Михаил Елизаров об исходе из ПЕН-центра: «Вы назвали фамилии людей, которые достаточно защищены и без центра»
Представители Татарского ПЕН-центра поддержали своих коллег из Москвы и осудили демарш Акунина, Сорокина и Макаревича
Первая рабочая неделя после новогодних праздников началась с «культурного» скандала. В его центре оказался Русский ПЕН-центр, миссия которого — защищать права писателей, поэтов и журналистов. Конфликт начал разгораться после исключения из числа его членов Сергея Пархоменко, следом за которым заявления о выходе из клуба написали более 30 его участников, включая Льва Рубинштейна, Бориса Акунина, Владимира Сорокина, Андрея Макаревича. Опрошенные «Реальным временем» писатели по этому поводу разделились на два лагеря: если Эдуард Лимонов и Михаил Елизаров вообще не придали скандалу значения, то в Татарском ПЕН-центре встали грудью на защиту политики руководства русского отделения.
В Русском ПЕНе раскол
Вокруг Русского ПЕН-центра снова разгорается скандал. После того, как в конце декабря писателя и журналиста Сергея Пархоменко исключили из организации «за провокационную деятельность, несовместимую с целями и задачами Русского ПЕН-центра, и высказывания, задевающие честь и достоинство личности», следом за ним от членства отказался целый ряд писателей. О своем уходе объявили Лев Рубинштейн, Борис Акунин, Владимир Сорокин, Андрей Макаревич, Олег Хлебников, Александр Иличевский, Павел Нерлер, Ольга Седакова, Нина Катерли и другие. Всего центр за три дня покинуло 29 членов. Заявление о выходе из руководства Русского ПЕН-центра в связи с расколом в организации написали также экс-министр культуры РФ Евгений Сидоров и уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович.
В свою очередь Петербургское отделение ПЕН-центра не только объявило, что последнее общее собрание центра 15 декабря было сфальсифицировано, но и направило от лица членов организации заявление о том, что они прекращают какой-либо контакт с московским отделением до тех пор, пока не будет проведено новое заседание без нарушений устава.
«Знаете, это все мелочь пузатая»
«Реальному времени» прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг Русского ПЕН-центра, Эдуард Лимонов, писатель, поэт, публицист и российский политический деятель. Тем, что происходит внутри центра, он не интересовался и не в курсе повода скандала.
— Я считаю, что это всегда была буря в стакане воды — жили-жили, а потом что-то не поделили. Чего они не поделили, если раньше жили? Я не член ПЕН-клуба и никогда не стремился быть членом чего-либо. Я и членом Союза писателей стал, поскольку сидел в тюрьме и адвокат сказал мне, что надо бы стать членом чего-либо, и, может быть, будет какая-то поблажка, — смеясь, рассказал Лимонов.
А вот новость об исключении из центра Сергея Пархоменко писателя и политического деятеля явно обрадовала: «Ну что можно сказать, Пархоменко заслуживает, чтобы его вообще выгнали отовсюду. Я надеюсь, что его выгонят еще откуда-нибудь», — все также с улыбкой в голосе прокомментировал собеседник издания. И продолжил: «Я не хожу ни на какие сборища, только на митинги, которые сам устраиваю. Знаете, это все мелочь пузатая. Кто такой Пархоменко, кто такой Рубинштейн, Акунин? Это люди какого-то пятого разряда. Я привык ориентироваться на Бродского, Солженицына. А про этих людей я даже не знаю, что сказать, какие-то литературные насекомые».
К слову, в 2002 году, во время заключения под стражей Лимонова, Русский ПЕН-центр пытался заступиться за него, правда, в письме в адрес генерального прокурора России Устинова его авторы еще раз напомнили, что взглядов писателя и его политики не разделяют.
Писательские игры и защита прав защищенных?
Далек от всей этой истории оказался и русский писатель, автор-исполнитель, лауреат литературной премии «Русский Букер» 2008 года Михаил Елизаров (фото на постере), который в ПЕН-центре никогда не состоял. Впрочем, как и в других писательских организациях.
— Мне кажется, это внутреннее дело ПЕН-клуба. Я не могу представить себе, какова ценность нахождения в нем. Насколько я понимаю, если кого-то исключили — это его статусу, да и вообще ничему не грозит. Это абсолютно какие-то бюрократические писательские истории, какие-то писательские игры. Если людям не лень кого-то принимать или выгонять, входить или выходить в знак протеста — то ради бога. Но я не вижу в этом ничего суперважного, и, поверьте, это уж точно никак не влияет на литературный процесс.
Основная цель ПЕН-клуба состояла и состоит в защите прав писателей. Говоря об этом, Михаил Елизаров заметил, что те, кто вышел из этого центра, в подобной защите вряд ли нуждаются.
— Вы назвали фамилии людей, которые, насколько я понимаю, достаточно защищены и без ПЕН-центра, поэтому я не понимаю, в каких правах эти люди могли быть поражены и от чего их нужно защищать. Хотя я не знаю, может быть, для определенного типа людей ПЕН-центр представляет материальную или иную ценность, но меня это абсолютно не интересует.
Корреспондент «Реального времени» также связался с лауреатом премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» Гузель Яхиной, однако собеседница издания историю с ПЕН-центром комментировать не стала, пояснив, что не готова отвечать на вопросы, не связанные с ее непосредственным участием.
«Эта пена по вопросу ПЕНа сойдет»
К слову, в Казани существует также татарское отделение международной писательской организации. В Татарском ПЕН-центре на данный момент состоят 29 членов. По словам президента организации Разиля Валеева, местное отделение в связи с отсутствием необходимости защищать татарских писателей в первую очередь направляет все силы на популяризацию татарской культуры. Поэтому они переводят татарские произведения на другие языки, принимают участие в различных собраниях международных центров по защите прав писателей. Разиль Валеев оказался не в курсе самой ситуации в Русском ПЕН-центре, но свою позицию «Реальному времени» обозначил его коллега, писатель и исполнительный директор татарского ПЕН-центра Ахат Мушинский. Собеседник издания от лица местного отделения организации полностью поддержал политику руководства Русского центра.
— ПЕН — это писательская организация, а в последнее время, после смерти директора и моего друга Саши Ткаченко, ПЕН начал крениться. Туда набрали совершенно не писателей: политиков, журналистов, общественных деятелей. И новые члены начали выдвигать свои требования, планы и выступать без общего согласия членов. Международный ПЕН — это правозащитная организация, но не политическая, — говорит директор Татарского ПЕН-центра.
Ахат Мушинский рассказал, что Татарский ПЕН был принят в международную организацию в 1996 году, и поддержали его тогда как раз Александр Ткаченко и президент Русского ПЕН-центра Андрей Битов, написав рекомендательное письмо. Говоря о скандале с Сергеем Пархоменко, директор татарского отделения заметил, что тот повел себя не по-мужски, в свое время назвав алкашом Андрея Битова.
Резюмируя, собеседник издания заметил, что он полностью поддерживает Русский ПЕН-центр и «надеется, что он не просто выживет, а со временем стряхнет с себя эти проблемы».
Существующее руководство русского ПЕН-центра также поддержал его член, поэт Алексей Остудин из Казани.
— Я за нынешнее руководство. Как говорил Столыпин: «Им нужны потрясения, а нам стабильная Россия», — с улыбкой прокомментировал он свое отношение «Реальному времени».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Для справки:
ПЕН-клуб — правозащитная международная ассоциация, основанная Джоном Голсуорси в 1921 году. Название клуба — ПЕН — аббревиатура от английских слов «poet» (поэт), «essayist» (эссеист), «novelist» (романист), складывающаяся в слово «PEN» — авторучка. Целью организации является содействие творческому сотрудничеству писателей всего мира. Целью ПЕН-клуба также является развитие практики художественного перевода. Организация поддерживает писателей, находящихся в тюремном заключении, испытывающих материальные трудности либо замалчиваемых политическими режимами, которые участники клуба определяют как репрессивные. Главной сферой деятельности ПЕН-клуба является защита писательских прав, борьба с цензурой, борьба за свободу слова, свободу личности.
Идею создать ПЕН-центр в СССР предложил в 1975 году писатель Владимир Войнович. Но образован Русский ПЕН-центр был уже в перестройку, в 1989 году. Тогда же он был принят в международный ПЕН-клуб.