Новости раздела

Удаленные сотрудники: вынужденный шаг или расширение возможностей?

Какие преимущества открывает перед компанией перевод сотрудников на удаленную работу? Правда ли, что сегодня «удаленка» становится жизненной необходимостью? Или это мера вынужденного характера? Можно ли сохранить эффективность работы удаленных сотрудников? Или такое сотрудничество неотвратимо ведет к отчуждению работников от компании? На эти и другие вопросы ответили опытные управленцы в еженедельном бизнес-задачнике «Реального времени».

В целях оптимизации трудовой деятельности компания решила перевести некоторых сотрудников на «удаленку». Можно ли на расстоянии сохранить эффективность работы компании на должном уровне? Как это сделать?


  • ​Елена Уточкина

    ​Елена Уточкина директор по развитию компании «Ди энд Эл Оценка»

    У нас есть такой опыт. Он был продиктован жизненными обстоятельствами ряда наших сотрудников, которых мы очень ценим. Работники на «удаленке» находятся внутри нашей информационной системы. Продуманные IT-решения позволяют определять зоны, доступы и контроль за людьми. Одновременно мы внедрили все возможные формы отчетности и точки контроля. В офисе также есть кураторы работы удаленных сотрудников. Этот опыт позволяет нам не только сохранить квалифицированные кадры, но и оставаться гибкими. Уровень работоспособности при этом не снижается, а иногда даже увеличивается. Единственное, нужно понимать, чтобы сотрудник перешел на такой тип работы, он должен обладать достаточным опытом, квалификацией, порядочностью и уметь себя организовывать. Обычно период адаптации сотрудника при переходе с основного места работы на удаленное место занимает около двух месяцев. За это время принимается решение, можно ли на таких условиях сотрудничать с человеком или нет.

  • ​Антон Медведев

    ​Антон Медведев руководитель агентства Co-Versia (Санкт-Петербург)

    На опыте построения нашего коллектива, я убедился: удаленный формат — не только способ оптимизировать деятельность, но и шанс повысить авторитет компании для поколения. Опыт показывает, что специалисты, например, 90-х годов рождения ценят личное время и свободу. При этом они ответственны, если видят отдачу. Им не нужно быть с 9 до 18 часов на рабочем месте и для них «удаленка» — это повод для благодарности работодателю. Сложнее обстоят дела с сотрудниками старше 35. Им становится сложнее организовать себя без поездок в офис по расписанию. У них есть сложившийся опыт рабочего процесса, и на «удаленке» они чувствуют себя отстраненными от дел компании. Ключ к сохранению эффективности — внедрение электронной системы управления клиентами и проектами (CRM, PM). В них есть учет времени по каждому сотруднику, постановка задач, диаграммы Ганта. Они позволяют руководителю оценивать загрузку удаленного сотрудника, видеть динамику его активности и работоспособности.

  • ​Владимир Дорофеев

    ​Владимир Дорофеев директор компании «Инфо-оберег»

    Скажем откровенно, если человек работает не эффективно, не выполняет свои задачи или не компетентен, то, скорее всего, вы ошиблись при его найме. А работает ли он с вами в одном здании или подключается по удаленному доступу из своей квартиры не так принципиально. Организация удаленного доступа является довольно тривиальной технической задачей, а если вы хотите контролировать сотрудника техническими средствами, то это также несложно: отслеживать время его активности в «сессии», выгружать и анализировать отчет об использованных приложениях, просматривать «скриншоты» рабочего стола и так далее. Обращу внимание на необходимость минимизации рисков информационной безопасности. Необходимо проработать вопросы защищенности удаленных подключений и аутентификации пользователей. Но, на мой взгляд, если вы предоставили сотруднику возможность работать удаленно и сделали это осознанно, то необходимо сделать и следующий шаг, а именно: выдать кредит доверия и ждать результатов. Если рассматривать нашу сферу деятельности и опыт работы, то многие заказчики для оптимизации и оперативности выполнения поставленных задач (в большинстве случаев в нерабочее время) готовы предоставлять удаленный доступ к своим информационным ресурсам, а мы, в свою очередь, готовы предоставлять такую возможность своим сотрудникам. Вообще в современном мире расстояние для IT-технологий не является помехой, а эффективность при удаленной работе можно не только сохранить, но и увеличить.

  • ​Владимир Виноградов

    ​Владимир Виноградов президент группы компаний Pro-Vision (Москва)

    При современном развитии технологий компаниям уже не обязательно держать всех сотрудников в офисе. Если есть планшет или мобильный телефон с выходом во всемирную паутину, то компьютер, привязанный к конкретному месту, зачастую не нужен. В PR-сфере это особенно актуально, поскольку мы, пиарщики, работаем в области коммуникаций и активно используем новые технологии для оптимизации бизнес-процессов. Некоторых из наших сотрудников мы уже перевели на удаленную работу, и для многих из них это стало даже толчком к большей продуктивности. Однако такой режим не всем подходит. У некоторых удаленных работников мы отмечали проблемы с самоорганизацией. Например, у нас трудился менеджер, которому в какой-то момент пришлось работать за пределами офиса, и ему было трудно себя дисциплинировать. В итоге он нашел необычный выход из положения: чтобы работать так же эффективно, как раньше, ровно в 10.00 он и дома надевал деловой костюм и снимал его только в 19.00, в конце рабочего дня. Таким образом, он психологически помогал себе создавать офисную атмосферу.

  • ​Дмитрий Арсентьев

    ​Дмитрий Арсентьев генеральный директор компании «ОКБ Авиарешения»

    Пойти на такой шаг — скорее вынужденная мера. Значит компания по какой-либо причине больше не может себе позволить работать в офисе. Эффективность сохранить, думаю, можно. Правда все зависит от специфики работы организации. В любом случае для поддержания трудоспособности на прежнем уровне руководству придется потратить больше сил. Дополнительно рабочий процесс помогут проконтролировать современные средства менеджмента — IT-системы управления. Такие, как, например, «Мегаплан» или «Битрикс 24», сервисы распределения задач. Эти системы помогу оптимально распределить и выполнить задачи. Если пользоваться данными программами, то разница в том находятся сотрудники в офисе или работают на расстоянии будет, практически, незаметна. Кроме того, раз в несколько недель необходимо проводить общие собрания, чтобы сотрудники не потеряли связь с компанией и друг с другом. В противном случае в течение нескольких месяцев все неформальные связи будут потеряны.

  • ​Сергей Ожегов

    ​Сергей Ожегов генеральный директор компании «СерчИнформ» (Москва)

    В нашей компании удаленно работают больше 20 процентов сотрудников — от пиарщиков до программистов. При этом офисы расположены в разных часовых поясах — от Москвы до Хабаровска. Опыт показывает, что распределенная команда может быть эффективной, но есть несколько условий. Прежде всего, это четкий график. У нас — восемь рабочих часов с перерывом на обед. Причем графики сотрудников из разных регионов должны пересекаться хотя бы на четыре-пять часов в день, чтобы коллеги без проблем поддерживали связь. Дальше — организация условий работы: доступ всех сотрудников к CRM, единому хранилищу файлов и так далее. Отдельное внимание нужно уделить контролю: реальную картину занятости сотрудников показывают специальные программы. Еще один нюанс — безопасность. Защищать коммерчески важную информацию за пределами корпоративной сети нам помогает собственная DLP-система. И, конечно, специалист должен видеть результат работы и ощущать себя частью команды. Мы серьезно относимся к вопросу внутренних коммуникаций: организуем регулярные «митинги», работаем над корпоративными рассылками, дважды в год собираем всех сотрудников для личного общения.

  • Максим Булатов

    Максим Булатов генеральный директор компании Alto Vision

    Наша работа — это дизайн, разработка и запуск сайтов, и большой вопрос — так ли сильно поможет студии перевод сотрудников на «удаленку». Мы все в профессии больше десяти лет и прошли этапы фриланса и удаленной работы. Сложилось понимание, что лучше всего мы работаем вместе. Из дома, по семейным обстоятельствам, временно работает лишь наш контент-менеджер. У ежедневных заданий, которые приходят через систему управления проектами, есть алгоритм, а темп и качество работы контент-менеджера не зависит от присутствия в офисе. У основной команды другой характер работы. Они — наш отряд быстрого реагирования. Случись что страшное с проектом, например, когда запущенный сайт вдруг перестал открываться или обезумела верстка, мы не станем тратить время на перебрасывание сообщениями в планировщиках и мессенджерах. Конечно, стараемся не провоцировать аврал в студии и научились предугадывать типичные форс-мажоры, но всего не предсказать, хоть обложись соломой, договорами и канбан-досками. Поэтому нам во много раз спокойнее, когда вся команда в офисе — при живом общении легче и приятнее получить проработанный со всех сторон результат.

  • ​Дмитрий Червяков

    ​Дмитрий Червяков генеральный директор компании «ТЕСТПРОДУКТ» (Екатеринбург)

    Существует, по крайней мере, две группы сотрудников с различной мотивацией. Первые это те, которые, где бы ни были, будут работать с полной самоотдачей. С такими сотрудниками проще всего взаимодействовать. Такие люди — мечта любого работодателя. Однако есть и вторая группа — те, которым всегда требуются внешние стимулы для плодотворного выполнения обязанностей. Для таких людей драйверами могут послужить: контроль за выполнением заданий, введение поощрений и наказаний. На «удаленке» такие инструменты также неплохо работают. Результатов помогут достичь повседневная (еженедельная, ежемесячная) отчетность о выполненном объеме поручений, установление плана работ и последующая отчетность его реализации. Кроме того, не помешает внедрить оплату за результат или за вклад в достижение целей компании. Тот или иной инструмент, в зависимости от специализации, можно применять в сочетании или в отдельности.

  • ​Рашит Хайруллин

    ​Рашит Хайруллин генеральный директор «Максат-РУС»

    Сохранить эффективность на прежнем уровне можно, используя различные управленческие системы, чтобы можно было контролировать постановку задач и их исполнение. Но в большей степени здесь все зависит от степени ответственности сотрудников. Наиболее ответственные люди не потеряют связи с компанией и сохранят трудоспособность. Вообще, считаю, что на «удаленку» можно переводить только не критически важных сотрудников, поскольку на них завязан основной процесс.

  • ​Владимир Миролюбов

    ​Владимир Миролюбов руководитель компании EPICSTARS (Москва)

    В нашей компании на «удаленке» работают пять человек. И вопрос эффективности таких сотрудников связан, в первую очередь, не с местом, из которого они работают, а с тем, как выстроен процесс работы и результатом, которого они достигают. Если в вашей компании четко выстроена воронка продаж товара (услуги) и каждый сотрудник, находящийся в ней, знает и четко понимает, что он делает и по каким критериям оценивается его эффективность, то расстояние удаленности этого сотрудника от руководства не играет абсолютно никакой роли. Результат работы все равно будет зафиксирован в выполнении или невыполнении плана.

Алина Губайдуллина

Новости партнеров