Новости раздела

Казна Татарстана в ожидании «бюджетного навеса»

И снова исполнение консолидированного республиканского бюджета за 10 месяцев 2016 года идет с большим профицитом

Опубликованные результаты исполнения консолидированного бюджета Татарстана продолжают вселять надежду, что к концу сложного 2016 года казна республики будет сведена без чрезмерного напряжения. Большой профицит в октябре вселяет надежду на спокойное завершение года. Но, по мнению экономического обозревателя интернет-газеты «Реальное время» Альберта Бикбова, впереди два самых горячих последних месяца, когда расходы казны очень резко возрастают из-за так называемого «бюджетного навеса».

Налоги с граждан и акцизы компенсировали падение налога на прибыль

Доходы консолидированного бюджета Татарстана за 10 месяцев 2016 года составили 208,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с тем же периодом 2015 года на 7,6 млрд рублей или на 4%. И хотя этот маленький рост не перекрывает даже ожидаемую инфляцию в 5,7—5,8%, но в наши тяжелые времена и такой результат очень хорош. Как известно, доходы консолидированного бюджета Татарстана состоят из двух основных составляющих: собственные доходы бюджета Татарстана и межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции) из бюджета Российской Федерации. Начнем с последнего.

Объем межбюджетных трансфертов из РФ был снижен по сравнению с прошлым периодом на 5,7 млрд рублей или — 21%, что можно объяснить тем, что в I квартале 2015 года было произведено срочное финансирование мероприятий по подготовке и проведению XVI чемпионата мира по водным видам спорта 2015 года в Казани. На эти цели были предусмотрены ассигнования из бюджета РФ в размере 3 млрд рублей (постановление от 18 марта 2015 года № 248).

Так что после ухода «спортивной составляющей» 2015 года «ручеек» федеральных субсидий заметно истощился. Да и остальная экономия федерального бюджета на традиционных межбюджетных трансфертах из-за сложной финансовой ситуации в целом по стране вылилась в экономию (без спортивной составляющей) еще на 2,7 млрд рублей. Но, в связи с проведением в Казани в июне 2017 четырех футбольных матчей Кубка конфедераций FIFA, а также из-за подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в следующем 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой.

В следующем 2017 году «ручеек» федеральных субсидий по линии спорта станет опять полноценной рекой. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Казалось бы, такое масштабное «пересыхание» в виде недобора 5,7 млрд рублей по сравнению с прошлым годом должно было бы здорово осложнить жизнь татарстанским казначеям, но все оказалось иначе — собственные доходы татарстанского бюджета продемонстрировали отличную положительную динамику, что с лихвой позволило компенсировать секвестр поступлений из Москвы.

Собственные доходы консолидированного бюджета Татарстана (без межбюджетных трансфертов из Москвы) выросли по сравнению с 10 месяцами 2015 аж на 13,3 млрд рублей или на 8%. И это на фоне того, что в плачевном состоянии находятся практически все бюджеты регионов нашей федерации.

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — снизился на 2,2 млрд рублей или (–4%) и составил нарастающим итогом за 10 месяцев 2016-го сумму в 60,3 млрд рублей. Поступление налога на доходы физических лиц за 10 месяцев 2016 года возросло по сравнению с 10 месяцами 2015 года на 11% (+5 млрд рублей) и составило 49,9 млрд рублей, что произошло за счет увеличения заработной платы на ряде крупных предприятий республики, выплаты дивидендов, а также в связи с введением квартальной налоговой отчетности, позволяющей налоговым органам оперативно применять меры принудительного взыскания к должникам.

Как видите, снижение корпоративного налога на прибыль на 2,2 млрд рублей было аж в двукратном размере перекрыто увеличением НДФЛ на 5,0 млрд рублей. Граждане спасают бюджет республики от падения корпоративных прибылей!

Но не только граждане! Сложилась отличная положительная динамика по акцизам, которая и вытянула доходную часть бюджета. Здесь увеличение на 11,9 млрд рублей по сравнению с прошлым периодом (+70%) — обусловлено целым рядом факторов*:

  • Наибольшее увеличение поступления — в 26,4 раза (+6,1 млрд руб.) отмечается по акцизам на средние дистилляты (в т. ч. топливо печное) и дизельное топливо — в 1,9 раза (+3,6 млрд руб.) — в связи с увеличением объемов их производства, а также за счет увеличения с 01.04.2016 ставки акцизов на дизельное топливо и средние дистилляты на 27,5%. Всего за январь — октябрь 2016 г. поступило акцизов на средние дистилляты 6,3 млрд руб., на дизельное топливо 7,6 млрд рублей. По акцизам на бензин автомобильный за январь — октябрь 2016 г. поступления составили 4,7 млрд руб. и увеличились относительно аналогичного периода 2015 г. на 45,3 % (+1,5 млрд руб.) — за счет увеличения с 01.04.2016 ставки акциза на автомобильный бензин класса 5 на 34%, на бензин, не соответствующий классу 5, — на 24,7%.
  • По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию поступление в январе— октябре 2016 г. возросло относительно аналогичного периода 2015 г. в 1,3 раза (+4,6 млрд руб.) и составило 18,5 млрд руб. — в связи с ростом производства алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%.

* данные взяты с официального сайта ФНС

Хватит ли займов и доходов, чтобы справиться с «бюджетным навесом»?

Фактические расходы бюджета за 10 месяцев 2016 года оказались немногим меньше (–5%), чем в аналогичном периоде 2015-го и составили 189 млрд руб. Почти все крупные статьи расходов оказались профинансированы на уровне прошлого года. Но по статье «расходы на ЖКХ» и по статье «национальная экономика» был изначально принят более жесткий бюджет, нежели в 2015 году, поэтому по обеим этим статьям наметилось некоторое отставание (16%).

Понятно, что если доходы бюджета растут (+4%), а расходы, наоборот снижаются (–5%), то неизбежным следствием является профицит бюджета. Доходы, таким образом, превысили расходы.

По итогам 10 месяцев 2016 года профицит консолидированного бюджета составил 19,1 млрд рублей. Сумма профицита стала немногим меньше августовской, когда был отмечен рекордный профицит в 22,6 млрд рублей. Но все же это существенно больше по сравнению с сопоставимым периодом 2015 года, когда профицит бюджета по исполнению за январь — октябрь был всего 1,2 млрд рублей. При этом не забывайте, каким экстремально сложным для экономики был январь 2016-го, когда резко до $27 за баррель падали мировые нефтяные цены!

Успехи на бюджетной ниве подвигли законодателей уменьшить планируемый дефицит консолидированного бюджета РТ по итогам всего 2016 года до 10,8 млрд рублей. А ведь ранее, на протяжении 8 месяцев 2016 года, Минфин РТ планировал только увеличение дефицита консолидированного бюджета!

В Татарстане пока все хорошо, но в целом по России — плохо. По России дефицит консолидированного бюджета РФ в январе — октябре 2016 года составил 1,6 трлн руб. Президент России Владимир Путин 24 ноября 2016 года подписал закон с поправками в федеральный бюджет 2016 года, в котором дефицит бюджета увеличивается с 2,36 до 3,034 трлн рублей, или 3,7% ВВП. Закрывать столь огромную «дыру» придется за счет резервных фондов. По состоянию на 01.11.2016 объем средств Резервного фонда РФ составил 2,0 трлн рублей (уменьшение с начала года на 1,6 трлн рублей), а объем средств Фонда национального благосостояния РФ составил 4,5 трлн рублей (уменьшение с начала года на 0,7 трлн рублей). Таким образом, за 10 месяцев текущего года объем средств в наших «кубышках» уменьшился на 2,3 трлн рублей, так что перспективы российского бюджета в 2017 — 2018 гг. выглядят, мягко говоря, невеселыми. Хотя по новому варианту федерального бюджета президент одобрил почти полное исчерпание Резервного фонда уже в 2016 году.

У нас же, даже при огромном текущем профиците консолидированного бюджета РТ продолжаются заимствования по бюджетным кредитам из Москвы. Согласно долговой книге Республики Татарстан, объем внутреннего долга у нас составил на 1 ноября 2016 года 94,7 млрд рублей (где 84,86 млрд рублей — бюджетные кредиты из Москвы, а 9,8 млрд рублей — гарантии в иностранной валюте за ОАО «КАМАЗ»).

Хочется обратить внимание на такую деталь — задолженность по бюджетным кредитам перед Москвой выросла на 0,8 млрд рублей в апреле 2016-го (впервые с июня 2015-го). А в июне 2016-го дополнительно заняли еще 4,1 млрд рублей. Правда, в августе вернули 2,2 млрд рублей из взятых ранее федеральных бюджетных кредитов. Так что чистый прирост по федеральным бюджетным кредитам с начала года всего 2,7 млрд рублей.

Вроде бы и заняли не так уж много, но все же долги приходится наращивать, чтобы закрыть ожидаемый дефицит бюджета 2016-го, а он достаточно большой — 10,8 млрд рублей. Его планируется частично покрыть за счет остатков бюджетных средств на счетах казначейства на начало года — это 3,8 млрд рублей, но остальную сумму придется, по всей видимости, занимать. То, что у нас такой большой бюджетный профицит за 10 месяцев, пока еще ничего не значит. Два последних месяца могут полностью разрушить эту идиллию. И все из-за такого явления, как «бюджетный навес». Он образуется из-за того, что в декабре бюджет несет фактически двойной расход по зарплатам, пенсиям и прочим социальным выплатам января, выдаваемым перед Новым годом. Вдобавок к ним прибавляются расходы по закрытию госконтрактов в последние месяцы года. Так что конец года в нашей казне всегда жаркий — ежемесячные расходы возрастают примерно в 1,5—2 раза от средних значений.

Увеличение задолженности по бюджетным кредитам вряд ли можно рассматривать как негативный фактор, ведь они берутся на 3 года по ставке 0,1% годовых, что даже при нынешней низкой инфляции можно расценивать как подарок. Так что смысл и логика в действиях татарстанского Минфина имеются. Главное — не подойти к ограничениям, наложенным Бюджетным кодексом РФ (не более 100% от доходов). Весь госдолг РТ по состоянию на 1 ноября 2016 года составил 40,0% от запланированных годовых доходов бюджета, что не является критичным уровнем.

Есть еще один путь — сокращать расходы. Но! Делать это очень трудно — мешают первоочередные и социально значимые расходы, которые просто невозможно не финансировать в полном объеме. В плановом бюджете на 2016 год они составили 74,7% от общего объема расходов. Но, надеемся, что до этого сокращения дело не дойдет, а недостающие суммы будут закрыты за счет займов у федералов или за счет роста доходов бюджета республики.

Консолидированный бюджет РТ за 10 месяцев 2016 и 2015 годов (в млрд рублей) по фактическому исполнению

СТАТЬИ

10 МЕСЯЦЕВ 2016

10 МЕСЯЦЕВ 2015

АБС. ИЗМ.

ОТН. ИЗМ.

1. Доходы бюджета

208,1

200,5

7,6

4%

1.1. Собственные доходы бюджета

186,9

173,6

13,3

8%

1.1.1. Налог на прибыль

60,3

62,5

-2,2

-4%

1.1.2. НДФЛ

49,9

44,9

5

11%

1.1.3. Налог на имущество

26,7

28,3

-1,6

-6%

1.1.4. Акцизы

29

17,1

11,9

70%

1.1.5. Налог на совокупный доход

7,6

7,1

0,5

7%

1.1.6. Доходы от использования госимущества

3,1

2,8

0,3

11%

1.1.7. Штрафы, санкции

3,3

3,5

-0,2

-6%

1.2. Безвозмездные поступления (трансферты)

21,2

26,9

-5,7

-21%






2. Расходы бюджета

189

199,3

-10,3

-5%

2.1. Образование

54,7

55,6

-0,9

-2%

2.2. Национальная экономика

50,6

60

-9,4

-16%

2.3. Здравоохранение

26,9

26,4

0,5

2%

2.4. Социальная политика

19,8

20,2

-0,4

-2%

2.5. ЖКХ

10,8

12,9

-2,1

-16%

3. Профицит бюджета

19,1

1,2

17,9


Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров