В Казанском университете зал, где Ленин начал свой революционный путь, стал Императорским
Актовый зал одного из старейших вузов страны — Казанского федерального университета — переименовали в Императорский зал КФУ. Как стало известно «Реальному времени», такое решение было принято на последнем в 2016 году заседании Ученого совета вуза под председательством ректора университета Ильшата Гафурова. Предложение приняли большинством голосов.
Возвращение к истокам
Одним из первых о переименовании актового зала сообщил на своей официальной странице в Facebook доцент КФУ Дмитрий Туманов. «В Казанском федеральном университете исчез Актовый зал главного здания. Исчез мгновенно. 12 января 2017 года. Одним росчерком пера ректор на основании решения Ученого Совета от 29 декабря 2016 года издал Приказ № 01-03/21 о переименовании его в Императорский зал КФУ», — пишет преподаватель.
В пресс-службе вуза «Реальному времени» пояснили, что актовый зал главного здания КФУ «императорским» неофициально называют уже давно. «В университете в связи с ремонтными работами появилось очень много качественных, красивых залов. Например, в институте экономики, в филологическом институте, да в любом институте, по сути, есть хороший зал. И каждый раз нам приходилось уточнять, в каком из актовых залов будет проходить то или иное мероприятие. Так как он (актовый зал — прим. ред.) у нас является историческим, было принято решение ему имя собственное дать, и это решение уже давно на ректоратах обсуждалось», — сказал представитель университета Камилл Гареев.
По его словам, обсуждались разные варианты названий. «Александровский зал, Императорский, это мог быть и Исторический зал, это могло быть долгое непонятное название — актовый зал главного корпуса музея истории Казанского федерального университета. В итоге пошли от того, что у людей всех на слуху. Его неофициально всегда называли «Императорский», и на ученом совете проголосовали за такое название», — уточнил Гареев.
Объединение двух историй
«Я не совсем понимаю, зачем это (переименование зала — прим. ред.) сделано. Потому что в историю КФУ этот зал вошел как «актовый зал». Он был актовым всю историю, даже советскую, он был тем, что объединяет две истории — дореволюционную и революционную», — рассказывает главный редактор журнала «Казанские истории» Любовь Агеева.
«Одно время там был серьезный скандал, когда Стелла Владимировна (Стелла Писарева — создатель и директор музея истории Казанского университета — прим. ред.) хотела повесить там портрет императора, чему многие противились», — вспоминает Агеева. — Сегодня все гармонично — восстановлен зал, стулья и портрет висит. Этот зал сегодня — одновременно реальный зал, который обслуживает аудиторные интересы, но он является и мемориальным, и я думала, что этого достаточно, чтобы этот зал занимал определенное место в истории университета и города», — сказала собеседница «Реального времени».
Политолог, директор Института глобализации и социальных движений (Москва) Борис Кагарлицкий также прокомментировал появление в Казани императорского зала:
— Как вы догадываетесь, я не могу радоваться восстановлению монархических символов и названий в стране, которая все еще продолжает называть себя республикой. По сути, однако, очень хорошо отражает смысл современной эпохи, времени реакции. Ее можно назвать эпохой Реставрации, по аналогии с тем, что происходило в Англии в XVII веке или во Франции в XIX веке. Хорошо известно, чем эти реставрации закончились — новыми революциями.
От власть имущих до поэтов
За 200-летнюю историю актовый зал вуза принимал множество почетных гостей. Он не раз становился свидетелем ярких страниц в истории Казанского университета, связанных с именами великих людей. Так, в разные годы его посещали Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, президенты РТ Минтимер Шаймиев и Рустам Минниханов, председатель КНР, президенты Финляндии, Турции, Туркмении; а также академики АН СССР, лауреаты Нобелевской премии, артисты. Студенты 1920-х годов сохранили в памяти встречу с Владимиром Маяковским 24 января 1927 года. Почти через полвека с этой же сцены прозвучала поэма «Казанский университет» в исполнении автора — Евгения Евтушенко.
Точная дата открытия зала неизвестна, по некоторым сведениям, это произошло летом 1825 года; в ожидании посещения Казани императором Александром I была закончена отделка всех внутренних помещений и все приготовлено к приему высокого гостя, но император не прибыл в Казань.
В июле 1941 года зал на несколько дней был превращен в общежитие эвакуированных сотрудников Академии наук СССР. В начале 1970-х годов в центральной стене была сооружена ниша и в ней установлена мраморная фигура Ленина работы скульптора Н. Томского. В 1987 году была проведена научная реставрация зала. Документы, фотографии, изыскания опытных ленинградских реставраторов позволили в максимальной степени возродить его исторический облик конца ХIХ века. Реставраторы ликвидировали лепку и роспись на стенах, введенные в оформление зала.
Место революционного крещения Ленина
С актовым залом вуза связано революционное крещение Владимира Ленина. Именно здесь 4 декабря 1887 года состоялась знаменитая сходка казанских студентов, имевшая резонанс не только в России. В том году студенческие волнения прокатились по многим вузам страны.
Отметим, что актовый, а ныне «Императорский» зал, где воспроизведены интерьеры второй половины XIX века, входит в структуру музея истории КФУ, в которую, в свою очередь, входит Мемориальная аудитория №7 («Ленинская»), где сохранилась парта студента Ульянова.
В комплекс музея входят также аудитория юридического факультета, зал Н.И. Лобачевского и выставочный зал, где представлен постоянный раздел «линия научной обороны» — о вкладе ученых Академии наук СССР в победу в Великой Отечественной войне в период эвакуации академических институтов в Казань (1941—1943 гг.)
комментарии
Просто комментатор учился в другом Казанском университете.
В том КГУ, где каждый студент - даже гуманитарий - мог "взять"интеграл и логарифм.
Вы можете?
А 80% нынешних студентов КФУ не могут...
Вот комментатор и расстраивается...
Хотя в реальной жизни абсолютному большинству выпускников КГУ эти "интегралы" были по"интегралу" (не нужны).
Но самое главное профессора КГУ были свободны (относительно конечно) в творчестве.
А не работают ныне, как и во всех университетах мира - секретарями и секретаршами вышестоящих "начальников".
Молодой (чуть больше 20 лет) профессор Н.И.Лобачевский взяли и выбрал для творчества несуществующую геометрию.
И стал доказывать,что сумма углов в треугольнике может быть не равна 180 градусам.
И получал за это зарплату.
Если бы неэвклидова геометрия не была открыта в 19 веке, то в нынешних университетах 21 века на нее гранд не выделили бы - нет практического приложения.
Вот и приходится профессорам работать секретарями и секретаршами...
99% великих открытий, сделанных в Казанском университете и вошедших в копилку мировой науки, были сделаны, когда университет был Императорским.
И все знают, что его зовут не "Палпатин".
Ему же за же за это деньги платят.
Каждый зарабатывает как может.
При бородатых (Ленине и Троцком) в КУ было гораздо хуже - профессора умирали от голода.
А ныне говорят в КФУ профессора получают по 70 тысяч, а доценты по 50.
Зал нужно назвать "Ханский".
Как быстро летит время...
Все изменилось в КУ.
Молодежи нравится.
А немногие оставшиеся "ветераны" прекрасно приспособились к новым порядкам.
А не приспособившиеся ушли на пенсию и живут"на свободе" на 10-20 тысяч рублей в месяц.
Так что все нормально - жизнь продолжается.
Тут пришло сообщение на сайте «Реальное время» о том, что «Актовый зал» Казанского государственного университета, так называл этот университет, так и далее буду его называть и помнить, переименовали в «Императорский зал». Зачем это было надо? Зачем отказываться от того названия, которое было почти сто лет за этим залом? Во имя чего? И что теперь в имени этого известного зала, в котором проходили сходки студентов университета, протестующие против замшелых и бездарных профессоров университета, против насаждения поповщины в учебный процесс, против императора, правящего в стране и тянущего страну в пропасть. В этом зале проходило много разных событий, но всегда этот зал был известен как «Актовый». Что же так тянет наших чиновников в империю? Особенно татар-чиновников. Ведь в те времена их предки были просто инородцами, используемых империей как пушечное мясо, как рабскую силу, как нечто инородное для нее.
Или вот никак не могут решить вопрос с памятником императрице Екатерине 2. Где его установить? Но вот вопрос, а зачем надо устанавливать императрице памятник? Если исходить из того, что такой памятник украсит город, но ведь для этого можно выбрать множество других известных лиц, которые ближе нам. Если исходить, что она что-то сделала полезное татарам, то и вреда не меньше.
В том и в этом случае есть одна большая идея – приучить нас к мысли, что мы живем в империи. Имперские атрибуты, исторические корни, величие страны, имперские походы и лица, которые должны стать нам знакомыми и близкими. Но вот проблема. А что империя дала нам татарам, и что дало нам освобождение от его оков? По-моему тут просто несоизмеримые по своей значимости исторические эпохи. Как бы не относиться к тому периоду, которое называют советским, для татар он был более значимым, более прогрессивным. Именно в этот период мы обрели хоть какую-то государственность, стали жить в неком государственном образовании, которая помогала нам идти вперед в своем развитии. Тот же ректор или тот же мэр получили в тот период образование, даже более того, они и смогли то занять свои должности, благодаря подъему национального самосознания. В той империи они были бы на обочине страны, с клеймом инородца. Так стоит ли сегодня тут в Казани пытаться возродить дух империи? Мне кажется не надо с этим заигрывать. Откат в прошлое и попытки реставрации духа того времени для татар противоестественен, а для всей страны вреден, так как реставрация империи грозит ей еще новыми потрясениями.
Настоящие татары всегда были империалистами...
Если бы Россия была унитарным, национальным государством (как Китай), то в России жили бы одни китайцы, извините, русские.
И главное - а о русских, чувашах, немцах, евреях, марийцах, башкирах и других этносах, живущих в Казани Вы задумывались?
Или только о татарах и их величии?
Чингизхан был империалистом.
Поэтому при нем все этносы и процветали.
Кстати, юридически Российская федерации имеет преемственность только от РСФСР, а Татарстан - не наследник Казанской губернии
И те которые сейчас называют себя русскими, ещё посмотрим, к кому они будут себя причеслять, когда власть поменяется!