«Хорошая Казань» по версии Ильи Варламова
Топовый российский блогер порадовался казанскому аэропорту, нерастаявшей кошке и неработающему велопрокату
Известный российский блогер Илья Варламов в своем «Живом журнале» выложил фоторепортаж по итогам своей поездки в Казань. Он разделил публикацию на две части — «Хорошая Казань» и «Плохая Казань». Публикуем первую часть.
Сегодня немного нарушу традицию и начну серию публикаций про Казань с «Хорошей Казани». Почему? Просто Казань — очень хороший город. Судите сами:
— Здесь в центре нет рекламы;
– Здесь хороший общественный транспорт и нет маршруток;
– Здесь понимают, что такое двор без машин;
– Здесь отличная туристическая инфраструктура, аэропорт, гостиницы и рестораны;
– Казань постоянно развивается и становится только лучше;
– Здесь реставрируют исторические здания, центр защищают от самостроя.
Самое главное — по Казани приятно гулять. За два дня я прошел почти 30 км по городу и получил огромное удовольствие от прогулки. По какому еще городу в России вы могли бы столько пройти? Только если по Питеру. В Казани неплохие общественные пространства и правильные приоритеты развития города. А это значит, что дальше город будет становиться только лучше. Кстати, в 2014 году департамент социологии Финансового университета при правительстве РФ составил рейтинг российских городов по качеству жизни. Казань оказалась в нем на третьем месте, после Тюмени и Москвы.
01. Начнем с прекрасного интерьера. Это уголок в «Доме чая» на Баумана, куда я зашел перекусить. Шикарное место. Пахнет, конечно, как в заводской столовой, но если не принюхиваться, то очень достойно. Напротив есть «Дом татарской кулинарии», где то же самое подают в 10 раз дороже на тарелках с вензелями. Хотите есть? Идите в дом чая.
02. В Казани отличный новый аэропорт. Тут свою роль сыграла Универсиада 2013 года. К ней ввели к эксплуатацию один реконструированный и один новый терминалы (1 и 1А), открыли новый диспетчерский пункт и реконструированную взлётно-посадочную полосу. Кроме того, в 2014 году в аэропорту Казани была внедрена автоматизированная система управления багажом. Раньше до вокзала (который находится почти в самом центре Казани), как и в Москве, курсировали «Аэроэкспрессы», но в этом году их убрали — теперь ездят электрички, которые значительно дешевле. В 2015 году аэропорт «Казань» во второй раз был признан лучшим региональным аэропортом России и стран СНГ. Кроме того, он стал первым российским аэропортом, удостоенным четырёх звёзд по версии консалтинговой компании Skytrax.
К чемпионату мира по футболу 2018 года казанский аэропорт планируют превратить в межрегиональный хаб с пропускной способностью до 5 млн пассажиров в год. Из минусов — бардак с такси. Стаи нелегальных таксистов вьются, как коршуны, и пытаются тебя схватить. Я честно пошел на стойку официального такси. «Сейчас вызову, машина будет через 10 (!!!) минут», — сказала мне девушка. 1100 рублей. Офигеть, почему я должен ждать в аэропорту такси 10 минут? Рядом стоял нелегальный таксист Ринат, который за 900 рублей на новенькой «Камри» довез до отеля.
03. При выезде на трассу стоит котик. Ринат очень удивился, что котик не растаял с наступлением весны: все были уверены, что это ледяная фигура.
04. В Казани есть что посмотреть. Очень хороший Кремль, вход свободный, на некоторые башни можно подняться.
05. По центру можно гулять целый день и получать огромное удовольствие. Вообще, в плане прогулок Казань уступает, наверное, только Питеру.
06. Панорама Казани.
07. Очень красивая Султановская мечеть. На мой взгляд, лучшая в Казани. Построена в 1867 г. на средства купца Усманова. Посмотрите, какая изящная.
08. Есть в Казани и неплохая советская архитектура. Понравилось здание технического университета им. А.Н. Туполева.
09. Из современной архитектуры стоит обратить внимание на Дворец водных видов спорта.
10. Проектировал его, кстати, Сергей Кузнецов, который сейчас стал главным архитектором Москвы.
11. Одно из самых крутых спортивных сооружений в стране.
12. Улица Баумана, одна из самых старых улиц Казани. Ее бы почистить от рекламы…
13. Хорошая пешеходная улица с красивыми отреставрированными зданиями.
14. На мой взгляд, самое крутое — это «Дом печати», построенный в 1933-1935 гг. Вроде как, сейчас здесь хотят сделать гостиницу.
15. Бывшая речка Булак. Набережные неплохо отреставрировали. Хорошее место.
16. В Казани мало проводов, красивые фонари и совсем нет наружной рекламы в центре.
17.
18. Зато много красивых старых домиков. Дом-музей Василия Аксенова.
19. Государственный музей изобразительных искусств.
20. Казань — один из немногих городов, которые активно занимаются реставрацией исторических зданий. Конечно, тут многое было уничтожено в ходе «зачистки» перед Универсиадой, но то, что осталось, решили поберечь.
За несколько лет были отреставрированы дом Кекина, номера Баранцева, дом-музей Ленина, гостиница «Казань» и ряд других зданий. Сейчас на очереди красивейший Петропавловский собор, здание гимназии Шумковой, завод Петцольда, где должен появиться лофт-квартал, и бывшая Шамовская больница.
21. В Казани бережно сохраняют детали…
22. Старые крепления для флагов, смотрите, какая прелесть.
23. Памятник Орджоникидзе.
24. Казань активно строится. Это большой плюс, приятно видеть, что город постоянно развивается. Есть проблемы, но о них поговорим в следующем посте, про плохую Казань.
25. Дворец бракосочетаний на берегу Казанки выполнен в виде чаши-казана. Вроде как, наверху есть смотровая, но я не добрался.
26. Жилой комплекс «Дворцовая набережная», новое татарское барокко ;). Издалека выглядит неплохо. Все остальное, что можно про него сказать, будет в посте про плохую Казань.
27. Приятные места сохранились еще в центре.
28.
29. В Казани много мест для прогулок. Хорошая набережная на озере Нижний Кабан.
30.
31. Здесь же еще одна пешеходная зона на улице Каюма Насыри.
32. Все отлично отреставрировано. Только брусчатки не хватает ;)
33. Может, еще положат?
34. Перейдем к дворам. В Казани борются с нелегальными объявлениями.
35. Народное благоустройство.
36. В Казани весьма неплохо выглядят обычные жилые дома. Подъезды отремонтированы. За все время я не увидел ни одного разрушающегося фасада. Причем в порядок приводят не только главный фасад здания, но и задний. Вот в старом доме отремонтировали подъезды.
37. Здесь укрепили и отремонтировали балконы. По всему городу меняют окна в домах, ремонтируют крыши.
38. Газовые трубы в Казани красят в цвета фасада, а не в желтый. В других городах так не умеют.
39. Еще бросается в глаза большое количество новых детских садиков. Их тут по несколько штук в каждом микрорайоне. Очередь в Казани огромная: из 48300 казанских детей, которые собираются пойти в детский сад, в 2015 году туда отправятся только 11600. Видимо, с этим и связан строительный бум.
40. За прошлый год в Казани появилось 28 новых детских садов, в этом году собираются открыть еще 20.
41. В старых дворах делают парковочные карманы, чтобы не ставили машины на тротуары. Много чистых и ухоженных дворов.
42. Видимо, субботник прошел недавно ;).
43. Очень милый двор в центре.
44. Очень неплохой парк Горького. В «нулевых» парк начал было приходить в запустение. Из-за строительства моста «Миллениум» территория парка сильно сократилась, была вырублена значительная часть деревьев. Но в 2013-14 годах была проведена его реконструкция. Например, тут появились «цветомузыкальные» фонтаны, хорошая детская площадка, спортивные площадки.
45. В ходе реконструкции аллеи были вымощены брусчаткой, дорожки — забетонированы, появились модные часы с указателями и «свободная зона», идеальная для валяния на траве или игры в футбол. Конечно же, не обошлось и без лежачих хипстер-лавок. Для белок построили домики, а еще тут есть площадка для игры в городки — правда, на ней редко кого можно застать.
46. Одна из последних идей, связанных с парком — строительство новой канатной дороги до стадиона «Казань-Арена». Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что поддержит этот проект, если он не испортит исторический облик города. Кроме того, в парке Горького собираются построить детский городок и шахматный городок.
47.
48. Вокзал. Опять же, все отремонтировано. Очень чистый и красивый вокзал. Территория вокруг патрулируется полицией, никаких пьяных, никакого мусора. На этот вокзал не стыдно приехать.
49. Перейдем к общественному транспорту. В Казани на центральных остановках есть электронные табло, показывающие время прибытия транспорта.
50. Еще понравилась схема движения автобусов. Наверное, лучшая схема в России. Впервые было понятно, на какой автобус мне садиться. Кстати, все остановки в общественном транспорте дублируются на трёх языках: русском, татарском и английском.
Теперь про сам общественный транспорт.
Казанскими трамваями и троллейбусами (а также метро) заведует МУП «Метроэлектротранс». Всего в городе 131 трамвайный вагон и 216 троллейбусов, общая длина маршрутов составляет 502 км. В часы пик на маршруты выходит 88 трамваев и 159 троллейбусов.
В Казани нет маршруток!!! Оказывается, ещё в 2008 году власти Казани взяли курс на ликвидацию маршруток и их замену на нормальный общественный транспорт. Как результат — в городе существенно меньше пробок, чем в других городах-миллионниках, а примером Казани вдохновляются другие регионы. Жители по маршруткам не скучают, но периодически жалуются на задержки в движении автобусов. Вероятно, МУП «Организатор пассажирских перевозок» необходимо увеличивать частоту рейсов и обеспечить более чёткое соблюдение расписаний.
52. Автобусы и трамваи в Казани красные, троллейбусы — зеленые. Казанский троллейбус не успел прийти в такой же упадок, как трамвай, даже беспощадные «нулевые» его не убили. В свой первый рейс он отправился 27 ноября 1948 года. К 2002 году количество маршрутов достигло 17, сейчас работают 11.
По улицам Казани курсируют, в основном, энгельсские ТролЗа «Оптима» и вологодские низкопольные «Авангарды». Но есть немало и более старых ЗиУ, например. Буквально в начале апреля город закупил ещё 15 новеньких «Оптима-2».
53. Мэр Казани в своих интервью вовсю рассуждает о том, что «будущее — за общественным транспортом, и особенно за такими экологичными видами транспорта, как троллейбусы, трамваи, метро». Так что есть надежда на то, что казанский троллейбус продолжит развиваться.
54. На бортах автобуса подробный маршрут.
Если покупать билет в салоне трамвая или троллейбуса, это будет стоить 20 рублей. Если же оплачивать поездку транспортной картой, она обойдётся, в зависимости от условий, в сумму от 10 до 18 рублей.
55. В Казани хорошее чистое метро.
56. Единственный минус метро — не всегда понятно время до прибытия поезда. И еще почему-то станции все в полумраке. Свет очень тусклый, непривычно.
57. Казанский трамвай — одна из самых старых трамвайных систем в России. По маршруту №5, который стал детищем Универсиады, сейчас ходят новенькие белорусские трёхсекционные трамваи АКСМ-843. Кроме того, в городе распространены усть-катавские трамваи 71-708, «Спектр» производства «Уралтрансмаша» и петербургские ЛМ-99. Про трамваи будет в «плохой Казани».
58. Еще в городе есть велопрокат ;) Пока не работает.
59. Этой весной Казань взяла пример с Москвы: в центре города были введены платные парковки. Правда, пока на территории, выделенной под платную стоянку, могут разместиться лишь 1250 автомобилей. Сейчас в городе работает 28 паркоматов. Стоимость одного часа парковки в центре — 50 рублей. Оплатить можно через паркомат, а также с помощью SMS или мобильного приложения. Каждое десятое парковочное место зарезервировано для инвалидов, для них парковка останется бесплатной. Неоплаченная парковка будет караться штрафом в размере 2,5 тыс. рублей.
Но в Казани есть не только уличные парковки. Сейчас в городе работает 17 многоуровневых и подземных паркингов, рассчитанных на 6 тыс. машино-мест, из них в центре расположены 10. Среди городов России Казань по обеспеченности парковочными местами занимает первое место. Казанцы ругаются, что пока пользование наземными парковками в центре не предполагает каких-либо абонементов. Для тех, кто работает в центре города, парковка с почасовой оплатой может оказаться слишком дорогой.
60. Мэр Казани признал, что популярности властям введение новых парковок не добавит: «Но мы не впервые с этим сталкиваемся. Прекрасно помним, какой шум стоял, когда мы пересаживали город с «Газелей» и «пазиков» на красные автобусы. За год мы поменяли 1100 автобусов, а весь автопром России, включая СНГ, выпускал в год 300 автобусов. Безусловно, есть нарекания к водителям, к расписанию, но сам комфорт низкопольных автобусов с двигателем «Евро-3» ни в какое сравнение не идет с тем, что было».
61. Казань — красивый европейский город.
62. Сюда обязательно надо ехать самим…
63. И везти сюда гостей.
64. За город не стыдно.
65. Центр продолжают строить…
66. Очень круто…
67. Казань можно смело ставить в один ряд с Москвой и Питером — это особые города, «не такие, как вся Россия».
68.
69. Есть ли в Казани что-то плохое? Есть, и очень много всего. Завтра поговорим про это! ;)
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Илья Варламов (7 января 1984 г., Москва) — российский бизнесмен, основатель рекламно-девелоперского агентства iCube. Более известен как блогер-фотолюбитель, автор блога в «Живом журнале» под названием «Безмятежность и доброта...», где выступает под ником zyalt. Ведет правозащитную общественную деятельность, являясь одним из организаторов проекта «Страна без глупостей». В 2011 году учредил антипремию «Стеклянный болт». Вместе с Максимом Кацем является автором организации «Городские проекты», деятельность которой направлена на изучение проблем и улучшений условий жизни в городах России. Активист велосипедного движения, с 2013 года является соучредителем компании «Колесо-Колесико» — официального дистрибьютора велосипедов Peugeot, Gitane, Definitive и Puch в России.
Как блогер-фотограф, Илья Варламов ведет популярный блог Zyalt, а также «Твиттер» varlamov. Во время различных политических акций российской оппозиции его блог в «ЖЖ» часто становится популярным источником информации и иллюстраций происходящих событий. В частности, Варламов снимал фото и размещал их в блоге в режиме онлайн с событий на Манежной площади, у торгового центра «Европейский», с «Маршей несогласных», «Дней гнева» в 2010-2011 годах.