большое спасибо, Ирек, за обстоятельный ответ. Но, конечно, в каждой легенде есть доля легенды.
    Надеюсь, Альбир хазрат Крганов вам поможет в вопросе платков.
    А вот именно последователям Олега Марушкина я бы помощи не желал, не во всех вопросах есть место толерантности.
    Ответить
    Irek Bikkinin 19 янв
    Непонятно, что у вас творится в голове. От Крганова не было помощи ни в первом этапе войны мордовских чиновников против девичьих платков, - разве что только слушания в Общественной палате в феврале 2015 года с осуждением насилия над девочками (но это ушло в песок и никаких последствий для платкофобов не было), и вряд ли будет польза в будущем. Новый этап войны начался 24 декабря 2016 года, уже произошло много чего, уже вышли примерно 50-60 публикаций на эту тему, если не больше. Но Крганов как в рот воды набрал.
    Какие последователи Олега Марушкина? Вы в своем уме или где? Это учительницы Белозерья - его последователи, что ли? Сейчас прессуют именно их - ежедневные издевательские замечания, угрозы уволить по статье - по одному выговору уже есть, директор обещает сделать еще по два и уволить всех разом.
    Две уже уволились, одна вернулась в свой декретный отпуск.
    Те, кто был с Марушкиным, они давно уехали - кто в Бельгию, кто в Вазиристан. Причем некоторые из них - близкие родственники Рясима Салихова, поставленного мордовскими чиновниками главой села для разгрома учительниц в платках и для подрыва всего исламского в селе.
    Ответить
  • Анонимно 20 янв
    Вы передёргиваете. Я не связывал учительниц с Марушкиным. У вас в селе не только в Вазиристан уехали, но и в аш-Шам, причём не на сторону Ряфагатя Хабибуллина.
    Альбир хазрат Крганов 17 января озвучил свою позицию - запрет платка противоправный, это легко проверить.
    Ответить
    Irek Bikkinin 20 янв
    Это всем известно, что "запрет платка противоправный". В том числе и властям Мордовии. То, что об этом Крганов где-то сказал - ну и замечательно. Молодец! Он то же самое говорил и на обсуждении в Общественной Палате. Но эффекта от этого никакого. Я понимаю, написал бы он обоснованное письмо, скажем, Путину. Или письмо поддержки белозерским учительницам. А то мы узнаем, что он так где-то сказал, из сообщения анонимного источника, то есть из вашего. Ну и?
    Вот муфтий Аширов написал подробный ответ этим учительницам, он опубликован на сайте ансар, приведены практически все шариатские доводы, аяты, хадисы, а также все соображения с точки зрения действующего российского законодательства. Вот это реальная помощь учительницам. Я распечатал 7 экземпляров этого письма (по 7 страниц) и отвез учительницам в Белозерьевскую школу. Одно дело, когда мы, юристы им говорим, что нет у чиновников права требовать снять платки, и другое дело, когда они получают письмо поддержки от такого известного муфтия, как Аширов.
    Ответить
    Irek Bikkinin 20 янв
    Что касается Сирии, то туда из Белозерья уехал один (1) человек. А не УЕХАЛИ.
    Это наркоман Янгличев, бросил беременную жену и двух детей (третий родился, когда отец был уже в Сирии), и уехал учиться в Египет. Учеба оказалась ему не по силам, он выдержал лишь 2 месяца и уехал в Сирию, через Турцию. Был в "Джебхат-ан-Нусра" (все подробно в материалах уголовного дела, где он фигурант), а не в ИГИЛ, как намеренно и из года в год врут мордовские СМИ. Жив ли, не знаем. Он поехал к тем 4 белозерцам, которые приехали в Сирию из Вазиристана.
    Так каким "именно последователям Олега Марушкина вы бы помощи не желали"? Кто нуждается в помощи? Учительницы в платках и ученицы в платках. О ком же речь идет?
    Тем, которые в Сирии? Они отрезанный ломоть от села, никому они там неинтересны - уехали и уехали. Да, братья, сестры, сыновья и дочери уехали - но они выбрали свой путь. К чему все время поминать их и упрекать все село?
    Сторона Ряфагатя Хабибуллина... Он был человек военный, подневольный - приказали и полетел... И погиб...
    Но чтобы наши российские мусульмане-сунниты добровольно оказались на стороне Башара Асада, уничтожающего уже много лет мусульман-суннитов - это надо обладать просто дикой фантазией... Для тех российских мусульман, кто мотивирован религией, это невозможно.
    Ответить
  • Анонимно 27 янв
    Знаком с Ашировым и с Хафизом Асаиновым лично.
    Они относятся к традиционному Исламу,верят в Бога, но против терроризма.
    По их словам специальные службы делают всё возможное,чтобы остановить терроризм в Белозерье,в том числе предотвратить вербовку жителей.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров