Новости раздела

Казанский «Тиокомпозит» намерен скупить всю серу у нефтеперерабочиков

Как казанская компания научилась использовать серные остатки в отрасли дорожного строительства и возведения защитных сооружений

Ежегодно мировая нефте- и газопереработка генерируют порядка 70 млн тонн серы. Из них 50 млн тонн потребляются в качестве сырья для производства серной кислоты, удобрений, средств защиты растений и прочих химикатов. Соответственно остаются невостребованными 20 млн тонн. Только в регионах Ближнего Востока, где добывается лучшая по своим характеристикам нефть, к 2016 году было накоплено более 12,5 млн тонн серных излишков. В регионах, где добывается высокосернистая нефть, в частности, США и Канаде, эти цифры еще существеннее. Спрашивается, куда девать все это накопленное «добро»? Ответ: самой большой емкостью в плане потребления излишков могла бы стать отрасль дорожного строительства и возведения защитных сооружений. Казанская компания «Тиокомпозит» заявляет о готовности забрать все излишки серы, образуемые в республике в процессе переработки нашей вязкой высокосернистой нефти, то есть 300 тыс. тонн минерала.

Отсталая Россия

Тема использования серы в строительстве, надо признать, не нова. Да что там — она хорошо укладывается в смысл поговорки о хорошо забытом старом. Впервые бетон, где в качестве вяжущего — одного из двух основных компонентов материала, была применена сера, был получен еще в 30-х годах прошлого века. В 70-х тема пережила свой ренессанс — в это время американские и канадские дорожники стали использовать серобетон в качестве альтернативы традиционному асфальтобетону. Позднее заинтересованность в продукте проявила Япония, которая, в частности, стала активно использовать материал в производстве систем канализации и водоснабжения. Относительно недавно на рынок стали выходить новички — ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Турция: там серобетон также используется при строительстве систем канализации, водоснабжения и водоводов.

Россия же на этом рынке пока не присутствует, хотя на постсоветском пространстве тему «ведут» порядка 40 научных групп, участники которых к настоящему моменту защитили множество кандидатских и докторских диссертаций. В крупнотоннажное производство материал из-за почти полного отсутствия внедренческих компаний — посредников между учеными и предприятиями так и не поступил. Сегодня о своей готовности выступить в роли связующего звена заявляет казанское ООО «Тиокомпозит», созданное в 2014 году как совместное предприятие Центра нанотехнологий РТ и Казанского завода автомобильных фургонов.

«Волшебная» добавка

Вкратце о самой технологии. В производстве серобетона используется не сера как таковая, а серный сополимер — полученное с использованием модификаторов вещество, цепочки молекул которого состоят из множества структурных звеньев.

По своим основным свойствам серобетон превосходит традиционный бетон, изготовленный на основе портланд-цемента — он устойчив к воздействию кислот и щелочей, массово применяемых в производстве дорожных противогололедных реагентов, не впитывает в себя воду, а следовательно, ему не страшен так называемый «переход через ноль», ему нипочем соленая вода, он пластичен, а кроме того, его можно красить, имитируя, таким образом более благородные природные материалы, например, гранит, мрамор или патину. Специалисты говорят, что бетон с такими свойствами можно сделать и на основе портланд-цемента, но тут уже встает вопрос соотношения цена/качество.

Кроме того, процесс производства серобетона куда менее металло- и энергоемок, чем производство традиционных бетонных конструкций: последние сначала формуются в специальных формах, потом либо выдерживаются в течение 28 суток, либо обрабатываются в специальных пропарочных камерах в этом случае срок «созревания» сокращается до 10 суток. В случае с серобетоном доставать готовую к употреблению конструкцию из опалубки можно уже через час.

Наконец, серобетон может изготавливаться из отходов производства, например, из карьерных отсевов, единственное нынешнее предназначение которых — это рекультивация карьеров и месторождений полезных ископаемых или золо-шлаковых отходов. Что важно — серобетон сам подвержен рециклингу: отслужившее свое конструкции дробятся, плавятся и потом используются повторно.

Однако простое копирование уже существующих технологий лишено экономического смысла — производитель оборудования, как правило, сам же выпускает и модификаторы, с помощью которых сера превращается в серный сополимер.

Участок для эксперимента

Генеральный директор «Тиокомпозит» Евгений Храмов, физик по образованию, впервые занялся темой серных сополимеров еще в 2004 году, когда работал научным сотрудником КФУ. Тогда, правда, изучался вопрос их использования в резино-технической промышленности. Впоследствии спектр был расширен, и Храмов с коллегами (многие из них сегодня работают в компании) начали работать над применением серных сополимеров в производстве строительных материалов. Эта работа продолжалась без малого 12 лет. К моменту создания компании у Храмова и его коллег уже были наработки, которые можно было смело внедрять в серийное производство.

Впоследствии компанией была разработана и построена опытная установка по производству изделий из серобетона; были произведены опытные работы, результатом которых явилась уникальная, по словам Храмова, технология производства крупногабаритных изделий из серобетона. Первые заказы на разработку технологии формования систем канализации и водоснабжения компания получила из Казахстана.

Первым контрактом ООО «Тиокомпозит» в сфере дорожного строительства стал заказ на прокладку 350-метрового экспериментального участка дороги, выполнить который компания должна в следующем году. В этом случае будет использована технология постнапряжения (дорожные плиты укладываются не просто вплотную друг к другу, а в так называемые пакеты с шипом и пазом; далее через пакет протаскивается арматурный канат, который затем натягивается), позволяющая укладывать дорожную одежду на облегченное дорожное основание.

Однако в данном случае главная фишка не в технологии постнапряжения как таковой (ее активно, в том числе и перед президентом РТ, продвигает академик Марсель Бикбау, генеральный директор Московского института материаловедения и эффективных технологий), а в том, что используемые на участке плиты и будут изготовлены из серобетона, чьи свойства позволяют едва ли не кратно увеличить продолжительность межремонтного периода, а значит, снизить эксплуатационные расходы.

Храмов к тому же утверждает, что помимо экономии, использование искусственного щебня из серобетона может отчасти решить колоссальную для республики проблему с дефицитом марочного щебня: ежегодная потребность дорожников республики в минерале составляет порядка пяти млн тонн, на территории региона он не добывается, а его доставка с месторождений увеличивает стоимость минерала с 400 до 1 100 рублей за тонну.

Однако зайти и закрепиться на этом рынке очень непросто — учитывая цену одного километра дороги (в Татарстане, к примеру, строительство одного километра дороги регионального значения может обходиться бюджету в сумму до 50 млн рублей), «новичков» здесь с распростертыми объятиями не ждут.

Серьезным препятствием для массового внедрения данной технологии в дорожное строительство является и нормативная база, которой руководствуется отрасль: до сих пор дорожники работают по ГОСТам и СНИПам, разработанным и принятым еще в 70-е годы. Понятно, что требования документов, «рожденных в СССР», уже давно не соответствуют нынешним нагрузкам на дорогу, трафику и т. д. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что недавно по инициативе ПАО «Газпром» были разработаны два новых ГОСТа — на модифицированную серу и смеси серобетонные и серобетоны, однако это только начало большого пути.

— Должен пройти как минимум год с момента начала эксплуатации участка, однако уже сейчас для нас дорожное строительство — одно из перспективных направлений, — уверяет Храмов. — Это будет если не сама укладка дорожного полотна, то строительство систем водоотвода, укладка бордюрного камня и т. д. Будут и новые опытные участки, причем не только на территории РТ, — говорит Храмов.

Северный завоз

Впрочем, дорожное строительство — пусть и перспективное, но далеко не единственное направление, в котором собирается развиваться компания.

— Сейчас большой интерес к теме проявляют добывающие компании, в частности, «Газпром», «Лукойл» и РАО ЕЭС, — рассказывает Евгений Храмов.

Если верить Храмову, большая технология интересна и металлургическим предприятиям, генерирующим сотни тысяч тонн серы и вынужденным складировать ее у себя в силу неоправданно дорогой логистики.

— Огромные залежи серы скопились, например, у «Норильского никеля». Выход — строить завод по производству изделий из серобетона вблизи предприятия и поставлять их дальше, на север, — поясняет руководитель компании.

Пока единственное производство, которое имеется в распоряжении у «Тиокомпозит» — мобильный завод, представляющий из себя несколько агрегатов, расположенных на четырех 16-метровых автомобильных платформах.

Завод является собственной разработкой компании. В 2015 году она была удостоена Гран-при отраслевой выставки «Газ. Нефть. Нефтехимия». Сумму, в которую обошлись проектирование и строительство завода, Храмов не раскрывает, ограничиваясь пространным «десятки миллионов рублей». Однако это все равно минимум вдвое дешевле, чем покупка импортного аналога, «заточенного» к тому же на работу с импортными модификаторами. При максимальной загрузке завод способен производить 20 тонн изделий из серобетона в час.

— Этого достаточно, чтобы удовлетворить текущий спрос, но явно недостаточно, чтобы говорить о серьезных заказах — для этого производительность должны быть как минимум впятеро больше, — признается Храмов.

Непаханое поле

Оценивая потенциальную емкость рынка изделий из серобетона, Евгений Храмов ссылается на подсчеты ВНИИГАЗа, согласно которым в 2020 году потребность в материале по России составит не менее 1 млн тонн, а к 2040 году — не менее 10 млн тонн.

Арктика скажет здесь если не решающее, то очень веское слово — суровый северный климат делает практически непригодными к использованию традиционные строительные материалы. Однако интересен и юг, особенно морские регионы, нуждающиеся в особо стойком к воздействию солей материале для строительства береговых и портовых сооружений. Возможно, компании удастся выйти на рынок стран АТР, в частности, Индонезии, Шри-Ланки и Ирана.

В оценке нынешних финансовых показателей своей компании Храмов довольно скромен: «Пока наши обороты исчисляются миллионами рублей». Однако уже в ближайшие три года выручка компании, по подсчетам Храмова, должна вырасти минимум до одного миллиарда: уже сегодня «Тиокомпозит» заявляет о своей готовности — правда, в перспективе — перерабатывать всю образующуюся в республике в процессе нефтепереработки серу.

Часть прибыли компании должно обеспечить строительство мобильных и в большей степени стационарных заводов по производству изделий из серобетона, стоимость строительства которых оценивается минимум в 300 млн рублей. В качестве основных заказчиков Храмов видит, опять же, нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и металлургические предприятия, генерирующие сотни тысяч тонн серы.

Татьяна Колчина

Новости партнеров